Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»
материал

Рябкова Татьяна Владимировна

Выступление для педагогического совета «О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

02.11.2020

Выступление на педагогическом совете

«О профилактической работе с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения»

По данным исследователей, в настоящее время увеличение числа различных асоциальных проявлений среди подрастающего поколения России приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Спектр причин неблагополучного поведения подростков широк. Экономическая нестабильность, обеднение нравствственной культуры и неспособность усилиями только правоохранительных органов исправить сложившуюся ситуацию привели к тому, что самая уязвимая часть общества – дети и подростки – совершают разного рода правонарушения и преступления. Большая часть учащихся школы из семей со сложной судьбой (социально-незащищенных, малообеспеченных, неполных семей, семей состоящих на учете за ненадлежащее выполнение родителями обязанностей, склонных к употреблению спиртных напитков). Кризисные явления в семье приводят к деформации  ценностно-смысловой сферы и социализации подрастающего человека, образуя отрицательные тенденции в развитии его личности. Они могут проявляться в форме бродяжничества, наркомании, алкоголизма, преступных и иных антисоциальных действий.

Профилактика правонарушений и преступлений в нашей школе особенно актуальна. Обучающиеся с ИН – самая уязвимая категория детей, которая в силу своих психофизических особенностей может легко попасть под негативное влияние из вне.

С целью эффективной системы решения проблем по профилактике асоциального поведения, правонарушений несовершеннолетних в ГКОУ «Школа №107»:

- осуществляется ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий;

 -   создана и апробирована программа “Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся школы № 107 Ленинского района г. Нижнего Новгорода”;

-   организована работа Совета профилактики для укрепления дисциплины, обеспечение защиты прав и интересов несовершеннолетних, оказание помощи семьям в обучении и воспитании детей;

         - организована работа института наставничества за «трудными» подростками»;

        - организована работа родительского патруля согласно запланированным маршрутам;

        - реализуется операция «Подросток» в рамках каникулярного периода (посещение на дому детей «группы риска»);

       - своевременно информируются органы системы профилактики о сложившейся социально-опасной ситуации в семье, в рамках защиты прав и интересов ребенка (ОДН ОП №3, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства);

   

   - используются наглядные средства воздействия на обучающихся (стенды по охране прав детства и правовым вопросам в классах, рекреациях);

       - проводится социально-педагогическая профилактика отклоняющегося  поведения, корригирование эмоционально-волевой сферы;

       - организуется профориентационная деятельность.

         - оказывается содействие в помещении учащихся, нуждающихся в социальной реабилитации в ГКУ СРЦН «Солнышко»;

       - организуется досуг учащихся  во внеурочное и каникулярное время.    

Особенное внимание уделяется досугу детей  из социально-незащищенных семей и состоящих на учете. В случае организации лагеря во время школьных каникул первоочередно закрепляются места для данных категорий школьников.

-  ведется картотека учетных детей (индивидуальная карточка с анкетными данными, копия свидетельства рождения ребенка, лист индивидуальной профилактической работы, акт материально-бытовых условий, докладные, объяснительные и т.д.);

- организуется курс отдыха и оздоровления детей в санаториях Нижегородской области («Большая Ельня», «Романтика», «Городецкий», «Солнечная поляна», Мореновская санаторно-лесная школа и др.)     совместно с районными поликлиниками.

Организовано межведомственное взаимодействие со многими социальными институтами по защите и охране детства, профилактике асоциальных форм поведения детей и подростков, предупреждения правонарушений и преступлений:

  •  Управление образования администрации Ленинского района г. Н. Новгорода;
  •  Отдел опеки и попечительства Управления образования Ленинского района г. Н. Новгорода;
  •  Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Ленинского района г. Н. Новгорода;
  •  Отдел полиции №3, отделение по делам несовершеннолетних УМВД России Ленинского района г. Н.Новгорода;
  •  Учреждения здравоохранения (организация курса отдыха и оздоровления несовершеннолетних, режима дня в санаториях Нижегородской области);
  •  Центр родительской культуры «Исток»;
  •  ГКУ СРЦН «Солнышко»;
  •  УСЗН Ленинского района;
  • Культурно-досуговые учреждения;
  •  Православный центр храма «Умиление».

