Логопедические занятия
консультация
Детям подготовительной группы компенсирующей направленности предлагается множество разнообразных заданий различной сложности для становления правильной речи, развития фонематического слуха и грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедические занятия | 76.33 КБ |
Какой диагноз может быть поставлен ребёнку с речевой патологией ? | 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические занятия.
30.03.2020г.
Сказка “О торопливой белочке и терпеливой курочке”
Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала. Платье не получилось.
Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился.
Правильно говорят люди:
“Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
Вопросы и задания
- Спросите ребенка: Почему белочку назвали торопливой? Почему курочку назвали терпеливой?
- Уточните с ребенком значения глаголов: Что можно отрезать? (Кусочек ткани, бумаги, хлеба.)
Что означает изрезать? (На мелкие кусочки всю ткань, бумагу.)
Что можно вырезать? (Картину, узор.)
Что можно перерезать? (Веревку, нитку.)
Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.)
Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.)
31.03.2020г.
Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).
УТКА – КРЯКАЕТ,ЛЯГУШКА -
... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А
КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ...
МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ...
ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ...
МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ...
01.04.2020г. - 09.04.2020г.
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Слоник пьёт»
Вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хобот слоника»; «набирать водичку», слегка при этом причмокивая.
Упражнение «Индюки болтают»
Я зыком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл…»
Упражнение «Орешки»
Рот закрыт. Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки. На щеках образуются твердые шарики- «орешки»
Упражнение «Качели»
Улыбнуться. Открыть рот. Кончик языка за верхние зубы. Кончик языка за нижние зубы.
Упражнение «Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
Упражнение «Блинчик»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу.
10.04.2020г.
Веселые рифмовки (Звук Л)
1.Послушай стихи. Добавь подходящие по смыслу слова, правильно произноси Л.
Не послушал зайка папу
Отдавили зайке…(лапу)
Веник пол подметал
Веник очень…(устал)
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с…(иголками)
А возле этой ёлки
Бродили злые…(волки)
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая…(иголочка)
Было небо голубое,
Стало солнце…(золотое)
Всё от снега забелело,
Ваня в санках едет …(смело)
Вдруг небо тучей затянуло,
Из тучи молния…(сверкнула)
Кругом гречиха зацвела –
В улей мёд несёт…(пчела)
Стала жаба важно квакать:
«Ква-ква-ква, не надо…(плакать)
Ко дню рожденья Кате
Мама сшила…(платье)
Белка спряталась в дупло.
Тут и сухо и…(тепло)
Вся испачкавшись в побелке
Стала белой наша…(белка)
Белке домик конопатил
В красной шапке пёстрый…(дятел)
Вот в горшке завял цветок,
Просит он воды… (глоток)
Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он…(осёл)
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много…(пчёл)
Жили-были прыгуны.
- Мы допрыгнем до…(луны)
Еле-еле Лена ела,
Есть от лени не…(хотела)
Снег на ветках, на дорожках,
На носах и на…(ладошках)
Под крышей четыре ножки
А на крыше суп да…(ложки)
Слава молотком стучал,
Гвозди в стену…(забивал)
Вышли волки на охоту,
Бродят стаей по…(болоту)
Мама Милу с мылом мыла
В глаз попало Миле…(мыло)
Осёл лениво в гору брёл,
А над горой парил…(орёл)
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?...(слон)
Скачет сито по полям
А корыто по …(лугам)
Дженни туфлю потеряла,
Долго плакала…(искала)
Мельник туфельку нашёл
И на мельнице…(смолол)
13.04.2020г.
Веселые рифмовки на звук З.
1.Послушай стихи. Добавь подходящие по смыслу слова, правильно произноси звук З.
В гости …(заяц) собирался,
Чистил…(зубы), умывался.
Запер двери на …(замок)
И помчался со всех ног.
Домик зебры за …(забором) —
Заяц был там очень скоро.
Он бежал что было сил,
Так как дождик моросил.
А у зайца зонт сломался
И никак не раскрывался.
