Использование методов зоотерапии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка
Основной целью проведения занятий по зоотерапии является развитие эмоциональной сферы детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации по использованию метода зоотерапии при работе с детьми с ОВЗ | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации
по проведению занятий с детьми по зоотерапии
Введение.
Впервые термин “зоотерапия” употребил детский психиатр из США Борис Левинсон. Так он назвал метод лечения психических расстройств с помощью животных. Именно доктор Левинсон обосновал его и привлек к нему внимание ученых и врачей. Идея этого метода пришла ему в голову в 1969 году, когда он заметил, что его пациенты – дети, испытывающие серьезные трудности в общении с другими людьми, – легко устанавливают дружеские контакты с его собакой. Они включали собаку в свои фантазийные игры, полностью игнорируя при этом самого доктора. Вскоре доктор Левинсон научился внедряться в эти игры, получая таким образом возможность установить контакт с ребенком и начать лечение. Животное помогало сломить враждебное отношение ребенка к врачу и установить коммуникационные связи между пациентом и доктором. За годы наблюдений врач доказал, что опыт общения с животными и ухода за ними делают ребенка более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль.
Б.Левинсон насчитал множество положительных моментов в развитии ребенка, появившихся благодаря общению с животными. Опыт общения с животными и уход за ними в детстве делает человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы.
Левинсон был не первым, кто обнаружил благотворное действие на людей общения с животными. В Древнем Египте собаки были священными символами великой целительницы – богини Гулы, а также других богов, ответственных за врачевание и целительство, например главного божества вавилонского пантеона – Мардука. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Асклепия (Эскулапа), сына Аполлона. Иногда Асклепий посещал пациентов в человеческом обличье, но чаще в виде змеи или собаки, которая зализывала раны больных. Святые раннего христианства часто изображались в компании с собаками, которые их когда-то вылечили.
Официально зоотерапия как метод была впервые использована в психиатрической больнице «Йорк Ретрит» в Англии в конце XVIII в. При больнице содержали разных животных: собак, кошек, кроликов, птиц. Больных привлекали к уходу за животными и общению с ними. Главный врач больницы полагал, что больные, заботясь о существах еще более слабых, чем они сами, укрепятся в вере в свои силы.
Таким образом, идея зоотерапии принадлежит не Левинсону. Его вклад состоит в том, что он впервые обосновал использование метода зоотерапии и, главное, привлек к нему внимание ученых и врачей.
Цели и задачи зоотерапии.
Основной целью проведения занятий по зоотерапии в детском учреждении является развитие эмоциональной сферы детей-инвалидов. Любое существо — небольшой биогенератор, создающий электромагнитное излучение. Частота и амплитуда волн влияют на людей. Например, энергетика кошек снимает стрессы, подавляет мигрени, улучшает самочувствие, особенно у пожилых людей.
Для каждой группы детей в зависимости от их основного заболевания и уровня развития интеллекта существуют свои задачи зоотерапии.
Главной задачей занятий для малышей в возрасте от года до трех лет и для детей с глубокой умственной отсталостью является активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций на общение с животными.
Дети-аутисты на таких занятиях в первую очередь учатся преодолевать свои страхи перед общением с животными. Это сложный и длительный процесс, требующий времени и большого количества занятий.
На занятиях с детьми, имеющими эмоционально-личностные нарушения — тревожными, агрессивными, гиперактивными, — на первый план выходит задача создания позитивной эмоциональной установки на общение с животными, благоприятной среды для расслабления и самовыражения за счет контакта с ручными зверями и птицами.
Дети с задержкой психического развития, с нарушениями познавательной сферы в результате педагогической запущенности, а также дети из сиротских учреждений прежде всего нуждаются в расширении кругозора, в получении знаний об окружающем мире, о законах природы. Дети с перечисленными особенностями в развитии нуждаются в том, чтобы им рассказывали о самых традиционных животных — таких, как кошка и собака — и позволяли, помогали вступить с ними в контакт. Накопление таких знаний в ходе зоотерапии является особенно эффективным, так как проходит на богатом эмоциональном фоне.
Зоотерапия особенно привлекательна еще и потому, что не требует больших материальных затрат. Любой живой уголок, созданный в условиях обычного детского сада или стационара, может служить базой для проведения занятий. Для этого необходимо наличие отдельного помещения, в котором будут размещены животные, и специалиста, который бы за ними ухаживал. В условиях живого уголка дети могут не только познакомиться с животными, но и в течение продолжительного времени наблюдать за их поведением, ухаживать за своими любимцами.
Зоотерапевтическое занятие обычно длится 30–40 минут. Перед тем как проводить занятия по зоотерапии, необходимо провести подробную психологическую диагностику с целью определения интеллектуального уровня детей (норма, индивидуальная норма, задержка психического развития, олигофрения), эмоционально-личностных и коммуникативных проблем (негативизм, страхи, неврозы и др.). Диагностика осуществляется коллегиально несколькими специалистами: психологом, дефектологом и в случае необходимости психиатром.
