Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)
проект
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semya.docx | 43.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Семья»
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
В ходе обучения в десятом классе обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а так же в досуговой деятельности.
В десятом классе все уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физическая культура», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. Обучение учащихся на основе метода « проектов» основано на концентрическом принципе.
Актуальность реализации проекта:
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребёнка- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между членами семьи всей тяжестью ложится на ребенка.
Выбор тем для проекта ориентирован на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отражает различные стороны человеческого бытия: явления нравственной жизни подростка и окружающих его сверстников и взрослых
Для подготовки и реализации «проекта семья» на интегрированных уроках по предметам, которые учащиеся изучали в первом-девятом классах, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки с иллюстрациями и подписями по теме «Семья», поделки из природного, бросового материала, бумаги и ткани, подготавливается спектакль или ситуационная сюжетно-дидактическая игра, выпускается настенная газета.
В процессе работы над проектом «Семья» предполагается последовательное использование следующих упражнений: практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения; театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности.
Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. В ходе трудовых операций, в конструктивной деятельности. Тематическое планирование по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «ручной труд», «Адаптивная физическая культура» осуществляется на основе содержания уроков по этим предметам, представленного в девятом классе. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Таким образом, тематическое планирование уроков по предметам, указанным выше, соотносится с темами проектов и направлениями социализации учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам
Проект «Семья»
Содержание проекта:
-сюжетно-ролевая игра «Семья» (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»;
-рассматривание картин, фотографий семей учащихся, отражающих их совместный отдых, труд родителей и пр. (уроки по предмету «развитие речи и окружающий мир»);
-изготовление фоторамок и помещение в них фотографий семей учащихся (уроки по предмету «Ручной труд»);
-вязание крючком кухонных прихваток, изготовление салфеток для украшения дома, выставка работ учащихся, конкурс на лучшее изделие (уроки по предмету «ручной труд»);
-чтение (в том числе пиктографическое) текстов, заучивание стихотворений о членах семьи, о совместности активном отдыхе, о безопасном поведении дома и т.п. (уроки по предметам «Альтернативное чтение», «Здоровье и ОБЖ»);
-спортивные игры, двигательные упражнения в соответствие с психофизическими возможностями учащихся (уроки по предмету (Адаптивная физическая культура»).
Итоговое мероприятие: праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на 2019-2020 уч.год ( 10 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Упражнения на формирование осанки. Игра «Семья» | 1 | |
2 | Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию | 1 | |
3 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Игра «»Семья и я» | 1 | |
4 | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | 1 | |
5 | Экскурсия в осенний парк. Осенние прогулки с семьей | 1 | |
6 | Словесные игры «Кто старше? », «Кто младше? », «Подскажи словечко», «Родственные отношения» | 1 | |
7 | Настольная игра «Чей малыш?» | 1 | |
8 | Упражнения с сюжетной картиной «Семья» | 1 | |
9 | Чтение стихов и сказок о семье, совместное их обсуждение | 1 | |
10 | Рассматривание картин, фотографий семей | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» на 2019-2020 уч.год ( 10 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | «Чтение» пиктографических стендов по теме: Семья | 1 | |
2 | Составление рассказа «Мама, папа, я» с опорой на пиктограммы | 1 | |
3 | Разыгрывание содержание картины «Мы идем в магазин». | 1 | |
4 | Подбор карточки со своим именем к своей фотографии | 1 | |
5 | Заучивание стихотворений по пиктограммам на тему «Семья» | 1 | |
6 | Рассматривание сюжетно-бытовых картин на тему: «Бытовые приборы». | 1 | |
7 | Театрализованная игра «Семья на отдыхе» (имитация движений, звукоподражание) | 1 | |
8 | Знакомство со словами МАМА, ПАПА, БАБА | 1 | |
9 | Слушание аудиокниг на тему «Семья» | 1 | |
10 | Совместный с учащимися выпуск стенгазеты «Моя семья» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» на 2019-2020 уч.год ( 15 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Пальчиковая гимнастика: «Сорока - белобока», «Ладушки» | 1 | |
2 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров | 1 | |
3 | Упражнение с внутренними трафаретами: «Семейный дом» (обводка) | 1 | |
4 | Рисование по точкам – ориентирам: «Семья» | 1 | |