Заяц в зеркало смотрелся,
Причесался и согрелся.
Песни зяблика послушал,
Вместе с зеброй торт покушал.
Веселился от души,
Возвращаться не спешил.
Прибежали козы рано поутру,
Гложут у берёзы белую кору.
Не ходите, ..(козы), в молодой наш лес.
Вырастут …(берёзы), будут до небес.
Зелёная берёза
Стоит в лесу.
Зоя под берёзой
Поймала …(стрекозу).
Зайка не спит,
Зою зовёт,
Зайке коза
Спать не даёт.
Возьмите козу,
Замкните …(козу),
И заинька мой
Заснёт в …(тазу).
Зайка зевнёт —
И Зоя зевнёт,
Зайка заснёт –
И Зоя заснёт.
Зоя — зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои …(зайка).
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит …(замок).
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни!
«З» заливисто звенит,
Звонко «З» в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!
Зайка азбуку учил,
Зайка буквы …(позабыл).
Тут заплакал наш зайчонок,
Подошёл к нему котёнок,
Говорит: «Не плачь, косой,
Буквы выучим с тобой!».
Слушай и запоминай,
Звонко, чисто называй
Все слова со слогом «ЗА»:
Бирюза, завод, коза.
Слушай и запоминай,
Звонко, чисто называй
Все слова со слогом «ЗЫ»:
Пузыри, возы, тазы.
Заблестел за лесом золотой закат,
Звёзды серебристые в синеве блестят.
в озере отблески зари,
Сумерки сгустились, светят огоньки.
Весна
Снег растаял, снег растаял!
Это новость не проста,
Это значит — наступает
Настоящая весна.
Это значит — тёплый воздух,
Это значит — яркий свет.
Это значит, что в колхозах
Все начнут весенний сев.
14.04.2020г.
Перескажи близко к тексту
Помощь зайцу
Ребята были в лесу. Под кустом они нашли зайца. Заяц прижался к земле. У зверька была сломана лапка. Зоя принесла зайца домой. Девочка забинтовала зайцу лапку и посадила в ящик. Мама дала зайцу морковку и водички. Заяц прожил в доме месяц. Ножка у заиньки срослась. Скоро выпал снег. Наступила зима. Зоя с ребятами отнесла зайца в лес и выпустила на волю.
Друзья
Захар и Зоя – друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются в озере. Пасут козу на зелёной травке. Зимой Захар и Зоя на улице. Морозец их не пугает. Зимними вечерами они смотрят телевизор.
15.04.2019 г.
1.Послушай стихи. Добавь подходящие по смыслу слова, правильно произноси звук С.
Тихо-тихо сон идет. | Сам сказать сумей-ка: |
Стынет …(суп) у Сони, Светы, | Санин папа купит сыну снегокат, |
Сом беседует с …(сомом): | Днем сонные …(совы) |
Есть у Сани снегокат, | Сойка, сидя на сосне, |
16.04.2020 г.
Развивающая игра «Тренажер. Логопед и Я»
Задание № 1. «Кто в домике живёт?»
Цель игры: найти предметы, в названии которых есть тот или иной звук. Звуки схематично обозначены предметами на карточках («песенка» змеи, тигра и т.д.), синий светофорчик для слушания твердых звуков, зеленый – для мягких.
Логопед рассказывает ребенку, что есть разные песенки: «песенка» водички или дождика С-Сь, «песенка» комара З-Зь, змеи Ш, тигра Р-Рь, ежа Щ, стрекозы Ц. Задаёт ребенку вопрос: «Как ты думаешь, на что похожа «песенка» звука С? (ответ: «На песенку водички»).
Логопед предлагает ребенку послушать звуки, слоги, слова со звуком С и без звука С. Как только ребенок услышит звук С нужно поднять синий светофорчик. «Послушай: С, М, О, С, Р, С; СА, КО, УС, ПЫ, ТЕ, СО, СЫ; КОТ, СУМКА, РЫБА, НОС и т.д.
