Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»
материал
Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
02.11.2020
Выступление на педагогическом совете
«О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»
По данным исследователей, в настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди подрастающего поколения России приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Спектр причин неблагополучного поведения подростков широк. Экономическая нестабильность, обеднение нравствственной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов исправить сложившуюся ситуацию привели к тому, что самая уязвимая часть общества – дети и подростки – совершают разного рода правонарушения и преступления. Большая часть учащихся школы из семей со сложной судьбой (социально-незащищенных, малообеспеченных, неполных семей, семей состоящих на учете за ненадлежащее выполнение родителями обязанностей, склонных к употреблению спиртных напитков). Кризисные явления в семье приводят к деформации ценностно-смысловой сферы и социализации подрастающего человека, образуя отрицательные тенденции в развитии его личности. Они могут проявляться в форме бродяжничества, наркомании, алкоголизма, преступных и иных антисоциальных действий.
Профилактика правонарушений и преступлений в нашей школе особенно актуальна. Обучающиеся с ИН – самая уязвимая категория детей, которая в силу своих психофизических особенностей может легко попасть под негативное влияние из вне.
С целью эффективной системы решения проблем по профилактике асоциального поведения, правонарушений несовершеннолетних в ГКОУ «Школа №107»:
- осуществляется ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий;
- создана и апробирована программа “Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся школы № 107 Ленинского района г. Нижнего Новгорода”;
- организована работа Совета профилактики для укрепления дисциплины, обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, оказание помощи семьям в обучении и воспитании детей;
- организована работа института наставничества за «трудными» подростками»;
- организована работа родительского патруля согласно запланированным маршрутам;
- реализуется операция «Подросток» в рамках каникулярного периода (посещение на дому детей «группы риска»);
- своевременно информируются органы системы профилактики о сложившейся социально-опасной ситуации в семье, в рамках защиты прав и интересов ребенка (ОДН ОП №3, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства);
- используются наглядные средства воздействия на обучающихся (стенды по охране прав детства и правовым вопросам в классах, рекреациях);
- проводится социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения, корригирование эмоционально-волевой сферы;
- организуется профориентационная деятельность.
- оказывается содействие в помещении учащихся, нуждающихся в социальной реабилитации в ГКУ СРЦН «Солнышко»;
- организуется досуг учащихся во внеурочное и каникулярное время.
Особенное внимание уделяется досугу детей из социально-незащищенных семей и состоящих на учете. В случае организации лагеря во время школьных каникул первоочередно закрепляются места для данных категорий школьников.
- ведется картотека учетных детей (индивидуальная карточка с анкетными данными, копия свидетельства рождения ребенка, лист индивидуальной профилактической работы, акт материально-бытовых условий, докладные, объяснительные и т.д.);
- организуется курс отдыха и оздоровления детей в санаториях Нижегородской области («Большая Ельня», «Романтика», «Городецкий», «Солнечная поляна», Мореновская санаторно-лесная школа и др.) совместно с районными поликлиниками.
Организовано межведомственное взаимодействие со многими социальными институтами по защите и охране детства, профилактике асоциальных форм поведения детей и подростков, предупреждения правонарушений и преступлений:
- Управление образования администрации Ленинского района г. Н. Новгорода;
- Отдел опеки и попечительства Управления образования Ленинского района г. Н. Новгорода;
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ленинского района г. Н. Новгорода;
- Отдел полиции №3, отделение по делам несовершеннолетних УМВД России Ленинского района г. Н.Новгорода;
- Учреждения здравоохранения (организация курса отдыха и оздоровления несовершеннолетних, режима дня в санаториях Нижегородской области);
- Центр родительской культуры «Исток»;
- ГКУ СРЦН «Солнышко»;
- УСЗН Ленинского района;
- Культурно-досуговые учреждения;
- Православный центр храма «Умиление».
Можно выделить основные направления работы по профилактике асоциального поведения, правонарушений и преступлений среди обучающихся с ИН.
1. Осуществление контроля за получением образования (ежедневный мониторинг посещаемости учебных занятий, контроль за пропусками занятий, отслеживание успеваемости). Борьба с прогулами занятий является основополагающим звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Безусловно, без активного участия классного руководителя добиться эффективного результата работы будет сложнее. Классными руководителями ежедневно сообщается информация о пропуске занятий учеником без уважительной причины и совместно с кл. руководителями принимаются меры по устранению проблемы (беседы с родителями, беседы с ближайшим окружением ученика, выходы в семью, информирование о систематических прогулах ОДН ОП №3, КДН и ЗП). Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого ученика легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.
2. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, профилактике асоциального поведения. В школе действуют кружки и секции спортивно-оздоровительного и художественного направлений (секция по волейболу, кружок «Олимпиец», кружок «Танцевальный калейдоскоп», ансамбль «Алые паруса», «Заречье» и другие). Ежегодно в начале учебного года проводится разъяснительная работа с детьми и родителями о работе бесплатных школьных кружков и секций и важности их посещения. Также на сайте школы и информационных стендах размещается информация о кружках и секциях Ленинского района по интересам.
3. Пропаганда здорового образа жизни. Проблема здоровья российских школьников сейчас остроактуальна. В последнее время резко обострилась ситуация по криминализации подростковой среды, возросло количество безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних правонарушителей, курящих детей, потребляющих психотропные вещества и злоупотребляющих алкоголем.
Согласно медицинской статистики ежегодно растет количество детей с нервно-психическими нарушениями. В нашей школе все дети имеют нарушения психофизичекого развития разной степени выраженности. Поэтому вредные привычки еще больше усугубляют не без того ослабленное здоровье, освоение адаптированной учебной программы, а также могут стать причиной противоправного поведения.