5 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры на тему: «Семейные праздники» | 1 | |
6 | Выполнение предметной аппликации из частей с использованием готового контура. Аппликация «Семья» | 1 | |
7 | Выполнение узора на полоске. Аппликация «Семья». | 1 | |
8 | Упражнения в написании заглавных букв своего имени по контурным линиям (точкам) | 2 | |
9 | «Письмо» букв: А, О, У, И по внутреннему трафарету | 1 | |
10 | «Письмо» букв: М, П, Б, Д по внутреннему трафарету | 1 | |
11 | Подпись своего имени по контурным ориентирам под фотопортретом | 1 | |
12 | Запись числа даты рождения по контурным линиям (по точкам) в тетради | 1 | |
13 | Изготовление книжек самоделок по бытовым ситуациям: «Умывание», «Навыки одевания» | 2 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» на 2019-2020 уч.год ( 15 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Виды одежды (летняя, зимняя, демисезонная), их назначение | 1 | |
2 | Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению. | 1 | |
3 | Уход за обувью (средства и приспособления для ухода за обувью). | 1 | |
4 | Овощи и фрукты. Значение продуктов питания для здоровья человека. | 1 | |
5 | Виды салатов, рецепты. | 1 | |
6 | Столовая посуда, приборы – назначение. | 1 | |
7 | Виды мебели. Д/И «Узнай и покажи» | 1 | |
8 | Гигиенические требования к жилому помещению. Д/И «Чистота – залог здоровья» | 1 | |
9 | Основные средства связи (почта, телеграф, телефон) | 1 | |
10 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | 1 | |
11 | Правила поведения в гостях. Ролевая игра «Вы пришли в гости» | 1 | |
12 | Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе | 1 | |
13 | Магазин «Фруктов». Виды товаров, порядок приобретения, стоимость. | 1 | |
14 | Магазин «Овощей». Виды товаров, порядок приобретения, стоимость | ||
15 | Правила поведения в магазине. |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» на 2019-2020 уч.год ( 5 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Развитие умения правильно держать карандаш | 1 | |
2 | Рисование линий. | 1 | |
3 | Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы. | 1 | |
4 | Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу | 1 | |
5 | Раскрашивание контурных изображений красками на тему: «Семья» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» на 2019-2020 уч.год ( 50 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров | 1 | |
2 | Пальчиковая гимнастика | 1 | |
3 | Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, вкладышами. | 1 | |
4 | Лепка из пластилина «Овощи» | 2 | |
5 | Лепка из пластилина «Фрукты» | 2 | |
6 | Лепка из пластилина «Стол» | 2 | |
7 | Лепка из пластилина «Дом» | 2 | |
8 | Лепка из пата (цветного теста) хлебобулочных изделий | 2 | |
9 | Аппликация из геометрических фигур по образцу «Дом», «Кораблик», «Машина» | 1 | |
10 | Упражнения с разрезными картинками со смысловым значением на тему «Семья» | 1 | |
11 | Конструирование из палочек по рисунку-образцу «Рыба», «Бабочка» | 1 | |
12 | Изготовление из семян «Осеннее дерево» | 2 | |
13 | Изготовление из природного материала «Собака» | 3 | |
14 | Аппликация из крупы «Курица» | 2 | |
15 | Аппликация из крупы «Цыпленок» | 2 | |
16 | Металлический конструктор «Качели» | 1 | |
17 | Изготовление фоторамок и помещение в них фотографий семей учащихся | 4 | |
18 | Свойства ниток. Наматывание ниток на геометрические фигуры | 1 | |
19 | Связывание ниток в пучок. Аппликация из ниток «Кот» | 2 | |
20 | Плетение косички из толстых шнуров | 2 | |
21 | Завязывание узелков на концах | 1 | |
22 | Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из пучков нитей, шпагата | 4 | |
23 | Вышивание закладки | 3 | |
24 | Вязание крючком кухонных прихваток | 4 | |
25 | Игрушка из ниток «Домашний питомец» | 3 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» на 2019-2020 уч.год ( 10 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Расширение знаний учащихся о предметах одежды. | 1 | |
2 | Бытовая стиральная машина: общие сведения об устройстве и порядке работы. ТБ при машинной стирке. | 2 | |
3 | Правила применения моющих средств, при стирке. | 1 | |
4 | Дифференциация одежды при стирке. | 1 | |
5 | Сушка выстиранных предметов | 1 | |
6 | Электроутюг: подготовка к работе и ТБ при работе. | 1 | |
7 | Глаженье мелких предметов. | 2 | |
8 | Последовательность ремонта одежды по распоровшемуся шву. | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Самообслуживание» на 2019-2020 уч.год ( 5 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Правила работы в кабинете. Правила поведения в кабинете. | 1 | |
2 | Рабочее место за партой. Порядок на рабочем месте во время уроков. | 1 | |
3 | Школьные принадлежности. Содержание в порядке школьных принадлежностей. | 1 | |
4 | Части тела человека. | 1 | |
5 | Правая, левая рука, правая, левая нога. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ...
«Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ...
Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...
Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...
Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...