Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната
статья

Степаненко Светлана Александровна

Выступление на семинаре по дефектологии по теме "Формирование жизненной компетенции  у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одной из важнейших задач современного образования является создание оптимальных условий для активизации основных линий развития детей с ОВЗ и их социальной адаптации. Согласно ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью  на первый план выдвигается формирование жизненных компетенций. Под «жизненными компетенциями» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. Для детей с интеллектуальными нарушениями требуется специальная работа по введению их в социальную среду. Целью работы является индивидуально дозированное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Наблюдения показывают, что многие умственно отсталые выпускники оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено тем, что они не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не могут продуктивно общаться с людьми и имеют специфические потребности в общении, не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию из-за их эмоционально-поведенческих особенностей. У них при наличии завышенной самооценки не сформированы мотивы и интересы к хозяйственно - бытовой деятельности, имеются сложности в понимании и правильной оценке тех или иных действий, поступков, в применении полученных знаний в различных жизненных ситуациях. С учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью, вся учебно-воспитательная деятельность в школе-интернате, в первую очередь, направлена на формирование социальной компетенции обучающихся, являющейся основой готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.

В основе личного и социального благополучия человека лежит его успешность в труде, состоятельность в быту и разнообразие интересов в свободное время. Труд, быт, досуг — это три направления развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которые и определяют содержание коррекционно-развивающей среды в школе – интернате.

Работа педагогов по социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта сводится к следующему:

 1. Подготовка к жизни в обществе;

2. подготовка к труду;

3. подготовка к общению с людьми;

4. подготовка к семейной жизни.

Социальная адаптация должна быть основана не только на трудовом обучении и социально-бытовой ориентировке, но и на постоянном развитии социальных качеств личности ребёнка с ОВЗ на всех возрастных этапах.

Исходя из вышесказанного, можно выделить элементы современных технологий, которые применяются в воспитательной работе школы- интерната:

1. Коррекционно-развивающие технологии.

2. Игровые технологии.

3. Информационно-коммуникационные технологии.

4. Нравственная технология.

5. Здоровьесберегающие технологии.

Нравственная технология.

Полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальными нарушениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и ценностных ориентаций. Эта проблема рассматривалась в исследованиях В. В. Воронковой, которая отмечает, что наличие интеллектуального дефекта повышает вероятность социальных отклонений в поведении личности. Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и результатом является истинной причиной нарушения поведения детей с ОВЗ.

Мы все отмечаем у детей с интеллектуальными нарушениями большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы. У них наблюдаются негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство, которые создают большие трудности их воспитания. Поэтому систематичность и последовательность нашей работы в этом направлении создают и закрепляют у детей навыки и необходимые привычки.

Содержание нравственного развития и воспитания отбирается на основании базовых национальных ценностей в реализации следующих направлений:

1.        Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2.        Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3.        Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4.        Формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

5.        Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

6.        Воспитание ценностного отношения к прекрасному,  формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Работу  в данном направлении я реализую  посредством программы «Школа нравственности», которая содержит следующие разделы:

  • «Планета этикета».

В этом разделе были запланированы и проведены следующие занятия: «От приветливых слов в мире теплее», «Культура человека», «Культура моей внешности», Здравствуйте, все или как жить в ладу с собой и миром» и др.

  • «Если добрым быть...»

По данному разделу были проведены следующие занятия:

«Добро и зло рядом с нами», «Милосердие и жестокость», «Внимание и как оно важно», Мы в ответе за тех, кого приручили»и др.

  • «Без труда нет добра».

Проведены следующие занятия:

«Мир моих увлечений», «Калейдоскоп профессий», «Жемчужины народных промыслов», «Трудом красив и славен человек» и др.

  • «Азбука здоровья»

Проведены следующие беседы:

 «Витамины с грядки», «Без привычек вредных жить на свете здорово», «Не попадись на крючок» и др.

  • «Мое Отечество».

По данному разделу проведены следующие беседы:

«О доблести, о подвигах, о славе», «Природа родного края», «Память, которой не будет  конца».

  • «Эстетическое воспитание»

В этом разделе были запланированы и проведены следующие занятия:

«У зеркала», «Галерея волшебных красок», «В мире необычного и удивительного» и др.

Формы работы в данном направлении:

проведение бесед, тематических часов;

практические занятия;

индивидуальные беседы.

воспитательное  мероприятие.

Информационно-коммуникационные технологии.

Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения и воспитания детей с ОВЗ, способствуют развитию сенсорного восприятия, стимулируют развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в воспитательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать часы развития наглядными, динамичными, эффективными.

Презентации  дают  возможность преподнести  информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления,  и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность детей, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление.

Игровые технологии.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья  очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В своей работе  использую:

  • подвижные игры,
  • дидактические и развивающие игры ( «Сколько точек -столько букв»,  «слоговой конструктор», «назови одним словом» , загадки, викторины.,  настольные игры – лото, мозаики, домино и др., ),  
  • сюжетно-ролевые игры, в которых  дети, как правило, воспроизводят  различные бытовые ситуации (посещение магазина, врача и т.д.)

Здоровьесберегающие  технологии.

Эти технологии способствуют развитию познавательной активности детей с ОВЗ. В работе используются разнообразные стимулирующие приёмы здоровьесбережения, которые становятся средством активизации познавательных способностей детей, способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение занятия.

Формы работы в это направлении:

  • прогулки и экскурсии;
  • утренняя зарядка;
  • подвижные игры, веселые старты.
  • физкультурные минутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз во время проведения занятий и самоподготовки.

Следует отметить, что осуществление создания оптимальных условий для социализации детей с ОВЗ возможно только при условии тесного взаимодействия всех специалистов школы-интерната (социальный педагог, медработник, психолог, логопед,  учителя, воспитатели).

В заключение хочется отметить, что основная цель воспитателя в работе с детьми с нарушениями интеллекта по формированию  жизненных компетенций – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций, применяя в работе современные педагогические технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....

Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках подготовки младшего обслуживающего персонала

В данной презентации представлен опыт работы учителя профессионально-трудового обучения по технологии кейсов.  Рассмотрены основные жизненные компетенции, формирование которых необходимо для успе...

Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков»

С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоват...

Доклад "Формирование жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела

Обобщение опыта работы по формированию жизненных компетенций у учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках швейного дела....

Статья " Пути и средства повышения качества формирование основ безопасности у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Большинство детей, поступающих в школу - интернат, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, сн...