Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
проект

Лёвочкина Наталья Александровна

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dom_v_kotorom_ya_zhivu.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Дом, в котором я живу»

        Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

       В ходе обучения в десятом классе обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а так же в досуговой деятельности.

       В десятом классе все уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физическая культура», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. Обучение учащихся на основе метода «проектов» основано на концентрическом принципе.

       Актуальность реализации проекта:

      Дом – это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом – это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Привычность и простота окружения позволяют показать ученику, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться к тому, что рядом. Эта тема понятна и доступна детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Она несёт большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество разных положительных впечатлений и эмоций. 

        Цель: Расширить представление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью знания о доме, как о месте, где живёт семья, закрепить знания о предметах обстановки в доме, о домашних обязанностях членов семьи, о безопасном поведении дома.

        Выбор тем для проекта ориентирован на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отражает различные стороны человеческого бытия: явления нравственной жизни подростка и окружающих его сверстников и взрослых

      Для подготовки и реализации проекта «Дом, в котором я живу» на интегрированных уроках по предметам, которые учащиеся изучали в первом-девятом классах, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки с иллюстрациями и подписями по теме «Дом, в котором я живу», поделки из природного, бросового материала, бумаги и ткани, подготавливается спектакль или ситуационная сюжетно-дидактическая игра, выпускается настенная газета.

     В процессе работы над проектом «Дом, в котором я живу» предполагается последовательное использование следующих упражнений: практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения; театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности.

    Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. В ходе трудовых операций, в конструктивной деятельности. Тематическое планирование по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «ручной труд», «Адаптивная физическая культура» осуществляется на основе содержания уроков по этим предметам, представленного в девятом классе. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Таким образом, тематическое планирование уроков по предметам, указанным выше, соотносится с темами проектов и направлениями социализации учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.

Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам

Проект «Дом, в котором я живу»

Содержание проекта:

- настольно-печатные и ролевые игры «Мебель», «Украсим комнату», «Посуда», «Ждем гостей», «Дочки-матери» и пр. (уроки по предметам «развитие речи и окружающий мир», «СБО»);

- рассматривание иллюстраций, доступных для восприятия учащихся, с видами интерьеров, компьютерные презентации интерьеров, просмотр фрагментов телевизионных  передач и видеоматериалов о создании интерьера (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);

-чтение (в том числе пиктографическое) текстов о доме, тепле и уюте жилища, о предметах интерьера (уроки предмету «Альтернативное чтение»);

-рисование на тему «Дом, в котором я живу» с подписью: название улицы, номер дома и номер квартиры (при необходимости с помощью учителя) (уроки по предметам «Математические представления и конструирование», «Графика и письмо»);

- рисование (обводка), раскрашивание, аппликация на темы «Украсим дом», «Накрой стол для гостей», изготовление макетов комнаты: мебель для комнаты, спальни, кухни и пр. (уроки по предмету «Графика и письмо»);

-конкурс на лучшее изделие: вязание крючком кухонных прихваток, изготовление салфеток, выставка работ учащихся (уроки по предмету «Ручной труд»);

-украшение дома к Новогоднему празднику: изготовление новогодних гирлянд, подарков, новогодних открыток  с соответствующими поздравительными надписями и т.п. (уроки по предметам «Ручной труд», «Графика и письмо»);

-составление памяток о правилах пользования бытовыми предметами, о последовательности уборки жилища (уроки по предметам «Здоровье и ОБЖ», «СБО»);

-упражнения «Я звоню по домашнему телефону»: составление памяток с телефонами специальных служб и упражнения в наборе номеров по городскому и по мобильному телефону (два-три знакомых номера) (уроки по предметам «Математические представления и конструирование», «Здоровье и ОБЖ») и др.

Итоговое мероприятие: игра по станциям «Мой дом».

        Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Упражнения на формирование осанки. Игра «Мой дом»

1

2

Упражнения  на движения мимической мускулатуры  по подражанию

1

3

Упражнения на развитие слухового восприятия. Игра «Мой дом»

1

4

Рассматривание фотографий о домашнем быте

1

5

Настольно-печатные и ролевые игры «Мебель»

1

6

Настольно-печатные и ролевые игры «Посуда»

1

7

Упражнения  с сюжетной  картиной «Ждем гостей»

1

8

Упражнения  с сюжетной  картиной «Дочки-матери»

1

9

Чтение стихов и сказок про дом

1

10

Рассматривание картин, фотографий об интерьере дома

1

11

Компьютерные презентации интерьеров

2

Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

«Чтение» пиктографических стендов по теме: Посуда

1

2

Составление рассказа «Ждем гостей» с опорой на пиктограммы

1

3

       «Чтение» пиктографических стендов Домашний быт

1

4

«Чтение» пиктографических стендов Тепло и уют жилища

1

5

Заучивание стихотворений по пиктограммам на тему «Дом»

1

6

Рассматривание  сюжетно-бытовых картин на тему: «Интерьер».

