Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
проект

Лёвочкина Наталья Александровна

        Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moy_gorod.docx34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мой город»

        Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

       В ходе обучения в десятом классе обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а так же в досуговой деятельности.

       В десятом классе все уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физическая культура», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. Обучение учащихся на основе метода «проектов» основано на концентрическом принципе.

       Актуальность реализации проекта:

      Основы патриотизма необходимо формировать у учащихся с умеренной умственной отсталостью. Патриотическое воспитание учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной особенностям здоровья деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод.

Цель: формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.

              Выбор тем для проекта ориентирован на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отражает различные стороны человеческого бытия: явления нравственной жизни подростка и окружающих его сверстников и взрослых

      Для подготовки и реализации проекта «Мой город» на интегрированных уроках по предметам, которые учащиеся изучали в первом-девятом классах, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки с иллюстрациями и подписями по теме «Дом, в котором я живу», поделки из природного, бросового материала, бумаги и ткани, подготавливается спектакль или ситуационная сюжетно-дидактическая игра, выпускается настенная газета.

     В процессе работы над проектом «Мой город» предполагается последовательное использование следующих упражнений: практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения; театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности.

    Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. В ходе трудовых операций, в конструктивной деятельности. Тематическое планирование по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «ручной труд», «Адаптивная физическая культура» осуществляется на основе содержания уроков по этим предметам, представленного в девятом классе. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Таким образом, тематическое планирование уроков по предметам, указанным выше, соотносится с темами проектов и направлениями социализации учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.

Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам

Проект «Мой город»

Содержание проекта:

- настольно-печатные игры «Мой город», «Составь картинку» и др.; рассматривание картин, иллюстраций, доступных для восприятия учащихся, с видами и достопримечательностями города, экскурсии к памятникам культуры в парки и скверы (уроки по предметам 2Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»);

-рисование на тему «Дом, в котором я живу» с подписью: город, название улицы, номер дома и номер квартиры (при необходимости с помощью учителя) (уроки по предметам «Математические представления и конструирование», (Графика и письмо»);

-чтение (пиктографическое) текстов, заучивание стихотворений о родном городе (уроки по предмету «Альтернативное чтение»);

- рисование (обводка), раскрашивание, аппликация на городскую тематику (уроки по предмету «Графика и письмо»);

-правила пользования городским транспортом, сюжетно-ролевые игры «Я –пешеход», «Я –пассажир» и др. (уроки по предметам «Здоровье и ОБЖ», «СБО») и др.

Итоговое мероприятие: игра по станциям «Я в городе этом живу»

        Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Упражнения на формирование осанки. Игра «Мой город»

1

2

Упражнения  на движения мимической мускулатуры  по подражанию

1

3

Упражнения на развитие слухового восприятия. Игра «Мой город»

1

4

Рассматривание фотографий о достопримечательности города Тюмени

1

5

Настольно-печатные и ролевые игры «Мой город»

1

6

Экскурсия по поселку Тарманы

1

7

Упражнения  с сюжетной  картиной «Тюмень»

1

8

Упражнения  с сюжетной  картиной «Тюменские парки»

1

9

Чтение стихов и сказок про город Тюмень

1

10

Рассматривание картин, фотографий домов Тюмени

1

11

Экскурсия в парк Тюмени

2

Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

«Чтение» пиктографических стендов по теме: Мой город

1

2

Составление рассказа «Тюмень – мой город» с опорой на пиктограммы

1

3

       «Чтение» пиктографических стендов город Тюмень

1

4

«Чтение» пиктографических стендов достопримечательности Тюмени

1

5

Заучивание стихотворений по пиктограммам на тему «Город»

1

6

Рассматривание  сюжетно-бытовых картин на тему: «Парки города Тюмени».

1

7

Театрализованная игра  «Мой город»

1

8

Слушание аудиокниг про город Тюмень

1

9

Слушание аудиокниг про город Тюмень

1

10

Совместный с учащимися выпуск стенгазеты «Тюмень – лучший город на земле»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Пальчиковая гимнастика

1

2

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров

1

3

       Аппликация «Город»

1

4

Рисование по точкам – ориентирам: «Дома города»

1

5

     Упражнение с внутренними трафаретами: «Город» (обводка)

1

6

Аппликация «Город Тюмень»

1

7

Рисование по точкам – ориентирам: «Маршрут домой»

1

8

Аппликация «Маршрут домой».

