Программа коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2 класса с ОНР.
рабочая программа

Ерёмина Валентина Алексеевна

 Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_klass_onr.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с группой учащихся 2 класса

с нарушениями письма и чтения, обусловленными

общим недоразвитием речи (ОНР).

Количество занятий

№ п/п

Тема занятия

1

Уточнение пространственных представлений.

2

Уточнение пространственных представлений.

3

Уточнение пространственных представлений.

4

Уточнение временных представлений.

5

Уточнение временных представлений.

6

Уточнение временных представлений.

7

Предложение. Уточнение понятий.

8

Границы предложения. Интонационная законченность предложения.

9

Виды предложений.

10

Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет.

11

Предложение и слово. Слова, обозначающие действие предмета.

12

Предложение и слово. Слова, обозначающие признак предмета.

13

Дифференциация слова-предложения.

14

Деление слов на части.

15

Деление слов на части.

16

Порядок звуков в слове.

17

Порядок звуков в слове.

18

Гласные и согласные.

19

Дифференциация гласных и согласных.

20

Дифференциация гласных и согласных.

21

Дифференциация гласных и согласных.

22

Слог. Уточнение понятия.

23

Упражнения в слоговом анализе-синтезе.

24

Упражнения в слоговом анализе-синтезе.

25

Упражнения в слоговом анализе-синтезе.

26

Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

27

Ударные и безударные гласные.

28

Смыслоразличительная роль ударения.

29

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы.

30

Дифференциация гласных Iи IIряда.

31

Дифференциация гласных «а-я» в слогах, словах и предложениях

 устно и на письме.

32

Дифференциация гласных «о-ё» в слогах, словах и предложениях

 устно и на письме.

33

Дифференциация гласных «у-ю» в слогах, словах и предложениях

 устно и на письме.

34

Дифференциация гласных «ы-и» в слогах, словах и предложениях

 устно и на письме.

35

Смыслоразличительная роль буквы «ь» на конце слова.

36

Смыслоразличительная роль буквы «ь» в середине слова.

37

Разделительный «ь».

38

Дифференциация разделительного «ь» и «ь» , как показателя мягкости.

39

Глухие и звонкие согласные звуки.

40

Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.

41

Парные согласные.

42

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков.

43

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.

44

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.

45

Дифференциация [д-т] в устной и письменной речи.

46

Дифференциация [д-т] в устной и письменной речи.

47

Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.

48

Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.

49

Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.

50

Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.

51

Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.

52

Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.

53

Дифференциация [ж-ш] в устной и письменной речи.

54

Дифференциация [ж-ш] в устной и письменной речи.

55

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства. Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи.

56

Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи.

57

Дифференциация [ч-т'] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-т'] в связной речи.

58

Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи.

59

Дифференциация [с'-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с'-щ] в связной речи.

60

Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [щ-ч] в связной речи.

61

Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи.

62

Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.

63

Согласные звуки, имеющие кинетическое сходство.

Дифференциация [б-д] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [б-д] в связной речи.

64

Дифференциация [п-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [п-т] в связной речи.

65

Дифференциация [о-а] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [о-а] в связной речи.

66

Дифференциация [и-у] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [и-у] в связной речи.

67

Дифференциация [г-р] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [г-р] в связной речи.

68

Дифференциация [х-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [х-ж] в связной речи.

69

Дифференциация [у-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [у-ч] в связной речи.

70

Дифференциация [л-м] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-м] в связной речи.

71

Дифференциация [н-ю] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [н-ю] в связной речи.

72

Дифференциация [л-я] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-я] в связной речи.

73

Дифференциация [н-к] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [н-к] в связной речи.

74

Дифференциация [а-д] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [а-д] в связной речи.

75

Дифференциация сонорных звуков.

Дифференциация [л-й] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-й] в связной речи.

76

Дифференциация [л-р] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-р] в связной речи.

77

Дифференциация [л'-р'] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л'-р'] в связной речи.

78

Практическое знакомство с предлогами. Предлоги «в, на, с, со».

79

Предлоги «в, из, за, из-за».

80

Предлоги «над, под, из-под».

81

Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

82

Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.

83

Составление предложений из заданных слов с предлогами.

84

Составление предложений из заданных слов с предлогами.

85

Употребление предлогов в связной речи.

86

Употребление предлогов в связной речи.

87

Употребление предлогов в связной речи.

88

Итоговая контрольная работа (списывание с печатного текста).

89

Итоговая контрольная работа (списывание с письменного текста).

90

Итоговая контрольная работа (письмо под диктовку).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Утверждаю:                                                                                                  Согласовано:

Директор школы                                                                    Заместитель директора школы по УВР

Иванова Е.И.                                                                           Шапочкина О.В.

«____»___________201___ г.                                                      «____»___________201___ г.

Рассмотрено:

На заседании МО

Протокол

№___ от «_____» _______________ 201___ г.

Председатель МО и завуч начальных классов

___________________________

Программа коррекции нарушений

письма и чтения

 у учащихся 2 класса с ОНР.

Программу составила:

Учитель-логопед

первой квалификационной категории

Еремина В.А. _________________

2018-2019 учебный год

Цель:

 Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Задачи:

1.Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением);

2.Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

3.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;

4.Развивать навыки слухопроизносительнойдифференциации гласных и согласных звуков;

5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;

6.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи);

7.Обогатить словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире.


Основные требования

к знаниям и умениям учеников

к концу 2 класса.

Учащиеся должны знать:

-гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;

-гласные ударные и безударные;

-согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

-названия предметов по различным лексическим темам;

-структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

- распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

- распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

- распознавать сонорные звуки и буквы;

- распознавать парные согласные;

- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой «Ь»;

- писать раздельно предлоги со словами;

- правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.


Пояснительная записка.

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.

У второклассников с дисграфией слабо развит фонематический слух. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо, что связано как с недоразвитием фонематических процессов, так и с бедностью словарного запаса детей с дисграфией.

В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый легкий вид; выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением. Встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак, кот, суп, сыр и т. д.).

Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного в слове.

Много ошибок допускают второклассники при делении слов на слоги.

Бедность словаря детей с нарушениями письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Учащихся характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой категории и многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты, насекомые, головные уборы), не знают названий месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы».

Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера («лошадёнок», «курёнок», «щенёнок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.

Существенные пробелы в сфере словообразования в устной речи способствуют затруднениям на письме

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся

с ОНР во 2-ом классе, испытывающих трудности в формировании

процессов письма и чтения.

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на один год обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: во 2 классе – 90 часов (3 часа в неделю).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Учебная программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи, у учащихся 2-х классов. Рассчитана на 72 часа....

Индивидуальная программа «Коррекция нарушений звукопроизношения» у учащихся 1 класса (с ротацизмом)

В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требова...

Программа "Коррекция познавательной деятельности 2-4 классы, 5-9 классы".

Программа групповых  дефектологических занятий по коррекции познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....

Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса. Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок» Граммат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...