Логопед помещает картинку с обозначением звука С на крышу дома в окошечко. На столе раскладываются изображения со звуком С и без него. Ребенку предлагается найти предметы, в названии которых есть звук С, поместить их на большие окошечки дома и назвать, правильно проговаривая звук С (собака, сок, овёс, колбаса, стул, лист).
17.04.2020г.
Задание №6. «Слова из слогов».
Логопед. Слова состоят из слогов, количество слогов зависит от количества гласных букв (сколько гласных-столько и слогов).
Нижняя полка для предметов, в названии которых 1 слог, вторая- 2 слога, третья- 3 слога. Определите количество слогов в словах, объяснить свой ответ и положить карточку на соответствующее место на полке.
Например: В слове корова 3 гласных- о,о,а, поэтому в этом слове 3 слога – ко - ро - ва. Вопросы: «Назови 1-й слог в слове (ко), 3-й (ва), 2-й слог (ро). Какой слог перед слогом ва? И т.д.»
Предложить детям подобрать другие слова из 1, 2, 3 слога.
20.04.2020г.-22.04.2020 г.
Задание №3. «Звуки в слове по порядку».
Называем звуки в словах. Для закрепления умений анализировать слова по звуковому составу предлагаю игровое упражнение "Звуки в словах". Предложите ребёнку сначала произнести слово, затем назвать все звуки по порядку. Не забывайте правильно называть звуки, например в слове "ладони": "Л", "А", "Д", "О", Нь", "И". А затем сосчитать и назвать количество звуков в словах. Будет замечательно, если ребёнок сможет ещё и охарактеризовать звук: гласный или согласный, твёрдый или мягкий.
"Звуки в словах"
(лужа, акула, ладони)
Учимся анализировать по звуковому составу слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками. Для этого следует выполнить ряд умственных действий:
Например: называем и считаем звуки в словах "мышка" и "мишка"
«М» - твёрдый звук. Обозначается синей фишкой
«Мь» - мягкий звук. Обозначается зелёной фишкой
- МЫ – сколько звуков? Ребёнок отвечает: «2 звука».
Назови первый звук. – «М»
Назови второй звук. – «Ы»
- МИ - сколько звуков? Ребёнок отвечает: «2 звука».
Назови первый звук. – «Мь»
Назови второй звук. – «И»
- Назови звуки по порядку и составь звуковую схему к словам "мышка" и "мишка"
Учимся называть и считать звуки в словах из 5 звуков.
Последовательные рекомендации ребёнку.
1. Медленно произнеси слово.
2. Назови первый звук, назови следующий звук. (так по каждому звуку - назови следующий звук).
3. Соедини звуки и скажи, получилось ли наше слово. (РЫ... - ещё не получилось слово РЫБАК)
4. Назови слово по звукам. Назови слово целиком.
5. Сколько звуков в слове? (отвечать предложением)
6. Назови звуки по порядку (первый звук "Р". второй звук "Ы" и т.д.
23.04.2020г.
Логопедические игры.
1. Игра “Кто чем занимается?”
Никогда мы не забудем,
Что умеют делать люди.
Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …
2. Игра “Кто может совершать эти движения?”
Кто и что – летит, бежит,
Ходит, плавает, лежит?
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Бежит – человек, животное, ручей, время …
Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …
3. Игра “Утро, день, вечер, ночь”
Утро, вечер, день и ночь
Навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши,
Что ты делал, расскажи.
Что ты делал утром?
Что ты делал вечером?
4. Игра “Подскажи словечко”
Есть всего один ответ.
Кто – то знает, кто – то - нет.
Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)
Сова летает, а кролик …? (прыгает)
Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)
Корова ест сено, а лиса …? …
24.04.2020г.
Пальчиковая гимнастика.
