Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
рабочая программа

Рабочая программа

по коррекционно-развивающему курсу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sensornoe_razvitie_4_klass.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

***********************************************************************

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

************************

Рабочая программа

по коррекционно-развивающему курсу

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

4 класс

на 2018/2019 учебный год

Составитель: Иванова Н.А.,

учитель-дефектолог,

первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» адресована обучающимся 4 класса и является частью системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими «Адаптированной основной общеобразовательной программы» образования обучающихся с легкой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ****************, посредством преодоления и/или ослабления имеющихся у них недостатков в психическом развитии, а так же создание оптимальных условий для личностного развития и успешной адаптации и социализации в обществе.

        

  1. Нормативно-правовые документы

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
  • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253;
  • приказом от ************«Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказом от ************«Об организованном начале 2018-2019 учебного года»;
  • приказом от ************«Об организации дополнительного образования обучающихся, воспитанников».

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в учебном плане образования представлен в части, формируемой участниками образовательных отношений и относится в коррекционно-развивающей области.

Методологическим основанием программы является авторская программа Л.А.Метиевой и Э.Я.Удаловой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

  1. Цель, задачи

Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • обогащение чувственного познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойствах   предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовых координаций;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий,
  • улучшение навыков общения, умения взаимодействовать со сверстниками, взрослыми.

  1. Общая характеристика коррекционно-развивающего курса

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в учебном плане образования представлен в части, формируемой участниками образовательных отношений и относится в коррекционно-развивающей области.

Программа соответствует современным требованиям общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, обусловлена необходимостью более полной реализации идеи индивидуализации обучения, учитывает готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности, оказания комплексной дифференцированной помощи детям.

Теоретическую основу программы составляют концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.

В программе четко просматриваются два основных направления работы:

1.Формирование знаний сенсорных эталонов

2. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» включает в себя следующие разделы:

  1. Развитие моторики, графомоторных навыков.
  1. Тактильно-двигательное восприятие.
  1. Кинестетическое и кинетическое развитие.
  1. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
  1. Развитие зрительного восприятия.
  1. Восприятие особых свойств предметов.
  1. Развитие слухового восприятия.
  1. Восприятие пространства.
  1. Восприятие времени.

Содержание коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

  1. Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» (26 часов) решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. В содержание раздела включается: развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем); обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога; развитие моторики рук; пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением; совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание); обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур; рисование бордюров; графический диктант (зрительный и на слух); вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений; работа в технике объемной и рваной аппликации.
  2. Раздел «Тактильно-двигательное восприятие» (12 часов). Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема), поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщенное представление о самом объекте. В содержание раздела включается: определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие-жесткие, мелкие-крупные); восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая); нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных; работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание); игры с сюжетной мозаикой; развитие осязания (теплее-холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник); рифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее-легче-самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
  3. Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» (12 часов) предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве. В содержание раздела включается: формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.); выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений., выразительность движений: имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
  4. Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» (22 часа) является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. Ученые констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным функциям, что свидетельствует о незавершенности в этих возрастных фазах процессов сенсомоторного развития. В содержание раздела включается: соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки; сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов; сравнение двух объемных геометрических фигур круга и овала; комбинирование разных форм из геометрического конструктора, сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий); сопоставление частей и деталей предмета по величине; составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины; цветовой спектр; цвета теплые и холодные; узнавание предмета по его отдельным частям; составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей); составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
  5. Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» (12 часов) обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. В содержание раздела включается: совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза; рисование бордюров по наглядному образцу; тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор»; составление картинки из разрезных частей; нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки); сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами; упражнения для профилактики и коррекции зрения.
  6. Решение задач раздела «Восприятие особых свойств  предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» (10 часов)  способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. В содержание раздела включается: развитие осязания (теплее-холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник); различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение; определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость); измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры; иифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
  7. Раздел «Развитие слухового восприятия» (10 часов). Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности.  Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. В содержание раздела включается: определение направления звука в пространстве (справа-слева-спереди-сзади); выполнение действий по звуковому сигналу; различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений; развитие чувства ритма.
  8. Работа над разделом «Восприятие пространства» (10 часов) имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. В содержание раздела включается: ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше-ниже, левее-правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов; развитие пространственного праксиса; моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога; ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги; деление листа на глаз на 2 и 4 равные части; пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
  9. Раздел «Восприятие времени» (15 часов) предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал. В содержание раздела включается: определение времени по часам; объемность времени (сутки, неделя, месяц, год); длительность временных интервалов (1ч, 1мин, 1c.); времена года, их закономерная смена.

