Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области общеобразовательная школа-интернат основного общего образования №10 г. Азова
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению методическим объединением блока учителей-сурдопедагогов ГКОУ РО Азовской школы-интерната № 10 протокол № 1 от « 27 » августа 2015 г Руководитель _________ | СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета ГКОУ РО Азовской школы-интерната № 10 протокол № 1 от « 28 » августа 2015 г. Руководитель ___________ | |
ПРИНЯТА педагогическим советом ГКОУ РО Азовской школы-интерната № 10 протокол № 1 от « 31 » августа 2015 г. | УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГКОУ РО Азовской школы-интерната № 10 № 230 от « 31 » августа 2015 г. ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»
для 7 - б класса
(для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья)
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель: Васильева Наталья Васильевна,
учитель индивидуальной и групповой слуховой работы.
г. Азов 2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Развитию слухового восприятия и формированию произношения для 7 «Б» класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 6 марта 1986 г. N 4076-86 «Санитарные правила, устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии».
- Приказа Минобразования РФ от 10 апреля 2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
- Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приложения к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 № 610 «Примерное региональное положение о рабочей программе курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
- Приложения №1 к письму минобразования Ростовской области от 08.08.2014 г. №24/4.1.1-4851/м «Примерная структура рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
- Положения о рабочей программе ГКОУ РО общеобразовательной школы-интерната основного общего образования №10 г. Азова.
- Устава ГКОУ РО общеобразовательной школы-интерната основного общего образования №10 г. Азова.
- Учебного плана ГКОУ РО Азовской школы-интерната №10 на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 7«Б» класса разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида Федерального государственного образовательного стандарта, с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников, на основании программы «Развитие слухового восприятия. Обучение произношению. II отделение». Сборник «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II видов», Москва, «Просвещение», 2005 г. Авторы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, М.И. Никитина и др., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основной целью работы по развитию слухового восприятия слабослышащих школьников является формирование навыков восприятия речи на слух, создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой, слухозрительной основы для восприятия устной речи.
Основной целью обучения произношению является формирование фонетически внятной членораздельной, выразительной устной речи обучающихся, соблюдение ими в речи словесного и логического ударения, правильной интонации, темпа и слитности, основных правил орфоэпии.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- обучение слабослышащих учеников нормам речевого общения, принятым среди слышащих;
- обучение полноценному использованию речевого общения как средства познания, речевого развития;
- обучение общению словесной речью, формирование навыков ведения диалога;
- развитие общительности, преодоления страха общения со слышащими людьми;
- формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.
Направленность программы:
Программа, учитывая речевое недоразвитие и сниженный слух обучающихся, отличается коррекционной направленностью и обеспечивает формирование речевых навыков, развитие слухового восприятия, развитие и совершенствование всех анализаторов, коррекцию психических функций. Также она сочетает в себе познавательно-развивающую направленность и овладение практическими умениями и навыками.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфические особенности данного курса обусловлены тем, что развитие слухового восприятия и формирование произношения осуществляется на основе дифференцированного подхода к обучению слабослышащих учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи на каждой ступени обучения в школе.
Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у слабослышащих детей тесно связано между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухо-зрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе формирования произношения обучающихся. Развитие слухового восприятия речи происходит при реализации слуховых резервов обучающихся. О развитии речевого слуха можно судить по повышению уровня разборчивости речи и увеличению оптимального для восприятия речи на слух расстояния.
Обучение произношению строится на основе данных о состоянии произносительных навыков полученных при обследовании.
Работа ведется на индивидуальных занятиях.
Индивидуальное занятие состоит из двух частей: первая часть – формирование произношения, вторая часть – развитие слухового восприятия. Первая часть проводится, как правило, с опорой на слухо-зрительное восприятие со ИСА, вторая часть – проводится на слух с ИСА. Сочетание работы по РСВ и произношению на индивидуальных занятиях диктуется практической целесообразностью. Взаимосвязь двух анализаторов (слухового и речедвигательного) содействует более быстрому усвоению получаемых умений, актуализации этих умений и постепенному переходу умений в навыки.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования аналитико-синтетического метода. Обучение восприятию на слух проводится на материале слов, словосочетаний, фраз обиходно-разговорного характера, связанных с изучением учебных предметов, текстов. Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности.
На индивидуальных занятиях в 7 «Б» классе основным способом восприятия речевого материала является слуховой. Слухо-зрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Специальная работа по развитию слуха предусматривает обучение детей различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.
С помощью педагогических методик уточняется состояние нарушенной слуховой функции, выявляется резерв тонального и речевого слуха, подбирается оптимальный режим звукоусиления с помощью стационарных устройств и уточняется режим работы индивидуального слухового аппарата. На индивидуальных занятиях в слуховом кабинете основной речевой материал воспринимается детьми слухо-зрительно или слухо-зрительно-дактильно. Знакомство с речевым материалом осуществляется на индивидуальных занятиях, воспринимается только на слух, исключая зрение.
На индивидуальных занятиях происходит обучение учащихся различению и опознаванию речевого материала на слух: слов, словосочетаний, фраз, текстов. Основные способы восприятия – слухо-зрительный и слуховой. Дактильная форма речи используется как вспомогательное средство при незнании учащимися состава слова. Широко используются таблички с печатным текстом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Развитие слухового восприятия и формирование произношения»:
- особое внимание уделяется работе над формированием устной речи с использованием коммуникативной системы обучения;
- формируются основные речевые компетенции (восприятие и воспроизведение речи, практика общения) посредством использования речевого материала, развиваются способности формулировать свои высказывания;
- предъявляются требования к качеству собственной речи и контролю речи окружающих:
соблюдение правил орфоэпии и словесного ударения, ритмико-интонационной стороны речи; правил лексико-грамматического оформления речевого высказывания;
- развивается представление о правилах речевого этикета;
- прививаюся навыки общения.
В 7 «Б» классе обучается 5 человек(список учащихся с диагнозами).
Особенности оценивания результатов.
В ходе обучения контроль учебных достижений осуществляется согласно плановым проверкам слуха и речи, который включает диагностическое обследование в начале, в середине и в конце учебного года, контрольные слуховые срезы, проверки слухового восприятия контрольного речевого материала (учебного, связанного с учебной деятельностью и внеклассного), проверка внятности произношения в конце учебного года.
