Конспект "Индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи"
план-конспект занятия (9 класс)
Конспект индивидуального коррекционного занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи для обучающихся 9 класса с нарушением слуха ( 2 вид , 2 вариант) .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_rrs_i_fp_9kl_kovaleva_o.n.docx | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Праздники. Новый год (распознавание, различение материала текста, анализ)
Дифференциация звуков С - З в самостоятельной речи.
Класс: 9 класс (2вид)
Диагноз: двусторонняя нейросенсорная тугоухость 3-4 степени.
Цели:
- Автоматизировать правильное, чёткое произношении звуков в самостоятельной речи.
- Совершенствовать навык самоконтроля при произношении звуков С-З (с опорой на слух)
- Развивать фонематический слух, речевой слух и речевую активность в её коммуникативной функции.
- Развивать слуховое внимание, логическое мышление, память.
- Совершенствовать грамматический стой речи.
- Развивать навык слухового восприятия на материале текста.
- Формирование словаря по теме «Праздники».
Оборудование: презентация по теме, таблички, аудиозаписи речевых и неречевых звуков, профили звуков С-З, ёлочка, ёлочные игрушки из картона (пряники, мандарины, леденцы , яйца, яблоки).
Этапы урока:
- Организация начала занятия, мини-диалог по теме.
- Настрой на урок.
- Работа с планом урока.
- Дифференциация звуков С –З.
- Минутка релаксации.
- Распознавание текста. Выполнение заданий.
- Физминутка.
- Выполнение заданий (ответы на вопросы , анализ текста).
- Распознавание текста по фразам.
- Грамматическое задание.
- Завершение урока.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (мин) | |
Организация начала занятия, мини-диалог по теме. | -Поздоровайся с гостями. -Как ты слышишь? -Как ты себя чувствуешь? -Какой у тебя любимый праздник? -Большинство людей говорят, что для них самый любимый праздник Новый год? -Давай проверим, спроси гостей, какой у них любимый праздник. Большинство? -Какие традиции празднования Нового года есть у нас в России? Перечисли. -А ты знаешь, откуда пришла традиция именно так праздновать Новый год? Люди сами придумали это? Кто это придумал? Вот тебе подсказка. Послушай (кто это сказал?). Аудиозапись 1.(слова Петра: «Знаешь, братец , хотя я и царь , люблю все делать сам и на руках у меня мозоли. Всё оттого ,что хочу показать всем пример. Я постоянно учусь и заставляю учиться других.) Узнал? Аудиозапись 2.(слова Петра: «Я основал город Санкт- Петербург и создал военный флот» Картинка 1.(Петр 1) -Ты догадался, какая тема нашего урока? -Попробуй сформулировать. -Сложи тему из слов. -Прочитай с логическим ударением. -В конце урока тебе нужно будет ответить на главный вопрос: Соблюдаются ли традиции введенные Петром Великим в наши дни? -Что такое традиции? | Отвечает на вопросы, выполняет задания. -Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник? -Покупать и украшать ёлку … -Знаю (не знаю) Да (Нет). -Да, узнал (нет, не узнал). Можно прослушать еще раз. Тема (читает по презентации) Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год. Читает вопрос Соблюдаются ли традиции введенные Петром Великим в наши дни? Традиции –это….(пытается ответить своими словами) | ||
Настрой на урок | -На уроке будем работать со звуками С-З, говори правильно, слушай внимательно. -Дай характеристику звукам С, З. | На уроке буду правильно произносить звуки С-З, говорить правильно, слушать внимательно. С - Согласный, глухой, парный произносим без голоса. З - Согласный, звонкий, парный, произносим с голосом. | 1 | |
Работа с планом урока | Послушай и составь план:
После выполнения всех заданий ты оценишь свою работу в соответствии с планом. | Расставляет таблички и читает план урока на планшете. | 3 | |
Формирование произносительной стороны устной речи | ||||
Дифференциация звуков С -З | Послушай меня, затем поставь ударения и обозначь правила орфоэпии в словах и словосочетаниях. Указ, праздновать, поздравлять, на санках, с горки, сосновых, веселится, забавлять, зажигать, стрельба, Европейские, Рождество, собственноручно Прочитай слова, правильно произнося звуки С - З. Сними аппараты. Назови правило орфроэпии в слове … ( произносит за экраном) Надень аппараты. -Как ты думаешь в эпоху Петра Первого люди говорили также как мы? Язык живой и он развивается, меняется из эпохи в эпоху. -Как называются устаревшие слова? -Подбери синонимы к устаревшим словам. ( прочитай слова первого столбика, второго, подбери к слову из первого столбика слово из второго) (работа по презентации). -Послушай задание. Я буду говорить слова, ты синонимы. Сними аппараты. -Хоромина, знатным, благоденствие скудным, батоги , учинить . | Постановка ударения, правил орфоэпии Чтение слов. Различение слов без аппарата. Повторяет слова. Нет(да) -Архаизмы. Знатным -богатым, скудным -бедным, благоденствие- счастье, учинить- сделать, хоромина -дом, батоги- палки. Снимает аппараты, встает спиной к учителю, слушает слова, но произносит их синонимы. | 8 | |
