Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного и подросткового возраста с ОВЗ".
рабочая программа по психологии
Аннотация. Пояснительная записка. Список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ovz.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное специализированное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения
«Областной социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних»
Принято на заседании Методического совета ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Протокол от «_»__________202_года
№ ________
Согласовано:
Заместитель директора по воспитательной и реабилитационный работе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ________ И.Д. Полежаева «_» ________ 202_года
Утверждаю:
Директор
ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» ________Р.А. Ермаков
Приказ от
«_» _______ 202_года
№ _________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
психолого-педагогической направленности
«Коррекционно-развивающая программа для детей младшего школьного и подросткового возраста с ОВЗ»
Возраст обучающихся: 7 - 17 лет
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Ответственные:
педагог-психолог
Старченко Светлана Сергеевна,
педагог-психолог
Фадеева Ирина Олеговна
Белгород 2022
Содержание
1. Пояснительная записка. Теоретическое обоснование программы….…….……3
2. Основные методы программы……………………………………….…..….………4
3. Ожидаемый результат…………………………………………………………...…...5
3. Описание занятий…………………………………………………………………..…5
4. Тематический план коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья…………….………………………....…..6
Приложение №1 Цикл коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями ………………………………………………....……7
Список литературы……………………………………………………………….…..123
Пояснительная записка. Теоретическое обоснование программы
Актуальность. Одной из приоритетных задач государства в настоящее время является обеспечение государственных гарантий – доступности и равных возможностей для обучения и развития всех категорий граждан, в том числе, и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации в процессе направленного развития, учитывая степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь идёт о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации и интеграции их в общество. Эти проблемы возможно решить при помощи занятий по психомоторному и сенсорному развитию.
Дети с ОВЗ представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми развивающими потребностями, т.к. по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности они отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений.
Такие дети испытывают большие трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей прежде всего следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
Периодически в нашем Центре проходят реабилитацию дети, имеющие ОВЗ. Такие дети имеют временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Для успешной адаптации к учебной деятельности, формирования высших психических функций и речевого развития у детей с ОВЗ нами была создана коррекционно-развивающая программа.
Психокоррекционный процесс рассчитан на 1 учебный год и представляет серию занятий проводимых как в индивидуальной, так и подгрупповой форме.
Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 1 академический час. Частота занятий: 1 раз в неделю.
В работе с воспитанниками используется типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, АPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Данная программа составлена с учётом возрастных и специфических особенностей детей с ОВЗ, содержит использование различного рода игровых ситуаций, дидактических материалов, способной сделать познавательную деятельность более привлекательной, значимой и легко воспринимаемой для воспитанников.
Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дать ребенку с ОВЗ правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
Задачи программы:
- развитие познавательной активности учащихся,
формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения; - формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
- формирование устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка
социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения
Содержание программы определено с учётом дидактических принципов, которые для детей с ОВЗ приобретают особую значимость.
Принципы коррекционно-развивающей работы с воспитанниками:
- Систематичность.
- Подача материала от простого к сложному.
- Повторяемость материала.
- Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных.
- Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
- Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
- Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
- Соблюдение необходимых условий для развития личности воспитанника: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Ожидаемый результат
Цикл предложенных занятий станет для детей с ОВЗ отличным средством развития познавательной активности учащихся; умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи.
У детей будут более развиты память, мышление, речь, воображение.
Немаловажным фактором выступает то, что прохождение данного цикла занятий поможет детям с ОВЗ адекватно выражать свои эмоции и чувства, что будет способствовать созданию доброжелательной атмосферы в реабилитационных группах.
На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта дети с ОВЗ получат правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации их психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
Описание занятий
Коррекция и развитие познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы детей с ОВЗ представляет собой комплекс занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Эта совокупность обеспечивает как обогащение знаний детей об окружающем мире, активизации их словарного запаса и развития связной речи, так и формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, находить черты сходства и отличия, классифицировать предметы, делать обобщения и выводы.
Общая структура занятий остаётся такой же, что и для всех коррекционных занятий:
1 часть: "Разминка", в которую включены упражнения для профилактики нарушений зрения, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, настрой на предстоящую деятельность.
2 часть: "Основная", в которую включены упражнения по теме.
3 часть: "Заключительная", в которой подводятся итоги занятия, проводится "рефлексия".
Внимание!!!: в процессе планирования занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень интеллектуального развития каждого ребёнка.
Тематический план коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальной недостаточностью
№ п/п | Занятие | Тема занятия | Время |
1. | Занятие №1 | "Времена года. Осень" | 1 ч. |
2. | Занятие №2 | "Времена года. Зима" | 1 ч. |
3. | Занятие №3 | "Растения" | 1 ч. |
4. | Занятие №4 | "Занятия людей" | 1 ч. |
5. | Занятие № 5 | "Животные" | 1 ч. |
6. | Занятие № 6 | "Школа" | 1 ч. |
7. | Занятие №7 | "В гостях у сказки" | 1 ч. |
8. | Занятие №8 | "Путешествия" | 1 ч. |
9. | Занятие №9 | "Зимние забавы" | 1 ч. |
10. | Занятие №10 | "Зимний праздник" | 1 ч. |
11. | Занятие №11 | "Мальчик и его занятия" | 1 ч. |
12. | Занятие №12 | "В саду" | 1 ч. |
13. | Занятие №13 | "Транспорт" | 1 ч. |
14. | Занятие №14 | ”Домашние животные” | 1 ч. |
15. | Занятие №15 | ”На кухне” | 1 ч. |
16. | Занятие №16 | "На огороде" | 1 ч. |
17. | Занятие №17 | "Девочка и ее занятия" | 1 ч. |
18. | Занятие №18 | "Продукты питания" | 1 ч. |
19. | Занятие №19 | "Профессии" | 1 ч. |
20. | Занятие №20 | "Семья" | 1 ч. |
21. | Занятие №21 | "В лесу" | 1 ч. |
22. | Занятия №22-23 | "В цирке" | 2 ч. |
23. | Занятие №24 | "На рыбалке" | 1 ч. |
24. | Занятие №25 | "Воздушный транспорт" | 1 ч. |
25. | Занятие №26 | "Водный транспорт" | 1 ч. |
26. | Занятия №27-28 | "Времена года. Лето" | 2 ч. |
27. | Занятие №29 | "Времена года. Весна" | 1 ч. |
28. | Занятие №30 | "В школе" | 1 ч. |
29. | Занятия №31-32 | "Человек и его занятия" | 2 ч. |
30. | Занятие №33 | "Животные" | 1 ч. |
31. | Занятие №34 | " Детские игры. Забавы" | 1 ч. |
32. | Занятие №35 | "Путешествия | 1 ч. |
Список литературы
- Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
- Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
- Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
- Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
- Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
- Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
- Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
- Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
- Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
- Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
- Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
- Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
- Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
- Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
- Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
- Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
- Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
- Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
- Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
- Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
- Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
- Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
- Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
- Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
- Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...
Реабилитационная программа «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»
Обоснование выбора. ПРОГРАММА по формированию художественно – творческих способностей детей младшего школьного и школьного возраста на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитац...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)
Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...
Рабочая программа индивидуальных занятий по развитию познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Рабочая программа составлена на основе программы "Развитие познавательной деятельности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития", Глазовой Е. А., Москва, ...
Рабочая программа "Я все могу!" (для детей с ОВЗ младшего школьного возраста)
Рабочая программа "Я все могу!" (для детей с ОВЗ младшего школьного возраста)...
Доклад: «Агрессивное поведение детей младшего школьного и подросткового возраста».
Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психолог...
Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...