Сказкотерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта.
учебно-методический материал на тему
Сказкотерапия как метод работы с детьми с нарушением интеллекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Ефимова Надежда Михайловна
учитель –дефектолог МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»
г.Ртищево Саратовская область Россия
СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
Аннотация
В статье рассказывается об эффективности применения сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Инновации в образовании – это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов.
В современном образовательном процессе личности ребенка отводится главная роль, он больше не является пассивным слушателем, получающим готовую информацию для заучивания. Инновации в начальной школе позволяют ученику стать активным участником процесса образования. Он ищет, анализирует, спорит, сопоставляет и находит правильное решение. Учитель в этом случае является помощником, который направляет и контролирует деятельность ребенка.
1.Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.
Дети, поступающие в 1 класс образовательного учреждения VIII вида имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д.Дети имеют различные диагнозы от легкой умственной отсталости до тяжелой и с множественными нарушениями развития. Начало школьной жизни для них– серьезное испытание.Чтобы ребенку с ОВЗ успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима необходима помощь родителей ,психолога и грамотного педагога. Который постоянно ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.
На уроках в коррекционной школе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии,арт-терапия, сказкотерапия.
2. Дети с умственной отсталостью меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Ребёнок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства художественного слова, даёт позитивные изменения в своём развитии. Сказка является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Выделяют такой метод арт-терапии, как сказкотерапия. Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла в Санкт-Петербурге и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии, в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике (Э. Фромм, Вачков И.В, Лисина Е. и другие). Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько написание и создание новых.
Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, повышению устойчивости внимания ребёнка. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объёму фразы, стихотворные формы, песенки, которые могут повторяться в процессе рассказывания несколько раз. Звучание этих повторов помогают ребёнку запомнить их, использовать в речевом общении с детьми и взрослыми.
Занятия по сказкотерапии проводят индивидуально или в подгруппе,
раз в неделю. Длительность их может быть разной: от 25 минут и более. Следует учитывать возраст детей и их психические и индивидуальные возможности. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя разнообразные приёмы, игры, упражнения и танцы, направленные сразу на решение нескольких задач (развитие эмоционально-волевой, познавательной сфер, речи, а также упражнения на релаксацию).
Для реализации поставленных задач применяются следующие методические приёмы:
беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
словесные, настольно-печатные и подвижные игры;
рисование сказки;
проигрывание;
знакомство с персонажами сказки;
знакомство с главным героем сказки;
неоднократное рассказывание сказки;
стимулирование «подсказок» детьми;
совместное рассказывание сказки педагогом и ребёнком;
проведение игр.
Во время общения и активной творческой деятельности ребёнок уходит от собственных переживаний, эмоциональной отверженности, чувства одиночества, страхов и тревожности и погружается в удивительный мир сказки…
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
3. Вариантов работы со сказкой.
1. Использование сказки для развития речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Подбирается сказка, соответствующая возрасту учащегося коррекционной школы-интерната, школьной программе, желательно короткая, чтобы можно было прочесть её один раз, распределить роли, инсценировать по ролям, и нарисовать понравившихся героев. Если сказка короткая, всю работу можно проделать в течение одного занятия.
2. Использование сказки для развития пространственных представлений, умения сравнивать и анализировать, устанавливать последовательность действий, событий, причинно-следственные связи.
Как в этом случае можно построить работу со сказкой?
Ведущий читает сказку. По ходу чтения выбираются действующие лица, которым выдаются карточки с названиями действующих героев. После прочтения сказки учащимся предлагается задание – определить свое место в цепочке действующих героев. Обучающиеся выбирают свое место, называют, кто находится "справа" – "слева", кто первый, второй, третий… по счету, кто находится "рядом", "между", "около" и т.д.
З. Замещение содержания сказки знаковыми изображениями.
На материале сказок учащиеся легко выстраивают условные изображения и используют их как опоры для запоминания сюжета, последовательности деятельности героев сказки, учатся составлять алгоритм обработки материала.
4. Изображение героев, эпизодов прочитанной сказки с помощью мимики, жестов, известных поз, повадок, движений.
Воспитанникам коррекционной школы-интерната VIII вида свойственна неразвитость эмоций, их отличает неумение выражать свои чувства и узнавать чужие.
Использование приемов пантомимы и психогимнастики на занятиях со сказкой развивает и эмоциональную, и познавательную, и поведенческую сферу ребенка с умственной отсталостью, способствует развитию моторики рук и тела, ловкости, навыков выражения эмоций и управления ими.
Пример группового занятия по речевой практике для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).
Цель – развитие устной речи и мелкой моторики у детей с диагнозом ДЦП.
Задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания русских народных сказок детьми.
2. Развитие детей творчески, освоение родного языка,
вовлекая детей в активную речевую работу.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать мышление: учить анализировать и делать выводы, учить отгадывать загадки.
