Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
проект
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dom_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Дом, в котором я живу»
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
В ходе обучения в десятом классе обобщаются, систематизируются и закрепляются ранее полученные представления об окружающем природном и социальном мире, математические, конструктивные и другие представления. Они уточняются в ходе социально-бытовой и элементарной трудовой деятельности подростков по самообслуживанию, в процессе обслуживающего труда, работы в учебно-производственных мастерских, а так же в досуговой деятельности.
В десятом классе все уроки проводятся на интегрированной основе. В ходе интегрированных уроков по предметам «Развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «Адаптивная физическая культура», «Ручной труд» реализуется метод «проектов» по различным тематическим блокам. Обучение учащихся на основе метода «проектов» основано на концентрическом принципе.
Актуальность реализации проекта:
Дом – это то, с чем связаны первые впечатления, представления ребенка об окружающем мире, дом – это родные и близкие ребёнка, его защита, его тепло и радость. Дом и всё, что связано с ним, составляет мир маленького человека. Привычность и простота окружения позволяют показать ученику, как много интересного, примечательного и полезного можно узнать, стоит лишь приглядеться к тому, что рядом. Эта тема понятна и доступна детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Она несёт большой эмоциональный заряд, так как с понятием «дом» у детей связано множество разных положительных впечатлений и эмоций.
Цель: Расширить представление детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью знания о доме, как о месте, где живёт семья, закрепить знания о предметах обстановки в доме, о домашних обязанностях членов семьи, о безопасном поведении дома.
Выбор тем для проекта ориентирован на социализацию учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и отражает различные стороны человеческого бытия: явления нравственной жизни подростка и окружающих его сверстников и взрослых
Для подготовки и реализации проекта «Дом, в котором я живу» на интегрированных уроках по предметам, которые учащиеся изучали в первом-девятом классах, создаются стенды с использованием плоскостных и объемных моделей предметов, цифр, пиктограмм, изображений знаков дорожного движения и знаков пожарной безопасности, изготавливаются книжки-самоделки с иллюстрациями и подписями по теме «Дом, в котором я живу», поделки из природного, бросового материала, бумаги и ткани, подготавливается спектакль или ситуационная сюжетно-дидактическая игра, выпускается настенная газета.
В процессе работы над проектом «Дом, в котором я живу» предполагается последовательное использование следующих упражнений: практические упражнения; упражнения с реальными предметами бытового назначения, техническими приборами (счеты, весы, часы, калькулятор), картинками; упражнения с пиктограммами (символами) по дорожной и пожарной грамоте, по ориентировке в бытовых ситуациях в помещении и на улице; письменные упражнения; театрализация ситуаций с математическим содержанием и использование их в бытовой деятельности.
Обучение ведется в учебных ситуациях бытового характера, в ситуациях, моделирующих социальные аспекты жизнедеятельности человека. В ходе трудовых операций, в конструктивной деятельности. Тематическое планирование по предметам «развитие речи и окружающий мир», «Альтернативное чтение», «Графика и письмо», «Математические представления и конструирование», «ручной труд», «Адаптивная физическая культура» осуществляется на основе содержания уроков по этим предметам, представленного в девятом классе. Оно уточняется, закрепляется и расширяется, исходя из особенностей развития каждого учащегося. Таким образом, тематическое планирование уроков по предметам, указанным выше, соотносится с темами проектов и направлениями социализации учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Проектная деятельность на основе интеграции уроков по предметам
Проект «Дом, в котором я живу»
Содержание проекта:
- настольно-печатные и ролевые игры «Мебель», «Украсим комнату», «Посуда», «Ждем гостей», «Дочки-матери» и пр. (уроки по предметам «развитие речи и окружающий мир», «СБО»);
- рассматривание иллюстраций, доступных для восприятия учащихся, с видами интерьеров, компьютерные презентации интерьеров, просмотр фрагментов телевизионных передач и видеоматериалов о создании интерьера (уроки по предмету «Развитие речи и окружающий мир»);
-чтение (в том числе пиктографическое) текстов о доме, тепле и уюте жилища, о предметах интерьера (уроки предмету «Альтернативное чтение»);
-рисование на тему «Дом, в котором я живу» с подписью: название улицы, номер дома и номер квартиры (при необходимости с помощью учителя) (уроки по предметам «Математические представления и конструирование», «Графика и письмо»);
- рисование (обводка), раскрашивание, аппликация на темы «Украсим дом», «Накрой стол для гостей», изготовление макетов комнаты: мебель для комнаты, спальни, кухни и пр. (уроки по предмету «Графика и письмо»);
-конкурс на лучшее изделие: вязание крючком кухонных прихваток, изготовление салфеток, выставка работ учащихся (уроки по предмету «Ручной труд»);
-украшение дома к Новогоднему празднику: изготовление новогодних гирлянд, подарков, новогодних открыток с соответствующими поздравительными надписями и т.п. (уроки по предметам «Ручной труд», «Графика и письмо»);
-составление памяток о правилах пользования бытовыми предметами, о последовательности уборки жилища (уроки по предметам «Здоровье и ОБЖ», «СБО»);
-упражнения «Я звоню по домашнему телефону»: составление памяток с телефонами специальных служб и упражнения в наборе номеров по городскому и по мобильному телефону (два-три знакомых номера) (уроки по предметам «Математические представления и конструирование», «Здоровье и ОБЖ») и др.
