Использования метода сказкотерапии в работе с детьми.
классный час
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Использования метода сказкотерапии в работе с детьми.
Актуальность использования метода сказкотерапии в работе с детьми заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:
1.Обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;
2.Присутствует образность и метафоричность языка;
3. Психологическая защищённость (хороший конец);
4. Имеется наличие тайны и волшебства
Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.
Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.
Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки
Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.
Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.
В каких случаях используется сказкотерапия для детей?
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.
Задачи сказкотерапии
- Развитие слухового и зрительного внимания
- Развитие наблюдательности и зрительной памяти
- Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи)
- Развитие фантазии и творческого воображения
- Снятие эмоционального и физического напряжения
- Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
- Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков
Требования в работе со сказкой:
- Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
- Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
- Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный
процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Виды сказок:
- Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
- Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
- Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.
- Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
- Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
«СКАЗКОТЕРАПИЯ»
- Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
- способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
- В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
- Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
- Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.
Основные правила сказкотерапии:
∙ Можно взять за основу сюжета для сказкотерапии как народную, так и
авторскую сказку. Главное – выбрать для сказкотерапии историю,
которую ребенок способен слушать много раз подряд. В этом случае
задача сведется к тому, чтобы при каждом сеансе сказкотерапии вносить
некоторые изменения в сюжет и характер героя – иным словом, каждый
раз предлагать ребёнку новый вариант решения волнующей его
проблемы.
∙ Начинайте сеанс сказкотерапии словами наподобие: «где-то далеко, в
некоторой сказочной стране», «в одном городе» … Такое начало дает
понять, что событие могло произойти где угодно. Ребенок зачастую не
может конкретно представить место действия, где он никогда не был,
поэтому подобное начало дает ему возможность абстрагироваться и дать
волю фантазии.
∙ Замечательно, если вы вместе выработаете свой ритуал перехода в
Сказочную страну, где происходят чудеса, где все возможно. Это поможет
ребенку лучше воспринимать события, которые будут происходить в
сказке. А если детям захочется на время «превратиться» в сказочного
героя, то помогите им и в этом.
Народная мудрость гласит: ребёнок - это открытая книга Вселенной,
которую взрослым надо научиться читать. Детское творчество - важнейшая
глава этой великой книги. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная
ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её,
дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
Список литературы:
1.Шорохова О.А. « Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников».- М,:ТЦ Сфера,2006г.
2.Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001.
- 128 с, ил.
3.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с
ОНР. - М. 2004.
4.Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб., “Детство-пресс”, 1999.
5.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для
детей с ОНР. - СПб., “Детство-пресс, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии в логопедической работе
Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...
Сказкотерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта.
Сказкотерапия как метод работы с детьми с нарушением интеллекта....
Программа по развитию личности и коррекции межличностных отношений у детей 6-9 лет с использованием метода сказкотерапии
Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека. Сказка окружает нас повсюду. Конк...
Использование методов зоотерапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основной целью проведения занятий по зоотерапии является развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ....
презентация по теме: Использование разных форм и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В презентации рассмотрен метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....
Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи
Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...
Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии
Занятие для подростков направлено на:- на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...