«ВЕСНА» Стучат всё громче дятлы, Встаёт пораньше солнце, Встаёт пораньше солнце, А из под старой травки (Ладони сомкнуты “ковшом”). Уже глядит цветок… (Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка). | |||||||||||||||||||||||||||
«ПТИЧКА» Птичка летала, (скрестить ладони рук) Птичка устала. Птичка крылышки сложила, (сделать замок) Птичка пёрышки помыла. (вращение замком) Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв) Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу) Снова крылышки раскрыла, Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи). | |||||||||||||||||||||||||||
«ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ» После снежной пустоты (Развести руки в стороны ладонями вниз) Распускаются цветы. (Кисть вверх, пальцы раскрыть) Как давно не видел ты (То же самое другой рукой) Этой хрупкой красоты! (Дунуть на обе руки и распрямить пальцы, ладони вверх) Стало солнце пригревать, (Рисуем в воздухе указательным пальцем круг) И набухли почки. (Соединили ладони – касаются только подушечки пальцев и запястья, пальцы полусогнуты) Скоро выйдут из земли (не меняя положения поднимаем руки) Первые цветочки. (разводим пальцы в стороны) | |||||||||||||||||||||||||||
27.08.2020г. 27.04.2020г. Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, ЛЬ). 1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз. Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, Как у слоненка хоботок.
2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи). Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота». Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.
Щеки я не надуваю, Мяч в ворота загоняю.
3. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку. Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.
Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать.
4. «Гармошка» (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Внимание: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
На гармошке мы играем. Рот пошире открываем, Челюсть вверх, челюсть вниз, Ты, смотри, не ошибись.
5. «Качели» (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных с гласными). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Внимание: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Эх, раз! Еще раз! Мы качаемся сейчас. Вверх, вниз мы летим, Тормозить мы не хотим.
6. «Чистим зубки » (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка) Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Рот окрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубы верхние - смотри: Чищу «чашкой» изнутри.
7. «Индюк» (отработка подъёма языка вверх, развитие подвижности передней части языка). Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк). Внимание: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Широко открыт мой рот, Язычок – назад-вперед. Лижет «чашечкой» губу И болтает на бегу.
8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх). Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.
Скачем, скачем на лошадке. Очень цокать нам приятно. Ритм копыта отбивают, Язычок им помогает.
10. «Маляр» (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность). Описание: Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. Внимание: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, но не высовывался изо рта. Язык – как кисточка моя, И ею нёбо крашу я.
11. «Барабан» (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по небу за верхними зубами со звуком «Д-Д-Д». Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох). Внимание: Произносить «д-д-д» часто («как пулемет»), с усилием, напрягая мышцы не только языка, но и шеи, плеч. В барабан мы бьем Нашим язычком. Громкий, громкий звук Слышен звонкий стук. 12. «Комар» Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, поставить язычок за верхние зубы и сказать звук ЗЗЗ (получится звук, средний между З и Ж). 28.04.2020г. Задание №2. Цель игры: определить место заданного звука в слове (в начале, середине или концце слова). Ребёнку нужно определить место звука С в слове и расположить карточки на окошечки вагончика. Определить, какой по счёту звук С в слове (первый, второй, третий и т.д.). Например: Сок – первый, лиСт – третий, овёС – четвёртый. 29.04.2020г.
При произнесении слогов нельзя разрывать звукосочетание [ДР]. Звук [Р], отделённый от звука [Д], сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук [Д] является опорой для удержания языка у нёба. Звук [Р_] произносится длительно. 1) Произносить (читать) слоги со звукосочетанием [ДР_] Образец: адр__, одр__, удр__, ыдр__, эдр__, идр__, едр__, ёдр__, юдр__, ядр__ Образец: др__а, др__о, др__у, др__ы, др__э 2) Произносить (читать) слова со звукосочетанием [ДР_] Образец: кедр__, др__уг
3) Произносить (читать) слоги со звуком [Р_] Звук [Р_] произносится длительно (см. артикуляция звука [Р]). Образец: ар__, ор__, ур__, ыр__, эр__, ир__, ер__, ёр__, юр__, яр__ 4) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в конце./h3> Образец: мир__
5) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине Образец: пар__та
6) Произносить (читать) слоги Образец: р__а, р__о, р__у, р__ы, р__э 7) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в начале Образец: р__ак
8) Произносить (читать) слова со звуком [Р] в середине Образец: го-р__а
9) Произносить (читать) слова со стечением согласных Образец: б-р-ат
10) Произносить (читать) слова с двумя звуками [Р] Образец: р-аз-мер__
30.04.2020г. Игра “В зоопарке” Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Активизировать глагольный словарь. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание. Оборудование: Игровое поле. Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама). Описание игры Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает.и. т. д. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее логопед предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.
