Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
проект

Лёвочкина Наталья Александровна

        Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_zhivotnyh.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мир животных»

        Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

       В ходе обучения в десятом классе обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а так же в досуговой деятельности.

       В десятом классе все уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физическая культура», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. Обучение учащихся на основе метода «проектов» основано на концентрическом принципе.

       Актуальность реализации проекта:

      Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей с умеренной и умственной отсталостью. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Животный мир – важнейшая часть нашей жизни. Воспитывать любовь к природе и животным нужно начинать с самого детства. Нужно учить заботиться и беречь их. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в недостаточной степени имеют представление о многообразии животного мира, о их среде обитания, об образе жизни, повадках, питании.

Цель: расширить представление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о животном мире, развить познавательный интерес к природе.

      Для подготовки и реализации проекта «Мир животных» на интегрированных уроках по предметам, которые учащиеся изучали в первом-девятом классах, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки с иллюстрациями и подписями по теме «Дом, в котором я живу», поделки из природного, бросового материала, бумаги и ткани, подготавливается спектакль или ситуационная сюжетно-дидактическая игра, выпускается настенная газета.

     В процессе работы над проектом «Мир животных» предполагается последовательное использование следующих упражнений: практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения; театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности.

    Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. В ходе трудовых операций, в конструктивной деятельности. Тематическое планирование по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «ручной труд», «Адаптивная физическая культура» осуществляется на основе содержания уроков по этим предметам, представленного в девятом классе. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Таким образом, тематическое планирование уроков по предметам, указанным выше, соотносится с темами проектов и направлениями социализации учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.

Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам

Проект «Мир животных»

Содержание проекта:

-экскурсия в зоопарк (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);

- выставка (конкурс) рисунков и фотографий домашних животных (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);

-игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных: «Узнай и скажи, кого я изобразил» (уроки по предмету «Альтернативное чтение»);

-чтение учащимся, просмотр и прослушивание вместе с ними рассказов, сказок, стихотворений о животных (видеофильмы, аудиозаписи), звуковая викторина «В мире животных» (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»);

-конкурс построек зоопарка из строительных материалов (уроки по предметам «математические представления и конструирование»);

-театрализованные представления. В том числе и музыкальные, по сюжетам ,в которых представлены разные животные (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», занятия коррекционно-развивающей области);

-рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы, беседы по наглядным моделям и иллюстрациям (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир);

-беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме: о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека, о последствиях уничтожения животных, о защите животных людьми и государством, о посильной помощи учащихся и их родителей в защите животных (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «здоровье и ОБЖ»);

-развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто и чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д. (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»);

-подготовка видеофильма о домашних питомцах и просмотр его (вместе с учащимися и их родителями) (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение») и др.  

Итоговое мероприятие: экскурсия по фотовыставке «Мой домашний друг»

        Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Упражнения на формирование осанки. Игра «Зоопарк»

1

2

Экскурсия в зоопарк

1

3

Упражнения на развитие слухового восприятия. Игра «Домашние животные»

1

4

Рассматривание фотографий домашних животных

1

5

Настольно-печатные и ролевые игры «Животные»

1

6

Настольно-печатные и ролевые игры «Посуда»

1

7

Рассматривание фотографий диких животных

1

8

Развивающие игры «Чей этот дом?»

1

9

Развивающие игры «Кто и чем питается?»

1

10

Рассматривание картин, фотографий животных

1

11

Чтение стихов и сказок про животных

2

Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

«Чтение» пиктографических стендов по теме: Животные

1

2

Составление рассказа «Путаница» с опорой на пиктограммы

1

3

       «Чтение» пиктографических стендов Домашние животные

1

4

«Чтение» пиктографических стендов Дикие животные

1

5

Заучивание стихотворений по пиктограммам на тему «Животные»

1

6

Рассматривание  картин на тему: «Чем питаются животные».

