Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (средний дошкольный возраст коррекционная группа) Тема: «Насекомые»
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasekomye_srednyaya_gruppa1.docx | 786.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 6 первой категории»
Конспект НОД
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
(средний дошкольный возраст
коррекционная группа)
Тема: «Насекомые»
Подготовила: Коркина Н. Н.
учитель - дефектолог
Чебаркуль, 2019
Конспект НОД
Образовательная область: Познавательное развитие
Вид НОД: по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Возраст детей: средний дошкольный возраст (коррекционный)
Тема: «Насекомые».
Интеграция с другими образовательными областями: социально - коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое развитие; физическое развитие.
Цели и задачи НОД:
Познавательное Систематизировать представления детей о многообразии насекомых Южного Урала. Развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие, все виды памяти, произвольное внимание. Развивать наглядно – образное мышления, операции сравнения, обобщения. Способствовать развитию воображения, фантазии.
Социально – коммуникативное развитие Р.К. Воспитывать бережное отношение к живой природе (растениям, насекомым). Подвести к мысли о том, что насекомые – живые существа, они нуждаются в защите и помощи человека. Обратить внимание детей на то, что насекомые могут приносить пользу и вред. Учить детей общаться со сверстниками, при необходимости помогать друг другу.
Речевое развитие Обогащать пассивный и активный словарь по теме «насекомые». Используя элементы мнемотехники, учить детей понимать содержание произведения с помощью дополнительных вопросов, рисунков – схем, мимики, жестов. Поощрять речевые высказывания воспитанников, развивать чувство ритма, желание рассказать несколько строк с выражением. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; отвечать на вопросы полными предложением.
Художественно – эстетическое развитие. Продолжить знакомить детей с русским фольклором на примере потешки «Божья коровка, улети на небо…». Познакомить дошкольников с произведением В. Бирюкова «Жук проснулся». Объяснить детям, что каждое насекомое по – своему красиво, необычно.
Физическое развитие. Развивать мелкую и общую моторику. Уточнить правила безопасного поведения в природе (укус комара, клеща, осы).
Оборудование и демонстрационный материал для педагога: карточки с изображением насекомых (пчела, бабочки, жука, пчелы, мухи, кузнечика, комара); произведение В. Бирюкова «Жук проснулся»; рисунки – схемы к потешке про божью коровку и жука, увеличенная «зашумлённая картинка» с изображением жука и бабочки.
Для детей: «зашумлённые картинки» с изображением бабочки и жука, чёрно – белый рисунок с травой и божьими коровками, наклейки»бабочки», цветные карандаши.
Подготовительная работа: наблюдение на прогулке за жизнью муравьёв, мух, бабочек; уточнение представлений о многообразии насекомых в нашей местности. Наблюдение за явлениями, происходящими в живой и неживой природе с приходом весны. Чтение произведения К. Чуковского «Муха – цокотуха», беседа по содержанию прочитанного; рассматривание открыток с изображением насекомых, подборки детских журналов «Лунтик».
Примечание: детям среднего дошкольного возраста с ОВЗ трудно соотнести настоящих живых насекомых с насекомыми, изображёнными на картинках и открытках. По – этому, мы с детьми снача рассматриваем насекомых, которые встречаются в жизни детей (комар и комариный укус, мёд и пчела, вредная муха, бабочка на цветке). Только после этого мы переходим к изучению открыток и детским журналам. У моих воспитанников страдают все виды памяти, к нам на помощь приходят сказочные герои из мультфильма про Лунтика. (Пчела – баба Капа, божья коровка – Мила, червяк – Корней Корнеич, кузнечик – Кузя). Я советую родителям вместе с детьми смотреть 1 – 2 серии поучительного мультфильма о жизни насекомых, о дружбе и хороших поступках.
Ход занятия
1. Сообщение темы занятия. Систематизация представлений о весне.
Дефектолог: -Посмотрите в окно, какое время года наступило? (Поздняя весна). Какие приметы поздней весны вы заметили по дороге в детский сад? (Ответы детей). Молодцы. (Можно предложить вниманию детей карточки или схемы с изображением весны.)
