Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения по теме: «Весна. Первоцветы».
методическая разработка
Интегрированный урок по развитию слухового восприятия и формирования произношения и музыкальной ритмике для слабослышащих и глухих детей с применением интерактивных методов обучения
по теме: «Весна. Первоцветы».
Подготовили и провели:
Учитель РСВ и ФП Вавилова А.Н.
Учитель музыкально-ритмических занятий Новикова Р.Ю.
Интерактивный(«Intеr» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Цели урока: Совершенствование навыков устной (словесной) речи у детей с нарушенной слуховой функцией; развитие слухового восприятия музыки.
Задачи:
Образовательные:
– совершенствовать умение детей воспринимать речевой материал на слух и слухо-зрительно, выполнять задания адекватно воспринятому материалу; закреплять умение детей создавать музыкально-пластические образы произведения.
Коррекционно-развивающие:
– коррекция и развитие устной речи через публичные выступления;
– развитие слухового восприятия музыки, пластичных ритмичных выразительных движений.
Воспитательные:
– объединение разновозрастных учащихся, с разными слуховыми возможностями в единый коллектив, формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.
Методы и приёмы:
o работа в группах
o беседа
o диалог
o творческие задания
o предъявление материала на слух и слухо-зрительной основе
o сопряжённое и отражённое проговаривание речевого материала с движениями фонетической ритмики
o слушание музыки детьми (слухо-зрит.тактильное восприятие, слуховое восприятие)
o моделирование элементов музыки движениями
o соотнесение элементов музыки с каким-либо персонажем
o театрализация музыкального произведения
Предварительная работа: экскурсии, поиск детьми картинок по теме «Весна» (признаки весны, цветы), знакомство с произведением Э.Грига «Утро».
Дидактические средства:пианино, экран, иллюстрации к музыкальному произведению Э.Грига «Утро», таблички, атрибуты и элементы костюмов к созданию музыкально-пластических образов (солнца, цветов деревья, птицы, бабочки, медведь ), маски-шапочки цветов (нарциссы, мать-и-мачеха), разрезные картинки.
Ход урока:
I.Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычный урок, урок –соревнование, между ребятами из 1кл. глухих и 1 кл. слабослышащих. На уроке вы будете выполнять задания. За каждое задание вам будет ставить баллы наше жюри. А победителей в конце ждёт приз.
-Ребята, скажите, а какое сейчас время года? (весна). Именно этой теме и будет посвящён наш урок.
(слайд№1)
II. Задания по слайдам.
слайд№2.
- Назовите весенние месяцы.
слайд№3
- Назовите признаки каждого месяца (при назывании каждого признака появляются картинки).
слайд№4
- Прочитайте стихотворение выразительно.
Стихотворение предъявляется учителем слухо-зрительно, расставляются логические ударения во фразах, затем ребята вместе с учителем проговаривают стихотворение с движениями фонетической ритмики. Затем по 2 представителя из каждого класса прочитывают стихотворение.
Стало солнце пригревать,
И набухли почки .
Скоро выйдут из земли
Первые цветочки.
слайд№5
- Ребята, а о чём говорилось в этом стихотворении. Как называются первые весенние цветочки? (первоцветы). Назовите, какие первоцветы вы знаете. (С называнием цветов, появляются ответы-картинки).
слайд№6
- Найдите зашифрованные названия цветов.
слайд№7
- Ребята, послушайте, музыкальное произведение.
Как оно называется? («Утро»)
Кто написал музыку? (Музыку написал композитор Э.Григ).
Какая музыка по характеру? (Сначала тихая, плавная, потом громче, ещё громче, громкая).
- Сейчас мы с вами нарисуем это произведение с помощью движений. Скажите, как просыпается природа утром. Сначала встаёт солнце. И так солнце будет изображать… (за экраном называется имя ребёнка),
Солнце греет деревья ( называются имена детей, изображающих деревья) и они просыпаются, просыпаются на деревьях птички, солнце согревает травы, просыпаются бабочки, далее просыпаются звери: медведь, заяц и т.д.