Иди, весна, иди, красна, («шагают» пальчиками обеих рук по столу) Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. (загибают по одному пальчику с мизинца) |
Логопедические занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности
06.05.2020г.
Разучивание пальчиковой гимнастики «День Победы», «Пограничник»
08.05.2020г.
Логопедическая сказка – игра «Как тигрёнок рычать учился». Выговариваем букву «Р».
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=MPmtItLedFk
Тема: «Глаголы».
Ссылка на видео https://youtu.be/MtV4siY5S0I
Задание. Выучить весёлую песню о глаголах.
12.05.2020г.
Логопедическое занятие по лексической теме «Поздняя весна. Растения и животные весной»
Ссылка на видео https://youtu.be/Fc6wBpCih88
Задание. Нарисовать рисунок «Весенние цветы»
Индивидуальные занятия. Повторение (занятие за 29.04.2020г. №7, 8, 9, 10)
13.05.2020г.
Скороговорки на звук Р.
Задание. Повтори скороговорку на звук Р.
14.052020г.
Скороговорки для чёткой дикции.
Ссылка на видео https://youtu.be/Eo9JqK3MAro
Логопедическое занятие по лексической теме «Поздняя весна. Растения и животные весной»
Ссылка на видео https://www.youtube.com/watch?v=y0MU70LI5Yg
15.05.2020г.
Автоматизация звука Р в словах.
Ссылка на видео https://youtu.be/DoaeI6b5R18
18.05.2020г.
Логопедическое занятие по лексической теме «Мы читаем. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»
Ссылка на видео Сафоновой Натальи https://vk.com/wall-193609626_415
19.05.2020г.
Индивидуальное занятие «Четвёртый лишний»
Ссылка на видео Сафоновой Натальи https://vk.com/wall597916246_1
20.05.2020г.
Индивидуальное занятие «Найди лишний предмет»
Ссылка на видео https://youtu.be/FRVUg_LqkZU
21.05.2020г.
Логопедическое занятие по лексической теме «Мы читаем. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина»
Ссылка на видео Сафоновой Натальи https://vk.com/wall597916246_2
22.05.2020г.
Логопедическое занятие по лексической теме «Скоро в школу. Школьные принадлежности»
Ссылка на видео https://youtu.be/-_UqtXkQXp4
Скороговорки для автоматизации звуков.
Ссылка на видео https://youtu.be/Eo9JqK3MAro
25.05.2020г.
Интерактивный мультфильм игра «Скороговорки для малышей»
Ссылка на видео https://youtu.be/S5PLfF6WF8k
26.05.2020г.
Скороговорки для автоматизации звуков.
Ссылка на видео https://youtu.be/9_NGY8k5rEI
27.05.2020г.
Индивидуальное занятие «Найди лишний предмет»
Ссылка на видео https://youtu.be/FRVUg_LqkZU
28.05.2020г.
Логопедическое занятие по лексической теме «Скоро в школу. Школьные принадлежности»
Ссылка на видео https://youtu.be/-_UqtXkQXp4
29.05.2020г.
Скороговорки для автоматизации звуков.
Ссылка на видео https://youtu.be/Eo9JqK3MAro
Предварительный просмотр:
9.11.2021 г.
Консультация на тему: «Какой диагноз может быть поставлен ребенку с речевой патологией?»