2. Уточнение представлений о насекомых. Развитие долговременной памяти (слуховой, зрительной, тактильной).
Дефектолог: - Как одним словом назвать комара, бабочку, жука, пчелу? - «Насекомые». (При ответах детей на доску выставляются карточки с изображением насекомых. Педагог обращает внимание детей на то, что это не настоящие живые насекомые, а их увеличенные изображения:рисунки, муляжи или фотографии.)
- Где живут насекомые? (В траве,на деревьях, на кустах, на цветах, в песке). - Что кушают насекомые? (Дети среднего дошкольного возраста с ОВЗ не всегда понимают слово «питаются», поэтому лучше использовать другие слова и выражения.)
3.Упражнение на развитие слухового внимания и памяти.
Дефектолог: – А сейчас проверим, какие вы внимательные. Я называю насекомых, когда скажу слово «жук», вы хлопаете те в ладоши и изображаете е жужжание жука Ж-Ж-Ж. (Задание можно усложнить: называть не только насекомых, но и животных. Услышав название насекомых, дети хлопают в ладоши, при слове «жук» - жужжат как жуки. Можно хлопать в ладоши и пищать как «комар» звук З –З- З. Всё зависит от того, какой согласный звук поставлен и автоматизирован у детей.)
4.Развитие зрительного восприятия и внимания. Зашумлённые картинки.
Дефектолог: - Перед вами картинки с насекомыми. Какие насекомые «спрятались?» (Перед детьми на столах карточки с изображением жука и бабочки. У педагога на доске увеличенное изображение такой же картинки.Дети называют насекомых. Если позволяет время, то можно предложить воспитанникам обвести по контурам цветными карандашами бабочку или жука.)
5.Развитие наглядно – образного мышления. Отгадывание загадки про жука.
Дефектолог: - О каком насекомом говорится в загадке?
Он рогатый и усатый,
Разноцветный, шестилапый,
Может ползать и летать,
И жужжать, жужжать, жужжать.
Педагог выставляет карточку с изображением жука. В процессе чтения загадки можно показывать на себе «рожки», «усы», «много ног», «крылья». Используя эти движения детям легче отгадать загадку.
6. Первичное чтение стихотворения «Жук проснулся» В. Бирюкова с рассматриванием иллюстрации в книге. Педагог показывает иллюстрацию из книги и одновременно читает наизусть стихотворение:
Под листочком
Жук проснулся,
Потянулся и встряхнулся,
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
7. Беседа по содержанию прочитанного.
- О каком насекомом рассказывает автор? - Что сделал жук, когда проснулся? - Как вы понимаете слово «встряхнулся»? (Можно показыть в движении.) – Какие части тела и головы он помыл? (Объясняем детям, что у человека – «живот», а у насекомого- «брюшко». Предварительно проводим работу по значению слова «роса».)
8. Развитие слуховой, двигательной, зрительной памяти, произвольного внимания. Заучивание стихотворения.
- Сегодня мы с вами выучим (запомним) стихотворение про жука, а помогут нам рисунки - схемы. Педагог медленно читает каждую строчку стихотворения и вывешивает на доске рисунки – схемы.
Под листочком - Кто внизу: жук или листочек? | |
Потянулся и встряхнулся, (Проснувшийся жук и две стрелки вверх – вниз.) - В каком настроении жук проснулся? (в весёлом) - Что жук сделал? (Потянулся – потягиваемся – стрелка вверх; встряхнулся – потряхиваем кистями рук – руки вниз) | |
Брюшко, нос, глаза, усы (Показываем на рисунке у жука брюшко, нос, глаза, усы.) (Покажите, где у вас брюшко – живот, нос, глаза, усы?) Что такое роса? (капелька воды) |
|
8. Развитие слуховой памяти. Рассказывание стихотворения наизусть: дети вместе с педагогом, по «желанию» у доски, индивидуально каждым ребёнком, родителями. (Дети очень любят рассказывать стихотворения у доски, они пользуются указкой, показывают нужные картинки. Главное, они не боятся сделать ошибку, не испытывают страха перед неправильным ответом. Обязательно нужно похвалить каждого воспитанника.)