Группа детей, сформированная для занятий зоотерапией, должна быть однородной по уровню интеллектуального развития и по степени нарушений психического развития. Количество детей не должно превышать 10–12 человек.
Структура и содержание занятий для групп детей различного возраста и различной патологии
Животных, с которыми знакомятся дети в процессе занятия, удобно располагать на столе. Детей следует рассаживать на расстоянии 3-5 метров от демонстрационного стола, желательно в один ряд.
Занятия для детей с диагнозом "ДЦП" в возрасте от 1 до 3 лет и с диагнозом "олигофрения"
В группу из 10-12 малышей могут входить и более старшие дети, реальные интеллектуальные показатели которых соответствуют средним параметрам данного возраста.
На занятиях с такими детьми можно демонстрировать таких животных, как кот, морская свинка, заяц (кролик), еж, утка, петух, черепаха.
Структура занятия
- Предъявление животного. Ведущий показывает детям животное и сообщает, как оно называется. Дети учатся отвечать на вопрос "кто это?". Педагог дает словесное описание внешнего вида животного, обращает внимание детей на строение его тела, на его особенности.
- Тактильное знакомство с животным. Детям предлагают потрогать и погладить животное. Объясняют, как сделать это так, чтобы животное не пугалось, чтобы ему было приятно. Педагог комментирует прикосновения ребенка к зверю или птице - словесно оформляет тактильные переживания.
- Описание животного с опорой на полученный тактильный опыт. Дети учатся отвечать на вопросы "Животное - какое?" (какие у него лапки, ушки, глазки, хвостик и т.п.). Учатся использовать прилагательные и обороты с противопоставлениями: не большой, а маленький; не короткий, а длинный; не мягкий, а твердый и т.п. Здесь возможно сравнение строения тела животного со строением тела ребенка: у животного четыре лапки, а у ребенка? У животного ушки растут вот тут, вот так, а у ребенка? У животного есть хвостик, а у ребенка?
- Наблюдение за поведением животного, определение его эмоционального состояния. На этом этапе педагог обращает внимание детей на поведение животного, на то, как оно реагирует на происходящее: испугалось, насторожилось, испытывает удовольствие ("Ему нравится, когда его гладят"). Важно, чтобы дети учились адекватно реагировать на поведение животного: старались его успокоить, ласково с ним заговаривали, улыбались.
Учитывая особенности детей, ведущий должен употреблять на занятии только простые слова, говорить короткими, понятными предложениями.
Если, к примеру, дети на занятии знакомятся с ежом, педагог сопровождает демонстрацию животного примерно такими словами: "Это ежик. Посмотрите, какие у него иголки! Иголки защищают ежика, чтобы его никто не съел. А животик у ежика мягкий, покрытый шерсткой. Иголок на животике нет. У ежика четыре лапки. (Ведущий берет ежика в руки и показывает брюшко и лапки животного.) Чтобы спрятать, защитить свой мягкий животик, ежик сворачивается клубком. (Ведущий показывает, как ежик умеет сворачиваться.) Смотрите: и черный носик, и черные лапки, и мягкий животик - все спряталось под колючими иголками. Ежик живет в лесу. Он бродит вечером и ночью по лесу, ловит жуков, червяков, улиток. Когда ежик сердится или хочет кого-нибудь напутать, он фыркает".
Предлагая детям потрогать ежика, педагог предупреждает: "Дотроньтесь легонько до иголок ежика. Но будьте осторожны - не уколите пальцы. Иголки у ежика - колючие".
Во время тактильного знакомства с животным дети должны сидеть на местах. К ним подносят ежа и дают потрогать всем желающим по очереди. При этом ежик должен быть повернут мордочкой к ведущему, а спинкой - к детям. Это мера безопасности, чтобы животное не укусило ребенка. Необходимо следить, чтобы дети, дотрагиваясь до ежа, гладили его по иголкам, а не против иголок.
Занятия для детей с диагнозом "ДЦП" в возрасте от 4 до 6 лет
Инвалидам с ДЦП трудно выполнять движения, они боятся ходить, шевелить руками, говорить. Но когда ребенок играет с собакой, он все делает по желанию, на эмоциональном подъеме. Ради друга малыш соглашается терпеть боль. Был случай, когда девочка, не расстававшаяся с инвалидным креслом, сама встала на ноги и начала ходить, чтобы гулять с питомцем.
Численность детей в такой группе составляет 10-12 человек. В занятии могут принимать участие дети, интеллектуальный уровень которых соответствует указанному возрасту.
Список животных, с которыми можно знакомить детей этой группы, может быть расширен по сравнению со списком для более младших детей. Кроме уже перечисленных животных, в цикле зоотерапии могут принимать участие сова, уж, обезьяна, попугай, лиса, собака, лягушка - но не больше 8-9 животных в каждом занятии.
Продолжительность занятия - 30-40 минут.