1

9

«Письмо»  букв: А, О, У, И по внутреннему трафарету

1

10

«Письмо»  букв: М, П, Б, Д по внутреннему трафарету

1

11

 Аппликация «Городские парки»

1

12

      Запись названия города Тюмень

1

13

      Запись адресов города Тюмени

3

!Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе.

2

2

Правила поведения в общественном транспорте. Информационные знаки.

2

3

Поездка в автобусе. Ролевая игра «Я пассажир», «В автобусе»

2

4

Виды пассажирских вагонов, типы поездов (пассажирский, скорый).

2

5

Проезд на поезде. Ролевая игра «Поезд»

2

6

Информационные знаки: остановки общественного транспорта. Д/И «Дорога»

2

7

Виды водного транспорта.

2

8

Проезд на корабле. Ролевая игра «Плыви, плыви кораблик».

2

9

Сюжетно-ролевая игра «Я – пешеход»

1

10

Сюжетно-ролевая игра «Я – пассажир»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Аппликация «Город»

1

2

      Рисование линий «Достопримечательности Тюмени»

1

3

     Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы.

1

4

     Нетрадиционные техники изображения «Город»

1

5

     Раскрашивание контурных изображений красками на тему: «Тюмень»

1

6

    Раскрашивание на тему: «Парки Тюмени»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» на 2019-2020 уч.год ( 60 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров

2

2

Пальчиковая гимнастика

2

3

      Игры с разрезными картинками, пазлами.

2

4

Лепка из пластилина «Город»

2

5

      Лепка из пластилина «Дом, в котором я живу»

2

6

Лепка из пластилина «Школа»

2

7

 Лепка из пластилина «Поликлиника»

2

8

Аппликация «Автобус»

2

9

Аппликация из природного материала «Парк»

1

10

Упражнения с разрезными картинками «Город»

1

11

Конструирование из палочек по рисунку-образцу «Маршрут домой»

1

12

      Изготовление из семян «Птицы в кормушке»

2

13

Изготовление из природного материала «Городской сад»

3

14

Аппликация из крупы «Деревья в парке»

2

15

Аппликация из крупы «Домашние животные»

2

16

Металлический конструктор «Дом»

1

17

Работа с вкладышами из геометрических фигур: «Танграм»

4

18

Оформление выставки Город

4

19

Связывание ниток в пучок. Аппликация из ниток «Шторы на окна»

2

20

Плетение косички из толстых шнуров

2

21

Завязывание узелков на концах

2

22

Изготовление помпонов

4

23

Игрушка «Собака» из помпонов

4

24

Изготовление рамки с названием города

4

25

       Вышивание салфетки для кухни

5

Календарно – тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Виды жилища: дом, квартира. Правила поведения в квартире.

1

2

Электрический бытовой пылесос: общие сведения об устройстве,  порядке работы.

2

3

Виды уборки: (ежедневная, периодическая, генеральная)

1

4

Правила чистки ковров. Правила мытья пола.

1

5

Мебель и её виды, предназначение.

1

6

Что такое мягкая мебель? Что такое полированная мебель?

1

7

Правила ухода за мебелью.

1

8

Участие в генеральной уборке помещения.

1

9

Расширение знаний учащихся о многообразии комнатных растений.  

1

10

Понятие  постельное  белье.

1

11

Правила хранения белья до стирки.

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Самообслуживание» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Дежурство в столовой.

1

2

Продукты питания

1

3

Предметы питания.

1

4

Обувь. Уход за сезонной обувью.

1

5

Различие белья и одежды.

«Поможем Маше»

1

6

Уход за сезонной одеждой.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (адаптированная) программа для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 8 класс

Рабочая адаптированная  программа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  8 класса   детализирует и раскрывает содержание общего образования  для О...

Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...