Таким образом. каждый из детей изображает свой музыкальный образ в соответствии с характером музыки.
- Ребята, а это произведение похоже на весну? Почему? (потому, что природа весной просыпается постепенно как и утром. Солнце греет всё больше, просыпаются деревья, и т.)
слайд№8
Задание: вставьте пропущенную букву.
слайд№9
Задание: поставь ударение и отхлопай ритм.
Учитель предъявляет слова на слух ( за экраном) и слухо-зрительно.
слайд№10
Задание: соберите картинку. Каждому классу даётся одна разрезная картинка.
слайд№11,12
Задание: назовите, каких цветов не стало.
слайд№13
Задание: приклейте ребятам в правую руку два тюльпана,
а в левую руку три нарцисса.
слайд№14
Задание: дорисуйте картинку:
Перед домом растут одуванчики, под ёлкой ландыши,
между берёзой и домом – тюльпаны.
слайд№14
Задание: первую строчку скажи медленно, вторую строчку скажи быстрее.
слайд№14
Игра «Цветы танцуют».
- Ребята, представьте, что все цветы собрались вместе и стали танцевать. Скажите, а все первые цветы одинаковые? Нет, и у каждого свои характер. Поэтому каждый цветок будет танцевать под свою музыку.
Итак, нарцисс - важный цветок, гордый. Он будет танцевать под эту музыку (дети слушают, фрагмент р.н.п. «Калинка» (1 часть).
Какая музыка по характеру (медленная, важная), как будем танцевать? Мать-и-мачеха, такой ранний цветок, что с первыми лучами весеннего солнца появляется то тут, то там. То растёт по одному, то в хороводах. Вот его музыка. Какая музыка это музыка по характеру. Нарциссами будут мальчики, девочки-мать-и мачехой (представление детей говорится за экраном). Дети надевают маски-шапочки цветов и танцуют под музыку.
III.Подведение итогов.
слайд»15
Итак, ребята наш урок подходит к концу.
Вспомните, о чём мы сегодня говорили на уроке.
А как называются первые весенние цветы?
Давайте, вспомним ещё раз название этих цветов.
В подарок дети получают раскраску «Весенние цветы».
Анализ проведённого урока
При проведении занятия мы использовали интерактивные упражнения и задания, рассчитанные на интерактивные подходы, среди которых можно выделить следующие:
1.Творческие задания;
2. Работа в малых группах (на подготовительном этапе работы.
3. Обучающие игры (имитации, образовательные игры);
4. Использование общественных ресурсов ( подготовительная экскурсия);
5. Социальные проекты, аудиторные методы обучения (соревнования, выставки, песни и прослушивание музыки );
6. Разминки с проговариванием речевого материала по заданной теме;
7. Изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными видео- и аудио материалами, «ученик в роли учителя»);
8. Разрешение проблем ( «Анализ казусов»)
Под творческими заданиями мы понимаем такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.
Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание (особеннопрактическое) придает смысл обучению, мотивирует учащихся.
При работе над презентацией мы предложили детям следующее творческое задание: подобрать материал из раздела по природоведению (под руководством учителя и самостоятельно подобрать картинки, распределить их по тематике. Дети с энтузиазмом восприняли полученное задание. Но в процессе работы мы выявили, что у детей с нарушениями слуха наблюдается:
· Низкий показательный уровень;
· Низкая активность в поисковой работе
· Недостаточно развиты мыслительные способности;
· Не могут четко сформулировать и оформить речевое высказывание
· Не осознают необходимость овладения теми или иными знаниями
· Не понимают значения многих слов
Мы видели, что учащиеся нуждаются в постоянной поддержке педагогов, но каждый из ребят почувствовал способность к самостоятельному решению проблемы и её творческой реализации.
