Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях школы-интерната посредством социально-бытовых и культурно-гигиенических навыков»
методическая разработка (7 класс) на тему
С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школах-интернатах необходимо проводить работу по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, работа по благоустройству территории и помещений школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sots.-byt._orientatsiya_1.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Формирование жизненных компетенций в условиях
школы-интерната посредством социально-бытовых
и культурно-гигиенических навыков»
В «Педагогическом словаре Академии педагогических наук РФ» самообслуживание характеризуется как вид бытового труда, включающий гигиенический уход за собой, уход за своей одеждой, вещами, жилищем, а также приготовление пищи, ремонт и изготовление нужных в обиходе вещей.
Самообслуживание в специальных школах-интернатах вводится с первого года обучения, что облегчает формирование навыков самообслуживания и состоит из следующих видов бытового труда: соблюдение личной гигиены, уборка постели, своего рабочего места, дежурство по уборке класса, спальни, столовой. Задача школы-интерната – научить ребенка не только правильно выполнять определенные действия, связанные с самообслуживанием, но добиться, чтобы данные действия перешли в привычку.
С целью формирования компетенции в бытовой сфере в школе-интернате организована работа по развитию и совершенствованию навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, работа по благоустройству территории и помещений школы. Задачей данного направления является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду в обществе.
Особое внимание по социальной-бытовой ориентации школьников уделяется формированию навыков ухода за одеждой, телом, постелью, обувью, поддержанию чистоты и порядка в классах, спальнях, столовой.
Успех в профессиональной деятельности, активности в общественной жизни зависит от уровня владения навыками общения, умением воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи, т.е. коммуникативной функцией речи. Для наших детей характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватного поведения в мире людей.
Приоритетные задачи в каждом звене:
Начальное звено:
Трудовое воспитание.
- отработка навыков учебного поведения;
- вооружение основными навыками самообслуживания;
- формирование навыков трудовой коллективной деятельности.
Среднее звено:
Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание.
- ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
- развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
- отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
- охрана природы.
Старшее звено:
Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание.
- профессиональное самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
- трудовое воспитание;
- жизнеобеспечение.
Весь воспитательный процесс построен с учётом выделенных задач и основан на одной из ведущих видах деятельности – трудовой, в данных возрастных группах. За воспитателями остаётся право варьировать темы занятий и проводимых мероприятий, учитывая контингент группы, её типологические и индивидуальные особенности, разновозрастной состав воспитанников.
Нарушенное интеллектуальное развитие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей коррекционной школы.
Главное условие успешности решения поставленных задач по социально-бытовой подготовке учащихся специальной (коррекционной) школы – разнообразная ежедневная практическая деятельность учащихся. На занятиях по социально-бытовой ориентировке воспитанников используются следующие методы и приемы: демонстрация, наблюдение, моделирование реальных ситуаций, дидактические, сюжетно-ролевые, имитирующие игры, упражнения, личностная аналогия, игровые ситуации, проблемные ситуации, решение логических задач, учебные задания, задания-соревнования, оценивание действий людей в реальных ситуациях, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, просмотр и обсуждение диафильмов, кинофильмов, создание и оформление тематических альбомов, стендов.
Трудовому воспитанию учащихся первой ступени (1-4 классов) в школе-интернате уделяется большое значение. В нашей школе организовано несколько направлений трудовой деятельности младших школьников во внеурочное время:
1 блок. Хозяйственно - бытовой труд.
Виды деятельности | Формируемые знания, умения и навыки | Мероприятия |
- уход за одеждой; - стирка мелких вещей; - утюжка мелких вещей; - уход за обувью; - уход за помещением; - обслуживающий труд | - выполнение мелкого ремонта одежды: пришивание пуговиц, стирка, сушка, утюжка мелких изделий, мытье обуви; - соблюдение элементарных гигиенических требований к жилищу, - элементарные навыки уборки помещения. | - практикумы; - тематические воспитательные часы; - дежурство по классу; - дежурство по спальне; - дежурство по столовой. |
2 блок. Самообслуживание.
Виды деятельности | Формируемые знания, умения и навыки | Мероприятия |
- личная гигиена;
- одевание, раздевание; - уход за постелью; - уход за личными вещами; - культура питания; - приведение в порядок своего рабочего места; - уход за личными и учебными принадлежностями. | - совершать утренний и вечерний туалет, ухаживать за кожей, волосами; - умение самостоятельно одеваться и раздеваться; - умение самостоятельно заправлять и расправлять постель; - выполнять мелкий ремонт одежды, стирать, сушить, гладить изделия, ухаживать за обувью;
-умение самостоятельно принимать пищу, делать это правильно и аккуратно; - умение ухаживать за своими учебными принадлежностями и следить за порядком на своем рабочем месте.
| - тематические классные часы; - индивидуальные беседы; - практикумы; - минутки самообслуживания; - утренний и вечерний туалет; - прием пищи. |
3 блок. Общественно полезный труд.
