Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 7 класс
рабочая программа (7 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_7klass.docx | 669.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Коммуникация и общение – это неотъемлемое составляющее социальной жизни человека. Если у ребенка речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание её окружающими значительно затруднено, либо невозможно для общения, то речь идёт об альтернативной коммуникации как о всевозможных способах коммуникации, дополняющих или заменяющих обычную речь.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и помогает её развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом, способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи. В зависимости от характера нарушения у ребёнка в процессе общения, альтернативная коммуникация может носить постоянный характер, применяться как временная помощь и рассматриваться как помощь в приобретении лучшего владения речью.
В связи с тем, что специфические нарушения развития ребенка значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения, и на материале изучения литературных произведений.
Таким образом, можно выделить цель обучения по данной программе.
Цель обучения: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого необходимо организовать специальную работу по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, таким образом планируя организованное включение в общение.
Программа строится из следующих разделов:
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
- Чтение и письмо
Данная программа на вторую ступень обучения определяет основные задачи по развитию речи обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:
- расширять словарный запас учащихся, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта на основе изучения лексических тем;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и
побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний) по содержанию прочитанного или рассказанного. - развивать фразовую речь;
- учить детей ориентироваться в печатном тексте на основе изучения пиктограмм и глобального чтения;
- изучать буквы, слоги, слова.
Методы и приемы работы:
- совместные действия детей и взрослого;
- действия по подражанию действиям учителя;
- действия по образцу, по словесной инструкции;
- предварительное рассматривание иллюстраций;
- самостоятельная деятельность детей (по возможности).
При этом в ходе обучения, учитывается речевая активность детей, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Планируемые результаты включают в себя:
- Базовые учебные действия;
- Предметные результаты;
- Оценка достижений обучающихся.
Базовые учебные действия
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени,
- от начала до конца,
- с заданными качественными параметрами.
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Предметные результаты
Результаты освоения учебного предмета устная речь могут включать следующие умения:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
- Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, воспроизводящих (синтезирующих) речь устройств (коммуникаторы, персональные компьютеры, др.).
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
- Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
- Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
- Чтение и письмо
Оценка достижений обучающихся
Текущая аттестация. Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года (мониторинг).
Примерное содержание предмета
В программе по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на вторую ступень обучения рекомендуется выделить следующие разделы:
1. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
2. Чтение и письмо
Организация учителем обучения по данной программе подразумевает системность. Содержание разделов хоть и определяется отдельно заданной темой, но изучается параллельно, на каждом уроке по теме каждой лексической темы раздела.
Примерное содержание раздела
«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»:
Данный раздел включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь, взгляд, тему разговора. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания, альтернативные способы взаимодействия (показ картинки, фиксация взглядом и тд). Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
В содержание данного раздела, помимо основного материала по темам, включены содержание раздела «Коммуникация» и «Глобальное чтение». В общении коммуникация нужна, чтобы: кому-то что-то сообщить, на кого-то/что-то повлиять (например, попросить) и получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми). А дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной, с помощью глобального чтения изображения слова или картинки (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство). Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, глобальное чтение предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Даже самые элементарные навыки чтения, такие как узнавание зрительных образов наиболее часто встречающихся названий, помогут умственно отсталому ребенку распознавать вывески на учреждениях социального значения, таких как «Продукты», «Овощи», «Аптека», «Больница» и т.д., этикетки на товарах: мыло, молоко, сахар, чай и т.д.
В календарно-тематическом планировании раскрывается наполнение следующих тем и видов работ:
- формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
- обучение задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний);
- развитие фразовой речи;
- формирование умения составлять с помощью взрослого простейший словесный отчет о выполненных действиях;
- обеспечение необходимой мотивации речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитание отношения к сверстнику как объекту взаимодействия, развитие субъектно-объектных отношений;
- формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»);
- вызывание интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений, к явлениям природы и т.д.);
- обучение устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
- создание условий для возникновения речевой активности детей и использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- формирование представлений о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня глаза — я умею смотреть», «это мои руки — я умею...» и т. д.);
- формирование представлений о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- знакомство с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения;
- формирование представлений о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях (лето, осень, зима, весна, день, ночь);
- закрепление полученных представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
- глобальное чтение изображений на картинках и пиктограммах.