Материал программы считается усвоенным, если обучающиеся в большинстве случаев правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП |
Формирование и развитие речевого слуха; определение и использование слухового резерва, создание межанализаторных условно-рефлекторных связей восприятия устной речи; формирование фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи, доступной пониманию окружающих. Овладение средствами речевого общения, как одного из важнейших факторов социальной адаптации. |
ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Коррекционные:
|
МЕСТО РСВ и ФП В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ |
Предмет «Развитие слухового восприятия формирование произношения» является составной частью предметной области «Коррекционный блок» и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения». В соответствии с расписанием и учебным планом-графиком ГЛОУ РО Азовской школы-интерната №10 на 2015-2016 уч. г., утвержденным приказом №___ от ___, на изучение РСВ и ФП в седьмом классе отводится 2 часа на одного человека в неделю. Рабочая программа составлена из расчета 35 учебных недели с учетом праздничных дней. |
СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ | В неделю: 2 ч. на одного обучающегося В год: 10 ч. х 35 = 350 часов Итого: 350 часов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | Список литературы:
Технические средства обучения:
Логопедический инструментарий, экраны, дидактические материалы, демонстрационные пособия, игры, игрушки, музыкальные инструменты, ЭОР |
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА РСВ и ФП
Развитие слухового восприятия.
В 7 «Б» классе продолжается работа по обучению слабослышащих школьников восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без неё.
Учащимся даётся речевой материал для слуховой тренировки с учётом их индивидуальных особенностей, речевого развития и состояния слуха. Речевой материал в старших классах отвечает задачам формирования устной речи, служит средством развития речевого слуха и содержит тексты, слова, словосочетания, фразы обиходно-разговорного характера, относящиеся к организации учебной деятельности, а также связанные с изучением общеобразовательных дисциплин, но всё более усложняющейся конструкции и смысловой нагрузки.
Тексты, как и другой речевой материал, предъявляются учащимся сразу на слух (целиком и по фразам). Тексты воспринимаются учащимися целиком с помощью аппаратов и без них. И только после этого дети могут на слух воспринимать задания по содержанию текстов. Вся работа над новым текстом проводится на 2-3 занятиях.
Кроме того, проводится обучение восприятию речи по телефону и с магнитофона, с диска, а также по радио и телевидению.
Условия, в которых учащиеся старших классов воспринимают речевой материал на слух, должны с каждым годом приближаться к естественным. Поэтому занятия проводятся не только в помещении изолированном от постоянных шумов, но и в обычных условиях. Восприятие речевого материала на слух должно проходить вне ситуативности.
Обучение восприятию речи разговорной громкости без аппаратов отводится не более одной трети времени, выделяемого на занятии на слуховую тренировку. Учащимся, которым доступно восприятие шепотной речи, на занятии отводится две-три минуты для восприятия речевого материала, произносимого шёпотом.
Обучение произношению.
Обучение произношению в 7 «Б» классе предполагает дальнейшее совершенствование произносительных навыков устной речи на специальных занятиях по коррекции произношения, на общеобразовательных уроках, на внеклассных занятиях воспитателей. В ходе учебно-воспитательного процесса произношение корригируется на основе слухо-зрительного восприятия образца речи педагога и подражания ему. Речь учителя имеет особо важное значение для обучающихся, она служит образцом для подражания. Поэтому речь учителя должна быть эмоционально окрашенной, выразительной, с соблюдением всех норм орфоэпии, с правильным членением фраз на смысловые синтагмы.
Особое внимание в старших классах обращают на дифференциацию часто смешиваемых в произношении слабослышащих учащихся носовых и ротовых звуков(м-п, м-б, м,-п,, м,-б,), свистящих и шипящих (с-ш, з-ж, с-ш, ч-ц), звонких и глухих (б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф), слитных и щелевых (ц-с, ч-щ), слитных и смычных (ц-т, ч-т). Наряду с этим проводится работа по закреплению навыков правильного воспроизведения ритмико-интонационной стороны устной речи.
При работе над произношением с учащимися старших классов в связи с тем, что навыки правильного воспроизведения звуковой структуры слова, фразы становятся достаточно прочными, наибольшее значение приобретает работа над выразительностью речи (правильное членение фразы на смысловые синтагмы, интонационная окраска при помощи модуляции голоса и т.
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Педагогическое обследование состояния слуха и произношения обучающихся. | 40 |
2 | Восприятие на слух речевого материала обиходно-разговорного характера и связанного с организацией учебной деятельности. | 52 |
3 | Восприятие на слух речевого материала, связанного с изучением учебных дисциплин. | 52 |
4 | Восприятие на слух текстов. | 52 |
5 | Формирование произношения. | 154 |
Итого | 350 |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема | Основное содержание | Основные виды деятельности ученика |
I | Педагогическое обследование состояния слуха и речи | ||
1 | Определение состояния слуха | Определение слуховых возможностей на основе реакции на неречевые звуки и с помощью речи (с использованием звукоусиливающей аппаратуры и без неё) | Условно двигательная реакция на звуки, голос разговорной громкости. Различение и опознавание речевого материала с предварительной слуховой тренировкой (с использованием картинок). |
2 | Определение состояния устной речи | Обследование звукопроизношения. Проверка уровня речевого развития. Определение внятности произношения. | Называние картинок, счёт предметов, произнесение слогов, слов (сопряжено и отражённо), ответы на вопросы, чтение. |
II | Развитие слухового восприятия | ||
1 | Материал обиходно-разговорного характера | Темы: «Летние каникулы», «Мой друг», «День учителя», «Хлеб – наша жизнь и наше богатство», «Хлебобулочные и мучные изделия», «Осенние изменения в природе», «Выходной день», «Здоровый образ жизни», «Мёд», «Моя любимая книга», «Смелый поступок», «Домашние задания», «Зимние явления природы», «С наступающим Новым годом!», «Школьный этикет», «Блокада Ленинграда», «Освобождение города Азова», «Олимпийские игры», «Любимая телепередача», «Моя Россия», «Масленица», «Поздравление с женским праздником», «Народные промыслы России», «В музее», «Школа», «Космос», «Олимпийские игры», «Великая Отечественная война», «Новости в стране и мире», «Домашний любимец», «Вредные привычки». | Восприятие, различение и распознавание вопросов, поручений, просьб с помощью стационарной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне неё. |
2 | Материал, связанный с изучением учебных дисциплин | Темы: «Былины как жанр фольклора», «Непроизносимые и удвоенные согласные в корнях слов», «Сложение и вычитание натуральных чисел», «Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов», «Самостоятельные и служебные части речи», «Задачи на движение в противоположных направлениях», «Поэма «Руслан и Людмила», «Как обозначают и сравнивают углы. Измерение углов», «Свойства воздуха», «А.С. Серафимович «Маленький шахтер», «Разложение натурального числа на простые множители», «Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания», «Главные члены предложения», «Полезные ископаемые. Металлы», «Сюжет и герои сказки А. П. Платонова «Волшебное кольцо», «Натуральные числа и дроби», «Одушевленные и неодушевленные существительные», «Глагол. Вид глагола», «Сложение дробей», «Стихи поэтов начала 20 века», «Цена улыбки», «Эрмитаж», «Что обозначает имя существительное?», «Геометрические тела и их изображения», «Отрывок из рассказа «Васюткино озеро», «Домашние животные» «Повторение. Имя существительное», «А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»». | Восприятие, различение и распознавание слов, фраз с помощью стационарной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне неё. |
3 | Тексты | «Сентябрь», «Калина», «Цветок солнца», «Мальчик и птичка», «Наше здоровье», «Медовая радость», «Книга – твой друг», «Настоящие герои», «В зимнем лесу», «Новогодний праздник», «Школа –общественное место», «Город Азов», «Дорога жизни», «Олимпийские игры», «Хитрая белка», «Девочка на шаре», «Женский праздник», «Красавица лягушка», «Освоение космоса», «Половодье», «Медведь-рыбак», «Мы помним». | Восприятие на слух с помощью стационарной аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов и без ЗУА в условиях ситуации и вне неё знакомых и незнакомых по содержанию текстов, вопросов к текстам. |
III | Формирование произношения | ||
1 | Работа над речевым дыханием. | Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.
