Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»
рабочая программа на тему

Воробей Татьяна Вячеславовна

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2-4_klass.docx38.21 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»

Пояснительная записка.

В отличие от первоклассников, у учащихся 2 – 4 классов в общей картине отклонений речевого развития на первый план выдвигаются нарушения чтения и письма, которые являются следствием недоразвития устной речи, то есть вторичным дефектом.

Для правильной организации коррекционно-развивающего обучения необходимо учитывать особенности устной речи учащихся – уровень ее сформированности.

В ходе логопедического обследования установлено, что общая «смазанность», нечеткость произношения наблюдается как у занимавшихся, так и не занимавшихся ранее с логопедом учащихся с недоразвитием речи; фиксируется недоговаривание окончаний, неправомерное редуцирование слогов. Обследование фонематического восприятия обнаруживает, что большинство учащихся испытывают затруднения при выделении заданных звуков, определении их числа и последовательности в слове, а также при воспроизведении структурно сложных слов и дифференцировании звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Неполноценность звуковой стороны речи  сочетается с недоразвитием лексико-грамматических средств языка. Имеющийся лексический запас достаточен для обиходного общения, однако при изменений условий коммуникации (учебная ситуация) выявляются ряд погрешностей в речи, которые не позволяют ученику полноценно усваивать программу общеобразовательной школы.

Итак, учащиеся  вторых – четвертых классов допускают нестабильные ошибки в процессе использования словарного запаса, грамматических категорий и синтаксических конструкций. Дети с трудом усваивают новую лексику (особенно слова, обозначающие абстрактные понятия), учебные термины, сложные синтаксические конструкции. Все это, а также недостаточная актуализация языковых средств (при определенной их ограниченности) создают трудности на пути к овладению принятой в школе речевой (дидактической) коммуникацией и учебными понятиями.

В процессе обучения у учащихся постепенно формируется монологическая, контекстная речь. Однако развитие ее протекает весьма своеобразно и замедленно. На фоне недоразвития внутреннего программирования, синтаксического структурирования связного текста, а также определенных трудностях адекватного использования лексико-грамматических средств языка.

Таким образом, в ходе логопедических занятий осуществляется восполнение пробелов и дальнейшее совершенствование коммуникативной и обобщающей функции речи. Однако такого рода общение возможно только при определенной организации процесса обучения. Поэтому в течение всего периода занятий коррекционные упражнения необходимо предъявлять  в форме заданий, выполнение которых требует от детей активной мыслительной деятельности. Такая деятельность возникает лишь в ходе специально организованного общения детей в различных видах совместной деятельности. Именно в этих условиях происходит развитие регуляторного звена собственной речи ребенка и его поведения как общего, так и речевого (произвольность в общении), когнитивных способностей, произвольности в подборе языковых средств и адекватности использования их в процессе учебной работы.

При составлении учебной программы использованы пособия по коррекционной работе с обучающимися, имеющие речевые нарушения:

Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «АРКТИ» 1999г.

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Москва «Владос» 2001г.

Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» Москва «Владос» 1997г.

Мазанова Е.В. «Школьный логопункт» Москва «Гном» 2011г.

Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» Москва «Астрель» 2005г.

Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» Москва 2013г.

Цель программы:

коррекция нарушений устной и письменной речи и формирование речевой и коммуникативной компетенции.

Задачи программы:

  • коррекция и совершенствование звуковой стороны речи;
  • коррекция и совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
  • уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок фонем;
  • развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение словарного запаса;
  • развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Коррекционная работа состоит из трёх этапов.

Цель I этапа

коррекция и совершенствование звуковой стороны речи, на основе которых строится работа по устранению нарушений чтения и письма.

Задачи I этапа

  • ликвидация пробелов (обусловленных недоразвитием устной речи) в развитии предпосылочных компетенций, которые необходимы для усвоения разделов программы обучения родному языку.
  • Формирование готовности к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова.
  • Развитие внимания, памяти и мышления.
  • Формирование и развитие связной выразительной речи, обогащение

словарного запаса.

