Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
рабочая программа на тему
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.poyasnitelnaya.z._rech_i_ak.docx | 177.81 КБ |
2.ktp_rech_i_ak.docx | 160.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.14г.
- Постановление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, от10 июля 2015 г.№26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях , осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Обязательный минимум содержания основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 30.06.1999г. №56;
- Примерная программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида автора В.В. Воронковой. – Москва: Владос, 2012 г.
- Федерального перечня учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Физическая недостаточность при ДЦП ограничивает формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание
- окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения
Основные принципы
- Каждый ребенок имеет право на обучение.
Принцип педагогического оптимизма предполагает построение коррекционно-педагогической работы с учетом потенциальных возможностей ребенка, настраиваясь на положительный результат.
- Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образовании
предполагает компенсацию утраченных из-за нарушения способностей за счет перестройки сохранившихся.
3.Принцип социально-адаптирующей направленности образования
заключается в следующем: основной целью специального образования служит социализация личности с отклонениями в развитии, а также обеспечение максимально возможной независимости и самостоятельности.
4.Принцип дифференцированности и индивидуального подхода. Этот принцип позволяет в коррекционной работе учитывать не только особенности, присущие данной категории нарушений, но и индивидуальные особенности обучаемого ребенка. Такой принцип может быть реализован в коллективе учащихся с отклонениями в развитии путем условного деления учащихся на группы.
5.Принцип систематичности и последовательности предполагает, что последующий изучаемый материал опирается на предыдущий.
6.Принцип необходимости специального педагогического руководства. Направлять коррекционно-педагогический процесс, влияющий на развитие ребенка с нарушениями в развитии, способен только специальный педагог, имеющий представление об особенностях развития такого ребенка и владеющий методами коррекционной и компенсаторной помощи
Цель обучения данного курса: формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Смыслом обучения общению является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал представлен тремя разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» и «Развитие графомоторных навыков».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать навыки установления, поддержания и завершения контакта;
- Способствовать овладению доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
- Формировать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Формировать навыки глобального чтения в доступных ребенку пределах.
- Формировать графомоторные навыки и навыки элементарного письма.
Коррекционно-развивающие:
- развивать учебные навыки посредством формирования умений планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
- развивать концентрацию внимания и сосредоточение на выполняемых действиях;
- развивать импрессивную и экспрессивную речь через расширение словарного запаса;
- развивать память;
- развивать мыслительные операции сравнения, классификации и т.д..
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость на занятиях;
- стимулировать проявления самостоятельности;
- формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;
- формировать умение контролировать свои эмоции.
Формы организации учебного процесса по предмету
- урок,
- практическая работа под контролем учителя.
Основные технологии обучения:
- личностно-ориентированные,
- деятельностный подход,
- уровневая дифференциация,
- информационно-коммуникативные,
- здоровье-сберегающие,
игровые и тд.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- беседа,
- работа с наглядным и раздаточным материалом,
- работа с различными предметами,
- совместная практическая деятельность учащегося и учителя
Методы стимуляции:
- демонстрация натуральных объектов,
- наглядные пособия, раздаточный материал,
- использование информационных компьютерных технологий,
- занимательные упражнения,
- музыкальное сопровождение,
- использование игровых приёмов
- экскурсии
- ролевые игры
Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ по предмету речь и альтернативная коммуникация в 1 - С классе.
Примерное содержание предмета
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием воспроизводящего устройства (например, «Language Master»). Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием кнопки (клавиши), нажатие которой запускает воспроизводящее речь устройство (например: «Big Mac», «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора (например, “Step by step”). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора (например: «GoTalk», «MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи
средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) простых предложений. Называние (употребление) сложных предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, рисунки, пиктограммы).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления и применения знаний;
- урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
- нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, уроки –путешествия;
- выполнение практических и творческих работ;
- уроки с элементами исследования;
Основным типом урока является - комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная работа;
- работа в парах.
С целью реализации национально-регионального образовательного компонента при изучении материала учебные занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» строятся так, чтобы учащимся наглядно демонстрировать произведения национальных поэтов, писателей, предметы быта и декоративного искусства Коми, а также знакомить с традициями и культурой народа Коми.
С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по альтернативной коммуникации.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Общение» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Планируемые результаты освоения универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия:
- положительно относиться к учебным занятиям,
- стать более успешным в учебной деятельности,
- с заинтересованностью воспринимать учебный материал,
- мотивировать свои действия,
- проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.,
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу,
- сохранять учебную задачу,
- удерживать цель деятельности до получения ее результата,
- быть способным к волевому усилию при преодолении учебных трудностей,
- контролировать свои эмоции.
