Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью по теме: «Звук и буква "О"»
план-конспект
Чтение - это совокупность речевой и познавательной деятельности. Оно тесно связано не только с произношением, интонацией, ритмом, но и с пониманием речи. Поэтому работа учителя-логопеда при обучении чтению умственно отсталых детей заключается не только в обретении и совершенствовании навыков устной и письменной речи, но и в совершенствовании тонкой и общей моторики, развитии процессов внимания, мышления, памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_o.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ: Познакомить с новым звуком и буквой «О».
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- Формировать умения и навыки выделять слова, которые начинаются со звука «О».
- Обучать чтению буквы «О».
- Учить проводить звукобуквенный анализ слова.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать межполушарные связи.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Корригировать слуховое восприятие, память на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.
Воспитательные:
- Воспитывать старательность.
- Воспитывать мотивацию к обучению.
ОБОРУДОВАНИЕ
- Букварь;
- Фланелеграф;
- Сюжетные и предметные картинки;
- Касса букв;
- Красные и синие кружочки (звукобуквенный анализ);
- Пластмассовые буквы «А», «У», «М», «О» и мешочек;
- Красный шнурочек;
- Буква «О» из наждачной бумаги;
- Предметы, похожие на букву «О» - сушки, зеркальце, очки, часы, камешек.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1 часть – вводная.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
2 часть – основная.
- Повторение.
- Звуковая «зарядка» (Приготовить пластмассовые буквы «А», «У», «М»).
- Как гудит пароход? (у-у-у-у-у-у) (Найди и выбери букву «У»).
- Как мама укачивает дочку? (а-а-а-а-а) (Выбери букву «А»).
- Как сердится медведь? (м-м-м-м) (Выбери букву «М»).
- Мы сейчас произносили звуки. Они бывают гласными и согласными.
- Постановка целей урока.
- Сейчас мы отправимся в удивительное путешествие, познакомимся с новым звуком и буквой (работа на фланелеграфе). Мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О-о-о! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о-о! Прислушайтесь к слову «ОСТРОВ». Какой первый звук вы слышите? («О»).
- Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой «О», будем учиться выделять звук «О» в словах и читать букву «О».
- Изучение нового материала.
- Артикуляционная гимнастика
«Лопаточка»: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек.
«Вкусное варенье»: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 10 раз.
«Часики»: высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно, то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 10 раз.
«Лошадка»: присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 раз.
- Характеристика звука «О»:
- Посмотрите, звук «О» обозначается буквой «О» - это его фотография.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
- Произнесем еще раз звук «О» вместе со мной. Что делает наш ротик? Рот открыт, округлён, звук без каких-либо препятствий, свободно проходит. Если звук свободно проходит, не встречая преград во рту, его можно спеть, значит это какой звук? (Гласный).
- Так как это гласный звук, то в каком домике живет буква «О»? (В красном). Если звук живет в красном домике, мы обозначаем его красным кружком.
- Давайте хорошо рассмотрим букву «О» и запомним её.
• Тактильное восприятие (буква «О», вырезанная из наждачной бумаги). Потрогайте букву «О» пальчиками, а теперь закройте глаза и ещё раз потрогайте, проведите по ней пальчиком.
- Запомнили, какая она? (на ощупь - шершавая, по форме - круглая!)
• Нарисуйте пальчиком в воздухе букву «О». Молодцы!
- На что похожа буква «О»? Демонстрация натуральных предметов, похожих на букву «О»: сушки, часы, круглое зеркальце, галька, очки. Посмотрите, что я сегодня принесла. Все эти предметы похожи на букву «О». Давайте вместе с тобой их внимательно рассмотрим. В конце урока я угощу вас вкусными, кругленькими, как буква «О», сушками!
- Артикуляционный уклад. Игра «Веселые человечки».
Посмотрите – это картинки с человечками. Вам необходимо угадать
какой из изученных звуков произносит человечек («А», «У», «О»).
- Словарная работа - выделение звука «О» в начале слова, характеристика звука. Выберите те картинки, слова которых начинаются со звука «О».
- Физкультминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья сделал справно,
Клювиком почистил пух,
И опять за парту - плюх!
- Закрепление материала
- Используем красный шнурок. Сделайте букву «О» из красного шнурочка. Как вы думаете, почему шнурочек красного цвета? (потому что звук «О» - гласный звук)
- Работа с Букварем. Найдите большую и маленькую буквы «О». Обведите их пальчиком.
- Работа с кассой букв. Нахождение в кассе буквы «О», складывание слогов.
- Игра «Чудесный мешочек» (в мешочке лежат пластмассовые буквы «А», «У», «М», «О»). Не подглядывая, на ощупь, необходимо найти среди четырех букв, лежащих в мешочке, изученную сегодня букву «О».
- Физкультминутка для глаз
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино. Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
3 часть – заключительная.
- Вспомните, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы и теперь я с удовольствием угощу вас сушками! Урок закончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего комплексного занятия с использованием ИКТ для детей среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Продукты питания. Морепродукты»
сформировать представления о морепродуктах и способах их приготовления...
КОНСПЕКТ Коррекционно-развивающего занятия с использованием ИКТ по социально-бытовой ориентировке с детьми среднего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью «Огонь – наш друг или враг»
Закрепить у детей понятие противопожарной безопасности, понимать необходимость соблюдения правил ротивопожарной безопасности...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ РУЧНОГО ТРУДА
Социальная адаптация ребенка — это сложный и многогранный процесс, затрагивающий ряд философских, биологических, психологических и педагогических категорий, таких как: личность, адаптация, общение, со...
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломная работа по олигофренопедагогике....
Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Коррекционные упражнения для детей младшего школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного и подросткового возраста с ОВЗ".
Аннотация. Пояснительная записка. Список литературы...