| |
2 | Работа над голосом. | Соблюдение логического ударения в диалоге. | |
3 | Работа над звукопроизношением. | Правильно произносить звуки и их сочетания в самостоятельной речи Соблюдение в речи правильного произношения в соответствии с нормами орфоэпии изученных в начальных классах. | |
4 | Работа над речью (слово, фраза, ударение, интонация) | Произнесение слов слитно, нормальным голосом, с соблюдением ударения. Произнесение фраз в темпе, близком к естественному. Соблюдение интонаций. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- развитие положительного отношения ребенка с недостатками слуха к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- формирование у неслышащего ребенка положительного самоощущения - уверенности в своих возможностях;
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешение конфликтных ситуаций, умение договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- овладение знаниями об основных анализаторах, принимающих участие в процессе восприятия и воспроизведения устной речи;
- овладение основными приемами самоконтроля (с опорой на различные анализаторы);
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение пользоваться надстрочными орфоэпическими знаками при чтении текста;
- овладение монологической и диалогической речью, понятной для окружающих.
Предметные результаты по развитию слухового восприятия:
Ученик научится:
-воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами и без них речевой материал (слова, словосочетания, фразы) обиходно-разговорного характера, связанный с учебной деятельностью учащихся и с изучением общеобразовательных предметов, а также тексты с голоса учителя в условиях относительной изоляции от шума на расстоянии не менее: 6,5м без индивидуальных слуховых аппаратов и 10-12м (I степень тугоухости); 3,5-3,8м без аппаратов и 8-10м (II степень тугоухости); 0,3-0,5м без аппаратов и 6-6,5м (III степень тугоухости); воспринимать на слух речевой материал ,произнесённый учителем, а также учащимися класса на одинаковом расстоянии; воспринимать речевой материал(слова, словосочетания, фразы и тексты) с грампластинок или магнитофонной плёнки.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать на слух с индивидуальным слуховым аппаратом весь программный речевой материал на расстоянии не менее 10-12,5 м ( I степень тугоухости), 8-10.5 м (II степень тугоухости), 6,5-7 м (III степень тугоухости);
- воспринимать на слух без аппарата весь программный речевой материал на расстоянии не менее 7м (I степень тугоухости), 3.8-4м (II степень тугоухости), 0,6 м (III степень тугоухости);
- воспринимать слухо-зрительно речевой материал популярных детских телевизионных передач, а так же так же некоторых передач учебной программы Центрального телевидения;
- воспринимать на слух по телефону речь монологического характера.
Предметные результаты по формированию произношения:
Ученик научится:
1.Речевое дыхание.
Правильное выделение синтагм при помощи дыхательных пауз в самостоятельной речи.
2.Голос.
Соблюдение логического ударения в диалоге.
3.Звуки и их сочетания.
Правильно произносить звуки и их сочетания в самостоятельной речи
4.Слово.
Соблюдение в речи правильного произношения в соответствии с нормами орфоэпии , изученных в начальных классах.
5.Фраза.
Закрепление навыков умеренно беглого темпа речи. Выразительное чтение наизусть стихотворения, отрывка из художественной прозы.
Выражение при чтении с помощью интонации своего отношения к прочитанному (стихотворению, отрывку из художественной прозы).
Ученик получит возможность научиться:
-овладеть самостоятельной грамматически правильной фразовой речью и умению общаться в социуме.
Развитие жизненной компетенции:
- формирование и развитие коммуникативной компетенции;
- активизация речевого общения;
- формирование произносительной стороны речи;
- формирование потребности в речи;
- использование и развитие остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи;
- формирование слухо-зрительного восприятие речи окружающих людей.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ
Контроль и учет состояния слуха и произношения обучающихся – необходимое условие для продуктивной работы. Учет позволяет следить за динамикой развития навыков устной коммуникации: слухового восприятия и воспроизведения речи. Все данные обследований и проверок фиксируются в картах учета на каждого ученика.
В процессе проверки произношения проводится входной, периодический и текущий контроль. Входной контроль осуществляется при поступлении ученика в школу, в начале учебного года и позволяет определить индивидуальный маршрут каждого ребенка: проводятся обязательные проверки особенностей строения и подвижности артикуляторного аппарата, исследование состояния дыхания, двигательной сферы, обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи, определяется уровень речевого развития. Все данные обследования и проверок вносятся в карту ученика. Текущий контроль – проверка знаний, умений и навыков на каждом индивидуальном занятии. Периодический учет – проверка за определенный промежуток времени (полугодие, год): обследование звукопроизношения, произносительной стороны речи. Данные проверки произношения каждого ученика записываются в общую таблицу (профиль произношения) и фиксируются в личных картах учащихся. В конце каждого учебного года проводится аудиторская проверка внятности произношения учащихся.
Для диагностики результатов обучения по развитию речевого слуха проводится входной и итоговый виды контроля. Входной контроль осуществляется в начале учебного года: проводится обследование слуха с помощью речи - определяется рабочее и резервное расстояния и определение уровня восприятия речи. Для этого используются сбалансированные списки слов. Контрольные срезы включают в себя отработанные фразы обиходно-разговорного характера, из учебных дисциплин и занятий в сурдокабинете. В конце учебного года проводится итоговый контроль – проверка внятности произношения и обследование состояния слуха и речи на конец учебного года.
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
№ | Месяц | Дата | Наименование контроля |
1 | Сентябрь | 1.09. – 12.09 | Диагностическое обследование слуха и речи |
2 | Декабрь | 7.12. – 11.12.15 | Проверка внеклассного контрольного речевого материала (30 фраз). |
3 | Февраль | 15.02. – 19.02.16 | Контрольный срез: слуховое восприятие незнакомого текста. |
4 | Март | 9.03. – 15.03.16 | Проверка контрольного речевого материала из индивидуальных занятий (30 фраз). |
5 | Апрель | 11.04. – 20.04.16 18.04. – 22.04.16 |
|
6 | Май | 10.05. – 20.05. | Обследование состояния слуха и речи. |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (прилагаются)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ
В седьмом классе успехи определяются отношением к учебе, старательностью (прилежанием) при выполнении заданий учителя, продвижением (динамикой) в овладении формируемыми знаниями, умениями, навыками.