Итоговое мероприятие: игра по станциям «Мой дом».
Календарно – тематическое планирование по предмету «Развитие речи и окружающий мир» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Упражнения на формирование осанки. Игра «Мой дом» | 1 | |
2 | Упражнения на движения мимической мускулатуры по подражанию | 1 | |
3 | Упражнения на развитие слухового восприятия. Игра «Мой дом» | 1 | |
4 | Рассматривание фотографий о домашнем быте | 1 | |
5 | Настольно-печатные и ролевые игры «Мебель» | 1 | |
6 | Настольно-печатные и ролевые игры «Посуда» | 1 | |
7 | Упражнения с сюжетной картиной «Ждем гостей» | 1 | |
8 | Упражнения с сюжетной картиной «Дочки-матери» | 1 | |
9 | Чтение стихов и сказок про дом | 1 | |
10 | Рассматривание картин, фотографий об интерьере дома | 1 | |
11 | Компьютерные презентации интерьеров | 2 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Альтернативное чтение» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | «Чтение» пиктографических стендов по теме: Посуда | 1 | |
2 | Составление рассказа «Ждем гостей» с опорой на пиктограммы | 1 | |
3 | «Чтение» пиктографических стендов Домашний быт | 1 | |
4 | «Чтение» пиктографических стендов Тепло и уют жилища | 1 | |
5 | Заучивание стихотворений по пиктограммам на тему «Дом» | 1 | |
6 | Рассматривание сюжетно-бытовых картин на тему: «Интерьер». | 1 | |
7 | Театрализованная игра «Семья отдыхает дома» | 1 | |
8 | Слушание аудиокниг. Теремок | 1 | |
9 | Слушание аудиокниг про дом. | 1 | |
10 | Совместный с учащимися выпуск памяток «Я звоню по телефону» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Графика и письмо» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Пальчиковая гимнастика | 1 | |
2 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров | 1 | |
3 | Аппликация «Украсим дом» | 1 | |
4 | Рисование по точкам – ориентирам: «Дом» | 1 | |
5 | Упражнение с внутренними трафаретами: «Комната» (обводка) | 1 | |
6 | Аппликация «Посуда» | 1 | |
7 | Рисование по точкам – ориентирам: «Домашний быт» | 1 | |
8 | Аппликация «Мебель для комнаты». | 1 | |
9 | «Письмо» букв: А, О, У, И по внутреннему трафарету | 1 | |
10 | «Письмо» букв: М, П, Б, Д по внутреннему трафарету | 1 | |
11 | Аппликация «Спальня» | 1 | |
12 | Запись названия улицы | 1 | |
13 | Поздравительные надписи | 3 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Социально-бытовая ориентировка» на 2019-2020 уч.год ( 18 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Виды мебели. Д/И «Узнай и покажи» | 1 | |
2 | Покрытия мебели | 1 | |
3 | Интерьер помещения. | 1 | |
4 | Интерьер помещения. Д/И «Расставь мебель» | 1 | |
5 | Гигиенические требования к жилому помещению. Д/И «Чистота – залог здоровья» | 1 | |
6 | Уход за помещением. Инвентарь и приспособления для уборки. | 1 | |
7 | Правила вытирания пыли. | 1 | |
8 | Уход за мебелью. Средства и приспособления. Д/И «Магазин музыкальных инструментов» | 1 | |
9 | Уход за мебелью. | 1 | |
10 | Посещение магазина с музыкальными инструментами | 1 | |
11 | Основные средства связи (почта, телеграф, телефон) | 1 | |
12 | Виды почтовых отправлений (письмо, телеграмма, посылка) | 1 | |
13 | Виды писем. Создание и отправка письма. | 2 | |
14 | Телеграф (телеграмма, телефонные переговоры). | 1 | |
15 | Посылки и бандероли. Правила упаковки и отправление. Д/И «Почта» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Изобразительная деятельность» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Аппликация «Комнаты в квартире» | 1 | |
2 | Рисование линий. «Мебель | 1 | |