Все разделы программы взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка. Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в обязательную часть учебного плана образования, реализуемый в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные формы организации:

Занятия проводятся по специально составленному расписанию, в соответствии с учебным планом, в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий. Из расчёта по 40 минут на групповые занятия и  25 минут на индивидуальные.

Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей. Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

Курс имеет безоценочную систему прохождения материала.

Участники: учитель-дефектолог, учащиеся 4 класса, родители (законные представители) обучающихся.

Принципы, определяющие содержание программы коррекционной работы:

- принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;

- принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;

- принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменения в их личности;

- принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционных курсов с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

- принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы;

- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
  • Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности).
  • Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками;
  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности,  интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

  1. Планируемые результаты

В результате целенаправленной деятельности на занятиях школьники должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Уровень овладения  минимальный:

Уровень овладения достаточный:

  • Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
  • Дорисовывать незаконченные изображения.
  • Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
  • Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
  • Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
  • Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
  • Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
  • Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
  • Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
  • Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
  • Действовать по звуковому сигналу.
  • Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
  • Определять время по часам.
  • Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий.
  • Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
  • Пользоваться элементами расслабления.
  • Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
  • Смешивать цвета, называть их.
  • Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
  • Находить нереальные элементы нелепых картинок.
  • Определять противоположные качества и свойства предметов.
  • Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
  • Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
  • Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов.
  • Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
  • Определять возраст людей.

  1. Направления работы и характеристика их содержания

Программа реализуется в течение учебного года по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.

Диагностическая работа.

Дефектологическое обследование обучающихся проводится два раза в учебный год: в сентябре и в мае.

Содержание:

  • Сбор и анализ информации по обучающимся 4 класса (изучение личных дел и медицинских карт обучающихся, беседы с классным руководителем и родителями (законными представителями) обучающихся).
  • Организация и проведение дефектологического обследования обучающихся
  • Написание рабочей программы.
  • Составление расписания занятий.
  • Планирование работы.
  • Регуляция и корректировка планирования, документации, расписания и др.

Коррекционно-развивающая работа.

Дефектологические занятия с обучающимися в 4 классе проводятся в соответствии с расписанием.  Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от  дефекта и скорости усвоения материала обучающимися. Внесение изменений в план будет зависеть от степени тяжести нарушений и уровня успешности детей. Темы могут повторяться или исключаться из плана на усмотрение учителя-дефектолога по результатам дефектологической работы. При необходимости курс коррекционно-развивающих занятий повторяется на индивидуальных занятиях.

Консультативная работа.

Цель: обеспечение единства в понимании и реализации системы коррекционной работы с обучающимися всеми участниками образовательного процесса.

Формирование полноценной учебной деятельности обеспечивает включение в коррекционную работу всех участников образовательного процесса, что позволяет повысить ее эффективность.

Взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) осуществляется средствами консультативной и информационно-просветительской работы.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении конкретных учащихся;

- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:

- индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары;

- анкетирование педагогов, родителей (законных представителей);

- разработка методических материалов и рекомендаций для учителей и родителей (законных представителей).

