Использования метода сказкотерапии в работе с детьми.
классный час

Использования метода сказкотерапии в работе с детьми заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использования метода сказкотерапии в работе с детьми.

Актуальность использования метода сказкотерапии в работе с детьми заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как:

1.Обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений;

2.Присутствует образность и метафоричность языка;

3. Психологическая защищённость (хороший конец);

4. Имеется наличие тайны и волшебства

Сказкотерапия представляет собой направление арт-терапии, метод оказания психологической и психотерапевтической помощи людям с использованием уже существующих сказок, сочиненных сказкотерапевтом специально для ситуации клиента сказок, а также сочинения и дополнения сказок.

Сказкотерапия – это лечение, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки.

Сказкотерапия – это метод, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории или обсуждаются поучительные народные сказки

Сказкотерапия – это один из наиболее мягких и интересных способов оптимизации эмоционального состояния и разрешения затруднений.

Это прекрасный способ преподнести «полезный» урок ребенку в простой форме с участием сказочных персонажей. Она заставляет задуматься, с ее помощью развивается интуиция и воображение. Наши предки понимали мудрость и ценность сказок, поэтому своим детям многие уроки они преподавали на уровне сказок. Выводы, которые дети делали после прочтения сказки, были наиболее эффективны. У многих народов мира сказка – самое лучшее воспитательное средство.

В каких случаях используется сказкотерапия для детей?

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи, аутистического спектра и др.

Задачи сказкотерапии 

  • Развитие слухового и зрительного внимания
  • Развитие наблюдательности и зрительной памяти
  • Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи)
  • Развитие фантазии и творческого воображения
  • Снятие эмоционального и физического напряжения
  • Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
  • Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков

Требования в работе со сказкой: 

  • Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
  • Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
  • Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный

процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.

Виды сказок: 

  • Развивающие и обучающие сказки , позволяют накапливать опыт об окружающем мире, правилах поведения.
  • Народные художественные сказки , способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
  • Медитативные сказки , помогают расслабиться, снять напряжение.
  • Диагностические сказки , позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
  • Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.

«СКАЗКОТЕРАПИЯ» 

  • Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого в обществе,
  • способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил, общечеловеческих ценностей.
  • В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются фантазия, творчество.
  • Детьми усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений.
  • Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь ребенку. Создаются условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных проблем. Учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

Основные правила сказкотерапии:

 Можно взять за основу сюжета для сказкотерапии как народную, так и

авторскую сказку. Главное – выбрать для сказкотерапии историю,

которую ребенок способен слушать много раз подряд. В этом случае

задача сведется к тому, чтобы при каждом сеансе сказкотерапии вносить

некоторые изменения в сюжет и характер героя – иным словом, каждый

раз предлагать ребёнку новый вариант решения волнующей его

проблемы.

 Начинайте сеанс сказкотерапии словами наподобие: «где-то далеко, в

некоторой сказочной стране», «в одном городе» … Такое начало дает

понять, что событие могло произойти где угодно. Ребенок зачастую не

может конкретно представить место действия, где он никогда не был,

поэтому подобное начало дает ему возможность абстрагироваться и дать

волю фантазии.

 Замечательно, если вы вместе выработаете свой ритуал перехода в

Сказочную страну, где происходят чудеса, где все возможно. Это поможет

ребенку лучше воспринимать события, которые будут происходить в

сказке. А если детям захочется на время «превратиться» в сказочного

героя, то помогите им и в этом.

Народная мудрость гласит: ребёнок - это открытая книга Вселенной,

которую взрослым надо научиться читать. Детское творчество - важнейшая

глава этой великой книги. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная

ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку, сочиняя или играя её,

дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.

Список литературы:

1.Шорохова О.А. « Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи

дошкольников».- М,:ТЦ Сфера,2006г.

2.Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки - СПб.: КАРО, 2001.

- 128 с, ил.

3.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с

ОНР. - М. 2004.

4.Нищева Н.В. Разноцветные сказки. - СПб., “Детство-пресс”, 1999.

5.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для

детей с ОНР. - СПб., “Детство-пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода сказкотерапии в логопедической работе

Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...

Сказкотерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта.

Сказкотерапия как метод работы с детьми с нарушением интеллекта....

Программа по развитию личности и коррекции межличностных отношений у детей 6-9 лет с использованием метода сказкотерапии

     Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека.       Сказка окружает нас повсюду. Конк...

Использование методов зоотерапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основной целью проведения занятий по зоотерапии является развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ....

презентация по теме: Использование разных форм и методов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В презентации   рассмотрен метод замещающего онтогенеза в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста....

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

Методическая разработка занятия-тренинга со школьниками старших классов по целеполаганию с использованием методов сказкотерапии

Занятие для подростков  направлено на:-  на самопознание;- самоопределение;- построение жизненных целей...