 

Можно выделить основные направления работы по профилактике асоциального поведения, правонарушений и  преступлений среди обучающихся с ИН.

1. Осуществление контроля за получением образования (ежедневный мониторинг посещаемости учебных занятий, контроль за пропусками занятий, отслеживание успеваемости). Борьба с прогулами занятий является основополагающим звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Безусловно, без активного участия классного руководителя добиться эффективного результата работы будет сложнее. Классными руководителями ежедневно сообщается информация о пропуске занятий учеником без уважительной причины и совместно с кл. руководителями принимаются меры по устранению проблемы (беседы с родителями, беседы с ближайшим окружением ученика, выходы в семью, информирование о систематических прогулах ОДН ОП №3, КДН и ЗП).  Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если  не принять к нему своевременных мер, появляется  чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого ученика легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность.

2. Организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному  проведению досуга, профилактике асоциального поведения. В школе действуют кружки и секции спортивно-оздоровительного и художественного направлений (секция по волейболу, кружок «Олимпиец», кружок «Танцевальный калейдоскоп», ансамбль «Алые паруса», «Заречье» и другие). Ежегодно в начале учебного года проводится разъяснительная работа с детьми и родителями о работе бесплатных школьных кружков и секций и важности их посещения. Также на сайте школы и информационных стендах размещается информация о кружках и секциях Ленинского района по интересам.

3. Пропаганда здорового образа жизни. Проблема здоровья российских школьников сейчас остроактуальна. В последнее время резко обострилась ситуация по криминализации подростковой среды, возросло количество безнадзорных и беспризорных  несовершеннолетних правонарушителей, курящих детей, потребляющих психотропные вещества и злоупотребляющих алкоголем.

Согласно медицинской статистики ежегодно растет количество детей с нервно-психическими нарушениями. В нашей школе все дети имеют нарушения психофизичекого развития разной степени выраженности.  Поэтому вредные привычки еще больше усугубляют не без того ослабленное здоровье, освоение адаптированной учебной программы, а также могут стать причиной противоправного поведения.

4. Формирование нравственно-правовой культуры.

Данное направление работы имеет особую актуальность. Деформированная система когнитивной и мотивационно-ценностной сферы личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, поверхностные представления о правовых нормах и явлениях  несомненно являются одними из причин роста правонарушений и преступлений, совершенных обучающимися с умственной отсталостью.

Профилактику противоправного поведения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьного возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит формирование усвоение нравственных норм и правил поведения, нравственно-ценностной мотивации. Формирование нравственного поведения школьников с умственной отсталостью – основа предупреждения асоциального поведения в будущем.

- тематические беседы (в групповой и индивидуальной формах);

- библиотерапия;

- круглые столы;

- видеотеки;

- создание воспитывающих ситуаций;

- моделирование жизненных ситуаций;

- игровые тренинги, игровые упражнения;

- экскурсии в ОДН ОП №, ЦВСНП;

- элементы социальных проектов («Доброе сердце», «Чистая планета-здоровая нация»)

- месячники и дни правовых знаний;

- тематические акции «Нет жесткости в мире детства», «Мы против Миксов», «Меняю сигарету на конфету» и др.

В прошлом учебном году в школе апробирован института волонтерства обучающихся старших классов  над обучающимися начальной школы «Рука помощи» (организация занятости обучающихся старших классов в перемену, укрепление доброжелательных взаимоотношений между обучающихся между собой, а также обучающихся и педагогов).

5. Диагностическая и коррекционная работа.

6. Работа с родительской общественностью. 

Нельзя забывать о важности сотрудничества школы и семьи. Работа с родителями является опосредованной формой воздействия на обучающихся в рамках профилактики асоциального поведения:

- систематические  индивидуальные и групповые беседы,  консультации по правовым и социальным вопросам;

- родительские лектории Совета родителей;

- общешкольные и классные собрания с проведением бесед профилактического характера;

- организация встреч родительской общественности с социальными партнерами школы: правоохранительных органов, культурно-досуговых учреждений;

- помещение в ГКУ СРЦН «Солнышко» детей из семей, которые нуждаются в помощи и т.д.