Примерное содержание раздела
«Чтение и письмо»:
Последовательности в обучении чтении и письма учащихся ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые функции учащихся. Это позволяет осуществить коррекционно-развивающий процесс в соответствии с возможностями учащихся. К подготовке усвоения первоначальных навыков чтения относится развитие слухового внимания, фонематического слуха.
- повторение пройденных на первой ступени обучения букв: А,О,У (узнавание образа буквы, графические действия: обводка, штриховка, печатание);
- изучение новых букв (узнавание (различение) образа буквы, формирование зрительного эталона буквы, графические действия: обводка, штриховка, печатание);
- изучение доступной формы чтения букв с помощью звукоподражания.
Работа с буквами и слогами: работа со слоговыми таблицами, работа с карточками букв, составление слогов, чтение слогов.
Работа со словом: выделение слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.); называние слов по заданию учителя (с опорой на предметные и сюжетные картинки, личный опыт детей), упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями (хлопки, шаги, взмахи руки и т.д.). Понятие «часть слова». Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов (2-3), определение первого звука в слове (в сильной позиции), Образование и чтение слов из изученных слоговых структур, соотнесение слов с предметами, картинками, выборочное чтение слов, дополнение слога до слова, подстановка в слово пропущенной буквы, «Печатание» слов из изученных слоговых структур или букв: по образцу, под диктовку, подписывание картинок изученными словами.
Работа с предложением: составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуативной картинке, по предметной картинке, с опорой на личный опыт, чтение предложений из двух-трех слов сопряженно с педагогом, хором и самостоятельно, добавление в предложение недостающего слова из ряда прочитанных ранее (с опорой на картинку).
Работа с текстом: Разучивание детских стихотворений, мини-диалогов с последующим воспроизведением, слушание сказок, рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию прослушанного текста, чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой, составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку), подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении, самостоятельное чтение произведений, работа с прочитанным (прослушанным) текстом.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх -Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждаю: Согласовано:
директор школы: зам.директора по УР
_________В.А. Аршинова _________Е.В. Литошенко
2022 год 2022год
Рассмотрено на заседании
МО учителей старших классов
Протокол №____________
Календарно-тематическое
планирование уроков
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
вариант 2)
Iчетверть – 9 недель (18 часов)
II четверть – 7 недель (14 часов)
III четверть – 10 недель (20 часов)
IV четверть – 8 недель (16 часов)
Количество часов – 68
Учитель: Прокопьева Л.Х.
Пояснительная записка к календарно-тематическому плану на 2022 – 2023 уч.год
Предмет: речь и альтернативная коммуникация
Учитель: Прокопьева Л.Х.
Настоящий календарно тематический план разработан на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Под редакцией Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Багжнокова
а также дополнительных пособий:
для учителей_____________________________________________________________________
(наименование и авторы учебников, год издания)
для учащихся______________________________________________________________________
-
наименование и авторы учебников, год издания)
Согласно действующему в школе учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 7 классе обучение в объёме 68 часов;
l-я четверть-18 часов; 2-я четверть-14 часов; З-я четверть-20 часов; 4-я четверть-16 часа Данное количество часов распределено по темам:
№ | Перечень разделов | Количество часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | 26 | 6 | 5 | 6 | 6 |
2 | Чтение и письмо | 36 | 11 | 8 | 9 | 9 |
3 | Итоговый контроль | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| ИТОГО | 68 | 18 | 14 | 20 | 16 |
В соответствии с этим реализуется:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Под редакцией Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Багжнокова
68 часов.
