Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
проект
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_zhivotnyh.docx | 33.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мир животных»
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
В ходе обучения в десятом классе обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а так же в досуговой деятельности.
В десятом классе все уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физическая культура», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. Обучение учащихся на основе метода «проектов» основано на концентрическом принципе.
Актуальность реализации проекта:
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей с умеренной и умственной отсталостью. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Живая природа – это удивительный, сложный, многогранный мир. Животный мир – важнейшая часть нашей жизни. Воспитывать любовь к природе и животным нужно начинать с самого детства. Нужно учить заботиться и беречь их. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в недостаточной степени имеют представление о многообразии животного мира, о их среде обитания, об образе жизни, повадках, питании.
Цель: расширить представление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о животном мире, развить познавательный интерес к природе.
Для подготовки и реализации проекта «Мир животных» на интегрированных уроках по предметам, которые учащиеся изучали в первом-девятом классах, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки с иллюстрациями и подписями по теме «Дом, в котором я живу», поделки из природного, бросового материала, бумаги и ткани, подготавливается спектакль или ситуационная сюжетно-дидактическая игра, выпускается настенная газета.
В процессе работы над проектом «Мир животных» предполагается последовательное использование следующих упражнений: практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения; театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности.
Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. В ходе трудовых операций, в конструктивной деятельности. Тематическое планирование по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «ручной труд», «Адаптивная физическая культура» осуществляется на основе содержания уроков по этим предметам, представленного в девятом классе. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Таким образом, тематическое планирование уроков по предметам, указанным выше, соотносится с темами проектов и направлениями социализации учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам
Проект «Мир животных»
Содержание проекта:
-экскурсия в зоопарк (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
- выставка (конкурс) рисунков и фотографий домашних животных (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
-игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных: «Узнай и скажи, кого я изобразил» (уроки по предмету «Альтернативное чтение»);
-чтение учащимся, просмотр и прослушивание вместе с ними рассказов, сказок, стихотворений о животных (видеофильмы, аудиозаписи), звуковая викторина «В мире животных» (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»);
-конкурс построек зоопарка из строительных материалов (уроки по предметам «математические представления и конструирование»);
-театрализованные представления. В том числе и музыкальные, по сюжетам ,в которых представлены разные животные (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», занятия коррекционно-развивающей области);
-рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы, беседы по наглядным моделям и иллюстрациям (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир);
-беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме: о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека, о последствиях уничтожения животных, о защите животных людьми и государством, о посильной помощи учащихся и их родителей в защите животных (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «здоровье и ОБЖ»);
-развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто и чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д. (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение»);
-подготовка видеофильма о домашних питомцах и просмотр его (вместе с учащимися и их родителями) (уроки по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение») и др.
Итоговое мероприятие: экскурсия по фотовыставке «Мой домашний друг»
Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Упражнения на формирование осанки. Игра «Зоопарк» | 1 | |
2 | Экскурсия в зоопарк | 1 | |
3 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Игра «Домашние животные» | 1 | |
4 | Рассматривание фотографий домашних животных | 1 | |
5 | Настольно-печатные и ролевые игры «Животные» | 1 | |
6 | Настольно-печатные и ролевые игры «Посуда» | 1 | |
7 | Рассматривание фотографий диких животных | 1 | |
8 | Развивающие игры «Чей этот дом?» | 1 | |
9 | Развивающие игры «Кто и чем питается?» | 1 | |
10 | Рассматривание картин, фотографий животных | 1 | |