Познавательные универсальные учебные действия:
- следить за звуковым и интонационным оформлением речи,
- использовать по назначению учебные материалы,
- выполнять действия сопряжено с учителем по образцу,
- выполнять действия по подражанию,
- выполнять действия по словесной инструкции,
- выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- осуществлять учебное поведение:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание),
- выполнять инструкции учителя,
- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом,
- осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками,
- стремиться к налаживанию с ними общения,
- оказывать в сотрудничестве посильную помощь,
Формы оценивания и контроль
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
- качество выполненных учеником практических действий,
- прилежание обучающегося во время работы,
- степень умственной отсталости,
- уровень патологии органов зрения, слуха и речи,
- уровень психофизического развития каждого ученика в отдельности.
Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» 1-С класс
Программа рассчитана на 164 часа в год (5 часов в неделю по учебному плану).
Стандарт устанавливает требование к личностным и предметным результатам, освоения обучающихся программ. Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание личностной компетенции.
Учебно-тематический план.
|
| Содержание личностной компетенции обучающихся | |||
Личностные результаты | Предметные результаты | ||||
|
| Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - Определяет свой демографический статус; - Определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - Определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Этническая идентичность Возрастная идентификация - Определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - Проявляет уважение к людям старшего возраста. Уверенность в себе» - Осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим - Сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - Сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) | Д.У.: Называть слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. М.У.: Понимать (реагировать на) слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. | ||
«Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации» | 60 ч. | «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); | УДЗ: Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. УДУ: Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.). Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
| ||
«Развитие графомоторных навыков». | 81 ч. | УДЗ: Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
УДУ:
| |||
ИТОГО: 164 ч | |||||
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Характеристика базовых учебных действий
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание национально-регионального компонента
в темах учебного предмета
четверть | Тема национально-регионального компонента. Название раздела. | Количество часов |
1четверть | Осень в родном городе. Работа с сюжетными картинками. | |
Всего:1час | ||
2четверть | «Зима в родном городе». Стихи детского коми писателя П. Образцова. | 1час |
Всего:1час | ||
3четверть | 1. «Одежда». Работа с карточками. РК. | 1час |
Всего:1час | ||
4четверть | 1. Игрушки моего детства. | 1час |
Всего: | 4часа |
Раздел IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
УЧАЩИХСЯ ЗА КУРС Речь и альтернативная коммуникация. 1-С КЛАСС
Требования к результатам освоения программы, определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся. Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант D)
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психо-физического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории Требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Конкретизация требований Стандарта к предметным планируемым результатам
по программе Л.Б.Баряевой)
Достаточный уровень | Минимальный уровень | |
Речь и альтернативная коммуникация 1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. ∙ Умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях. 2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными. ∙ Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. ∙ Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. ∙ Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.). Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» 3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач. ∙ Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. ∙ Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. ∙ Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). 4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. ∙ Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. ∙ Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. 5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму: ∙ Узнавание и различение образов графем (букв). ∙ Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов. 5) обучение чтению и письму
|
Умеет «читать» телесные и мимические движения. Показывает указательным жестом себя и свое отражение в зеркале. Подражает выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.). Выполняет движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию действиям учителя и по образцу). Выполняет упражнения типа «Покажи, как это делают»: Покажи, чем нюхают (понюхай хлеб...). Покажи, чем слушают (послушай, как я буду стучать деревянными ложками...). Выполняет упражнения с использованием большой дидактической куклы типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы — руки, у тебя — руки; у куклы — ноги, у тебя -… Играет с куклой, соотносимой с образом ученика. «Читает» изображения на картинках. Показывает части тела на фотографии и на себе. Показывает предметы на картинке: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко. Находит игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация). Узнает игрушки по характерным звукам (звучащие игрушки). Двигается по коврику со следочками, по различным сенсорным дорожкам (движение по подражанию учителю, по образцу, самостоятельно по указательному жесту учителя). Выполняет упражнения на ковриках и дорожках со звуковым сопровождением музыкальных инструментов. Умеет передавать в движении образы животных (заяц, лисичка). Выбирает (вместе с учителем) игрушку, соответствующую показанному образу. Повторяет движения за учителем, по показу игрушки или картинки. Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песенок и потешек. Выполняет двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»: докажи, чем нюхают. Понюхай хлеб (цветок). Покажи, чем слушают. Послушай, как тикают часы, как шумит вода. Выполняет аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-четверостиший)». Подражает движениям мимической мускулатуры (зажмуривание глаз, надувание щек). Выполняет упражнения с использованием дидактической куклы, которая соотносится с образом учащегося, типа «Слушай и показывай на кукле»: у куклы —руки, у тебя — руки; у кукчы — ноги, у тебя — ноги и т. д. Показывает части тела на фотографии и на себе. Выполняет упражнения типа «Слушай стишок и показывай картинку» (построчное иллюстрирование текста). Знает пиктограммы «нос», «голова», «ухо», «глаза». Выполняет упражнения с картинками по образцу, данному учителем: покажи — куклу, мячик, медвежонка, кубики, барабан, машину, ведерко. Выполняет упражнения с игрушками и картинками: внимательно рассмотри куклу и мишку, слушай и показывай. Выполняет двигательные упражнения вместе с учителем, а потом самостоятельно (с минимальной жестовой помощью учителя): «Покажи, как это делают». Участвует в игровых ситуациях на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака). Находит игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей). Узнает знакомую игрушку по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь. |
Раздел V. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ.
