Формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ на уроках подготовки младшего обслуживающего персонала
презентация к уроку на тему
В данной презентации представлен опыт работы учителя профессионально-трудового обучения по технологии кейсов. Рассмотрены основные жизненные компетенции, формирование которых необходимо для успешной интеграции выпускников коррекционной школы - интерната в социум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_formirovanie_zhiznennyh_kompetentsiy_u_obuchayushchihsya_s_ovz_na.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ Новые образовательные Стандарты, в основу которых положен компетентностный подход .
ИСТОРИЯ ВОПРОСА В российской системе образования применение компетентностного подхода имеет исторические корни. Изучением его использования в обучении занимались П.Я. Гальперин, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий. Идеи по освоению умений, обобщенных способов деятельности нашли свое отражение в работах этих ученых. Основы компетентностного подхода, касающиеся теории и практики развивающего обучения, заложены в исследованиях Д.Б. Эльконина , В.В.Давыдова и С.Т. Шацкого .
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Постепенный переход от репродукции знаний и навыков к конструированию содержания образования , применению различных мониторингов и использованию систем контроля качества образования . При наличии такой сильной практической составляющей содержание образовательного процесса будет строиться на основе освоения учебных компетенций .
КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОМПЕТЕНЦИЯ Использование в педагогике понятия "компетенции», как синонима "компетентности» приводит к тому, что понимание проблемы формирования компетенций становится двойственным . Компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем . Жизненные компетенции – жизненно важные практические навыки, которые помогут ребенку с нарушением интеллекта интегрироваться в окружающую среду, т.е. социализироваться.
социологический словарь: " Человек является социально-компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации". В процессе трудового обучения у детей данной категории целенаправленно и системно происходит формирование социально-трудовой компетенции , являющейся наиболее жизненно-важной. Трудовое обучение включает в себя ручной , самообслуживающий , хозяйственно-бытовой, различные предпрофессиональные виды труда. В большей степени формирование социально-трудовой компетенции реализуется на уроках «подготовки младшего обслуживающего персонала", на которых школьники с нарушением интеллекта приобретают практические навыки по самообслуживанию , уходу за жилыми и служебными помещениями , комнатными растениями , практические навыки по сервировке стола, уборки и мытья посуды после еды, овладевают элементарными профессиональными навыками.
Учебно-познавательные и коммуникативные компетенции Занятия хозяйственно-бытовым трудом имеют большое значение в жизни умственно отсталого ребёнка. Этот вид труда создаёт возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда : -рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, -предварительного планирования работы , умения отобрать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремления сделать работу хорошо и своевременно. В процессе своей хозяйственно-бытовой деятельности умственно отсталые учащиеся не только повторяют трудовые операции, но и модулируют жизненные ситуации
Ценностно-смысловые компетенции Труд является тем средством обучения, которое, отвечая потребностям и интересам ребёнка, находит эмоциональный отклик в его душе , способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности . Реализуя потребность в трудовой деятельности , учащиеся проявляют старательность и усидчивость, учатся планировать, контролировать собственные действия . В результате целенаправленного обучения у них возникает учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.
Кейс- технология Как же перейти к работе "по-новому" учителям, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями? Задачей практического кейса является разрешение какой- либо жизненной ситуации, а, как нам известно, первичной задачей специального (коррекционного) образовательного учреждения является подготовка ее воспитанников к успешной социализации . При этом учебное значение такого кейса может сводиться к закреплению ранее усвоенных знаний, умений, навыков, либо к принятию решения в данной проблемной ситуации. Главный их смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности, что, как было сказано ранее, разрешает первичную задачу по социальной адаптации лиц с ОВЗ в обществе.
ТЕРМИНОЛОГИЯ Кейс – конкретная практическая ситуация, рассказывающая о событии (или последовательности событий), в котором можно обнаружить достаточно проблем. Технология кейсов – педагогическая технология с использованием практических ситуаций (кейсов). Технология соответствует принципам системно-деятельностного подхода, поэтому востребована в условиях ФГОС. Кейс-стади – форма урока с использованием кейсов.
итоги Работа с технологией кейсов позволила: - «примерить» профессии (побывать в роли, почувствовать ответственность, работать в группе на один результат и т. д.) - выработать положительную динамику в отношении ребят к профессиям обслуживающего труда. - способствовала развитию профессионального интеллекта, обогащению внутреннего мира учащихся.
Продолжение следует… С данными обучающимися расширить и усложнить приемы и стратегии кейса (прием «Гипотеза», стратегия «Мозговая атака», прием « SWOT – анализ», «Цветок лотоса»). Развивать умение презентовать себя и результаты своей работы (авторского продукта). Продолжать формировать профессиональную компетентность в области обслуживающего труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экзаменационные билеты по программе "Подготовка младшего обслуживающего персонала"
Разработка билетов для итоговой атттестации учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида....
технологические карты по подготовке младшего обслуживающего персонала.
данные технологические карты содержат подробный план ответа по подготовке обслуживающего персонала и содержат тематические картинки. Благодаря этому материалу учащиеся успешно овладевают теорети...
технологические карты по подготовке младшего обслуживающего персонала.
данные технологические карты содержат подробный план ответа по подготовке обслуживающего персонала и содержат тематические картинки. Благодаря этому материалу учащиеся успешно овладевают теорети...
урок подготовки младшего обслуживающего персонала в коррекционной школе в 8 классе Тема:Практическая работа "изготовление перевязочного материала".
Данный урок подготовки младшего обслуживающего персонала имеет практичекую направленность и способствует выбору будущей професии. Перед практической работой учащиеся знакомятся с видами преревяз...
Рабочая программа по предмету "Подготовка младшего обслуживающего персонала", 5 класс.10.06.2014.
Рабочая программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (5 класс) разработана на основе авторской программы С.Л.Мирского «Подготовка младшего обслуживающего персонала»(Программы спе...
Рабочая программа по предмету "Подготовка младшего обслуживающего персонала", 6 класс.14.07.2014.
Рабочая программа по учебному предмету «Профессионально-трудовое обучение» (6 класс) разработана на основе авторской программы С.Л.Мирского «Подготовка младшего обслуживающего персонала» (Программы сп...
Урок по трудовому обучению (подготовка младшего обслуживающего персонала) в 6 классе Тема: «Обработка заплаты»
Целью урока является научить обучающихся с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно выполнять обработку заплаты....