11 | Чтение стихов и сказок про животных | 2 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | «Чтение» пиктографических стендов по теме: Животные | 1 | |
2 | Составление рассказа «Путаница» с опорой на пиктограммы | 1 | |
3 | «Чтение» пиктографических стендов Домашние животные | 1 | |
4 | «Чтение» пиктографических стендов Дикие животные | 1 | |
5 | Заучивание стихотворений по пиктограммам на тему «Животные» | 1 | |
6 | Рассматривание картин на тему: «Чем питаются животные». | 1 | |
7 | Театрализованная игра «Животные» | 1 | |
8 | Слушание аудиокниг о животных | 1 | |
9 | Слушание аудиокниг о животных | 1 | |
10 | Просмотр фильма о животных | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Пальчиковая гимнастика | 1 | |
2 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров | 1 | |
3 | Аппликация «Корова» | 1 | |
4 | Рисование по точкам – ориентирам: «Поросенок» | 1 | |
5 | Упражнение с внутренними трафаретами: «Животные» | 1 | |
6 | Аппликация «Домашние животные» | 1 | |
7 | Рисование по точкам – ориентирам: «Дикие животные» | 1 | |
8 | Аппликация «Дикие животные». | 1 | |
9 | «Письмо» букв: А, О, У, И по внутреннему трафарету | 1 | |
10 | «Письмо» букв: М, П, Б, Д по внутреннему трафарету | 1 | |
11 | Аппликация «Тигр» | 1 | |
12 | Запись названия животных | 4 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Магазин «Фруктов». Виды товаров, порядок приобретения, стоимость. | 2 | |
2 | Сюжетно – ролевые игры: «Я покупатель», «Покупка продуктов по списку» | 2 | |
3 | Магазин «Овощей». Виды товаров, порядок приобретения, стоимость. | 2 | |
4 | Сюжетно – ролевые игры: «Я покупатель», «Покупка продуктов по списку» | 2 | |
5 | Магазин «Мебель». Виды мебели, порядок приобретения, стоимость. | 2 | |
6 | Правила поведения в магазине. | 2 | |
7 | Сюжетно – ролевая игра «Покупка мебели для спальни (кухни, гостиной)» | 2 | |
8 | Магазин, где продают животных | 2 | |
9 | Магазин, где продают питание и уход за животными | 1 | |
10 | Посещение зоомагазина | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Аппликация «Домашние животные» | 1 | |
2 | Рисование линий «питание животных» | 1 | |
3 | Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы. | 1 | |
4 | Нетрадиционные техники изображения «Дикие животные» | 1 | |
5 | Раскрашивание контурных изображений красками на тему: «Животные» | 1 | |
6 | Раскрашивание на тему: «Животные» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» на 2019-2020 уч.год ( 60 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров | 2 | |
2 | Пальчиковая гимнастика | 2 | |
3 | Игры с разрезными картинками, пазлами. | 2 | |
4 | Лепка из пластилина «Кот» | 2 | |
5 | Лепка из пластилина «Корова» | 2 | |
6 | Лепка из пластилина «Коза» | 2 | |
7 | Лепка из пластилина «Лошадь» | 2 | |
8 | Аппликация «Домашние животные» | 2 | |
9 | Аппликация из природного материала «Домашние животные» | 1 | |
10 | Упражнения с разрезными картинками «Животные» | 1 | |
11 | Конструирование из палочек по рисунку-образцу «Где живут животные» | 1 | |
12 | Изготовление из семян «Ежик» | 2 | |
13 | Изготовление из природного материала «Лиса» | 3 | |
14 | Аппликация из крупы «Волк» | 2 | |
15 | Аппликация из крупы «Медведь» | 2 | |
16 | Металлический конструктор «Дикие животные» | 1 | |
17 | Работа с вкладышами из геометрических фигур: «Танграм» | 4 | |
18 | Оформление выставки Животные | 4 | |
19 | Связывание ниток в пучок. Аппликация из ниток «Животные» | 2 | |
20 | Плетение косички из толстых шнуров | 2 | |
21 | Завязывание узелков на концах | 2 | |
22 | Изготовление помпонов | 4 | |
23 | Игрушка «Кот» из помпонов | 4 | |
24 | Изготовление рамок для фотографий животных из крупы | 4 | |
25 | Вышивание салфетки для кухни | 3 | |
26 | Вышивание полотенца для ванной | 2 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Как в дому, так и самому | 1 | |
2 | Как подмести пол? | 2 | |
3 | Избавляемся от пыли. | 1 | |
4 | Уход за животными | 1 | |
5 | Как убрать за домашним животным | 1 | |
6 | Как убрать комнату (ежедневная уборка) | 1 | |
7 | Уход за пластиковой мебелью | 1 | |
8 | Уход за деревянной мебелью | 1 | |
9 | Уход за полированной мебелью | 1 | |
10 | Уход за игрушками | 1 | |
11 | Уборка придомовой территории | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Самообслуживание» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Сюжетно-ролевая игра «Я иду на улицу» | 1 | |
2 | Уборка посуды. | 1 | |
3 | Охрана здоровья. «Туалетные принадлежности» | 1 | |
4 | «Мой додыр рассказывает». | 1 | |
5 | «Айболит» просмотр мультфильма | 1 | |
6 | Уход за животными | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая (адаптированная) программа для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 8 класс
Рабочая адаптированная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 8 класса детализирует и раскрывает содержание общего образования для О...
Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...
Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...