Минутка релаксации | -Закрой глаза, послушай мелодию (мелодия из новогоднего фильма) Знакома тебе эта музыка? Из какого фильма? | Отдыхает, слушает музыку | ||
Формирование речевого слуха | ||||
Распознава-ние текста | -Послушай текст, потом будешь отвечать на вопросы Как Пётр I научил Россию праздновать Новый год Пропутешествовав по Европе почти два года, Пётр Первый вдохновился Европейскими традициями. Царь повелел перенести начало года с 1 сентября на 1 января. А 7208 год от сотворения мира стал 1700 годом от Рождества Христова. 20 декабря 1699 года вышел указ о праздновании Нового года. Царь повелевал: «По большим улицам знатным людям учинить украшения из деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. Людям скудным хоть по ветке над воротами или хороминой своей поставить. Поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. Праздновать и веселиться 7 дней к ряду. Всем знатным людям каждому на своем дворе учинить стрельбу. Детей забавлять, на санках с гор катать. А кто на Новый год не веселится, тех бить батогами. | Восприятие текста на слух текста целиком (2 раза) | ||
Физминутка | Заставляет царь учиться Всех боярских сыновей, Затевает маскарады – Чтоб жилось веселей. Много, много перемен – Голова кружится. Трудно многим людям с этим Было согласиться! | Повторяет движения | ||
Выполнение заданий (ответы на вопросы, анализ текста) |
| Отвечает на вопросы. |
| |
Распознавание текста по фразам. | Зачитывает предложения за экраном. | Пытается повторить. Затем читает фразы по табличкам. | ||
Граммати-ческое задание. | -Прочитай все числительные из текста. -Определи разряд числительного …... (Зачитывает за экраном) -Просклоняй словосочетания с числительными первое января, Пётр Первый, тысяча семисотый. | Чтение числительных. Определяет разряд. Склоняет числительные. ( работа с опорными таблицами) | ||
Завершение урока | -Ты можешь ответить на главный вопрос урока? -Кого мы должны благодарить за традиции праздновать Новый год, за ёлку? Самооценка. -Вот ёлка ,которую ты должен нарядить. Оцени свою работу по всем пунктам плана. Если отвечал знатно, повесь игрушку , которой украшали ёлку в знатном доме. Если чувствуешь, что отвечал скудно, повесь игрушку из дома бедняков. -Ты работал хорошо. Молодец. Правильно говорил и внимательно слушал. Урок окончен. | Да. (читает еще раз вопрос и отвечает) Соблюдаются, не соблюдаются, соблюдаются, но не все.. Царя Петра Первого. Украшает ёлку, оценивая свою работу по всем пунктам плана (отвечал знатно, отвечал скудно). |
*-текст с подчеркиванием (за экраном)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к занятию по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи по теме: "Я и моя семья, мои друзья. Общение с родителями".
На занятии дети учатся правильному общению с родителями....
Рабочая программа по курсу « Индивидуальные занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи» на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа по предмету «Индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны речи» составлена в соответствии с ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей,...
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 1 класса I отде...
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Данный конспект разработан по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и произносительной стороны устной речи» и предназначен для индивидуальных занятий с учащимися 2 II отде...
Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу (развитие речевого слуха и произносительной стороны речи) по теме: звук Ц на материале темы "Москва"
Автоматизации звука Ц на материале темы "Москва"...
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи с учеником 2 В класса, имеющим кохлеарный имплант.
В последнее время в специальных коррекционных школах для детей с нарушением слуха появились дети с кохлеарными имплантами, хотя, по уверениям врачей, они должны учиться в массовой школе. Но, к сожален...