Консультация для воспитателей. Тема: «Метод сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
статья
В поисках новых форм и методов работы авторы статьи интегрируют в логопедию знания смежных дисциплин и инновационные технологии.
Одной из таких форм является сказкотерапия. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- сотрудничество детей друг с другом и с учителем-логопедом;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувствительной сферы ребенка;
- приобщение детей к истокам русской культуры, народному фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 имени В.В. ДАГАЕВА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ
структурное подразделение «Детский сад «Ивушка»
Консультация для воспитателей
Тема: «Метод сказкотерапии в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
учитель-логопед: Криворучко О.Н.
педагог-психолог: Селезнева Ю.В.
Воспитательные и обучающие свойства сказки как педагогического средства известны с давних времен. В последнее время в специальной педагогике и психологии активно используется метод сказкотерапии, с помощью которого успешно решаются различные коррекционные задачи. Именно этот метод формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека. Все сказки, прежде всего несут информацию о жизненных ценностях. Сказка воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.
Сказкотерапия рассматривается как самостоятельное направление практической психологии. Сказка дает ребенку ключи от того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее.
Одна из задач педагога-психолога компенсирующего дошкольного образовательного учреждения – коррекция личностной сферы детей. Сказкотерапия помогает снять у детей чувство тревожности, страха, изменить самооценку, развить творческое воображение, сделать более успешной адаптацию ребенка в социуме.
В работе нашего учреждения применяется инновационный прием сказкотерапии – психологическая сказка (психосказка). Психосказка является особой разновидностью сказок, которая не сводится ни к художественной (авторской), ни к психотерапевтической. Психологическая сказка – это содержащая вымысел авторская история. Такая сказка должна быть и художественной по форме, и содержать в себе психотерапевтический потенциал. Целями психологической сказки являются: раскрытие перед ребенком глубин его собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями, помощь на пути становления его личности.
Придумывая сказки, решая сказочные задачи, помогая главному герою справиться с трудностями, ребенок чувствует себя настоящим волшебником, который может справиться с любыми сложностями в жизни. Таким образом, повышается самооценка ребенка, развивается его креативность и ребенок с общим недоразвитием речи успешнее включается в коррекционно-образовательный процесс.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Количество таких детей постоянно увеличивается.
В поисках новых форм и методов работы авторы статьи интегрируют в логопедию знания смежных дисциплин и инновационные технологии.
Одной из таких форм является сказкотерапия. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
Сказкотерапия в системе логопедических занятий преследует следующие цели:
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;
- совершенствование лексико-грамматических средств языка;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- сотрудничество детей друг с другом и с учителем-логопедом;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувствительной сферы ребенка;
- приобщение детей к истокам русской культуры, народному фольклору.
Одним из наиболее важных принципов в логопедической работе является принцип повторяемости, т.к. у детей с речевыми нарушениями снижена способность автоматизировать новые умения и навыки. Одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку и для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки в силу придумать любому, а можно использовать и широко известные, и всеми любимые с детства. Тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями и ребенок сможет гораздо быстрее освоить необходимые знания и умения.
Сказки могут применяться на всех этапах логопедической работы: это артикуляционная и дыхательная гимнастики, развитие общей и мелкой моторики, автоматизация в речи поставленных звуков и, конечно же, интонационная выразительность речи.
Использование потешек, считало, чистоговорок, скороговорок, даёт хорошие результаты при развитии фонематического слуха, так как усвоение происходит в виде смешной и понятной игры. Вместе с героями полюбившихся сказок легче усваиваются значения новых слов, переносное значение поговорок, красочные эпитеты, фразеологизмы; здесь ярко проявляется игровой метод обучения: учить, играя.
Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников с ОНР – одна из важных задач в работе учителя-логопеда. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Развитие связной речи на занятиях с использованием сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.
Занятия с использованием метода сказкотерапии строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок проводится пропидевтическая работа, цель которой – организовать внимание детей, подготовить их к восприятию материала. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте; демонстрация соответствующих картинок. Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. Чтение сказки сопровождается различного рода наглядным материалом, что помогает детям в дальнейшем ответить на поставленные перед ними вопросы, а на следующем занятии рассказать сказку.
Каждая организованная образовательная деятельность обязательно сопровождается логопедическими играми.
Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игр-инсценировок. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Результаты применения метода сказкотерапии в логопедической работе:
- у детей исчезают болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, а это способствует улучшению социальной адаптации;
- использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально-волевой сфере;
- улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.
Необходимость и эффективность метода сказкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, доказана практикой его применения.
Литература.
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: изд. «Каро», 2002 г.
2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки. – СПб.: «Каро», 2002 г.
3. Сергеева Т. Логопедические сказки-помощницы // Дошкольное воспитание. – 2001 г. - №2, 5, 6, 10, 12.
4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001 г.; 2005 г.
5. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: «Речь», 2002 г.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М: «Просвещение», 1995 г.
7. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/23/picture-3852-1477231592.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
В настоящее время проблема сохранения, поддержания и укрепления здоровья становится особенно актуальной. Решение данной проблемы видится во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/14/picture-124293-1707910889.jpg)
Методический комплект учителя-логопеда для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/10/picture-433155-1397122687.jpg)
Статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Статья размещена в журн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/12/picture-523079-1415820793.jpg)
ВОСПИТАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
На сегодняшний день имеется обширный практический материал, использование которого способствует эффективному речевому развитию ребенка с заключением ОНР. Хочется привлечь внимание к...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-823827-1576122636.jpg)
Экологическое воспитание как одно из направлений коррекционно- педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Значимое место в ряду социальных проблем 21 века занимает проблема воспитания и обучения детей с различными нарушениями развития.Одним из нарушений развития детей, встречающимся наиболее часто, являет...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-851575-1479302664.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Описание и подборка упражнений с шариком су-джок для работы с детьми с ОНР...
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран" и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...