Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе
рабочая программа
Программа коррекционно-развивающей работы для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krr_tnr.pptx | 183.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пояснительная записка Нормативно-правовую базу разработки программы КРР для обучающихся с ТНР составляют : - Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации » № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 г. № 99-ФЗ, от 23.07.2013 г. № 203- ФЗ); - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования »; - Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР; I. Целевой раздел
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» №АФ-150/06 от 18.04.2008 г.; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (от 10 июля 2015 года N 26 с изменениями на 27 октября 2020 года). I. Целевой раздел
Программа коррекционной работы должна обеспечивать: · выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР 5.1, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; · создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся; · осуществление индивидуально помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); · возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении. I. Целевой раздел
Программа предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Программа для обучающихся 1-го класса рассчитана на 33 часа в год (1 занятие в неделю), при дополнительных рекомендациях занятия проводятся 2 раз в неделю и каждый раздел увеличивается по времени в двое. I. Целевой раздел
Цель реализации ПКРР ― создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивнои ̆ социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностеи ̆ на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Задачи программы коррекционной работы: - обеспечение психолого-педагогических условий обучения и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся; - организация психолого-педагогического консультирования родителей детей с ТНР ( законных представителей ) и педагогических работников. - разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей обучающихся в различных видах деятельности. I. Целевой раздел
Основные принципы психолого-педагогического сопровождения. Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ТНР. Принципы психолого-педагогического сопровождения: 1. Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи в развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников; 2. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности; I. Целевой раздел
3. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития; 4. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи с пециалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы; 5. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. I. Целевой раздел
Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения: • постановка практических и познавательных задач; • целенаправленные действия с дидактическим материалом; • наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); • подражательные упражнения; • дидактические игры; • создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту; I. Целевой раздел
• обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное); наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира; • рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий; • речевая инструкция, беседа, описание предмета; • указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания; • вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие); • педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата. I. Целевой раздел
Планируемые результаты освоения программы Результаты освоения программы психолого-педагогической работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ТНР в различных средах: Изменения количественных и качественных показателей свойств личности ребенка: • сформированность саморегуляции и произвольности поведения; • овладение навыками коммуникации: умение общаться и выстраивать совместную деятельность с другими; • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации; I. Целевой раздел
• осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей; • адекватная мотивация деятельности; • адекватное отношение к себе и другим; • развитая рефлексия; • эмоциональная устойчивость; • снижение количества трудностей при освоении общеобразовательной программы; • сформированность навыков уверенного поведения; • совместной (коллективной) деятельности; • самостоятельного решения конфликтов мирным путем; самоподдержки ; адекватной оценки собственных возможностей и способностей. I. Целевой раздел
II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1 . Диагностическое направление. Проводится 2 раза в год - в начале работы и конце учебного года. Критерии оценки : • субъективно переживаемые учащимся изменения во внутреннем мире ; • объективно регистрируемые параметры, характеризующие изменения в познавательной, эмоционально-личностной сферах личности обучающегося с ОВЗ ; • устойчивость изменений . Формы оценки результатов : • психологическая диагностика • педагогическое наблюдение ; • анализ продуктивной и учебной деятельности ; • беседа с родителями и педагогами.
2 . Коррекционно-развивающее направление. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ТНР, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: • коррекция и развитие компетенций коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; • развитие и коррекция пространственно-временных представлений; • развитие учебно-познавательной мотивации; • помощь в адаптации к условиям школьной среды. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений . Развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы и коррекция ее недостатков. Для значительной части детей с ТНР типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают : - гармонизацию аффективной сферы ребенка ; - профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и негативистических проявлений, других отклонений в поведении ; - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера ; - развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п .); - создание условий для развития самосознания и формирования адекватной самооценки ; - развитие социальных эмоций ; - развитие коммуникативных способностей. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков. Работа с детьми с ТНР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлений, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Ребенок с ТНР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи: • воспитание у детей интереса к окружающим людям; • выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения; • обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3 . Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика. Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ТНР. Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются: - раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, - определение способов компенсации трудностей, - выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: - организация педагогических консилиумов, - подготовка к тематическим родительским собраниям, - индивидуальные консультации и т.д. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ТНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др. Информационно-просветительская работа включает: ― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся; ― оформление информационных стендов, печатных и других материалов; ― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности; ― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности. II . СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 1 . Описание внешних условий, материала и оборудования, используемого на занятиях. Занятия проводятся в кабинете психолога. В кабинете обеспечено свободное размещение и передвижение, у каждого ребенка есть возможность проявить себя, быть открытым, не бояться ошибок.
2. Программно-методическое обеспечение 1. Забрамная С.Д., Левченко И.Ю.. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций). М., 2007 . 2. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. Спб . Речь, 2008. 3. Мамайчук И. И Шипицина Л. М. Психология детей с нарушением опорно - двигательного аппарата. М. Владос , 2004 . 4. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М.. Просвещение, 1983 . 5. Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, коррекция. Спб . Речь , 2006 . 6. Опеределяю время. Книжка с наклейками. 2-е издание.-М: Школьная Пресса, 2010 . 7. Семаго Н.Я. Формирование пространственных и элементарных математических представлений: Демонстрационный материал. М.: Айрис-Пресс, 2005 . 8. Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела: Демонстрационный материал. М .: Айрис-Пресс, 2005 . 9. Семаго H. Я., Семаго M. M. Технология оценки сформированности базовых, составляющих психического развития / Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: Изд-во АПРКиПРО РФ, 2000 . 10. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать?: В 4 т. М.: Генезис, 1999. 11. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе 1-4. М.: Генезис, 2018 г. III . ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 3 КЛАССА
Рабочая программа по физической культуре, рассчитана по три часа в неделю. Календарно-тематическое планирование 3 класс....
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающегося с тяжелыми нарушениями речи
Адаптированная общеобразовательная программа (далее–АОП) обучающегося с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобраз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ
Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 5-9 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с обновленными ФГОС
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»Обучение русскому языку обучающихся с ТНР (вариант 5.2) носит не только теоретико-практический характер, но и коррекционную направленно...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...
Адаптированная рабочая программа по английскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2 - 4 класс
Данная адаптированная рабочая программа предназначена для обучающихся с ТНР для 2-4 классов...