4. Информационно-просветительская

Цель: разъяснение участникам образовательного процесса индивидуальных и типологических особенностей обучающихся, особенностей организации и содержания  их обучения и воспитания.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает:

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

- оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

- психолого-педагогическое просвещение педагогов с целью повышения их психолого-педагогической компетентности,

- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности.

  1. Этапы реализации программы

Этапы

Время проведения

Результат этапа

Подготовительный этап

(информационно-аналитическая деятельность)

1-2 неделя сентября

2018 г.

Оценка контингента обучающихся для учета развития детей, определения их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической базы

Основной этап (организационно-исполнительская деятельность и регулятивно-корректировочная деятельность)

Со 2 недели сентября 2017 г. по 2 неделю мая 2019 г. включительно

Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность при специально организованных условиях обучения, воспитания, развития, социализации детей.

Внесение необходимых изменений  в образовательный процесс и процесс сопровождения детей, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Заключительный этап (контрольно-диагностическая деятельность)

Со 2 недели мая 2019 г.

Соответствие созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и адаптированных образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

Материально-техническая база реализации программы соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам  охраны труда работников образовательных организаций, предъявляемым к кабинету.

По целенаправленному оснащению и применению кабинет условно разделен на следующие рабочие зоны:

  • учебная зона (доска, парты, стулья);
  • зона индивидуальной работы (стулья, парта для индивидуальных занятий);
  • игровая зона (атрибуты для подвижных игровых упражнений, игрушки), игры для развития сенсорных процессов;
  • методическая зона (учебно-методический и дидактический материал: альбомы  и методический материал для дефектологического обследования, наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры, опорные таблицы, наглядный и раздаточный материал для коллективной и индивидуальной работы, рабочие тетради, альбомы).
  • зона релаксации, развития моторики, дыхания (записи с релаксирующей музыкой и звуками природы, пальчиковый театр, игры на развитие дыхания).

1. Учебно-методическая:

  • Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно-методические материалы – М.: Владос, 2010.
  • Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе - М.: Школьная пресса, 2008.
  • Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательную школу. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  • Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие – М.: АСАДЕМА, 2001.
  • Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова «Развитие сенсорной сферы детей». Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. : Просвещение, 2009г.
  • Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. – Ярославль: «Академия развития», 1999.
  • Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития – М.: АСАДЕМА, 2001.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1- 4 классы. / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М. Просвещение, 2008.
  • М.М. Семаго Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов – М.: Аркти, 1999.
  • Уфимцева Л.П. Диагностические материалы для работы с умственно отсталыми школьниками /Л.П. Уфимцева, Е.В. Благодатская //Специальная психология. – 2007.
  • Стребелева Е.А Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога /Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  • «Альбом обследования» содержит речевой, наглядный и практический материал для обследования всех сторон устной речи, письменной речи, сенсомоторики и сенсорных процессов.

2. Материально-техническое:

  • ТСО: компьютер, электронные образовательные ресурсы
  • функционально ориентированные игрушки и пособия
  • полифункциональные  игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики
  • природный материал
  • оборудование для занятий, музыкой, ритмикой
  • разнообразный арсенал техники арттерапии
  • иллюстративный и образно-символический материал
  • наглядно-графические модели
  • нормативно-знаковый материал 
  • материалы и принадлежности для изобразительной деятельности

  1. Диагностические материалы

«Обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов»

Раздел

Содержание

1

Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича)

      Оценка статического равновесия

      — сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

      Оценка динамического равновесия

      — преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2

Оценка ручной моторики

      — выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

      — координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

      Тесты зрительно-моторной координации:

      — срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

      — срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца

3

Оценка тактильных ощущений

      — узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

      — узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4

Оценка владения сенсорными эталонами

Тесты цветоразличения

      — раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

      — называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

      Различение формы

      — группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

      В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

      Восприятие величины

      — раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

      — ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5

 Оценка зрительного восприятия

— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

— узнавание контурных изображений (5 изображений);

— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

6

Оценка слухового восприятия

— воспроизведение несложных ритмических рисунков;

      — определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

      — определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

7

Оценка пространственного восприятия

— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

      — выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

      — конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

8

Оценка восприятия времени

      — с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

      Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

      Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:

      — «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;

      — «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;

      — «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.