9. Развитие наглядно – образного мышления. Загадка о божьей коровке.
Она на солнышке сидит,
И усами шевелит.
Красная спинка в чёрную точку,
Кто пасётся на листочке?
– Правильно, это божья коровка (на доске – карточка с изображением божьей коровки).
10. Дефектолог: - Когда ваши родители были маленькими, они пели песенку про божью коровку. Давайте попросим их спеть. (Поют заранее подготовленные родители. Если на занятии нет родителей, можно включить аудиозапись или спеть самой):
Божья коровка
Улети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки,
Всем по одной,
А тебе ни одной...
11. Разучивание песенки с помощью рисунков – схем. (Дети по – разному воспринимают цветные иллюстрации в рисунках - схемах. Кто – то отвлекается и застревает на деталях; кто – то интересуется сюжетом. Моим детям легче запоминать чёрно – белые изображения, но божья коровка напечатана на красной бумаге, облака – на синей. Остальные картинки – черно – белые. А первое стихотворение про жука было в цветном изображении, там важно было привлечь внимание детей к зелёному листочку, весёлому жуку и к голубой капле росы.)
Божья коровка улети на небо (Рисунок божией коровки и облаков.) |
|
Там твои детки (Две весёлые маленькие божьи коровки.) | |
Кушают конфетки. (Две конфетки) | |
Всем по одной, А тебе ни одной... (Одна конфета и цифра 1). |
12. Развитие всех видов памяти, внимания, речи.
Рассказывание стихотворения наизусть: дети вместе с педагогом, по «желанию» у доски, индивидуально каждым ребёнком, по командам «мальчики» - «девочки». (Так как в подгруппах по пять – шесть воспитанников, то у дефектолога есть возможность спросить каждого ребёнка.)
13. Развитие зрительного восприятия, произвольного внимания.
Дефектолог: - Перед вами карточки с божьими коровками. Посчитайте, сколько божьих коровок на рисунке (пять). Раскрасьте их красным карандашом. Посмотрите, у божьих коровок есть подружки – бабочки. Возьмите по одной бабочке – наклейке, отклейте специальную бумагу и «посадите» бабочку на травку. (Если время позволяет – дети раскрашивают зеленым карандашом траву. Если времени нет – задание можно предложить выполнить дома).
14. Итог занятия – Сегодня на занятии мы учили стихотворения про насекомых. Какое стихотворение понравилось больше всего? Кто может рассказать стихотворение без схем – опор? (На первый вопрос отвечает каждый ребёнок, на второй – по желанию.) Дефектолог предлагает воспитанникам дома рассказать эти стихотворения членам семьи.
Используемая и цитируемая литература
1.Бирюков, В., Жук проснулся. – СПб «Издательство "Речь"»
2. Народный фольклор (автор неизвестен) Божья коровка…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Признаки осени»
Цель: обобщить материал по теме, сформировать представление о признаках осени, жизни животных в осенний период.Задачи:Образовательные: дать представление о характерных признаках осени в неживой ...
Занятие-презентация по разделу:Ознакомление с окружающим миром и развитие речи на тему : "Ребенок и социокультурное окружение"
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию занятие-презентацию по разделу "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" на тему "Ребенок и социокультурное окружение". Презента...
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Тема: «Путешествие по зимнему лесу»
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития старшего ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с умственно отсталыми детьми ( 2-ая младшая группа) "Вечерний Круг"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет с ЗПР по теме "Дикие животные"
Конспект к презентации. Расширение и углубление знаний детей с ЗПР по теме "Дикие животные"...
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (старший дошкольный возраст) Тема: Творчество Агнии Львовны Барто
В век компьютерных технологий современные родители практически не читают детям стихи и сказки известных советских писателей. Как прививать интерес детей к художественным произведениям, знакомить с тв...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. Тема: «В мире насекомых»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром. Вторая младшая группа. ...