Так же при работе над презентацией «Весна. Первоцветы», мы использовали работу в малых группах.
Работа в малых группах- это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе.
При организации работы в малых группахмы руководствовались следующими правилами:
· Сообщали задание всей аудитории до разделения на группы;
· Обсуждали с учениками, понятно ли им задание;
· Вырабатывали (или напоминали) правила работы в группах;
· Сообщали, какое время мы даём для выполнения каждого этапа задания (хронометраж).
· Разделили учеников на малые группы, раздали необходимые материалы, информацию и попросили приступить к выполнению задания.
· Помогали учащимся соблюдать правила работы группы.
· После завершения работы организовали выступление представителей групп о результатах работы.
При подготовке работы в «малых группах» мы:
· Убедились, что учащиеся обладают знаниями и умениями, необходимыми для выполнения работы.
· Постарались сделать свои инструкции максимально четкими.
· Предоставили достаточно времени на выполнение задания.
· Объяснили, что работа малыми группами должна стать в классах правилом.
· Постоянно приходили на помощь.
· Помогали учащимся осознать, какие умения необходимы для работы в небольшой группе, не дожидаясь того, что они сумеют хорошо работать в группе без нашей помощи.
В процессе работы выяснилось, что нужно работать над такими проблемами, как
· Уважение к правам и мнениям других людей;
· Готовность к компромиссу и сотрудничеству;
· Готовность слушать;
· Умение разрешать конфликты;
· Нарабатывать коммуникативные навыки.
В ходе работы над уроком выяснилось, что интерактивные методы обучения показывают новые возможности, связанные с развитием творчества учащихся, самостоятельным поиском информации, приобретением коммуникативных навыков делового общения. Между учащимися с нарушениями слуха в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения; и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_vesennie_tsvety.pptx | 1.42 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие весенние месяцы вы знаете? Март Апрель Май
Признаки весны
Март Апрель Май
Стало солнце пригревать, И набухли почки . Скоро выйдут из земли Первые цветочки.
Первые весенние цветы ОДУВАНЧИК МАТЬ-И-МАЧЕХА ПОДСНЕЖНИК ТЮЛЬПАН НАРЦИСС ЛАНДЫШ
Найди названия цветов аломтрунарциссклассвозьми утмячтридуквиподснежникр усимраждивстултюльпандом доропутьстулоландышпорст дорогумхаодуванчиккараена осупаландышодупрималотов
Слушаем музыку «Утро»
Вставь пропущенную букву в словах . дуванч . к жёлты . н . рциссы на протал . нке т . льп . н белы . нарц . ссы подсн . жник
Поставь ударение и отхлопай ритм Одуванчики жёлтые тюльпаны ландыши белые нарциссы
Собери картинку
Посмотри внимательно
Чего не c тало?
Приклей ребятам в правую руку два тюльпана, а в левую руку три нарцисса
Дорисуй картинку: перед домом растут одуванчики, под ёлкой ландыши, между берёзой и домом – тюльпаны.
Первую строчку скажи медленно, вторую строчку скажи быстрее Тюльпаны растут у Татьяны, Одуванчики – в саду у мальчика. В лесу на проталинке Вырос подснежник маленький.
Игра: «цветы танцуют»
Как называются первые весенние цветы?
Подарок - раскраска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость
Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 6(II) классе слабослышащих.
Тема: работа над отрывком из рассказа Антуана Экзюпери «Маленький Принц»Цели: Восприятие речевого материала, формирование выразительной устной речи...
Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 1 классе глухих.
Тема: Восприятие темы «Класс».Цели: Восприятие речевого материала, знакомого по звучанию в ситуации наглядного выбора, выполнение заданий адекватно воспринятому материалу. Восприятие пауз в речи...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...
Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 4 классе школы слабослышащих по теме :Дифференциация звуков [с -з].
Подробный конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению глухих детей после кохлеарной имплантиции....