Рабочая программа предполагает использование следующей технологии оценивания учебных успехов учащихся:
1.Определять, как ученик овладевает умением воспринимать на слух и слухо-зрительно устную речь окружающих людей для общения с ними.
2.Развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки.
3. Расширять словарный запас ученика.
4.Развивать психические процессы: память, внимание, мыслительную деятельность.
4. Мотивировать ученика на успех.
5.Создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Выбирая формы оценки, учитель учитывает индивидуальные особенности каждого ученика.
Оценка уровня внятности произношения
Внятная речь – 100% - 95%
Достаточно внятная речь – 94% - 80%
Недостаточно внятная речь – 79% - 60%
Маловнятная речь – 59% - 40%
Невнятная речь – ниже 40%
Уровень восприятия разговорной речи
Высокий уровень – 100% -90%
Достаточно высокий уровень – 89% - 75%
Средний уровень – 74% - 60%
Ниже среднего – 59% - 50%
Низкий – ниже 50%
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Содержание | Элементы содержания занятия (словарь) | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов | Дата проведения | |||
по плану | по факту | |||||||
I четверть 1-2 недели | ||||||||
1 | Педагогическое обследование уровня развития речи. | Послушай. Повтори. Скажи. | Слушание, называние, повторение за учителем.
| 3 | ||||
2 | Педагогическое обследование состояния произношения: дыхания, голоса, словесного ударения, логического ударения. . | Скажи тихо. Скажи громко. Тихо, ещё тише. Шёпотом. Громко, ещё громче. Повтори на одном выдохе. Читай правильно, скажи ещё раз. Повтори за мной. Прочти с выражением. Делай паузы. Поставь ударение. | Опознавание и различение речевого материала на слух. | 3 | ||||
3 | Педагогическое обследование произношения обучающихся по звуковому профилю. | Звуковой профиль: слоги, слова. | Чтение, проговаривание, повторение за учителем. | 4 | ||||
4 | Педагогическое обследование состояния и резервов развития слухового восприятия речи. | Прочти слово, фразу, предложение, повтори за мной. Надень аппарат. Сними аппарат. Послушай и повтори за мной. Списки Леонгард . | Опознавание и различение речевого материала на слух. | 6 | ||||
3 неделя | ||||||||
5 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Летние каникулы». | Скажи, где ты отдыхал(а) летом? Чем ты занимался в летние каникулы? Как ты провел(а) летние каникулы? Летние каникулы, отдыхать-отдыхают, купаться – купаются, загорать – загорают, собирать – собирают, кататься – катается, детский лагерь | Различение и опознавание обиходного материала на слух. | 1 | ||||
6 | Восприятие речевого материала из уроков литературы по теме: «Былины как жанр фольклора». | Былины – произведение русского фольклора о подвигах героев. Богатыри – герои былин. Народ воспевал подвиги богатырей Былина, фольклор, старина, богатырь, летописи. | Различение речевого материала на слух с опорой на картинки. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
7 | Текст: «Сентябрь». | Не так стало жечь, заметно короче, длиннее, всё чаще стали лить, совсем опустело, разошлись с неба, синичка Зинька, серебряные ниточки, с крошечным шариком, оказался паучком. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 2 | ||||
8 | Формирование произношения: дифференциация Г-К, работа над речевым дыханием. | Слова, слоги | Произношение слитно, на одном выдохе слогов, слов, изменение высоты и силы голоса. Дифференцированное произношение согласных звуков. | 5 | ||||
4 неделя | ||||||||
9 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Мой друг». | Я хочу рассказать о моем друге. Его зовут… . Ему … лет. Он учится в …классе. Мы дружим очень давно. Он любит заниматься … . Он очень добрый и весёлый. Для меня … - самый лучший друг, потому что никогда не предает и не бросает людей в беде. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Составление рассказа по вопросам. | 2 | ||||
10 | Речевой материал из уроков русского языка по теме: «Непроизносимые и удвоенные согласные в корнях слов». | Слова с удвоенными и непроизносимыми согласными. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Правильное произношение. | 1 | ||||
11 | Текст: «Сентябрь». | Серебряные нити-паутинки, рассеялись по все земле, летательная паутинка, краснеет, желтеет, буреет лист, птичьи выводки, долгоногих куликов, невиданных уток. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 2 | ||||
12 | Формирование произношения: дифференциация М-Б, работа над словесным ударением. | Слоги, слова. | Дифференцированное произношение гласных звуков. Произношение слитно, на одном выдохе слогов, слов. Выделение словесного ударения. | 5 | ||||
5 неделя | ||||||||
13 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: « День учителя». | Поздравление с Днем учителя. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Выразительное чтение. | 2 | ||||
14 | Речевой материал из уроков математики по теме: « Сложение и вычитание натуральных чисел». | Слагаемые, сумма. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Выполнение математических заданий. | 2 | ||||
15 | Текст: «Калина». | Калина – кустарник. Любит сыроватые поляны и опушки, берега реки озёр, вырубки, по краям соцветия, с пятью снежно-белыми лепестками, кремовые или розоватые невзрачные бутоны, пустоцвет. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Работа над орфоэпией. | 1 | ||||
16 | Формирование произношения: дифференциация Н-Т, работа над орфоэпией (звонкие согласные на конце слов). | Слоги, слова, словосочетания. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение слов со звонкими согласными перед глухими и в конце слова. | 5 | ||||
6 неделя | ||||||||
17 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Хлеб – наша жизнь и наше богатство». | Пословицы и поговорки о хлебе. Правила пользования хлебом. Бери хлеба сколько съешь. Не оставляй недоеденных кусков хлеба на столе. Учись готовить из черствого хлеба различные блюда. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Объяснение пословиц и поговорок о хлебе. | 1 | ||||
18 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Свойства твёрдых тел, жидкостей и газов». | Твердость, деформация, упругость, пластичность. | Различение словаря на слух с опорой на картинку. Опознавание учебного материала на слух. | 2 | ||||
19 | Текст: «Калина». | Пожухла и опала листва, гроздья ярко-красных, сочных, прозрачных ягод, становятся съедобными, горьковато-сладкий вкус, сушат, готовят сок, теряет свою горечь, пироги с калиной, калиновая каша с мёдом, мармелад, пастила. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 2 | ||||
20 | Формирование произношения: дифференциация В-Д, работа над темпом речи. | Слоги, слова. Меня зовут… . Я учусь во втором классе. Мой папа работает… . Моя мама работает… . | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение словесного ударения. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разго-ворной речи (сопряжено и отраженно). | 5 | ||||
7 неделя | ||||||||
21 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Хлебобулочные и мучные изделия». | Хлебобулочные изделия – изделия, относящиеся к хлебу. Мучные изделия- изделия, приготовленные из муки. Булка, батон, плетёнка, рогалик, булочка, бублик, баранки, калач, каравай, кулич. Печенье, вафли, пряники, кекс, пирог, торт. | Различение словаря на слух с опорой на картинку. Опознавание обиходного материала. | 2 | ||||