Модифицированная программа______________________________________________________
(указать наименование исходного варианта для модификации, когда и кем
_________________________________________________________________________________
утверждена модифицированная программа, объём часов)
Примечание:
Тематическое планирование
7 класс
№ п/п | № чет | Раздел | Тема | Часы |
1 четверть | ||||
1 | 1 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Формирование представлений о текущем времени года: Осень. | 1 |
2 | 2 | Составление предложений используя слова – опоры. | 1 | |
3 | 3 | Чтение и письмо | Звукоподражательное чтение ранее изученных букв и графические действия с ними. | 1 |
4 | 4 | Предложение. Первое слово в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | |
5 | 5 | Прослушивание произведений по теме: Осень. | 1 | |
6 | 6 | Составление предложений по опорным картинкам. | 1 | |
7 | 7 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Формирование представлений о предметах быта: мебель и бытовая техника. | 1 |
8 | 8 | Ответы на вопросы по содержанию текста: «Осень». | 1 | |
9 | 9 | Чтение и письмо | Прослушивание произведений по теме: предметы быта. | 1 |
10 | 10 | Распространение предложений. | 1 | |
11 | 11 | Узнавание (различение) образов графем (букв) Р. | 1 | |
12 | 12 | Чтение слога и слов с буквой Р. | 1 | |
13 | 13 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением | 1 |
14 | 14 | Изменение слов «один», «много». | 1 | |
15 | 15 | Чтение и письмо | Узнавание (различение), образов графем (букв): М,С,Х Письмо букв «М,С,Х» | 1 |
16 | 16 | Диагностическая контрольная работа | 1 | |
17 | 17 | Узнавание (различение), образов графем (букв): Ш,Л. Письмо букв « Ш,Л». | 1 | |
18 | 18 | Чтение слога (слова) (с пройденными буквами) | 1 | |
2 четверть | ||||
19 | 1 | Чтение и письмо | Написание буквы (слога, слова) (с пройденными буквами) | 1 |
20 | 2 | Графические действия с использование элементов буквы (обводка, штриховка, печатание). | 1 | |
21 | 3 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Формирование представлений о ближайшем окружении: моя семья. | 1 |
22 | 4 | Ответы на вопросы по содержанию текста: «Школа». | 1 | |
23 | 5 | Чтение и письмо | Прослушивание произведений по теме: моя семья. | 1 |
24 | 6 | Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (Р). | 1 | |
25 | 7 | Изучение простых стихов с использованием мнемотаблиц (слушание, запоминание). | 1 | |
26 | 8 | Узнавание (различение) образов графем (букв) Н. Письмо букв « Н,н». | 1 | |
27 | 9 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Диагностическая контрольная работа | 1 |
28 | 10 | Формирование представлений о текущем времени года: Зима. | 1 | |
29 | 11 | Чтение и письмо | Прослушивание произведений по теме: Зима. | 1 |
30 | 12 | Составление и письмо слов с изученным материалом | 1 | |
31 | 13 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Нахождение звука в конце слова. | 1 |
32 | 14 | Нахождение звука в начале слова. | 1 | |
3 четверть | ||||
33 | 1 | Чтение и письмо | Графические действия с использование элементов буквы (обводка, штриховка, печатание). | 1 |
34 | 2 | Нахождение и выделение слогов в начале слова. | 1 | |
35 | 3 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Формирование представлений о себе. | 1 |
36 | 4 | Составление рассказа о себе. | 1 | |
37 | 5 | Чтение и письмо | Узнавание (различение) образов графем (букв) (Т). Письмо букв «Т,т». | 1 |
38 | 6 | Чтение слога (слова) с буквой Т). | 1 | |
39 | 7 | Графические действия с использование элементов буквы (обводка, штриховка, печатание). | 1 | |
40 | 8 | Узнавание (различение) образов графем (букв) (К). Письмо букв « К,к». | 1 | |
41 | 9 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Проигрывание элементарных ролевых игр (при взаимодействии двух человек): магазин, школа и т.д. | 1 |
42 | 10 | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | |
43 | 11 | Чтение и письмо | Узнавание (различение) образов графем (букв) (Ч). Письмо букв «Чч». | 1 |
44 | 12 | Узнавание (различение) образов графем (букв) (Ф). Письмо букв «Фф». | 1 | |
45 | 13 | Составление и письмо слов и предложений с изученным материалом | 1 | |
