Программа коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2 класса с ОНР.
рабочая программа
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2_klass_onr.docx | 24.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с группой учащихся 2 класса
с нарушениями письма и чтения, обусловленными
общим недоразвитием речи (ОНР).
Количество занятий № п/п | Тема занятия |
1 | Уточнение пространственных представлений. |
2 | Уточнение пространственных представлений. |
3 | Уточнение пространственных представлений. |
4 | Уточнение временных представлений. |
5 | Уточнение временных представлений. |
6 | Уточнение временных представлений. |
7 | Предложение. Уточнение понятий. |
8 | Границы предложения. Интонационная законченность предложения. |
9 | Виды предложений. |
10 | Предложение и слово. Слова, обозначающие предмет. |
11 | Предложение и слово. Слова, обозначающие действие предмета. |
12 | Предложение и слово. Слова, обозначающие признак предмета. |
13 | Дифференциация слова-предложения. |
14 | Деление слов на части. |
15 | Деление слов на части. |
16 | Порядок звуков в слове. |
17 | Порядок звуков в слове. |
18 | Гласные и согласные. |
19 | Дифференциация гласных и согласных. |
20 | Дифференциация гласных и согласных. |
21 | Дифференциация гласных и согласных. |
22 | Слог. Уточнение понятия. |
23 | Упражнения в слоговом анализе-синтезе. |
24 | Упражнения в слоговом анализе-синтезе. |
25 | Упражнения в слоговом анализе-синтезе. |
26 | Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. |
27 | Ударные и безударные гласные. |
28 | Смыслоразличительная роль ударения. |
29 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы. |
30 | Дифференциация гласных Iи IIряда. |
31 | Дифференциация гласных «а-я» в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
32 | Дифференциация гласных «о-ё» в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
33 | Дифференциация гласных «у-ю» в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
34 | Дифференциация гласных «ы-и» в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
35 | Смыслоразличительная роль буквы «ь» на конце слова. |
36 | Смыслоразличительная роль буквы «ь» в середине слова. |
37 | Разделительный «ь». |
38 | Дифференциация разделительного «ь» и «ь» , как показателя мягкости. |
39 | Глухие и звонкие согласные звуки. |
40 | Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. |
41 | Парные согласные. |
42 | Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. |
43 | Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. |
44 | Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. |
45 | Дифференциация [д-т] в устной и письменной речи. |
46 | Дифференциация [д-т] в устной и письменной речи. |
47 | Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. |
48 | Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. |
49 | Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. |
50 | Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. |
51 | Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. |
52 | Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. |
53 | Дифференциация [ж-ш] в устной и письменной речи. |
54 | Дифференциация [ж-ш] в устной и письменной речи. |
55 | Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства. Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. |
56 | Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. |
57 | Дифференциация [ч-т'] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-т'] в связной речи. |
58 | Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. |
59 | Дифференциация [с'-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с'-щ] в связной речи. |
60 | Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [щ-ч] в связной речи. |
61 | Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. |
62 | Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи. |
63 | Согласные звуки, имеющие кинетическое сходство. Дифференциация [б-д] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [б-д] в связной речи. |
64 | Дифференциация [п-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [п-т] в связной речи. |
65 | Дифференциация [о-а] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [о-а] в связной речи. |
66 | Дифференциация [и-у] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [и-у] в связной речи. |
67 | Дифференциация [г-р] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [г-р] в связной речи. |
68 | Дифференциация [х-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [х-ж] в связной речи. |
69 | Дифференциация [у-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [у-ч] в связной речи. |
70 | Дифференциация [л-м] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-м] в связной речи. |
71 | Дифференциация [н-ю] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [н-ю] в связной речи. |
72 | Дифференциация [л-я] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-я] в связной речи. |
73 | Дифференциация [н-к] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [н-к] в связной речи. |
74 | Дифференциация [а-д] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [а-д] в связной речи. |
75 | Дифференциация сонорных звуков. Дифференциация [л-й] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-й] в связной речи. |
76 | Дифференциация [л-р] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-р] в связной речи. |
77 | Дифференциация [л'-р'] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л'-р'] в связной речи. |
78 | Практическое знакомство с предлогами. Предлоги «в, на, с, со». |
79 | Предлоги «в, из, за, из-за». |
80 | Предлоги «над, под, из-под». |
81 | Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. |
82 | Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. |
83 | Составление предложений из заданных слов с предлогами. |
84 | Составление предложений из заданных слов с предлогами. |
85 | Употребление предлогов в связной речи. |
86 | Употребление предлогов в связной речи. |
87 | Употребление предлогов в связной речи. |
88 | Итоговая контрольная работа (списывание с печатного текста). |
89 | Итоговая контрольная работа (списывание с письменного текста). |
90 | Итоговая контрольная работа (письмо под диктовку). |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Утверждаю: Согласовано:
Директор школы Заместитель директора школы по УВР
Иванова Е.И. Шапочкина О.В.