22 | Речевой материал из уроков русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи». | Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное. Служебные части речи служат… . Предлог, союз, частица. | Различение и опознавание учебного материала на слух. | 1 | ||||
23 | Текст: «Цветок солнца». | Европейцы в мексиканских прериях, четыреста лет назад, подсолнечник, разводили для украшения, могут быть лакомством, разводить на огородах, выдавливать из семян масло, масличная культура. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Работа над орфоэпией. | 2 | ||||
24 | Формирование произношения: дифференциация ВЬ – ДЬ, работа над выразительным чтением стихотворения. | Слова, стихотворение. | Выделение дыхательными паузами синтагмы (сопряжено с учителем). Изменение высоты и силы голоса. Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. | 5 | ||||
8 неделя | ||||||||
25 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Осенние изменения в природе». | Осенью на березах появляется золотая (золотисто-желтая) листва. На осинах появляется оранжевая и пурпурно-красная листва, а на кленах появляется ярко-желтая листва. Деревья сбрасывают свой осенний наряд. Осенью часто идет мелкий дождь. Часто бывают ненастные дни. | Различение и опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
26 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Задачи на движение в противоположных направлениях». | Скорость, время, расстояние. Единицы измерения. Скорость удаления. | Различение слов на слух с опорой на схематическую картинку. Опознавание учебного материала. | 2 | ||||
27 | Текст: «Мальчик и птичка». | Нашёл гнёздышко, малюсенькие, голенькие птенчики, покормит их червячками и мушками, камнем упала, схватить птичку, ушибла себе крыло, немножко отбежала. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 1 | ||||
28 | Формирование произношения: дифференциация П-Б, работа над орфоэпией (звонкие согласные перед глухими согласными). | Слоги, слова. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение слов со звонкими согласными перед глухими и в конце слова. | 5 | ||||
9 неделя | ||||||||
29 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Выходной день». | Я очень люблю воскресенье. В этот день я просыпаюсь позже. По телевизору в воскресенье утром всегда есть какая-нибудь интересная программа. В воскресенье на завтрак у нас бывает особенное блюдо, торт или булочки. Я звоню друзьям, и мы обсуждаем планы на выходной. | Различение и опознавание обиходного материала на слух. | 1 | ||||
30 | Речевой материал из уроков литературы по теме: «Поэма «Руслан и Людмила». | Преданье, старина, предки, вещий, кубок. Устаревшие слова поэмы. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Выразительное чтение. | 2 | ||||
31 | Текст: «Мальчик и птичка». | Накрыть птичку, вспорхнула и улетела, рассердился, нарочно упала с дерева, подальше увести, собрал лесной земляники. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 2 | ||||
32 | Формирование произношения: дифференциация ПЬ – БЬ, работа над голосом. | Слоги, слова. | Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний. Изменение высоты и силы голоса в связи с логическим ударением. Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах и словах. | 5 | ||||
II четверть 10 неделя | ||||||||
33 | Диалог обиходно-разговорного характера по теме: «Здоровый образ жизни». | Зарядка, ежедневно, утренняя зарядка, воздушные ванны, солнечные ванны, режим дня, питаться правильно, питаться неправильно. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение вести диалог. | 2 | ||||
34 | Подготовка к слуховому диктанту. Восприятие на слух и с ЗУА словарных слов, словосочетаний. | Словарные слова и словосочетания. | Различение и опознавание словарных слов и словосочетаний на слух. | 1 | ||||
35 | Текст: « Наше здоровье». | Гимнастика, здоровье, одеваться, раздеваться, кутаться, одеваться легко, обтираться водой. Занимайтесь спортом! | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 2 | ||||
36 | Формирование произношения: дифференциация Т – Д, работа над интонацией. | Синяя ручка, красный карандаш… Слоги, слова. | Произношение слитно, на одном выдохе слов и словосочетаний. Изменение высоты и силы голоса в связи с логическим ударением. Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах и словах. | 5 | ||||
11 неделя | ||||||||
37 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Мёд». | Мед – это нектар цветов, который пчелы собирают летом. Мед бывает разным по цвету и вкусу. Это зависит от цветов, с которых был собран мед. | Различение и опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
38 | Речевой материал из уроков русского языка по теме: «Словарные слова». | Словарные слова и словосочетания. | Различение и опознавание словарных слов и словосочетаний на слух | 2 | ||||
39 | Текст: «Медовая радость». | Мед – медом – о меде – в меду, аккуратно складывают, липа – липовый, гречиха – гречишный, микробы, его используют – он используется, молодожены. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Работа над орфоэпией. | 1 | ||||
40 | Формирование произношения: дифференциация ТЬ – ДЬ, работа над паузой (в конце предложения). | Слоги, слова, предложения. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Произношение предложений в темпе, присущем разговорной речи (сопряжено и отраженно) с соблюдением паузы в конце предложения. | 5 | ||||
12 неделя | ||||||||
41 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Моя любимая книга». | Моя любимая книга - … . Ее написал… . Книга написана в жанре… . В ней разворачиваются события (Эта книга про то…)… . Главные герои… . Книга очень интересная и увлекательная. Я советую её всем прочитать. | Различение и опознавание обиходного материала на слух. | 1 | ||||
42 | Речевой материал из уроков по математике по теме: «Как обозначают и сравнивают углы. Измерение углов». | Угол, вершина, сторона угла, биссектриса. Прямой, развернутый, острый, тупой углы. Градус, транспортир. | Различение словаря на слух с опорой на таблички. Опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
43 | Текст: «Книга – твой друг». | Предлагается много книг, в древние времена, писали на коре дерева и папирусе, делали из кожи теленка, изготавливали из дерева, печатают машины, есть обложка, корешок, много страниц, производство книг, трудоёмкий процесс. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 2 | ||||
44 | Формирование произношения: дифференциация МЬ – БЬ, работа над паузой (внутри предложения на знаках препинания). | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Произношение предложений в темпе, присущем разговорной речи (сопряжено и отраженно) с соблюдением паузы внутри предложения на знаках препинания. | 5 | ||||
13 неделя | ||||||||
45 | Диалог обиходно-разговорного характера по теме: «Смелый поступок». | Десятиклассники, вдогонку, легкая атлетика, бокс, нетрудно, полиция, полицейские, преступник, хулиган, пенсионерка. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение вести диалог. | 2 | ||||
46 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Свойства воздуха». | Воздух бесцветный, прозрачный. Воздух легче воды. Горячий воздух поднимается вверх. Упругость, теплопроводность. Воздух – везде. Ветер – воздух в движении. | Различение и опознавание учебного материала на слух. | 1 | ||||
47 | Текст: «Настоящие герои». | В центре города Ростова, два десятиклассника, увидели бегущего мужчину, женская сумка, бросились вдогонку, догнать преступника, спортсмены, легкая атлетика, бокс, догнали хулигана, скрутили его, вызвали полицию, поблагодарила за помощь и храбрость, настоящие герои. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий к тексту. | 2 | ||||