46 | 14 | Графические действия с использование элементов буквы (обводка, штриховка, печатание). | 1 | |
47 | 15 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Формирование представлений о текущем времени года: Весна. | 1 |
48 | 16 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто это?», «Что это?». | 1 | |
49 | 17 | Чтение и письмо | Прослушивание произведений по теме: Весна. | 1 |
50 | 18 | И Муравейко «Два скворца». Заучивание. | 1 | |
51 | 19 | Диагностическая контрольная работа | 1 | |
52 | 20 | Узнавание (различение) образов графем (букв) (Ц). | 1 | |
4 четверть | ||||
53 | 1 | Чтение и письмо | Графические действия с использование элементов буквы (обводка, штриховка, печатание). | 1 |
54 | 2 | Нахождение изученных букв в тексте. | 1 | |
55 | 3 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Формирование представлений о мире животных весной. Домашние животные. | 1 |
56 | 4 | Формирование представлений о мире животных весной. Дикие животные | 1 | |
57 | 5 | Чтение и письмо | Узнавание (различение) образов графем (букв) (Э). Письмо букв «Ээ» | 1 |
58 | 6 | Составление и письмо слов с изученным материалом | 1 | |
59 | 7 | Графические действия с использование элементов буквы (обводка, штриховка, печатание). | 1 | |
60 | 8 | Чтение коротких рассказов. | 1 | |
61 | 9 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Формирование представлений о текущем времени года: Лето. | 1 |
62 | 10 | Понимание содержания текста. | 1 | |
63, | 11 | Чтение и письмо | Прослушивание произведений по теме: Лето. | 1 |
64 | 12 | В.Бианки «Лето». Пересказ. | 1 | |
65 | 13 | Диагностическая контрольная работа | 1 | |
66 | 14 | Графические действия с использование элементов буквы (обводка, штриховка, печатание). | 1 | |
67 | 15 | Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Составление рассказа о прошедших событиях. | 1 |
68 | 16 | Составление рассказа о планируемых событиях. | 1 | |
Всего за год: | 68 |
- Учебно-методическое обеспечение
3.1 Методическая литература:
1. Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии: Учебное пособие. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафиева , 2005.
2. Баряева Л. Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д. И., Зарин А. П., Комарова с. В., Логинова Е. Т. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно – методические материалы/ под ред. И. М. Бгажноковой – М.: Гуманитар.
3. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПБ, 2004.
4. Ильина С.Ю., А. К. Аксё-нова, Т. М., Головкина, М. И. Шишкова «Чтение» 2 класс
3.2 Методический материал:
1. графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
2. сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи технические средства для альтернативной коммуникации.
3. предметные картинки по темам: животные, игрушки, обувь, одежда, цветы, школьные принадлежности, транспорт, овощи, фрукты, мебель, посуда;
4. фотографии;
5. игрушки тематических наборов: животные, игрушки, обувь, одежда, цветы, школьные принадлежности, овощи, фрукты, мебель, посуда;
6. настольные развивающие игры;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по английскому языку (для интегрированного класса)
Данная программа предназначена для работы с детьми среднего школьного взраста, имеющими особые образовательные потребности....
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса...
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса
Рабочая программа по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 класса 7вида основной общеобразовательной школы
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 ласса 7вида основной общеобразовательной школы...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География», 6 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «География», 6 класс...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Рисование» для 6 класса (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Рисование»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Математика» для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Математика»для 6 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...