Виды деятельности | Формируемые знания, умения и навыки | Мероприятия |
- уход за комнатными растениями; - уход за помещениями. | - посадка комнатных растений; -полив; -удобрение; -мытье; - самостоятельное выполнение влажной уборки класса, спален; -проветривание помещений; -наведение порядка в шкафах; -самостоятельная сервировка столов в столовой; - влажная уборка столовой. | - общественно полезный труд (ОПТ) - тематические классные часы; - практикумы. - Дежурство по классу; - дежурство по спальне; - дежурство по столовой. |
4 блок. Ручной труд
Виды деятельности | Формируемые знания, умения и навыки | мероприятия |
- работа с природными материалами; - работа с текстильными материалами; - работа с древесиной - работа с бисером - работа с бросовым материалом - комбинированные работы (художественное, прикладное творчество) | - пооперационное выполнение работы по словесной инструкции педагога, с опорой на схему; -самостоятельное чтение схем; -анализ результатов работы (самоанализ) -умение подбирать материал по цвету и текстуре. | - коррекционные часы по ручному труду; - практикумы; - кружковая работа. |
Главной задачей в работе со старшеклассниками является привитие им трудовых навыков и умений.
Каждому воспитаннику необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя.
Кроме этого, полноценная социальная адаптация детей с интеллектуальным недоразвитием невозможна без формирования системы их нравственно-правовых знаний и соответствующего социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания учащихся.
Формирование внутренней этической нормативности осуществляется посредством выработки рефлексивного отношения к себе в соответствии с этическими идеалами, за которые необходимо принять следующие основополагающие качества личности:
- гуманизм;
- патриотизм;
- честность;
- справедливость;
- ответственность;
- уважение к старшим и малышам;
- чувство собственного достоинства;
- милосердие.
Накопление опыта общественных отношений, умений и привычек социально-нормативного поведения достигается путем организации различных видов деятельности и межличностного общения в разнообразных ситуациях, упражнениях, в ходе проведения воспитательных занятий.
Большое значение уделяю разнообразным формам внеклассной и внешкольной работы: тематические праздники, КВНы, посещения театра оперетты, музеев, Детской библиотеки.
Содержательное наполнение воспитательных часов затрагивает актуальные и «болезненные» проблемы, важные и трудные вопросы, касающиеся личной жизни воспитанников: «Права и обязанности воспитанников школы-интерната», «Курить – здоровью вредить», «Взял или украл?», «Загляните в мамины глаза», «Действия при пожаре».
В условиях жизни в школе - интернате учащиеся занимаются различными видами бытовой и хозяйственно-трудовой деятельности: дежурят в столовой, убирают в спальнях, классах, ремонтируют школьную мебель и одежду, шьют одежду, выращивают цветы. Все это способствует воспитанию трудовых навыков у учащихся, их совершенствованию, обеспечивает возможность адаптироваться в жизни.
Использую различные формы работы с учащимися:
- индивидуальные (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы);
- групповые (органы соуправления – староста группы, учебный, трудовой, спортивный и культмассовый секторы, дежурный по столовой);
- творческие группы;
- коллективные (конкурсы, концерты, соревнования).
Использование в работе с учащимися разнообразных форм, методов способствует реализации задач по формированию коммуникабельности, толерантности, профилактике асоциального поведения, развитию индивидуальных способностей, интереса к творчеству, посредством вовлечения их в досуговую деятельность. Воспитанники приобретают знания об общественных нормах поведения, что способствует их социализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая тема: «Развитие культурно – гигиенических навыков у воспитанников среднего возраста с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната».
Формирование здоровье - сберегающих условий в ОУ интернатного типа для детей с ОВЗ, оказание им разносторонней помощи в психологической и социальной адаптации....
Доклад «Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната».
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната»....
Доклад "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"
В материале раскрываются требования стандарта образования к формированию жизненных компетенций детей с ОВЗ....
Презентация "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната".
В презентации показан материал для выступления по теме с "Формирование жизненных компетенций детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"...
Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната
Выступление на семинаре по дефектологии по теме "Формирование жизненной компетенции у учащихся с ОВЗ в условиях школы-интерната"...
доклад на тему: "Основные методы формирования социальной и жизненной компетенции у воспитанников школы – интерната".
quot; Через активную организацию жизни в школе ребёнок придёт к умению войти в жизнь"Лев Семёнович Выготский...