48 | Формирование произношения: дифференциация К –Г, работа над выразительным чтением (текст) | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Изменение высоты и силы голоса в связи с логическим ударением. Воспроизведение повествовательной, вопросительной и вопросительной интонации. Выделение словесного ударения в словах. Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах и словах. | 5 | ||||
14 неделя | ||||||||
49 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Домашние задания». | Скажи, когда ты начинаешь выполнять домашние задания? Какие предметы ты делаешь сначала? Что ты делаешь после письменных работ? Как ты выполняешь домашнее задание? Какие отметки ты получаешь за письменные работы? Что ты получил за устный ответ? Как нужно выполнять устные задания? | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение правильно формулировать вопросы с соблюдением вопросительной интонации. | 2 | ||||
50 | Речевой материал из уроков литературы по теме: «А.С. Серафимович «Маленький шахтер». | Проза, сюжет, герои рассказа. | Различение и опознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
51 | Проверка внеклассного контрольно-речевого материала. | Внеклассный контрольно-речевой материал. | Различение и опознавание на слух внеклассного контрольно-речевого материала. | 1 | ||||
52 | Формирование произношения: дифференциация К – Х, работа над орфоэпией (сочетания –ться, -тся на конце глаголов). | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение сочетаний ться, -тся на конце глаголов. | 5 | ||||
15 неделя | ||||||||
53 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Зимние явления природы». | Какой бывает …? Снег – пушистый, мокрый, рыхлый. Ветер – порывистый, пронизывающий, ледяной. Лёд – скользкий, зеркальный, блестящий. Снегопад, гололёд, пурга. | Различение и опознавании обиходного материала на слух. Умение правильно формулировать ответ на вопрос. | 1 | ||||
54 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Разложение натурального числа на простые множители». | Простые множители. Разложить на простые множители. | Различение и опознавание обиходного материала на слух. Выполнение заданий по математике. | 2 | ||||
55 | Текст: «В зимнем лесу». | В сосновом лесу, блестящим покровом, белые пушинки, украсились нежным, пушистым инеем, страшным чудовищем, с белыми пятнышками, клювом по дереву постукивает, дятел обедал, семена из шишек доставал. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 2 | ||||
56 | Формирование произношения: дифференциация КЬ – ГЬ, работа над орфоэпией (сочетание согласных ТС – Ц). | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение сочетаний ТС – Ц в словах. | 5 | ||||
16 неделя | ||||||||
57 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «С наступающим Новым годом!». | 1 января – Новый год. Новый год встречают в полночь 31 декабря. В Новый год наряжают елку, все люди поздравляют друг друга с Новым годом, с новым счастьем. Поздравляю тебя с наступающим Новым годом, желаю тебе счастья, здоровья, успехов. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение правильно составить поздравление с праздником. | 2 | ||||
58 | Речевой материал из уроков русского языка по теме: «Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания». | Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Соблюдение интонации в предложениях. | 1 | ||||
59 | Текст: «Новогодний праздник». | Новогодний праздник, Новый год, семиклассники, лучший праздник, гирлянды, новогодний праздник – новогодняя ёлка, мастерили – смастерили, новогодние костюмы, карнавал, сценарий. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 2 | ||||
60 | Формирование произношения: дифференциация Г-Д, выразительное чтение (стихотворение). | Слоги, слова, стихотворение. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2 – 3 – 4 сложных словах. Выразительное чтении стихотворения. | 5 | ||||
III четверть 17 неделя | ||||||||
61 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Школьный этикет». | Правила поведения в школе, в школьной столовой, при общении с одноклассниками и взрослыми. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение правильно составить поздравление с праздником. | 2 | ||||
62 | Речевой материал из уроков русского языка по теме «Главные члены предложения». | Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Соблюдение интонации в предложениях. | 2 | ||||
63 | Текст: «Школа –общественное место». | Правила поведения в школе. В школе все должны вежливо общаться друг с другом. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 1 | ||||
64 | Формирование произношения: дифференциация. К-Г-Х, работа над орфоэпией (окончания прилагательных –ого, - его). | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение окончания прилагательных на -ого, - его . | 5 | ||||
18 неделя | ||||||||
65 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Блокада Ленинграда». | Блокада, окружение, смерть, Ленинград, блокадники, норма хлеба. | Распознавание и различение речевого материала на слух. | 1 | ||||
66 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Полезные ископаемые. Металлы». | Металлы ,руды черных и цветных металлов, полезные ископаемые. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Словарная работа. | 2 | ||||
67 | Текст: «Дорога жизни». | Дорога жизни, грузовики, мешки с мукой, бомбежка. | Распознавание текста на слух. Работа по вопросам. Пересказ текста. | 2 | ||||
68 | Формирование произношения: дифференциация Ж-Ш, работа над слитностью произношения. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Произношение слитно слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи. | 5 | ||||
19 неделя | ||||||||
69 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Освобождение города Азова». | 7 февраля 1943 года, бой, фашисты, освобождение, советские солдаты, артиллерия. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение правильно составить рассказ. | 2 | ||||
70 | Речевой материал из уроков литературы по теме: «Сюжет и герои сказки А. П. Платонова «Волшебное кольцо». | 1. Жизнь Семена и его матери до приобретения кольца. 2 Семён выручает собаку, кошку, змею. 3 Семён и Змей-царь, волшебное кольцо. 4 Сватовство и женитьба Семёна. 5 Аспид отбирает кольцо. 6 Собака и кошка добывают кольцо и спасают Семёна. 7 Добро торжествует. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Соблюдение интонации в предложениях. | 1 | ||||
71 | Текст: «Город Азов». | Улицы Азова, памятник Петру 1, мемориал Павшим борцам , набережная, река Дон. | Распознавание текста на слух. Работа Пересказ текста. | 2 | ||||
72 | Формирование произношения: дифференциация З-С, работа над орфоэпией (удвоенные согласные) | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение удвоенных согласных в словах. | 5 | ||||
20 неделя | ||||||||
73 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Олимпийские игры». | Олимпийские игры, лавровый венок, виды спорта, победитель, олимпиада. Олимпийские игры, олимпийский флаг, пять переплетенных колец, единство спортсменов пяти континентов земного шара, олимпийский девиз, талисман, люди с ограниченными возможностями здоровья, паралимпийские игры, спортсмены из Европы, Азии, Америки, Африки, Австралии, несет в руках факел, торжествует мир и спорт. | Распознавание и различение материала на слух. Умение правильно отвечать на вопросы. | 2 | ||||