Ребенку с речевой патологией могут быть поставлены следующие диагнозы: ∙ общее недоразвитие речи (ОНР) ∙ фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) ∙ дизартрия ∙ алалия ∙ ринолалия ∙ заикание ∙ задержка речевого развития (ЗРР)
Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи (ОНР) — это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексикограмматического недоразвития. Принято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР. При I уровне речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» — «киска», «ака» — «собака», «нини» — «штаны»). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически («Ись иди» — «Киска сидит»). Характерна также и многозначность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка», «мышка»). При этом возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот. Например, слово «пи» (часть глагола «пить») может обозначать чашку, воду, сок, молоко. А слово «дей» («дверь») — глаголы «открыть», «закрыть». Широко используя жесты и мимику, дети с первым уровнем развития речи при ОНР понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков у ребенка с первым уровнем развития речи нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, опускаются и т. п. При переходе ко II уровню речевая активность ребенка возрастает. Если у детей с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем может использовать трех- и даже четырехсложные слова («асина» — «машина», «Ибуаська» — «Чебурашка»). При этом следует отметить грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» — «цветочки», «какоки» — «колготки»). Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех, четырех слов («Азя тоит а тое» — «Ваза стоит на столе»). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» — «Ем ложкой»). У детей со вторым уровнем речевого развития при ОНР значительно развивается понимание обращенной речи. Фонетическая сторона характеризуется многочисленными искажениями звуков. Отмечаются дефекты озвончения, смягчения, нарушения произношения свистящих ([с], [с'], [з], [з'], [ц]), шипящих ([ш], [ж]), сонорных ([р], [р'], [л], [л']) и других звуков. III уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети используют распространенные предложения, пытаются употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. Словарь таких детей включает все части речи. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений («кружка» — «чашка», «стакан»; «штаны» — «брюки», «шорты»). Появляются первые навыки словообразования («стол» — «столик», «шел» — «пришел»), но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» — «яблочный», «крыша из соломы» — «соломенная»), образовывать глаголы с тонкими смысловыми оттенками действий приставочным способом («красил» — «покрасил», «выкрасил»). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими. У детей с IV уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков в речи. Эти дети допускают перестановки слогов и звуков, сокращения согласных при их стечении, замены и пропуски слогов в речевом потоке. У них недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по значению («Мальчик чистит метлой двор» — вместо «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («большой дом» вместо «высокий дом»). В грамматическом оформлении речи детей данной категории отмечаются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа («Дети увидели Медведев, воронов»). Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными («Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручком»). Но все ошибки детей, которых можно отнести к IV уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить верный и неверный ответы, то ими будет сделан правильный выбор.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом. Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом: ∙ дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков; ∙ дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп; ∙ дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность. Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15—20 звуков. Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» — «пувица», «сковорода» — «кода») и звуконаполняемости слов («книга» — «нига», «мост» — «мот»). В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.
Дизартрия
Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи, обусловленном повреждением речедвигательных механизмов центральной нервной системы. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей, нарушение голосообразования и дыхания. Основными показателями при диагностике дизартрии по степени поражения являются мимика, дыхание, голосообразование, рефлекторные движения языка, произвольные движения языком и губами, гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии(сопутствующие движения), звукопроизношение. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети-дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать в активной речи многие известные им слова. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такую специфическую ошибку, как пропуск предлогов («кига езыт тое» — «книга лежит на столе»), что также связано с трудностями произношения многих звуков. В физическом статусе детей-дизартриков отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнотечении. В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуальнопознавательный уровень.
Алалия
Алалия — это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития ребенка. Многие ученые отмечали ведущую роль в возникновении алалии родовых черепномозговых травм и асфиксии новорожденных. Причем в большинстве случаев и травмы, и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание плода (внутриутробную гипоксию). Среди этиологических факторов выделяют также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг. Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности в этиологии алалии. Нельзя считать алалию просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется на патологической основе. Для алалии характерны позднее развитие речи, медленное накопление словаря, нарушение слоговой структуры слова, запоздалое формирование фразовой речи с выраженными аграмматизмами, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи. Развитие лингвистической системы у ребенка с алалией носит специфический характер, и это отражается не столько на количестве, сколько на качестве речи. При алалии нарушены все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств можно выделить моторные сенсорные и психопатологические симптомы. Для детей с моторной алалией характерны ограниченность и неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей, поэтому предметные и сюжетные картинки для занятий с этими детьми должны быть простыми, без отвлекающих подробностей, четкими, яркими. Вопрос об интеллекте детей с моторной алалией решается неоднозначно. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у таких малышей вторично изменен в связи с состоянием речи, и можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с моторной алалией.
