адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Султонова Светлана Александровна

Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский

«Проверено»        

Руководитель методического объединения кафедры

_______/Заборовская А.В./

«26» августа   2020 г.

     «Согласовано»

Заместитель директора

________/Пивненко М.А./

«27» августа   2020 г.

      «Утверждаю»

Директор МОБУ «СОШ № 1»

пгт. Пойковский

________/Кокорев В.Н./

приказ № 419-О

от «28» августа 2020 г.

              АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                     РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

                для ребёнка с интеллектуальными нарушениями

(2 вариант)

5 класс

2020-2021 уч. год

Составлена на основе программы Баряевой Л.В., Бойкова Д.И., Липаковой В.И. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

            Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю

            Учитель (преподаватель), составивший рабочую учебную программу:

       Султонова Светлана Александровна

                                                        Пояснительная записка

      Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основании основной общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).

      В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

    Цель: формирование речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

    Задачи:

  • Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
  • Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
  • Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.

                                     

                             

                               Личностные результаты освоения учебного предмета:

    Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению своего места в социуме, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.  

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

      4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).
  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Начальные навыки чтения и письма.
  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. Читать отдельные слоги, слова простой слоговой структуры;
  • Читать небольшие тексты с последующим пересказом.
  • Называть по просьбе свое имя и фамилию, подписывать свои работы печатными или письменными буквами;
  • Производить простейший звуковой анализ: составлять слова из букв разрезной азбуки, определять первый и последний звуки в слове;
  • Списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

 

Содержание учебного предмета:

            Программно – методический материал представлен следующими уровнями:

  1. «Коммуникация».   Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово).
  2. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации». Раздел включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания.  Экспрессивная речь с использованием средств невербальной коммуникации используется посредством напечатанного текста, использования графического изображения.
  3. «Чтение и письмо».

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).

                                     

                                        Календарно – тематическое планирование

«Речь и альтернативная коммуникация»

I четверть

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Предложение

1

01.09

1

«Здравствуй школа!»

1

04.09

2

Предложение. Первое слово в предложении. Знаки препинания в конце предложения.

1

08.09

3

Схема предложения.

1

11.09

4

Нахождение предложения по его схеме.

1

15.09

5

Вставь в предложение подходящее по смыслу слово.

1

18.09

6

Составление предложений по опорным картинкам.

1

22.09

7

Распространение предложений.

1

25.09

8

Составление предложений используя слова – опоры.

1

29.09

9

Работа с деформированным текстом.

1

02.10

Слово

10

Обобщающие понятия. Овощи.

1

06.10

11

Разделение слов по группа.

1

09.10

12

Составление и чтение слов по слогам.

1

13.10

13

Нахождение и выделение слогов в начале слова.

1

16.10

14

Нахождение и выделение слогов в конце слова.

1

20.10

15

Обобщающие понятия. Фрукты.

1

23.10

16

Разделение слов по группа.

1

27.10

17

Составление и чтение слов по слогам.

1

30.10

II четверть

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Называние (узнавание) имён одноклассников.

1

10.11

2

Написание (соотнесение) имён одноклассников с фотографией.

1

13.11

3

Нахождение своего имени среди других имён.

1

17.11

4

Составление и запись предложения с именами.

1

20.11

Звуки и буквы

5

Различение звуков и букв.

1

24.11

6

Слова сходные по звучанию.

1

27.11

7

Нахождение звука в конце слова.

1

01.12

8

Нахождение звука в начале слова.

1

04.12

9

Нахождение своего имени по звуку в начале слова.

1

08.12

10

Запись и выделение букв, с которых начинаются имена детей.

1

11.12

11

Чтение слов по слогам. Выделение первой и последней буквы в словах.

1

15.12

12

Чтение и запись слов по слогам (с опорой на картинку). Выделение первой и последней буквы в словах.

1

18.12

13

Алфавит.

1

22.12

14

Расположение слов в алфавитном порядке.

1

25.12

15

Запись слов в алфавитном порядке.

1

29.12

III четверть

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

1

12.01

2

Слова, которые различаются последовательностью звуков. Составление из букв слов и их запись.

1

15.01

3

Ударение в словах.

1

19.01

4

Письмо слов, нахождение и выделение ударной гласной.

1

22.01

5

Выделение ударного гласного в слове.

1

26.01

6

Нахождение и выделение в словах ударной гласной.

1

29.01

7

Контрольное списывание.

1

02.02

8

Ударение в двусложных словах.

1

05.02

Слог

9

Деление слов на слоги.

1

09.02

10

Составление слов из слогов.

1

12.02

11

Гласные в образовании слогов.

1

16.02

12

Гласные в образовании слогов. Запись слов с пропущенными гласными.

1

19.02

13

Определение ударного слога в словах.

1

26.02

14

Ударные и безударные слоги.

1

02.03

15

Выделение безударных гласных в словах.

1

05.03

16

Перенос слов по слогам.

1

09.03

17

Правила переноса, где слог-гласная буква.

1

12.03

18

Контрольное списывание.

1

16.03

19

Чтение четверостиший по слогам.

1

19.03

IV четверть

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Шипящие и свистящие согласные

1

Шипящие согласные: Ж, Ш, Ч, Щ.

1

30.03

2

Выделение шипящих согласных из речи и их запись.

1

02.04

3

ЖИ – ШИ. Нахождение и чтение выделенных слов.

1

06.04

4

Выделение при письме ЖИ – ШИ в словах.

1

09.04

5

ЧА – ЩА. Нахождение и чтение выделенных слов.

1

13.04

6

Выделение при письме ЧА – ЩА в словах.

1

16.04

7

ЧУ-ЩУ. Нахождение и чтение выделенных слов.

1

20.04

8

Выделение при письме ЧУ – ЩУ в словах.

1

23.04

9

Свистящие согласные: С, З, Ц.

1

27.04

10

Выделение шипящих согласных из речи и их запись.

1

30.04

11

Различай шипящие и свистящие согласные.

1

04.05

12

Шипящие и свистящие согласные. Запись слогов, слов.

1

07.05

Гласные буквы Е, Ё, Ю,Я  в начале слова или слога.

13

Буква Е в начале слова или слога. Выделение из речи слогов и слов с буквой Е.

1

11.05

14

Запись слогов и слов с буквой Е.

1

14.05

15

Буква Ё в начале слова или слога. Выделение из речи слогов и слов с буквой Ё.

1

18.05

16

Запись слогов и слов с буквой Ё.

1

21.05

17

Буква Ю в начале слова или слога. Выделение из речи слогов и слов с буквой Ю.

1

25.05

68 ч



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...

Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения

В связи с современными требованиями государства и об­щества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)" для детей 6 класа с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сл...

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...