адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Адаптированная рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 28.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» пгт. Пойковский
«Проверено» Руководитель методического объединения кафедры _______/Заборовская А.В./ «26» августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора ________/Пивненко М.А./ «27» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МОБУ «СОШ № 1» пгт. Пойковский ________/Кокорев В.Н./ приказ № 419-О от «28» августа 2020 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
для ребёнка с интеллектуальными нарушениями
(2 вариант)
5 класс
2020-2021 уч. год
Составлена на основе программы Баряевой Л.В., Бойкова Д.И., Липаковой В.И. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».
Программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю
Учитель (преподаватель), составивший рабочую учебную программу:
Султонова Светлана Александровна
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основании основной общеобразовательной программы (далее АООП) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями федеральной государственной общеобразовательной системы (далее ФГОС).Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций центральной психолого – медико – педагогической комиссии (далее ЦПМПК), сформулированных по результатам его комплексного обследования, с учетом индивидуального плана развития (далее ИПР).
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Цель: формирование речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
- Понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению своего места в социуме, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными[1].
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. Читать отдельные слоги, слова простой слоговой структуры;
- Читать небольшие тексты с последующим пересказом.
- Называть по просьбе свое имя и фамилию, подписывать свои работы печатными или письменными буквами;
- Производить простейший звуковой анализ: составлять слова из букв разрезной азбуки, определять первый и последний звуки в слове;
- Списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
Содержание учебного предмета:
Программно – методический материал представлен следующими уровнями:
- «Коммуникация». Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово).
- «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации». Раздел включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Экспрессивная речь с использованием средств невербальной коммуникации используется посредством напечатанного текста, использования графического изображения.
- «Чтение и письмо».
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
Календарно – тематическое планирование
«Речь и альтернативная коммуникация»
I четверть
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Предложение | 1 | 01.09 | ||
1 | «Здравствуй школа!» | 1 | 04.09 | |
2 | Предложение. Первое слово в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | 08.09 | |
3 | Схема предложения. | 1 | 11.09 | |
4 | Нахождение предложения по его схеме. | 1 | 15.09 | |
5 | Вставь в предложение подходящее по смыслу слово. | 1 | 18.09 | |
6 | Составление предложений по опорным картинкам. | 1 | 22.09 | |
7 | Распространение предложений. | 1 | 25.09 | |
8 | Составление предложений используя слова – опоры. | 1 | 29.09 | |
9 | Работа с деформированным текстом. | 1 | 02.10 | |
Слово | ||||
10 | Обобщающие понятия. Овощи. | 1 | 06.10 | |
11 | Разделение слов по группа. | 1 | 09.10 | |
12 | Составление и чтение слов по слогам. | 1 | 13.10 | |
13 | Нахождение и выделение слогов в начале слова. | 1 | 16.10 | |
14 | Нахождение и выделение слогов в конце слова. | 1 | 20.10 | |
15 | Обобщающие понятия. Фрукты. | 1 | 23.10 | |
16 | Разделение слов по группа. | 1 | 27.10 | |
17 | Составление и чтение слов по слогам. | 1 | 30.10 |
II четверть
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Называние (узнавание) имён одноклассников. | 1 | 10.11 | |
2 | Написание (соотнесение) имён одноклассников с фотографией. | 1 | 13.11 | |
3 | Нахождение своего имени среди других имён. | 1 | 17.11 | |
4 | Составление и запись предложения с именами. | 1 | 20.11 | |
Звуки и буквы | ||||
5 | Различение звуков и букв. | 1 | 24.11 | |