К характеристике животного для детей данной группы добавляется существенный элемент: оказывается, каждая птица, каждый зверь умеют издавать определенные, специфические звуки. Детей просят имитировать, как "разговаривает" то или иное животное.
Кроме того, можно ввести в речь (по крайней мере на уровне пассивного словаря) некоторые понятия: например, "животное-хищник", "травоядное животное"; познакомить детей с классификацией животного мира: "млекопитающие" (те, что вскармливают детенышей молоком), птицы, земноводные, пресмыкающиеся. Педагог пытается включить детей в диалог и обсуждает с ними основные признаки каждой группы животных на уровне простейших сопоставлений (похож - не похож, как передвигается, умеет летать - не умеет летать и т.п.).
Ребенку предлагают выбрать из всех животных того, кто ему больше всех понравился, и объяснить свой выбор, используя слова-характеристики: "самый хитрый", "самый безобидный", "самый опасный" и др. В заключение занятия можно предложить детям изобразить различных животных при помощи жестов, мимики, голоса.
Занятия для детей в возрасте от 3 до 6 лет с диагнозом "Ранний детский аутизм"
Численность такой группы - 8-10 человек. На занятии необходимо присутствие родителей или других взрослых, которым дети доверяют. Взрослые должны держать детей за руку или посадить к себе на колени, чтобы малыши чувствовали себя в безопасности.
Продолжительность занятия - до 30 минут.
На занятиях с детьми-аутистами можно показывать кошку, морскую свинку, зайца (кролика), собаку, утку, петуха, черепаху, попугая. Эти животные, скорее всего, способны вызвать у зрителей положительные эмоции. А знакомство с колючим ежом, змеей, лисой или совой придется отложить до лучших времен.
Структура занятия в целом повторяет ту, что описана выше.
Но большая часть занятия уделяется именно тактильному знакомству детей с животным, так как для аутистов это не просто: они, как правило, испытывают страх перед животными и избегают прикосновений.
Если кто-то из детей отказывается погладить животное, не следует на этом настаивать. Нужно только обратить внимание ребенка на то, что его сосед не боится животного и трогает его. Взрослый должен постараться вызвать у детей если не интерес, то хотя бы какое-то эмоциональное оживление при виде животного. Желание ребенка-аутиста потрогать перышки птицы или погладить кота (кролика, свинку) можно считать очень хорошим результатом занятия.
Важно обратить внимание детей на эмоциональное состояние животного, добиться того, чтобы дети угадали в животном собственные чувства. Ведь главной задачей занятия является преодоление детских страхов и стимулирование положительной эмоциональной реакции на общение с животными.
Для закрепления знаний, полученных на зоотерапевтических занятиях, можно предложить детям нарисовать или слепить увиденных животных. Полезно играть в сюжетно-ролевые игры, где дети будут исполнять роли различных животных, изображать ситуации из их жизни. Богатые возможности для имитации повадок и голосов животных открываются при инсценировании таких известных детям сказок, как "Колобок", "Репка", "Теремок".
Для каждой группы детей, в зависимости от возраста и патологии, педагог подбирает сюжеты, доступные для понимания и адекватные с точки зрения личностных проблем детей. Так, для детей-аутистов предпочтительней играть в сказку "Теремок" - причем использовать тот вариант, который заканчивается "бескровно". А сказку "Колобок", в которой животные все время угрожают главному герою и пытаются его съесть, лучше не использовать.
Занятия по зоотерапии - всего лишь один из методов комплексной реабилитации детей-инвалидов, но их роль в коррекционном процессе немаловажна. Опыт показывает, что общение с животными зачастую является очень ярким и запоминающимся эпизодом для детей. За реально отведенное на зоотерапию время можно достигнуть неплохого результата в улучшении эмоционального состояния детей, страдающих различными психоневрологическими заболеваниями и нарушениями эмоционально-личностного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области физкультурного образования в школе"
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школ...
Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в объединении «Подарок» МОДО «Дом детского творчества г.Козьмодемьянска»
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в Доме детского творчества в объединении "Подарок": создание условий для самореализации детей с ОВЗ через освоение различных видов декоративно-прикладног...
«Музыкально-коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – как ресурс дальнейшего развития, существования, и реализации» (поточный метод работы)
Переход на поточный метод работы в отделении реабилитации детей с ограниченными физическими и умственными возможностями потребовал разработки нового программного содержания индивидуальных коррекционны...
Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В статье идет речь об особенностях обучения детей с ОВЗ в общеобразовательном классе, приводятся примеры из собственного педагогического опыта по использованию элементов педагогических технологий, мет...
«Использование оригами в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
В данном выступлении обсуждается влияние оригами на учащихся в воспитательно-образовательной деятельности....
Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ...
Учебно-методическое пособие "Использование здоровьесберегающих методов и приемов в системе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 4-8 лет"
Учебно-методическое пособие содержит тематическую подборку здоровьесберегающих методов и приемов, которые могут использоваться учителями-дефектологами, логопедами, педагогами и другими специалистами д...