3 | Рисование округлых линий и изображений предметов округлой формы. | 1 | |
4 | Нетрадиционные техники изображения «Дом» | 1 | |
5 | Раскрашивание контурных изображений красками на тему: «Кухонные принадлежности» | 1 | |
6 | Раскрашивание на тему: «Ванные принадлежности» | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Ручной труд» на 2019-2020 уч.год ( 60 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Самомассаж рук, с помощью различных массажеров | 2 | |
2 | Пальчиковая гимнастика | 2 | |
3 | Игры с разрезными картинками, пазлами. | 2 | |
4 | Лепка из пластилина «Диван» | 2 | |
5 | Лепка из пластилина «Стол и стул» | 2 | |
6 | Лепка из пластилина «Кровать» | 2 | |
7 | Лепка из пластилина «Посуда» | 2 | |
8 | Аппликация «Посуда» | 2 | |
9 | Аппликация из природного материала «Дом» | 1 | |
10 | Упражнения с разрезными картинками «Дом» | 1 | |
11 | Конструирование из палочек по рисунку-образцу «Квартира» | 1 | |
12 | Изготовление из семян «Ковер в квартире» | 2 | |
13 | Изготовление из природного материала «Мебель» | 3 | |
14 | Аппликация из крупы «Мебель» | 2 | |
15 | Аппликация из крупы «Посуда» | 2 | |
16 | Металлический конструктор «Стол и стул» | 1 | |
17 | Работа с вкладышами из геометрических фигур: «Танграм» | 4 | |
18 | Оформление выставки Мебель | 4 | |
19 | Связывание ниток в пучок. Аппликация из ниток «Ковер» | 2 | |
20 | Плетение косички из толстых шнуров | 2 | |
21 | Завязывание узелков на концах | 2 | |
22 | Изготовление помпонов | 4 | |
23 | Игрушка «Кот» из помпонов | 4 | |
24 | Изготовление рамок для фотографий из крупы | 4 | |
25 | Вышивание салфетки для кухни | 3 | |
26 | Вышивание полотенца для ванной | 2 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Хозяйственно-бытовой труд» на 2019-2020 уч.год ( 12 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Виды жилища: дом, квартира. Правила поведения в квартире. | 1 | |
2 | Электрический бытовой пылесос: общие сведения об устройстве, порядке работы. | 2 | |
3 | Виды уборки: (ежедневная, периодическая, генеральная) | 1 | |
4 | Правила чистки ковров. Правила мытья пола. | 1 | |
5 | Мебель и её виды, предназначение. | 1 | |
6 | Что такое мягкая мебель? Что такое полированная мебель? | 1 | |
7 | Правила ухода за мебелью. | 1 | |
8 | Участие в генеральной уборке помещения. | 1 | |
9 | Расширение знаний учащихся о многообразии комнатных растений. | 1 | |
10 | Понятие постельное белье. | 1 | |
11 | Правила хранения белья до стирки. | 1 |
Календарно – тематическое планирование по предмету «Самообслуживание» на 2019-2020 уч.год ( 6 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вытирание ног после прогулки. | 1 | |
2 | Порядок надевания одежды. Лицевая и изнаночная сторона одежды. | 1 | |
3 | Обувь. | 1 | |
4 | Обувь. Уход за обувью. | 1 | |
5 | Одежда. Уход за одеждой. | 1 | |
6 | Прием пищи. Правила поведения за столом во время приема пищи. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ч...
Развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры.
Данный материал рассмотрены проблемы развитие творческих способностей учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроке «Музыка и движение» через музыкально-дидактические игры....
Проект "Семья" (по программе образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Баряевой Л.Б.)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...
Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...
Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...
Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения
Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...