Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
проект
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_gorod.docx | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мой город»
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
В ходе обучения в десятом классе обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а так же в досуговой деятельности.
В десятом классе все уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физическая культура», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. Обучение учащихся на основе метода «проектов» основано на концентрическом принципе.
Актуальность реализации проекта:
Основы патриотизма необходимо формировать у учащихся с умеренной умственной отсталостью. Патриотическое воспитание учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной особенностям здоровья деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод.
Цель: формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Выбор тем для проекта ориентирован на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отражает различные стороны человеческого бытия: явления нравственной жизни подростка и окружающих его сверстников и взрослых
Для подготовки и реализации проекта «Мой город» на интегрированных уроках по предметам, которые учащиеся изучали в первом-девятом классах, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки с иллюстрациями и подписями по теме «Дом, в котором я живу», поделки из природного, бросового материала, бумаги и ткани, подготавливается спектакль или ситуационная сюжетно-дидактическая игра, выпускается настенная газета.
В процессе работы над проектом «Мой город» предполагается последовательное использование следующих упражнений: практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения; театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности.
Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. В ходе трудовых операций, в конструктивной деятельности. Тематическое планирование по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «ручной труд», «Адаптивная физическая культура» осуществляется на основе содержания уроков по этим предметам, представленного в девятом классе. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Таким образом, тематическое планирование уроков по предметам, указанным выше, соотносится с темами проектов и направлениями социализации учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам
Проект «Мой город»
Содержание проекта:
- настольно-печатные игры «Мой город», «Составь картинку» и др.; рассматривание картин, иллюстраций, доступных для восприятия учащихся, с видами и достопримечательностями города, экскурсии к памятникам культуры в парки и скверы (уроки по предметам 2Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»);
-рисование на тему «Дом, в котором я живу» с подписью: город, название улицы, номер дома и номер квартиры (при необходимости с помощью учителя) (уроки по предметам «Математические представления и конструирование», (Графика и письмо»);
-чтение (пиктографическое) текстов, заучивание стихотворений о родном городе (уроки по предмету «Альтернативное чтение»);
- рисование (обводка), раскрашивание, аппликация на городскую тематику (уроки по предмету «Графика и письмо»);
-правила пользования городским транспортом, сюжетно-ролевые игры «Я –пешеход», «Я –пассажир» и др. (уроки по предметам «Здоровье и ОБЖ», «СБО») и др.
Итоговое мероприятие: игра по станциям «Я в городе этом живу»
Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Упражнения на формирование осанки. Игра «Мой город» | 1 | |
2 | Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию | 1 | |
3 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Игра «Мой город» | 1 | |
4 | Рассматривание фотографий о достопримечательности города Тюмени | 1 | |
5 | Настольно-печатные и ролевые игры «Мой город» | 1 | |
6 | Экскурсия по поселку Тарманы | 1 | |
7 | Упражнения с сюжетной картиной «Тюмень» | 1 | |
8 | Упражнения с сюжетной картиной «Тюменские парки» | 1 | |
9 | Чтение стихов и сказок про город Тюмень | 1 | |
10 | Рассматривание картин, фотографий домов Тюмени | 1 | |
11 | Экскурсия в парк Тюмени | 2 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | «Чтение» пиктографических стендов по теме: Мой город | 1 | |
2 | Составление рассказа «Тюмень – мой город» с опорой на пиктограммы | 1 | |
3 | «Чтение» пиктографических стендов город Тюмень | 1 | |
4 | «Чтение» пиктографических стендов достопримечательности Тюмени | 1 | |
5 | Заучивание стихотворений по пиктограммам на тему «Город» | 1 | |
6 | Рассматривание сюжетно-бытовых картин на тему: «Парки города Тюмени». | 1 | |