1

7

Театрализованная игра  «Семья отдыхает дома»

1

8

Слушание аудиокниг.  Теремок

1

9

Слушание аудиокниг про дом.

1

10

Совместный с учащимися выпуск памяток «Я звоню по телефону»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Пальчиковая гимнастика

1

2

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров

1

3

       Аппликация «Украсим дом»

1

4

Рисование по точкам – ориентирам: «Дом»

1

5

     Упражнение с внутренними трафаретами: «Комната» (обводка)

1

6

Аппликация «Посуда»

1

7

Рисование по точкам – ориентирам: «Домашний быт»

1

8

Аппликация «Мебель для комнаты».

1

9

«Письмо»  букв: А, О, У, И по внутреннему трафарету

1

10

«Письмо»  букв: М, П, Б, Д по внутреннему трафарету

1

11

 Аппликация «Спальня»

1

12

      Запись названия улицы

1

13

     Поздравительные надписи

3

Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Виды мебели. Д/И «Узнай и покажи»

1

2

Покрытия мебели

1

3

Интерьер помещения.

1

4

Интерьер помещения. Д/И «Расставь мебель»

1

5

Гигиенические требования к жилому помещению.

Д/И «Чистота – залог здоровья»

1

6

Уход за помещением. Инвентарь и приспособления для уборки.

1

7

Правила вытирания пыли.

1

8

Уход за мебелью. Средства и приспособления. Д/И «Магазин музыкальных инструментов»

1

9

Уход за мебелью.

1

10

Посещение магазина с музыкальными инструментами

1

11

Основные средства связи (почта, телеграф, телефон)

1

12

Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма, посылка)

1

13

Виды писем. Создание и отправка письма.

2

14

Телеграф (телеграмма, телефонные переговоры).

1

15

Посылки и бандероли. Правила упаковки и отправление. Д/И «Почта»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Аппликация «Комнаты в квартире»

1

2

      Рисование линий. «Мебель

1

3

     Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы.

1

4

     Нетрадиционные техники изображения «Дом»

1

5

     Раскрашивание контурных изображений красками на тему: «Кухонные принадлежности»

1

6

    Раскрашивание на тему: «Ванные принадлежности»

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» на 2019-2020 уч.год ( 60 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Самомассаж рук, с помощью различных массажеров

2

2

Пальчиковая гимнастика

2

3

      Игры с разрезными картинками, пазлами.

2

4

Лепка из пластилина «Диван»

2

5

      Лепка из пластилина «Стол и стул»

2

6

Лепка из пластилина «Кровать»

2

7

 Лепка из пластилина «Посуда»

2

8

Аппликация «Посуда»

2

9

Аппликация из природного материала «Дом»

1

10

Упражнения с разрезными картинками «Дом»

1

11

Конструирование из палочек по рисунку-образцу «Квартира»

1

12

      Изготовление из семян «Ковер в квартире»

2

13

Изготовление из природного материала «Мебель»

3

14

Аппликация из крупы «Мебель»

2

15

Аппликация из крупы «Посуда»

2

16

Металлический конструктор «Стол и стул»

1

17

Работа с вкладышами из геометрических фигур: «Танграм»

4

18

Оформление выставки Мебель

4

19

Связывание ниток в пучок. Аппликация из ниток «Ковер»

2

20

Плетение косички из толстых шнуров

2

21

Завязывание узелков на концах

2

22

Изготовление помпонов

4

23

Игрушка «Кот» из помпонов

4

24

Изготовление рамок для фотографий из крупы

4

25

       Вышивание салфетки для кухни

3

26

      Вышивание полотенца для ванной

2

Календарно – тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Виды жилища: дом, квартира. Правила поведения в квартире.

1

2

Электрический бытовой пылесос: общие сведения об устройстве,  порядке работы.

2

3

Виды уборки: (ежедневная, периодическая, генеральная)

1

4

Правила чистки ковров. Правила мытья пола.

1

5

Мебель и её виды, предназначение.

1

6

Что такое мягкая мебель? Что такое полированная мебель?

1

7

Правила ухода за мебелью.

1

8

Участие в генеральной уборке помещения.

1

9

Расширение знаний учащихся о многообразии комнатных растений.  

1

10

Понятие  постельное  белье.

1

11

Правила хранения белья до стирки.

1

Календарно – тематическое планирование по предмету «Самообслуживание» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Вытирание ног после прогулки.

1

2

Порядок надевания одежды. Лицевая и изнаночная сторона одежды.

1

3

Обувь.

1

4

Обувь. Уход за обувью.

1

5

Одежда. Уход за одеждой.

1

6

Прием пищи. Правила поведения за столом во время приема пищи.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

   В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ч...

Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.

Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....

Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...