  1. Планирование коррекционно-развивающей работы

Учебно-тематический план

Наименование разделов, тем

Количество часов

Обследование детей (начало года)

8

Развитие моторики, графомоторных навыков.

26

Тактильно-двигательное восприятие.

12

Кинестетическое и кинетическое развитие.

7

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

22

Развитие зрительного восприятия.

12

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений).

6

Развитие слухового восприятия.

10

Восприятие пространства.

10

Восприятие времени.

15

Обследование детей (конец года)

8

ИТОГО:

136 часов

Календарно тематическое планирование

136 часов, 4 часа в неделю

Раздел. Тема.

Кол-во часов

Дата

Обследование детей

8

Развитие моторики, графомоторных навыков

26

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога)

2

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

3

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога (поворот направо — два шага вперед — один шаг назад), словесный отчет о выполнении

3

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

4

Графический диктант с усложненными заданиями

3

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник)

3

Дорисовывание симметричной половины изображения

4

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко)

4

Тактильно-двигательное восприятие

12

Тонкая дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, деревянный, горячий)

2

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной

4

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами)

2

Игры с мелкой мозаикой

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

7

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий

3

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

2

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

2

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

22

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом

2

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету

3

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4—5 предметов

3

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

3

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

2

Определение постоянных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет»

1

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

4

Узнавание предмета по одному элементу

2

Узнавание предмета по словесному описанию. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

2

Развитие зрительного восприятия

12

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2—3-предметных (сюжетных) картинок)

2

Нахождение нелепиц на картинках

2

Дидактическая игра «Лабиринт»

2

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

3

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз

3

Восприятие особых свойств предметов

6

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее и т. д.), словесное обозначение

1

Дифференцированное восприятие ароматов (запах фруктов, цветов, парфюмерии). Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху»

1

Упражнения в измерении веса предметов на весах

1

Определение противоположных качеств предметов (чистый — грязный, темный — светлый, вредный — полезный)

1

Определение противоположных действий, совершаемых с предметами (открыть — закрыть, расстегнуть — застегнуть, одеть — раздеть)

1

Развитие слухового восприятия

10

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных)

1

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). Дидактическая игра «Определи самый громкий (высокий) звук»

1

Развитие слухомоторной координации. Дидактическая игра «Запрещенный звук»

2

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

2

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения

3

Дидактическая игра «Угадай по голосу»

1

Восприятие пространства

10

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции

2

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве

2

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений

2

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате)

2

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом)

2

Восприятие времени

15

Определение времени по часам

3

Длительность временных интервалов. Дидактическая игра «Береги минутку»

2

Работа с календарем и моделью календарного года

3

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1

Последовательность основных жизненных событий

4

Возраст людей

2

Обследование детей

8

Список литературы:

  • Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество.  М.«Просвещение».
  • Башаева Г.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. Ярославль.
  • Венгер А.А. Восприятие сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М..
  • Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Раб. Книга – М.
  • Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.
  • Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва. – М.
  • Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов. – М.
  • Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары.
  • Методика психомоторной практики./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
  • Развитие внимания. Пособие для практических психологов, воспитателей./ Под ред. Н.Я. Большуновой. – Бердск.
  • Разина М.С. Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых. СПБ. «Кристалл».
  • Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.
  • Сенсорное воспитание в детском саду. /Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М.
  • Фомина Л.В. Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте 5-6 лет – М., ТЦ «Сфера».
  • Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПБ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"

Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование  по классам, список литературы....

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для 5 класса

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с интеллектуальной недостаточностью (5 класс)...

Рабочая программа дефектологического сопровождения курс " Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" разработанна для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Срок ре...