«____»___________201___ г. «____»___________201___ г.
Рассмотрено:
На заседании МО
Протокол
№___ от «_____» _______________ 201___ г.
Председатель МО и завуч начальных классов
___________________________
Программа коррекции нарушений
письма и чтения
у учащихся 2 класса с ОНР.
Программу составила:
Учитель-логопед
первой квалификационной категории
Еремина В.А. _________________
2018-2019 учебный год
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1.Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения (с небольшим распространением);
2.Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;
3.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;
4.Развивать навыки слухопроизносительнойдифференциации гласных и согласных звуков;
5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки;
6.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи);
7.Обогатить словарный запас путем накопления представлений об окружающем мире.
Основные требования
к знаниям и умениям учеников
к концу 2 класса.
Учащиеся должны знать:
-гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;
-гласные ударные и безударные;
-согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
-названия предметов по различным лексическим темам;
-структуру предложения.
Учащиеся должны уметь:
- правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;
- распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;
- распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;
- распознавать сонорные звуки и буквы;
- распознавать парные согласные;
- обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой «Ь»;
- писать раздельно предлоги со словами;
- правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.
Пояснительная записка.
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.
У второклассников с дисграфией слабо развит фонематический слух. Задания, направленные на проверку сформированности фонематических представлений (придумать слова с заданным звуком, подобрать картинки, названия которых содержат заданный звук) выполняются детьми очень плохо, что связано как с недоразвитием фонематических процессов, так и с бедностью словарного запаса детей с дисграфией.
В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый легкий вид; выделение звука из слова в том случае, если звук стоит в сильной позиции. Наиболее доступно выделение гласного звука из начала слова под ударением. Встречаются ошибки при определении гласного в середине слова, даже если слово состоит из одного слога (мак, кот, суп, сыр и т. д.).
Наибольшие трудности вызывает выделение безударного гласного в слове.
Много ошибок допускают второклассники при делении слов на слоги.
Бедность словаря детей с нарушениями письма обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Учащихся характеризует низкая осведомленность, которая проявляется в незнании многих общеупотребительных слов, слов-названий цветов, деревьев, животных, птиц и других категорий слов, входящих в активную речь нормально развивающихся сверстников. Не владеют дети описываемой категории и многими словами-обобщениями (транспорт, инструменты, насекомые, головные уборы), не знают названий месяцев и смешивают понятия «времена года» и «месяцы».
Для устной речи второклассников с нарушениями письма присущи ошибки словообразовательного характера («лошадёнок», «курёнок», «щенёнок»), отсутствие разнообразных словообразовательных моделей, бедность в выборе приставок. Речь не богата и синтаксическими конструкциями: чаще всего используются простые предложения с одним дополнением или обстоятельством. Встречаются ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
Существенные пробелы в сфере словообразования в устной речи способствуют затруднениям на письме
Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся
с ОНР во 2-ом классе, испытывающих трудности в формировании
процессов письма и чтения.
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на один год обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: во 2 классе – 90 часов (3 часа в неделю).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Учебная программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи, у учащихся 2-х классов. Рассчитана на 72 часа....
Индивидуальная программа «Коррекция нарушений звукопроизношения» у учащихся 1 класса (с ротацизмом)
В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требова...
Программа "Коррекция познавательной деятельности 2-4 классы, 5-9 классы".
Программа групповых дефектологических занятий по коррекции познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)....
Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»
Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...
Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса
Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса. Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок» Граммат...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».
Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...