- посещение семей, состоящих на учете, по месту жительства;

- работа Совета профилактики;

- правовое информирование родителей и обучающихся посредством

уголка правовых знаний, дистанционно-просветительской  деятельности (сайт школы, мессенджеры)

7. Работа с педагогическим коллективом.

С целью рационального построения совместной деятельности по профилактике правонарушений и преступлений среди обучающихся школы организована работа с педагогическими работниками.

- групповые и индивидуальные социально-педагогические консультации учителей,  воспитателей;

- распространение буклетов, памяток по работе с «трудными детьми»

- выступления на педсоветах, методических объединениях, совещаниях при директоре, затрагивающие вопросы профилактики и коррекции асоциального поведения.

- помощь в подборе необходимого материала для проведения внеклассного мероприятия;

- информирование на сайте школы и  группе мессенджера VIBER  об  изменениях в статьях законодательства, регламентирующие  вопросы профилактики асоциального поведения, формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;

С целью изучения показателей результативности профилактической работы проведен анализ статистических данных по правонарушениям и преступлениям, совершенных обучающимися за 2017-2020уч.г.

Мониторинг

 правонарушений и преступлений обучающимися школы

за 2017-2020 уч.г.

Примечание: рост правонарушений обусловлен тем, что в 2017-2018 уч.г. и в 2018-2019 уч.г. при проведении анализа совершенных противоправных деяний не учитывалась правонарушение Закон Нижегородской области от 09.03.2010 N 23-З (ред. от 02.03.2016) "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области".

В 2019-2020 уч.г. согласно информации инспектора ОДН ОП №3 обучающимися ГКОУ «Школа №107» совершены правонарушения:

- ст.20.22 КоАП РФ (распитие алкогольной продукции до 16 лет – 4 чел.)

- ч.1. ст.5.35 КоАП РФ  « ночное время»,  - 5 чел.

                                        «курение в общественных местах» – 1чел.

С целью предупреждения асоциальных форм поведения обучающихся, предлагается:

1. Продолжить оказывать прямое и косвенное профилактическое воздействие на обучающихся с целью комплексного предупреждения возникновения девиантных форм поведения;

           2.  Обогащать  обучающихся представлениями о правовых нормах через систему мероприятий субъектов системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений (с начальной школы);

          3. Формировать  нравственно-ценностную мотивацию в процессе освоения правовых знаний, нравственного поведения обучающихся (с начальной школы);

          4. Включать обучающихся в различные виды деятельности, способствующих обогащению позитивного  нравственного-правового опыта поведения, эмоционально-ценностного отношения к нравственно-правовым нормам (с начальной школы);

5. Систематически проводить индивидуальную профилактическую работу среди детей, поставленных на межведомственный учет, с целью предупреждения повторных правонарушений и преступлений;

6. Активизировать родительскую общественность при проведении профилактической работы с обучающимися школы;

7. Организовывать профилактическую работу с обучающимися совместно с выпускниками школы (использование метода  положительного образа, положительного опыта жизнеустройства);

8. Усилить воспитательную работу, направленную на профилактику употребления алкоголя среди старшеклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

О том, как смежные науки приходят на помощь на практике...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ»

В выступлении ставится задача рассмотреть  возможные формы работы с родителями обучающихся в направлении духовно- нравственного развития личности гражданина РФ...

Выступление на педагогическом совете. Декабрь 2014 года. Подготовка обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам.

Для подготовки обучающихся с нарушением зрения к независимым диагностическим работам необходимо применять специальные коррекционные приёмы при преподавании школьных предметов....

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

Статья. "РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ"

В статье мы рассмотрим  принципы,  способы  организации рекреационной деятельности, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Остановим своё внимание на видах, направлениях р...

Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...

«Силовая тренировка с резиновыми амортизаторами для обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения (5 – 9 классы)».

Все упражнения статического характера и наравлены на включение в работу глубоких мышц, вплоть до мельчайших волокон....