Коррекционно-развивающая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
рабочая программа

Терехова Юлия Анатольевна

Коррекционно-развивающая программа предназначена для занятий с учащимися 2-4 классов , обучающихся по АООП  УО вариант 9.1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrek.razv_._4_klass.docx36.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

   ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03                                e-mail:cenreab@dszn.ru

Утверждаю

 Директор ГБОУ ТРОЦ

«Солнышко»

____________ Л.И.Пономарева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

на 2018-2019 учебный год

 4Б   класс

Учитель: Терехова Ю.А.

 Рассмотрено на заседании МО                            Заведующий образовательным отделением                                                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»                                                  ______________Т.Е. Максименко

протокол №____ от «___»______2018г                  «___»____________2018г                                                                                              

Руководитель ШМО____________      

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

     Коррекционно-развивающая программа предназначена для  учащиеся  2-4 классов с интеллектуальной недостаточностью.

Низкий уровень развития психомоторных и сенсорных процессов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 2-4 классов по специальной (коррекционной) школы  затрудняет знакомство с окружающим миром , в связи с замедленностью, недифференцированностью, узостью объема восприятия, нарушением аналитико-синтетической деятельности, специфическими недостатками памяти присущим детям.

Данная программа предназначена для решения  проблемы сенсорного развития умственно отсталых детей.

  • Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество.
  • Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Программа составлена для детей с ОВЗ обучающихся по АООП УО (вариант 1) , для 2-4 классов.

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное представление, об окружающей действительности способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в общество.

 Задачи программы:

  • формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины;
  • развитие слухового восприятия;
  • исправление недостатков моторики;
  • коррекция зрительно-моторной координации;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • формирование целенаправленности движений и действий.

Коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г.

 Вид программы по времени реализации: долгосрочная (136 часов в каждом классе по 2 часа в неделю).

Настоящая программа составлена в соответствии, рассчитана на 3 года обучения:

  • для 2 класса – 68 часов;
  • для 3 класса – 68 часов;
  • для 4 класса – 68 часов.

На каждый класс выделено 2 часа в неделю.

Эффективно разделение детей на группы по общей способности к обучению, что подтвердили многолетние педагогические исследования (В.В. Воронкова, С.А. Мирский, Н.П. Павлова, и др.), психологические исследования (И.В. Белякова, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, и др.).

Количество участников групповых занятий 4- 5 человек.

Временные рамки продолжительности занятий: продолжительность занятий 20-25 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Планируемые  результаты: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны научиться:

— ориентироваться на сенсорные эталоны;

— узнавать предметы по заданным признакам;

— сравнивать предметы по внешним признакам;

— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

— давать полное описание объектов и явлений;

— различать противоположно направленные действия и явления;

— видеть временные рамки своей деятельности;

— определять последовательность событий;

— ориентироваться в пространстве;

— целенаправленно выполнять действия по инструкции;

— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

— опосредовать свою деятельность речью.

На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).

Содержание программы

Программа состоит из следующих этапов:

1. Предварительный этап

Включает в себя диагностику уровня развития сенсорных процессов, мелкой и крупной моторики. Набор групп для коррекционных занятий.

2. Основной этап

Данный этап предполагает реализацию коррекционных занятий. Программа коррекционных занятий состоит из следующих разделов:

  1. Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки.
  2. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено.
  3. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
  4. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
  5. Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей.
  6. Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами.
  7. Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия и слуховой памяти».
  8. Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах.
  9. Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально.

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 2 к 4 классу. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка.

3. Заключительный этап

На данном этапе проводится повторная диагностика, сравнение полученных данных, информирование педагогов и родителей о результатах коррекционно-развивающей работы.

Особенности организации занятий

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе занятия, должна дополняться индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных детей.

Тематический план курса занятий «Развитие моторики и сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.

Структура занятия:

1 этап. Вводный (2- 3 мин.) На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.

2 этап. Основной (16-20 мин.) Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиотерапия).

3 этап. Заключительный (2 мин.) На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.

Методы и приемы реализации программы

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно совместной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

В процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приёмы:

  • совместные действия ребёнка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
  • действия детей по образцу;
  • действия с контурными изображениями, использование приёмов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных игрушек, картинок и т.п.;
  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;
  • использование рисунков и аппликаций в процессе других уроков.

Материально технические условия

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики;
  • оборудование для занятий музыкой, изобразительной деятельностью;

.

Календарно-тематическое планирование занятий по программе

«Развитие сенсорных процессов и психомоторики детей с  интеллектуальной недостаточностью»,  4класс, 3-й год обучения по программе

(68 часов)

Название раздела, тематика занятий

Кол-во часов

Дата

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

2

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т.д.)

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)

Работа в технике «рваной» аппликации

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

14

1

1

1

2

2

2

2

1

1

1

Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Упражнения в раскатывании пластина. Лепка.  

Игры с крупной мозаикой

4

1

1

1

1

Кинестетическое и кинетическое развитие        

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется»

Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра)

Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

4

1

1

1

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)

Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»)

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета)

Различение предметов по величине (большой - маленький)

Сравнение 2-х предметов по высоте и длине

Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

Конструирование объемных предметов из составных частей (3-4 детали)

Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале

18

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога)

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. «Сравни предметы»

Дидактическая игра «Какой детали не хватает» (у стола-ножки, у стула - спинки, у ведра - ручки)

Дидактическая игра «Что изменилось (3-4 предмета)    

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

5

1

1

1

1

1

Восприятие особых свойств предметов

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий);

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Развития обоняния (приятный - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху»

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

4

1

1

1

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). Дидактическая игра «Узнай на слух»

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Прослушивание музыкальных произведений

Различение речевых и музыкальных звуков

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

5

2

1

1

1

Восприятие пространства

Ориентировке на собственном теле (правая /левая/ рука/нога)

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.)

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, последний)

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая /левая/ сторона)

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

7

1

1

1

1

1

1

1

Восприятие времени

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков времён года: лето, зима, осень

Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий.

Имитация действий, соответствующих людям, животным и растениям в разные части суток (днём, ночью, утром) по подражанию действиям взрослых и по возможности по словесной инструкции.

5

2

1

2

.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 2004
  2. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПБ., 2005.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь: Избр. психолог, ис-след. М., 1991..
  4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 2006, 96 с.
  5. Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В статье освещается опыт использования  развивающих компьютерных программ  в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...

Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе

Тема.  Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Рабочая программапо коррекционно-развивающему курсу«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...

Программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (инте...