4. Формирование нравственно-правовой культуры.
Данное направление работы имеет особую актуальность. Деформированная система когнитивной и мотивационно-ценностной сферы личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, поверхностные представления о правовых нормах и явлениях несомненно являются одними из причин роста правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися с умственной отсталостью.
Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит формирование усвоение нравственных норм и правил поведения, нравственно-ценностной мотивации. Формирование нравственного поведения школьников с умственной отсталостью – основа предупреждения асоциального поведения в будущем.
- тематические беседы (в групповой и индивидуальной формах);
- библиотерапия;
- круглые столы;
- видеотеки;
- создание воспитывающих ситуаций;
- моделирование жизненных ситуаций;
- игровые тренинги, игровые упражнения;
- экскурсии в ОДН ОП №, ЦВСНП;
- элементы социальных проектов («Доброе сердце», «Чистая планета-здоровая нация»)
- месячники и дни правовых знаний;
- тематические акции «Нет жесткости в мире детства», «Мы против Миксов», «Меняю сигарету на конфету» и др.
В прошлом учебном году в школе апробирован института волонтерства обучающихся старших классов над обучающимися начальной школы «Рука помощи» (организация занятости обучающихся старших классов в перемену, укрепление доброжелательных взаимоотношений между обучающихся между собой, а также обучающихся и педагогов).
5. Диагностическая и коррекционная работа.
6. Работа с родительской общественностью.
Нельзя забывать о важности сотрудничества школы и семьи. Работа с родителями является опосредованной формой воздействия на обучающихся в рамках профилактики асоциального поведения:
- систематические индивидуальные и групповые беседы, консультации по правовым и социальным вопросам;
- родительские лектории Совета родителей;
- общешкольные и классные собрания с проведением бесед профилактического характера;
- организация встреч родительской общественности с социальными партнерами школы: правоохранительных органов, культурно-досуговых учреждений;
- помещение в ГКУ СРЦН «Солнышко» детей из семей, которые нуждаются в помощи и т.д.
- посещение семей, состоящих на учете, по месту жительства;
- работа Совета профилактики;
- правовое информирование родителей и обучающихся посредством
уголка правовых знаний, дистанционно-просветительской деятельности (сайт школы, мессенджеры)
7. Работа с педагогическим коллективом.
С целью рационального построения совместной деятельности по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы организована работа с педагогическими работниками.
- групповые и индивидуальные социально-педагогические консультации учителей, воспитателей;
- распространение буклетов, памяток по работе с «трудными детьми»
- выступления на педсоветах, методических объединениях, совещаниях при директоре, затрагивающие вопросы профилактики и коррекции асоциального поведения.
- помощь в подборе необходимого материала для проведения внеклассного мероприятия;
- информирование на сайте школы и группе мессенджера VIBER об изменениях в статьях законодательства, регламентирующие вопросы профилактики асоциального поведения, формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;
С целью изучения показателей результативности профилактической работы проведен анализ статистических данных по правонарушениям и преступлениям, совершенных обучающимися за 2017-2020уч.г.
Мониторинг
правонарушений и преступлений обучающимися школы
за 2017-2020 уч.г.
Примечание: рост правонарушений обусловлен тем, что в 2017-2018 уч.г. и в 2018-2019 уч.г. при проведении анализа совершенных противоправных деяний не учитывалась правонарушение Закон Нижегородской области от 09.03.2010 N 23-З (ред. от 02.03.2016) "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области".
В 2019-2020 уч.г. согласно информации инспектора ОДН ОП №3 обучающимися ГКОУ «Школа №107» совершены правонарушения:
- ст.20.22 КоАП РФ (распитие алкогольной продукции до 16 лет – 4 чел.)
- ч.1. ст.5.35 КоАП РФ « ночное время», - 5 чел.
«курение в общественных местах» – 1чел.
С целью предупреждения асоциальных форм поведения обучающихся, предлагается:
1. Продолжить оказывать прямое и косвенное профилактическое воздействие на обучающихся с целью комплексного предупреждения возникновения девиантных форм поведения;
2. Обогащать обучающихся представлениями о правовых нормах через систему мероприятий субъектов системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений (с начальной школы);
3. Формировать нравственно-ценностную мотивацию в процессе освоения правовых знаний, нравственного поведения обучающихся (с начальной школы);
4. Включать обучающихся в различные виды деятельности, способствующих обогащению позитивного нравственного-правового опыта поведения, эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам (с начальной школы);
5. Систематически проводить индивидуальную профилактическую работу среди детей, поставленных на межведомственный учет, с целью предупреждения повторных правонарушений и преступлений;
6. Активизировать родительскую общественность при проведении профилактической работы с обучающимися школы;
7. Организовывать профилактическую работу с обучающимися совместно с выпускниками школы (использование метода положительного образа, положительного опыта жизнеустройства);
8. Усилить воспитательную работу, направленную на профилактику употребления алкоголя среди старшеклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»
В выступлении ставится задача рассмотреть возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...
Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2014 года. Подготовка обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам.
Для подготовки обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам необходимо применять специальные коррекционные приёмы при преподавании школьных предметов....
"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"
Особенности коррекционно-воспитательной работы с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....
Статья. "РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ"
В статье мы рассмотрим принципы, способы организации рекреационной деятельности, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Остановим своё внимание на видах, направлениях р...
Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...
«Силовая тренировка с резиновыми амортизаторами для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (5 – 9 классы)».
Все упражнения статического характера и наравлены на включение в работу глубоких мышц, вплоть до мельчайших волокон....