1

7

Театрализованная игра  «Животные»

1

8

Слушание аудиокниг о животных

1

9

Слушание аудиокниг о животных

1

10

Просмотр фильма о животных

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Пальчиковая гимнастика

1

2

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров

1

3

       Аппликация «Корова»

1

4

Рисование по точкам – ориентирам: «Поросенок»

1

5

     Упражнение с внутренними трафаретами: «Животные»

1

6

Аппликация «Домашние животные»

1

7

Рисование по точкам – ориентирам: «Дикие животные»

1

8

Аппликация «Дикие животные».

1

9

«Письмо»  букв: А, О, У, И по внутреннему трафарету

1

10

«Письмо»  букв: М, П, Б, Д по внутреннему трафарету

1

11

 Аппликация «Тигр»

1

12

      Запись названия животных

4

Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Магазин «Фруктов». Виды товаров, порядок приобретения, стоимость.

2

2

Сюжетно – ролевые игры: «Я покупатель», «Покупка продуктов по списку»

2

3

Магазин «Овощей». Виды товаров, порядок приобретения, стоимость.

2

4

Сюжетно – ролевые игры: «Я покупатель», «Покупка продуктов по списку»

2

5

Магазин «Мебель». Виды мебели, порядок приобретения, стоимость.

2

6

Правила поведения в магазине.

2

7

Сюжетно – ролевая игра  «Покупка мебели для спальни (кухни, гостиной)»

2

8

Магазин, где продают животных

2

9

Магазин, где продают питание и уход за животными

1

10

Посещение зоомагазина

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Аппликация «Домашние животные»

1

2

      Рисование линий «питание животных»

1

3

     Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы.

1

4

     Нетрадиционные техники изображения «Дикие животные»

1

5

     Раскрашивание контурных изображений красками на тему: «Животные»

1

6

    Раскрашивание на тему: «Животные»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» на 2019-2020 уч.год ( 60 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров

2

2

Пальчиковая гимнастика

2

3

      Игры с разрезными картинками, пазлами.

2

4

Лепка из пластилина «Кот»

2

5

      Лепка из пластилина «Корова»

2

6

Лепка из пластилина «Коза»

2

7

 Лепка из пластилина «Лошадь»

2

8

Аппликация «Домашние животные»

2

9

Аппликация из природного материала «Домашние животные»

1

10

Упражнения с разрезными картинками «Животные»

1

11

Конструирование из палочек по рисунку-образцу «Где живут животные»

1

12

      Изготовление из семян «Ежик»

2

13

Изготовление из природного материала «Лиса»

3

14

Аппликация из крупы «Волк»

2

15

Аппликация из крупы «Медведь»

2

16

Металлический конструктор «Дикие животные»

1

17

Работа с вкладышами из геометрических фигур: «Танграм»

4

18

Оформление выставки Животные

4

19

Связывание ниток в пучок. Аппликация из ниток «Животные»

2

20

Плетение косички из толстых шнуров

2

21

Завязывание узелков на концах

2

22

Изготовление помпонов

4

23

Игрушка «Кот» из помпонов

4

24

Изготовление рамок для фотографий животных из крупы

4

25

       Вышивание салфетки для кухни

3

26

      Вышивание полотенца для ванной

2

Календарно – тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Как в дому, так и самому

1

2

Как подмести пол?

2

3

Избавляемся от пыли.

1

4

Уход за животными

1

5

Как убрать за домашним животным

1

6

Как убрать комнату (ежедневная уборка)

1

7

Уход за пластиковой мебелью

1

8

Уход за деревянной мебелью

1

9

Уход за полированной мебелью

1

10

Уход за игрушками

1

11

Уборка придомовой территории

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Самообслуживание» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Сюжетно-ролевая игра «Я иду на улицу»

1

2

Уборка посуды.

1

3

Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности»

1

4

 «Мой додыр рассказывает».

1

5

«Айболит» просмотр мультфильма

1

6

Уход за животными

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (адаптированная) программа для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 8 класс

Рабочая адаптированная  программа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  8 класса   детализирует и раскрывает содержание общего образования  для О...

Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...