74 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Натуральные числа и дроби». | Натуральное число, дробь, числитель, знаменатель. | Различение и опознавание учебного материала на слух. | 2 | ||||
75 | Текст: «Олимпийские игры». | Олимпийские игры, лавровый венок, виды спорта, победитель. | Распознавание текста на слух. Работа по вопросам. Пересказ текста. | 1 | ||||
76 | Формирование произношения: дифференциация Ш-Щ, работа над орфоэпией (непроизносимые согласные) | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение непроизносимых согласных в словах. | 5 | ||||
21 неделя | ||||||||
77 | Речевой материал обиходно-разговорного характера на тему «Любимая телепередача». | Спортивные телепередачи, юмористические передачи, информационные передачи. | Восприятие речи с диска, воспроизведение речевого материала, составление предложений по схеме. Воспроизведение предложений. | 1 | ||||
78 | Речевой материал из уроков русского языка на тему «Одушевленные и неодушевленные существительные». | Одушевленные, неодушевленные существительные; найди одушевленные существительные; найди неодушевленные существительные. | Восприятие речевого материала слухо-зрительно, воспроизведение речевого материала; различение одушевленных и неодушевленных имен существительных. | 2 | ||||
79 | Текст «Хитрая белка». | Сучок, накалывали кусочек сала, перескочить, шустрая, опередив его, дразня, не сводя с него глаз, уплетала сало за обе щеки, издавал крик, перехитрить, предупреждал. | Распознавание текста на слух. Работа по вопросам. Пересказ текста. | 2 | ||||
80 | Формирование произношения: дифференциация Ш – С, работа над логическим ударением. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 2 – 3 – 4 – 5 сложных словах. Выделение логического ударения в предложениях. | 5 | ||||
22 неделя | ||||||||
81 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Моя Россия». | Гимн, флаг России, правительство, президент Путин, экономика, оборона, сельское хозяйство, промышленность. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение правильно составить поздравление с праздником. | 2 | ||||
82 | Речевой материал из уроков русского языка по теме: «Глагол. Вид глагола». | Глагол, совершенный и несовершенный виды. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Соблюдение интонации в предложениях. | 1 | ||||
83 | Проверка контрольного текста | Контрольный текст. | Распознавание текста на слух. | 2 | ||||
84 | Формирование произношения дифференциация С – Т, работа над интонацией (повествовательная, вопросительная). | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в словах. Воспроизведение повествовательной и вопросительной интонации. | 5 | ||||
23 неделя | ||||||||
85 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Масленица». | Масленица, проводы зимы, чучело, блины, веселье и пляски. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Умение правильно составить поздравление с праздником. | 2 | ||||
86 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Сложение дробей». | Нахождение общего знаменателя и дополнительных множителей, сложение числителя. | Распознавание учебного материала на слух. Работа над диалогом. | 2 | ||||
87 | Текст: «Девочка на шаре». | Эквилибристка, танцевала на одной ножке, клоуны, акробаты, антракт. | Распознавание текста на слух. Работа над интонацией. | 1 | ||||
88 | Формирование произношения: дифференциация З-Д, работа над орфоэпией (предлоги с существительными). | Слоги, слова, словосочетания, фразы, предложения. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Произношение слов и фраз в темпе, присущем разговорной речи (сопряжено и отраженно). Правильное произношение предлогов с существительными в предложениях. | 5 | ||||
24 неделя | ||||||||
89 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Поздравление с женским праздником». | 8 Марта, пожелание к празднику. Вручение подарков, праздничный концерт. | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 1 | ||||
90 | Речевой материал из уроков литературы по теме: «Стихи поэтов начала 20 века». | Стихотворения, рифма, заглавие. | Распознавание речевого материала на слух. Умение выразительно читать стихи. | 2 | ||||
91 | Текст: «Женский праздник». | Женский праздник, поздравление женщинам, стихи, подарки, букеты. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Соблюдение правильной интонации. | 2 | ||||
92 | Формирование произношения: дифференциация Л – ЛЬ, работа над интонацией (восклицательная). | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Воспроизведение восклицательной интонации. | 5 | ||||
25 неделя | ||||||||
93 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Народные промыслы России». | Дымковская игрушка, жостовская роспись, семикаракорский фарфор, городецкая роспись. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Работа над диалогом. | 2 | ||||
94 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Разнообразие растительного мира». | Деревья. кустарники, травы, мхи, лишайники. | Различение и опознавание учебного материала на слух. Соблюдение интонации в предложениях. | 1 | ||||
95 | Текст: «Цена улыбки». | Чаще улыбаться, добро. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Работа над интонацией. | 2 | ||||
96 | Формирование произношения: дифференциация Ц - С, работа над орфоэпией (что, чтобы). | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение союзов «что», «чтобы» в предложениях. | 5 | ||||
26 неделя | ||||||||
97 | Диалог обиходно-разговорного характера по теме: «В музее». | Экспонаты, выставки, экскурсовод, экскурсии. | Различение и опознавание речевого материала на слух. Работа над диалогом. | 2 | ||||
98 | Проверка контрольно-речевого материала из индивидуальных занятий. | Контрольно-речевой материал из индивидуальных занятий(30 фраз). | Распознавание речевого материала на слух. | 2 | ||||
99 | Текст: «Эрмитаж». | Картины, пейзаж, натюрморт, Васнецов, Брюллов, Федотов. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 1 | ||||
100 | Формирование произношения: дифференциация Р – Л, работа над логическим ударением. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение логического ударения в сложных предложениях. | 5 | ||||
IV четверть 27 неделя | ||||||||
101 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Школа». | Классы, столовая, начальные классы, спортзал ,старшие классы, конкурсы, мероприятия. | Различение и опознавание обиходного материала на слух. Умение правильно формулировать ответ на вопрос. | 1 | ||||
102 | Речевой материал из уроков русского языка по теме: «Что обозначает имя существительное?» | Имя существительное обозначает предмет. | Распознавание учебного материала на слух. Работа над диалогом. | 2 | ||||
103 | Текст: «Красавица лягушка». | Вдруг луна длинной-длинной лентой растянулась и лягушкину дочь подняла. И вот лягушкина дочь на луне оказалась с ведрами и коромыслом.Мать с сыном в доме находились, разговаривали. | Распознавание текста на слух Работа над правилами орфоэпии. Пересказ текста. | 2 | ||||
104 | Формирование произношения: дифференциация Ц – Т, работа над словесным ударением. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение словесного ударения и определение количества слогов в 4 – 5 сложных словах. Выделение ударного, безударного слога. | 5 | ||||
28 неделя | ||||||||
105 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Космос». | Космос, космонавты, ракеты, невесомость, первый полет человека в космос. День космонавтики. | Различение и опознавание обиходного материала на слух. Умение правильно вести диалог. | 2 | ||||