2. Развивать умение выполнять по словесной инструкции учителя .
3.Развивать зрительное внимание, чувство ритма
4. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением, расширить словарный запас.
5.Развитие умения создавать образы живых существ с помощью выразительных движений пальцами.
Воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности.
2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Материал:
тесто для лепки, аппликатор Кузнецова, презентация с изображением героев сказки Колобок, карточки с изображением овощей , фруктов и ягод, муляжи овощей,массажный мячик-ежик,книжка-раскраска «Животные».
Ход занятия:
1. Орг. момент:
-Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие со сказочным героем.
Бежит по дорожке
Без ручек, без ножек,
Румяные щечки и кругленький бок
Знакомый нам с детства, друзья,…….. .
(Колобок)
-Сейчас я буду вам рассказывать сказку,а вы будите мне помогать и по картинкам называть героев нашей сказки.
2.Путешествие с колобком.
Жил-был (показываю картинки презентации) старик со старухою.
Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». — «Из чего печь-то? Муки нету». — «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусекам помети; авось муки и наберется».
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане
-Ребята, давайте возьмем тесто для лепки и замесим колобок.(дети из лепят колобок),
-Испекла старуха колобок и положила его на окошечко постудить.
-Ребята поможем ему остыть ,подуем на него.(дети дуют )
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился по травке.
-Возьмем травку (Аппликатор Кузнецова)и погладим ручками..
Катится колобок по дороге, а навстречу ему скачет заяц .
-Ребята, давайте покажем пальчиками как скачет зайчик..
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки. Прыгаем всеми пальцами
по коврику
И катались по траве,
От хвоста и к голове. Прокатываем ладони от
основания к кончикам пальцев.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали. «Допрыгать» и лечь» ладонями на
коврик.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали. Ладони ползут, как змеи
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. Ладони поочерёдно гладят коврик.
«Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою», — сказал колобок и запел:
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, убегу!
-Ребята,давайте угостим зайку овощами,которые он любит.(Дети из из муляжей овощей выбирают капусту и морковку)
И колобок покатился дальше; только заяц его и видел!..
Катится колобок, а навстречу ему ежик(картинка): «Колобок, колобок! Я тебя съем!» — «Не ешь меня! Я тебе песенку спою!»
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушел,
От тебя, ежик, не хитро уйти!
-Ребята,а давайте погладим ежика.
Упражнение с мячем –ежиком.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно катать стопой, массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.
И покатился себе дальше; только ежик его и видел!..
Катится колобок, а навстречу ему медведь.: «Колобок, колобок! Я тебя съем». — «Где тебе, косолапому, съесть меня!»
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь, не хитро уйти!
И опять укатился; только медведь его и видел!..
-Ребята,а что кушает медведь. Возьмите картинки (с изображением ягод , фруктов и овощей), и покажите .(Дети должны выбрать картинки с ягодами)
Катится, катится колобок, а навстречу ему лиса:
-Каким цветом у лисы шерстка ?(оранжевая)
-Возьмем книжки-раскраски «Животные», найдем там изображение лисы, и раскрасим эту картинку карандашами.
«Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький». А колобок запел:
Я по коробу скребён,
По сусеку метён,
На сметане мешон,
Да в масле пряжон,
На окошке стужон;
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса, и подавно уйду!
«Какая славная песенка! — сказала лиса.Не буду я тебя есть колобок. Потому что ребята мне подарят колобки, которые они сделали своими руками.
Вот и сказочке конец.Кто работал на занятии –молодец!До свидания,ребята!
Вывод:Сказкотерапия- как метод коррекции не знает себе равных. Слушая сказку, ребенок погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у ребенка чувство сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми, а также развивает речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение
Используемая литература:
- https://studfiles.net/preview/3053645/page:10/
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998.
- http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/510729/
- О.И.Крупенчук.Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.С.-П.Издательским дом.Литера.2010
Электронная почта автора: efimoff64@mail.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта
В статье рассказывается о формах и методах работы по коррекции и развитиии личности ребенка....
Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта
Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...
Особенности работы с детьми с нарушением интеллекта
Особенности работы с детьми с нарушениями интеллекта....
Практикум. Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта.
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта Цель программы: привести к условной возрастной норме уровень познавательного развития младших дошкольников.Задачи прогр...
Коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта в специальных (коррекционных) учреждениях
Диагностика, программа индивидуальной работы, конспекты занятий...
Профориентационная работа с детьми с нарушением интеллекта и пути их социализации в общество
Профориентационная работа с детьми с нарушением интеллекта и пути их социализации в общество (статья и презентация)...
Выступление на заседании МО "Методика обучения географии при работе с детьми с нарушениями интеллекта
В выступлении говорится о методах и приемах работы с детьми с интеллектуальными нарушениями...