Задержка речевого развития
Задержка развития речи (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов языка. Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди возможных причин следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные факторы, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты. Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда он слышит речь взрослых, общающихся между собой, а также радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается. В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи, так как именно на дошкольный возраст приходится сензитивный период развития речи, и упущенное в это время можно не наверстать уже никогда. Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течении беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом. При этом остается немаловажной роль домашних занятий с малышом. Необходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каждому произнесенному им звуку. Следует использовать различные дидактические игры (составление целого из частей — разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши), продуктивную деятельность, общение в быту. Играя, рассказывайте крохе, что вы делаете: «Возьмем кубики, Машенька. Вот кубики. Будем строить дом!» Оречевляйте весь процесс ухода за ребенком. Говорите с малышом постоянно: «Сейчас мы будем мыть ручки. Что мы будем делать? Правильно. Мыть ручки. Катя хочет спать. Сейчас мы пойдем спать» и т.п. Используйте повторы языкового материала, пусть Ваш ребенок постоянно слышит знакомые словосочетания. Пойте крохе колыбельные, рассказывайте небольшие потешки-пестушки и самые простые народные сказки («Курочка Ряба», «Репка»), рассматривайте картинки в книжках. Следует помнить, что общение и деятельность являются важнейшими факторами формирования словаря. Следуйте советам врачей после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения. Помните, что самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.
Заикание
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания. Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания вследствие дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения физиологического и психологического характера, составляющие единство. В настоящее время выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), конституциональную предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы, подверженность психическим травмам), наследственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передающаяся по наследству), поражение головного мозга. В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (физические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотрясения головного мозга, заболевания, ослабляющие нервную систему; несовершенство звукопроизносителъного аппарата при дислалии и дизартрии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, неровное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту усложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающимся и т. п.) факторы. Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания. К физиологическим относят речевые судороги, нарушения центральной нервной системы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим — речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т. п. В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя целый ряд медико-педагогических мероприятий: ∙ терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом; психотерапевтическое воздействие; коррекционные занятия с логопедом; обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.
Ринолалия
Ринолалия — это нарушения тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба, рубцовыми изменениями). Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закрытую. При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают назальность, то есть носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков [и], [у]. При произнесении шипящих звуков прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки [п], [б], [д], [т], [к], [г] звучат неясно. При открытой ринолалии голосовдыхательная струя проходит в полость носа и получает в ней резонанс. Речь ребенка неразборчива, монотонна. При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает, прежде всего, произношение звуков [м], [м'], [н], [н']. В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие ядохимикатов, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление алкоголя и наркотиков, курение матери. Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, оториноларинголога, невропатолога. При необходимости операции на нёбе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов – до 14 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971
Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...
Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»
Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия ...
Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)
Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...
Логопедическое занятие по теме "Редактирование текста изложения. Работа над ошибками" для учащихся 3 класса с логопедическим заключением НВОНР
Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков — развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...
Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.
Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...
Интегрированное логопедическое занятие в старшей логопедической группе. Тема занятия: «Насекомые»
Конспект интегрированного логопедического занятия. с использованием нетрадиционной техники рисования "монотопия". Содержание занятия направлено на развитие лексико-грамматич...
Конспект логопедического занятия с детьми 3 - 4 лет (младшей группы) в форме итогового открытого занятия по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок»
Открытое занятие по логопедической ритмике по мотивам русской народной сказки «Теремок» для детей 3-4 лет...