106 | Речевой материал из уроков математики по теме: «Геометрические тела и их изображения». | Пирамида, конус, куб, шар. | Распознавание материала на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. | 1 | ||||
107 | Текст: «Освоение космоса». | Полеты в космос, невесомость, космонавты, космический корабль, биологические наблюдения. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 2 | ||||
108 | Формирование произношения: дифференциация МЬ-БЬ, работа над орфоэпией (Г перед К, Х). | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение Г перед К, Х в словах. | 5 | ||||
29 неделя | ||||||||
109 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Олимпийские игры». | Олимпийские игры, лавровый венок, виды спорта, победитель, олимпиада. | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 2 | ||||
110 | Речевой материал из уроков литературы по теме: «Отрывок из рассказа «Васюткино озеро»». | Холодная изморозь и тёмные волны на реке нагоняли тоску. Не хотелось даже выходить на улицу, не то что выплывать на реку. Заспались рыбаки, рассолодили от безделья, даже шутить перестали. Но вот подул с юга тёплый ветер и точно разгладил лица людей. Заскользили по реке лодки с упругими парусами. Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий к тексту. | 2 | ||||
111 | Проверка контрольно-речевого материала из учебных дисциплин. | Контрольно-речевой учебный материал. | Различение и опознавание на слух учебного контрольно-речевого материала | 1 | ||||
112 | Формирование произношения: дифференциация Ч – Т, работа над логическим ударением. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Выделение логического ударения в сложных предложениях. | 5 | ||||
30 неделя | ||||||||
113 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Новости в стране и мире». | Война на Украине, помощь беженцам, президент Украины. | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 1 | ||||
114 | Проверка внятности произношения. | Списки Леонгард. | Вырабатывать умение внятно читать слова, соблюдая правила орфоэпии и ударение. | 2 | ||||
115 | Текст: «Половодье». | Лесных зверей половодье гонит на высокие места. Мыши спасаются на корягах и птичьих гнездах. Лисы забираются на деревья и сидят там в ожидании спада воды. Зайцы спасаются от воды бегством или собираются большими группами на бугорках, которые еще не затопила вода. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 2 | ||||
116 | Формирование произношения: дифференциация Ч – Ц, работа над орфоэпией (сочетание СЧ, ЗЧ, ЖЧ =Щ). . | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Правильное и дифференцированное произношение звуков в словах. Правильное произношение сочетаний СЧ, ЗЧ, ЖЧ =Щ в словах. | 5 | ||||
31 неделя | ||||||||
117 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Домашний любимец». | Мое любимое животное. Разные породы кошек и собак. Почему я люблю свое животное? | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 2 | ||||
118 | Речевой материал из уроков природоведения по теме: «Домашние животные». | Названия домашних животных. Я ухаживаю за кошкой, собакой, кормлю их, вожу гулять. | Распознавание материала на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. | 1 | ||||
119 | Текст: «Медведь-рыбак». | К туловищу шерсть прилипла, и тело у медведя кажется не по голове. Головастый он такой получается. Маленький и головастый. Сидит этот медведь. И вдруг что-то лапами стал в воде хватать. Вижу — достаёт рыбу-горбушу. Прикусил он горбушу и… сел на неё. Зачем это он, я думаю, на рыбу-то сел? Сел и сидит в воде на рыбе. Да ещё и проверяет лапами: тут ли, под ним ли. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 2 | ||||
120 | Формирование произношения: дифференциация Ч – С, работа над орфоэпией (гласный И после Ш, Ж, Ц). | Слоги, слова, словосочетания, фразы.
| Правильное и дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. | 5 | ||||
32 неделя | ||||||||
121 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Великая Отечествнная война». | Годы войны, тыл, бои, уничтожили врага, партизаны. | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 1 | ||||
122 | Речевой материал из уроков русского языка по теме: «Повторение. Имя существительное». | Существительное, род, число, падеж, склонение. | Распознавание материала на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. | 1 | ||||
123 | Текст: «Мы помним». | Память, вечный огонь, минута молчания. | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 1 | ||||
124 | Формирование произношения: дифференциация Ч – Щ, работа над интонацией. | Слоги, слова, словосочетания, фразы. | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Воспроизведение повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации. | 3 | ||||
33 неделя | ||||||||
125 | Речевой материал обиходно-разговорного характера по теме: «Вредные привычки». | Наркомания, алкоголь курение, Здоровый образ жизни, спорт, правильное питание. | Различение и опознавание материала на слух. Умение вести диалог по данной теме. | 1 | ||||
126 | Речевой материал из уроков литературе по теме: «А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»». | Карлссон, малыш, их беседа . | Распознавание материала на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. | 1 | ||||
127 | Текст: «Мы помним». | Память, вечный огонь, минута молчания, | Распознавание текста на слух. Словарная работа. Ответы на вопросы. Пересказ текста. | 1 | ||||
Формирование произношения: дифференциация Щ – С, работа над орфоэпией (уподобление), работа над интонацией. | Слоги, слова, словосочетания, фразы | Дифференцированное произношение звуков в слогах, словах. Воспроизведение повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации. | 3 | |||||
34-35 недели | ||||||||
128 | Обследование состояния произношения по звуковому профилю. | Звуковой профиль, слова, предложения | Чтение слов, предложений. | 6 | ||||
129 | Проверка норм орфоэпии. | Списки Леонгард. | Чтение слов, предложений. | 6 | ||||
130 | Обследование состояния и резервов развития слухового восприятия речи. | Слова, фразы. | Различение и опознавание речевого материала на слух. | 5 | ||||
131 | Отработка обиходно-разговорного материала за год. | Слова, фразы. | Чтение слов, предложений. Различение и опознавание речевого материала на слух. | 3 | ||||
132 | Отработка учебного материала за год. | Слова, фразы. | Чтение слов, предложений. Различение и опознавание речевого материала на слух. | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения для работы с обучающимися 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей, имеющих умственную отсталость
Рабочая программа составлена для учащихся 2 малокомплектного специального класса слабослышащих детей , имеющих умственную отсталость в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в ...
календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 12 классе
индивидуальная программа обучения развитию слухового восприятия и формирования произношения в 12 классе специальной коррекционной общеобразоательной школы I-II вида....
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 10 класс II вид
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения 12 класс I вид
Предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» является составной частью коррекционного блока и относится к разделу «Обязательные индивидуальные занятия по разви...