6 | Слова сходные по звучанию. | 1 | 27.11 | |
7 | Нахождение звука в конце слова. | 1 | 01.12 | |
8 | Нахождение звука в начале слова. | 1 | 04.12 | |
9 | Нахождение своего имени по звуку в начале слова. | 1 | 08.12 | |
10 | Запись и выделение букв, с которых начинаются имена детей. | 1 | 11.12 | |
11 | Чтение слов по слогам. Выделение первой и последней буквы в словах. | 1 | 15.12 | |
12 | Чтение и запись слов по слогам (с опорой на картинку). Выделение первой и последней буквы в словах. | 1 | 18.12 | |
13 | Алфавит. | 1 | 22.12 | |
14 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 1 | 25.12 | |
15 | Запись слов в алфавитном порядке. | 1 | 29.12 |
III четверть
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | 1 | 12.01 | |
2 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. Составление из букв слов и их запись. | 1 | 15.01 | |
3 | Ударение в словах. | 1 | 19.01 | |
4 | Письмо слов, нахождение и выделение ударной гласной. | 1 | 22.01 | |
5 | Выделение ударного гласного в слове. | 1 | 26.01 | |
6 | Нахождение и выделение в словах ударной гласной. | 1 | 29.01 | |
7 | Контрольное списывание. | 1 | 02.02 | |
8 | Ударение в двусложных словах. | 1 | 05.02 | |
Слог | ||||
9 | Деление слов на слоги. | 1 | 09.02 | |
10 | Составление слов из слогов. | 1 | 12.02 | |
11 | Гласные в образовании слогов. | 1 | 16.02 | |
12 | Гласные в образовании слогов. Запись слов с пропущенными гласными. | 1 | 19.02 | |
13 | Определение ударного слога в словах. | 1 | 26.02 | |
14 | Ударные и безударные слоги. | 1 | 02.03 | |
15 | Выделение безударных гласных в словах. | 1 | 05.03 | |
16 | Перенос слов по слогам. | 1 | 09.03 | |
17 | Правила переноса, где слог-гласная буква. | 1 | 12.03 | |
18 | Контрольное списывание. | 1 | 16.03 | |
19 | Чтение четверостиший по слогам. | 1 | 19.03 |
IV четверть
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Шипящие и свистящие согласные | ||||
1 | Шипящие согласные: Ж, Ш, Ч, Щ. | 1 | 30.03 | |
2 | Выделение шипящих согласных из речи и их запись. | 1 | 02.04 | |
3 | ЖИ – ШИ. Нахождение и чтение выделенных слов. | 1 | 06.04 | |
4 | Выделение при письме ЖИ – ШИ в словах. | 1 | 09.04 | |
5 | ЧА – ЩА. Нахождение и чтение выделенных слов. | 1 | 13.04 | |
6 | Выделение при письме ЧА – ЩА в словах. | 1 | 16.04 | |
7 | ЧУ-ЩУ. Нахождение и чтение выделенных слов. | 1 | 20.04 | |
8 | Выделение при письме ЧУ – ЩУ в словах. | 1 | 23.04 | |
9 | Свистящие согласные: С, З, Ц. | 1 | 27.04 | |
10 | Выделение шипящих согласных из речи и их запись. | 1 | 30.04 | |
11 | Различай шипящие и свистящие согласные. | 1 | 04.05 | |
12 | Шипящие и свистящие согласные. Запись слогов, слов. | 1 | 07.05 | |
Гласные буквы Е, Ё, Ю,Я в начале слова или слога. | ||||
13 | Буква Е в начале слова или слога. Выделение из речи слогов и слов с буквой Е. | 1 | 11.05 | |
14 | Запись слогов и слов с буквой Е. | 1 | 14.05 | |
15 | Буква Ё в начале слова или слога. Выделение из речи слогов и слов с буквой Ё. | 1 | 18.05 | |
16 | Запись слогов и слов с буквой Ё. | 1 | 21.05 | |
17 | Буква Ю в начале слова или слога. Выделение из речи слогов и слов с буквой Ю. | 1 | 25.05 | |
68 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету: "Речь и альтернативная коммуникация" для 1 класса (сложный дефект) по ФГОС АООП (вариант 2)
Данная программа апробирована на учащихся 1 класса (сложный дефект)....
Рабочая программа по предмету речь и альтернативные коммуникации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Ефимовой Надежды Михайловна по предмету: речь и альтернативные коммуникации обучающегося 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) ...
Использование кодификатора при составлении адаптированной рабочей программы по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся начальной школы с выраженными нарушениями интеллекта (вариант 9.2/СИПР) в условиях образовательного учреждения
В связи с современными требованиями государства и общества по отношению к детям с ОВЗ, со снятием понятия «необучаемость» возрастает необходимость более глубокого психолого-педагогиче...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)" для детей 6 класа с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сл...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...