7 | Театрализованная игра «Мой город» | 1 | |
8 | Слушание аудиокниг про город Тюмень | 1 | |
9 | Слушание аудиокниг про город Тюмень | 1 | |
10 | Совместный с учащимися выпуск стенгазеты «Тюмень – лучший город на земле» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Пальчиковая гимнастика | 1 | |
2 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров | 1 | |
3 | Аппликация «Город» | 1 | |
4 | Рисование по точкам – ориентирам: «Дома города» | 1 | |
5 | Упражнение с внутренними трафаретами: «Город» (обводка) | 1 | |
6 | Аппликация «Город Тюмень» | 1 | |
7 | Рисование по точкам – ориентирам: «Маршрут домой» | 1 | |
8 | Аппликация «Маршрут домой». | 1 | |
9 | «Письмо» букв: А, О, У, И по внутреннему трафарету | 1 | |
10 | «Письмо» букв: М, П, Б, Д по внутреннему трафарету | 1 | |
11 | Аппликация «Городские парки» | 1 | |
12 | Запись названия города Тюмень | 1 | |
13 | Запись адресов города Тюмени | 3 |
!Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе. | 2 | |
2 | Правила поведения в общественном транспорте. Информационные знаки. | 2 | |
3 | Поездка в автобусе. Ролевая игра «Я пассажир», «В автобусе» | 2 | |
4 | Виды пассажирских вагонов, типы поездов (пассажирский, скорый). | 2 | |
5 | Проезд на поезде. Ролевая игра «Поезд» | 2 | |
6 | Информационные знаки: остановки общественного транспорта. Д/И «Дорога» | 2 | |
7 | Виды водного транспорта. | 2 | |
8 | Проезд на корабле. Ролевая игра «Плыви, плыви кораблик». | 2 | |
9 | Сюжетно-ролевая игра «Я – пешеход» | 1 | |
10 | Сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Аппликация «Город» | 1 | |
2 | Рисование линий «Достопримечательности Тюмени» | 1 | |
3 | Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы. | 1 | |
4 | Нетрадиционные техники изображения «Город» | 1 | |
5 | Раскрашивание контурных изображений красками на тему: «Тюмень» | 1 | |
6 | Раскрашивание на тему: «Парки Тюмени» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» на 2019-2020 уч.год ( 60 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров | 2 | |
2 | Пальчиковая гимнастика | 2 | |
3 | Игры с разрезными картинками, пазлами. | 2 | |
4 | Лепка из пластилина «Город» | 2 | |
5 | Лепка из пластилина «Дом, в котором я живу» | 2 | |
6 | Лепка из пластилина «Школа» | 2 | |
7 | Лепка из пластилина «Поликлиника» | 2 | |
8 | Аппликация «Автобус» | 2 | |
9 | Аппликация из природного материала «Парк» | 1 | |
10 | Упражнения с разрезными картинками «Город» | 1 | |
11 | Конструирование из палочек по рисунку-образцу «Маршрут домой» | 1 | |
12 | Изготовление из семян «Птицы в кормушке» | 2 | |
13 | Изготовление из природного материала «Городской сад» | 3 | |
14 | Аппликация из крупы «Деревья в парке» | 2 | |
15 | Аппликация из крупы «Домашние животные» | 2 | |
16 | Металлический конструктор «Дом» | 1 | |
17 | Работа с вкладышами из геометрических фигур: «Танграм» | 4 | |
18 | Оформление выставки Город | 4 | |
19 | Связывание ниток в пучок. Аппликация из ниток «Шторы на окна» | 2 | |
20 | Плетение косички из толстых шнуров | 2 | |
21 | Завязывание узелков на концах | 2 | |
22 | Изготовление помпонов | 4 | |
23 | Игрушка «Собака» из помпонов | 4 | |
24 | Изготовление рамки с названием города | 4 | |
25 | Вышивание салфетки для кухни | 5 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Виды жилища: дом, квартира. Правила поведения в квартире. | 1 | |
2 | Электрический бытовой пылесос: общие сведения об устройстве, порядке работы. | 2 | |
3 | Виды уборки: (ежедневная, периодическая, генеральная) | 1 | |
4 | Правила чистки ковров. Правила мытья пола. | 1 | |
5 | Мебель и её виды, предназначение. | 1 | |
6 | Что такое мягкая мебель? Что такое полированная мебель? | 1 | |
7 | Правила ухода за мебелью. | 1 | |
8 | Участие в генеральной уборке помещения. | 1 | |
9 | Расширение знаний учащихся о многообразии комнатных растений. | 1 | |
10 | Понятие постельное белье. | 1 | |
11 | Правила хранения белья до стирки. | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Самообслуживание» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Дежурство в столовой. | 1 | |
2 | Продукты питания | 1 | |
3 | Предметы питания. | 1 | |
4 | Обувь. Уход за сезонной обувью. | 1 | |
5 | Различие белья и одежды. «Поможем Маше» | 1 | |
6 | Уход за сезонной одеждой. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая (адаптированная) программа для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 8 класс
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8 класса детализирует и раскрывает содержание общего образования для О...
Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...
Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...