При оценивании сформированных знаний у детей с умственной отсталостью авторы различных исследований описывают 4 группы учащихся.
Первую группу составляют дети (10-15%), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы(25-35%) характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа учащихся (35-40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при решении задач, примеров, упражнений.
К четвёртой группе относятся дети (10-15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных предметов для них недоступны.
Соответственно названным группам около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35%-минимальный необходимый (сниженный уровень), а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
Проверка уровня усвоения знаний, умений и навыков учащимися проводится в форме целенаправленного наблюдения, в ходе практической деятельности и дидактических игр. Оценка знаний и умений осуществляется в словесной форме (отлично, хорошо, молодец)
Раздел VI. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература (основная и дополнительная)
Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса
№
п\п
1
2
3
Название | Автор | Выходные данные | ||||||
Программы | специальных | Воронкова В.В. | Москва, «Владос», 2010 | |||||
(коррекционных) | образовательных | |||||||
учреждений VIII вида | ||||||||
Программа для детских домов – | Худенко Е. Д. | Москва, | АНМЦ | |||||
интернатов для умственно – отсталых | «Развитие и коррекция», | |||||||
детей «Воспитание, | обучение и | 2007 | ||||||
социализация детей – инвалидов» под | ||||||||
редакцией | ||||||||
Программы | обучения | глубоко | НИИ Дефектологии | Москва, | Мин. | соц. | ||
умственно отсталых детей | АПН СССР | обеспечения | РСФСР, | |||||
НИИ | Дефектологии | |||||||
АПН СССР, 1984 |
4
5
6
8
9
10
11
Программа | образования | учащихся с | Баряева | Л.Б., | Санкт-Петербург | ЦДК | ||
умеренной | и тяжелой | умственной | Яковлева Н.Н. | проф. | Л.Б. | Баряевой, | ||
отсталостью | 2011 | |||||||
Планы и разделы учебной программы | Эрхард Филлер | Минск, | Белорусская | |||||
для детей с особенностями в | ассоциация | помощи | ||||||
интеллектуальном развитии. | детям | инвалидам | и | |||||
молодым | инвалидам, | |||||||
1999 | ||||||||
Обучение специальным предметам | Немецкий | Минск, | Белорусская | |||||
государственный | ассоциация | помощи | ||||||
институт школьной | детям | инвалидам | и | |||||
педагогики | и | молодым | инвалидам, | |||||
образования | 2000 | |||||||
Воспитание и обучение детей и | Бгажнокова | И.М., | Гуманитарный | |||||
подростков с тяжелыми и | Ульянцева | М.Б., | издательский | центр | ||||
методическими нарушениями | Комарова С.В. | ВЛАДОС, Москва, 2007 | ||||||
развития: [программно-методические | ||||||||
материалы] | ||||||||
Дидактические игры в обучении | Стребелева | Е.А., | Гуманитарный | |||||
дошкольников с отклонениями в | Катаева А.А. | издательский | центр | |||||
развитии | ВЛАДОС, Москва, 2001 | |||||||
Альтернативная коммуникация | Штягинова Е.А. | Новосибирск, 2012 г. | ||||||
(методический сборник) | ||||||||
Система альтернативной | Фрост Л., Бонди Э. | Теревинф, 2011 г. | ||||||
коммуникации с помощью карточек | ||||||||
(PECS): руководство для педагогов. |
Предварительный просмотр:
Раздел VII. Календарно-тематическое планирование
по предмету: « Речь и альтернативная коммуникация» 1-С класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программа по предмету«Русский язык»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения
В связи с современными требованиями государства и общества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...
адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями
Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)" для детей 6 класа с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сл...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...