Дифференциация звуков и букв Т - Д
план-конспект
Конспект группового логопедического занятия. Подходит для воспитанников подготовительных групп и учащихся 1 классов с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и с общим недоравитием речи.
Цель:
1.Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Т-Д;
2.Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
3.Обогащение словарного запаса по теме «Игрушки»;
4. Составление предложений со словами-паронимами;
5.Развитие связной речи. Ответы на вопросы и пересказ сказки Г.Юдина «Доброе дело» по опорным картинкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_t_-_d.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков и букв Т – Д
Цель:
1.Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Т-Д;
2.Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
3.Обогащение словарного запаса по теме «Игрушки»;
4. Составление предложений со словами-паронимами;
5.Развитие связной речи. Ответы на вопросы и пересказ сказки Г.Юдина «Доброе дело» по опорным картинкам.
Оборудование: карточки с буквами Т и Д, звукобуквенные линейки, наборы слогов,
полоски для чтения, тематические картинки («Игрушки»; по сказке
«Доброе дело»), картинки – образы букв.
Ход занятия
1.Определение темы занятия.
Отгадайте загадку: По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течёт вода.
Спрячемся получше
От дырявой …
(тучи)
Ребята, а что это за вода течёт из тучи? Это дождь.(Выставляю картинку)
Какой первый звук в слове тучи?- Т. А в слове дождь? – Д. Сегодня мы будем учиться различать звуки Т и Д.
2.Характеристика звуков.
Давайте найдём их на звукобуквенной линейке (на доске и у себя на партах). Какие это звуки?
Сходство: оба звука - согласные .,т.к. есть преграда для воздушной струи(зубы, нёбо- язык ударяется о бугорки за верхними зубами),твёрдые, живут в синем замке. При слиянии с гласными второго ряда (я, ё, ю, и, е) или с мягким знаком они становятся мягкими.
Различие: Т – глухой звук ,т.к. голосок спит , Д – звонкий, голосок проснулся, включился, зазвенел.(Рукой попробовали горло).
3.Соотнесение звуков с буквами Д и Т. Образы букв Д и Т.
Ребята, давайте подумаем, на что похожи буквы Т и Д (дом, молоток). Посмотрите сюда:
Этот домик – буква Д. Т в антенну превратилась
В домике – окошко. И на доме очутилась.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке – кошка.
4.Дифференциация Д – Т в слогах, словах, предложениях.
- Чтение слогов;
- Запись слогов в две строчки: в первую с буквой Д, во вторую с буквой Т: да, та, ды, ты, ату, аду, уда, ута, ада, ата,
- Составление слов из данного набора слогов (сол-да-тик, пе-ту-шок, ду-доч-ка, са-мо-лёт),
запись в тетрадь полученного слова и его слоговой схемы, составление предложений с этими словами, запись графической схемы одного предложения на доске (Я играю на дудочке. )
- Сравнение слов- паронимов по смыслу и звучанию, устное составление предложений с ними с опорой на картинки:
Давайте поиграем в волшебников! Я называю слово со звуком Д, а вы превращаете его в слово со звуком Т. Н-р, дачка – тачка, душ – тушь,
дом – том, дрова – трава,
дочка – точка удочка – уточка
кадушка – катушка
А теперь составим предложения с некоторыми из них(дочка-точка, удочка-уточка, дрова- трава). Я раздаю детям картинки.- Я начну, а вы поможете мне закончить предложение, договорив нужное слово и подняв подходящую картинку.
В конце предложения я ставлю … .
Мама вела за руку маленькую …. .
По озеру плавала серенькая …. .
Рыбаку нужна хорошая …. .
У дома растёт … .
В сарае лежат … .
- Запись слов под диктовку в две колонки( по наличию Т-Д) в тетрадях:
Ветка, ведро, посуда, трава, стук, двери, подушка, труба. Проверка – прочитать слова со звуком Т, затем- со звуком Д.
Пальчиковая гимнастика:
Улитка
Кто так медленно ползёт,
Дом свой на себе несёт ?
Проползёт ещё немножко,
Высунет и спрячет рожки.
По листу, по ветке гибкой
Медленно ползёт … улитка!
- Работа на доске. Закончить слова, добавив слог та или да:
коф… лопа… звез… бесе…
во… ребя… гуся… боро…
Лексическая работа по теме «Игрушки».
Представьте, что мы с вами пришли в магазин игрушек. Чего здесь только нет! Дудочка, солдатик, пирамида, самокат, улитка, домик, танк, петушок, самолёт. Возьмите чеки с буквами Т и Д – на них вы сможете купить две игрушки со звуками Т или Д в их названии.
Когда подойдёт ваша очередь, нужно будет назвать игрушку, которую вы хотите купить, дать продавцу чек с подходящей буквой и определить место (начало, середина, конец) звуков Т или Д в названии данной игрушки. Итак, все встали в очередь. Я продавец.
- Подходите, не стесняйтесь. Выбирайте, не смущайтесь.
5.Развитие связной речи.
А сейчас внимательно прослушайте сказку « Доброе дело ». Запомните все слова со звуками Т и Д , которые вам встретятся в сказке.
Доброе дело
Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.
- И - эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!
Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. « Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», - размышлял медведь.
Но никто не собирался там жить.
Тогда медведь натаскал травы и напихал её в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский пастух топает.
- Ты чего такой грустный, дедушка медведь?
- Да делать мне нечего, вот и грустный, - бурчит медведь.
- А ты можешь дудочку сделать?
- Дудочку? А чего её делать-то?! – оживился медведь и – раз-два! – сделал пастуху дудочку.
- Вот это да! – обрадовался пастух. – А моей сестрёнке Тане сделаешь?
Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь. – Наконец-то для меня доброе дело нашлось!
(Г.Юдин)
Вопросы по тексту:
- Какое доброе дело решил сделать медведь?
- Зачем медведь дубинкой наделал дырок в земле?
- Зачем он напихал травы в дупло дятла?
- О чём попросил пастух медведя?
Назовите слова со звуком Д и со звуком Т, которые вам встретились в сказке.
Попробуйте пересказать сказку по опорным картинкам и словам ( медведь, дубинка- гнездо, трава-дятел-дупло, пастух-дудочка-Таня).
6.Подведение итогов занятия.
Что мы делали на занятии? Какие звуки учились различать? Какое задание больше всего понравилось? Вы все сегодня хорошо поработали, и за это получаете сладкие подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
Дифференциация звуков и букв У-О
Логопедическое занятие для учащихся вторых классов с использованием специальных ЭОР,воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске....
Групповое занятие"Дифференциация звуков и букв Ж-Ш"
В занятии дифференцируются звуки и буквы Ж-Ш в слогах, словах, предложениях....
«Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи»
Конспект разработан для учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письменной речи. Данные приёмы можно использовать для коррекции устной речи....
Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв с - з" (обобщающий урок)
Представлен план-конспект группового занятия в коррекционном 4 классе VII вида ....
"Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях" 2 класс
Конспект открытого логопедического урока по теме " Дифференциация звуков и букв ч-щ в предложениях "...
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»
Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...