«Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв в устной и письменной речи»
методическая разработка по теме
Конспект разработан для учащихся 3-х классов, имеющих нарушения письменной речи. Данные приёмы можно использовать для коррекции устной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы по дифференциации свистящих и шипящих звуков и букв | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для 3 класса
Тема: «Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв
в устной и письменной речи»
Цели: Совершенствование умения дифференцировать звуки и буквы.
Задачи:
совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза, способности к переключению, памяти, контрольных действий, развитие связной речи;
уточнение и активизация словаря;
развитие мыслительных процессов детей: зрительное и слуховое восприятие, логику, аналитическое мышление, творческие способности;
воспитание учебных навыков;
развитие способностей к коллективному творчеству.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
На доске вывешиваются буквы (печатные)
С З Ц Ш Ж Ч Щ
Задание:
а) Написать под буквами заглавный вариант
б) Ниже написать строчной вариант этих букв
Вопрос: Какие это буквы? (свистящие и шипящие)
Какие звуки могут передавать в устной речи указанные буквенные знаки?
С - С, СЬ; З – З, ЗЬ; Ц – Ц; Ш – Ш; Ж – Ж; Ч – Ч; Щ - Щ
Правильно, молодцы!
II. Сегодня мы будем работать над различением свистящих и шипящих звуков и букв.
Давайте ещё раз вспомним: звуки – слышим и говорим, а буквы – видим и пишем.
Молодцы!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
1. Посмотрите на экран. Перед вами текст известного и очень красивого стихотворения (первый раз читает логопед, второй раз читает ученик):
Пусть плачет, если хочет, кто-то.
А я не плачу, неохота.
И мне за плачущих обидно:
Сквозь слёзы солнышка не видно.
Задание: зашифровать текст, записав только буквы, о которых мы сегодня говорим, если в слове нет нужных букв, ставим черту.
С Ч, С Ч, -.
- - - -, -.
- - З ЧЩ - :
СЗ СЗ СШ - -.
Проверим (на экране появляется правильная шифровка) Молодцы!
2. Сыграем с вами в игру «Удивляя народ, скажем наоборот» (антонимы),
( мяч)
ТЕМНО – СВЕТЛО
ГРЯЗНЫЙ – ЧИСТЫЙ
МОЛОДОСТЬ – СТАРОСТЬ
ГЛАДКИЙ – ШЕРШАВЫЙ
СИЛА – СЛАБОСТЬ
РЕБЁНОК – ВЗРОСЛЫЙ
ГРУБОСТЬ – ВЕЖЛИВОСТЬ
ГОРЕ – СЧАСТЬЕ
ГРЯЗНУЛЯ – ЧИСТЮЛЯ
ПЛАКСИВЫЙ – СМЕШЛИВЫЙ
ВЫЧИТАНИЕ – СЛОЖЕНИЕ
3. Ребята, представьте, что вы разведчики и вам надо зашифровать сообщение. Послушайте внимательно слова, если услышите звук Ш, определите его место в слове и обозначьте шифром (вывешивается таблица). У вас на партах лежат геометрические фигуры, используйте их для шифровки.
– звук в начале слова
– в середине
– в конце
___ звука нет
Логопед читает слова, а дети выкладывают «дорожку» из геометрических фигур.:
Школа, кошка, матрёшка, мышь, радуга, щенок, кувшин, кукушка, камыш, стужа, малыш, шкаф, щавель.
Проверим. (На экране появляется шифровка)
4. Посмотрите, на доске даны схемы места положения звука в слове.
Задание: распишите слова в колонки по образцу. Работаем на доске и в тетради.
Ж ________ _____ Ж ______ __________ Ж
Слова: этаж, журнал, ежевика, кружка, нож, морж, жаба, ножницы, жасмин, крыжовник, уж, жираф
Молодцы!
5. Ребята, я немного огорчена, у меня для вас было интересное задание, но, наверно, забегал к нам Дед-Буквоед и решил нам всё испортить. Он взял и разрезал буквы, которые лежали у вас в конвертах, теперь там просто отдельные части. Давайте не доставим Деду радости и соберём буквы.
(У каждого ребёнка в конверте разрезанные песочные буквы)
Молодцы! Слушайте дальше. Запомнили букву, которую собрали, кивните головой.
Задание: У вас в конвертах лежат картинки, вам надо определить, какой из звуков есть в их названии. Затем друг за другом вы выходите и кладёте картинку в открытый конверт, который прикреплён на доске, с вашей буквой. Выполнять надо тихо и быстро.
Картинки: овощи, щенок, перец, цветы, мяч, самолёт, коза, запятая, ковш, шахматы, ложка, ружьё, борщ.
Молодцы! Замечательно справились с заданием!
6. А сейчас немного отдохнём. Отгадайте загадки:
Мягкие лапки, в лапках царапки.
Глазки на меня глядят, молока они хотят. (кошка)
Живёт под крылечком, хвостик – колечком,
Кто к хозяину идёт – она знать даёт. (собака)
Что за зверушка, не рот, а ловушка.
Попадёт в ловушку и комар и мушка. (лягушка)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Молодцы! Здорово отгадываете загадки!
7. Посмотрите на экран. Перед вами новая загадка. Теперь уже я решила немного с вами поиграть и перепутала слова. Вам надо правильно их составить и записать в тетрадь. Но, задание делится на три уровня: 1-й – лёгкий, 2-й - сложнее, а 3-й - самый трудный. Вы сами должны определить, какой уровень вам по силам.
I | II | III |
ЩА – ЧА | ШЕЧ – КА – ЧА | ГУ – СНЕ – КА - РОЧ |
ЛА – ШКО | СНЕ – КА - ЖИН | БУ – ЧЕ – РАШ – КА |
КА – СКАЗ | КО - СТРЕ - ЗА | СЕ – ГУ – ЦА - НИ |
Проверка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Вот окошко распахнулось. Руки развести в стороны.
Вышла кошка на карниз. Имитация походки кошки.
Посмотрела кошка вверх, Запрокинуть голову, посмотреть вверх.
Посмотрела кошка вниз. Опустить голову, посмотреть вниз.
Вот налево повернулась, Повернуть голову к левому плечу.
Проводила взглядом мух. Повернуть голову к правому плечу, взглядом «проводить» мух.
Потянулась, улыбнулась Соответствующие движения и мимика.
И уселась на карниз. Сесть на свои места.
8. Сыграем в игру «Подружи слова».
Задание: Я вам называю два существительных, а вам надо составить правильное словосочетание прилагательное плюс существительное.
Например: МОЛОДОСТЬ ЛИСТВА – МОЛОДАЯ ЛИСТВА
БЕРЁЗА РОЩА
ВЫСОТА БАШНЯ
ВКУС МОРОЖЕНОЕ
ЦВЕТ КАРАНДАШ
ЗЕЛЕНЬ ЖАБА
ВЕСЕЛЬЕ ПРАЗДНИК
ЧИСТОТА ЧАШКА
КОЖА СУМКА
ГРУСТЬ РАССКАЗ
СТАРОСТЬ ЧЕЛОВЕК
РАДОСТЬ СМЕХ
ЗОЛОТО ОСЕНЬ
9. А сейчас посмотрим, как с трудным заданием справятся ваши язычки.
Задание: Повтори за мной правильно.
Ребята, у меня очень трудные слова, но ведь мы умеем бороться с трудностями? Конечно!
Один из учеников повторяет – ШЕЛЕСТЯЩИЙ.
ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ
ТРАНСФОРМАЦИЯ
ТАНЦОВЩИЦА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК
КУВЫРКАЮЩИЙСЯ
10. Проговорим чистоговорку и пословицу.
Жук упал, и встать не может. Ждёт он, кто ему поможет.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж!
В нашем выражении гуж - это часть упряжи, кожаная (или веревочная) петля у хомута, служащая для скрепления оглобли с дугой. Взялся за гуж - буквально значило "впрягся", а переносно - "взялся за дело", "дал слово, пообещал что-нибудь". Теперь становится понятной и вторая часть пословицы, содержащая нравоучение: не говори, что не дюж, т. е. не отговаривайся, что ты слаб, немощен. Здесь слово дюж - краткая форма прилагательного дюжий в значении "сильный, здоровый, мощный".
(на экране картинка- объяснение)
11. Ребята, а вы помните, с какого стихотворения началось занятие?
Попробуйте восстановить его.
12. Упражнение на развитие пространственной ориентировки, координации, тонкой моторики.
А сейчас возьмите в руки по карандашу (жёлтый и красный) и нарисуйте обеими руками одновременно солнышки.
У кого получились самые весёлые?
III. Что нового узнали сегодня на занятии? (ответы детей)
Молодцы, ребята, вы замечательно работали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.
В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...
программа логопедического пункта по коррекции и формированию грамотной устной и письменной речи для обучающихся 1-4 классов
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в образовательном учреждении. Логопед не только открывает ему неограни...
Технологическая карта логопедического занятия Дифференциация С-СЬ в устной и письменной речи. В группе детей с диагнозом НВ ОНР (1 класс)
Цель занятия: Формирование у младших школьников умений различать звуки, оппозиционные по твердости - мягкости.Задачи: - Образовательные: Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся буд...
Комплекс логопедических приёмов по дифференциации звуков и букв.
В данном занятии представлены приёмы логопедической работы, с целью умения дифференцировать звуки и буквы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...