  • Развитие анализаторов (слухового, зрительного и кинестетического), участвующих в акте речи, письма и чтения.

Основные направления работы

  1. Коррекция и совершенствование звуковой стороны речи:
  • формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
  • дифференциация звуков и букв;
  • уточнение и совершенствование лексического запаса и грамматического строя.
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приёмов самоконтроля;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • самостоятельное выделение учебной задачи;
  • планирование предстоящей деятельности;
  • работа в определённом темпе;
  • применение знаний в новых ситуациях.

Структура и содержание I этапа

Первый этап коррекционно-развивающего обучения продолжается с сентября по март, что составляет примерно 50 – 60 занятий. Занятия проводятся в групповой форме 3 раза в неделю. Длительность занятия 40 минут.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу первого этапа у учащихся должны быть:

  • сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • отдифференцированны все звуки.
  • уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции некоторых видов сложных предложений;
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины;
  • сформированы мыслительные ОУУН.

Цель II этапа

Формирование морфологических обощений

Основные задачи и направления работы

  1. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса главным образом на основе овладения детьми различными способами словообразования;
  • формирование семантических полей: выделение и объяснение лексического значения общего корня в гнезде родственных слов; нахождение общей морфемы в словах; нахождение сходств и отличий (в плане семантики) в наборе однокоренных слов.
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
  • совершенствование навыков чтения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности;
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приёмов самоконтроля;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности;
  • контроль за ходом своей деятельности;
  • работа в определённом темпе;
  • применение знаний в новых ситуациях.
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

Структура и содержание второго этапа

На второй этап коррекционно-развивающего обучения отводится примерно 35 – 45 занятий. Занятия проводятся в групповой форме 3 раза в неделю. Длительность занятия 40 – 45 минут.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу второго этапа учащиеся должны научиться:

  • ориентироваться в морфемном составе слова, т. е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций;
  • передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.

Цель III этапа

Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания в процессе работы над текстом.

Основные задачи и направления работы

1. Развитие навыков построения связного высказывания.

2. Программирование смысловой структуры высказывания.

3. Установление связности и последовательности высказывания

4. Отбор языковых средств, для построения высказывания в тех или иных целях (общения: наблюдение, доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Структура и содержание третьего этапа

Коррекционно – развивающие занятия проводятся в групповой форме один раз в неделю начиная с апреля (первый год обучения) и на протяжении всего второго года обучения по методике В.К. Воробьевой. Занятие длится 45 минут. Основным содержанием работы является развитие умений и навыков построения текста различных стилей и типов: определение темы и основной мысли текста, последовательности, связности предложений и смысловой зависимости между ними.

Оценка результативности программы

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года

К концу третьего этапа учащиеся должны научиться:

  • составлять предложения различных синтаксических конструкций;
  • анализировать текст:
  • определять тему рассказа (текста);
  • определять основную мысль текста;
  • определять последовательность и связность предложений в тексте;
  • устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
  • составлять план связного высказывания.

Сравнительный анализ результатов, полученных на начало и на конец года позволяет проследить динамику каждого ребёнка. Данные, полученные в ходе диагностики и наблюдений за каждым ребёнком, заносятся в речевую карту. В ходе реализации коррекционно - развивающей программы идёт тесное взаимодействие логопеда с педагогом класса. Оно заключается в информировании педагога о результатах первичной и завершающей диагностики, проявлениях положительной динамики в ходе проведения занятий.

        Приложение 1.

Календарно – тематическое планирование логопедических занятий.

Группа нарушения чтения и письма, обусловленная НВОНР 2 класс.

30 учебных недель (90 ч.).

Дата

Тема занятия.

Лексико-грамматические упражнения

1 группа

2 группа

3 группа

1

Повторение. Звуки и буквы. Звуковой состав слов.

Глаголы с приставками В-, ВЫ-, ПОД-, ОТ-.

2

Повторение. Звуки речи: гласные и согласные.

Глаголы с приставками ПЕРЕ-, ПРИ-, У-, ОТ-, В-, ВЫ-, ПОД-, ЗА-, НА-.

3

Р/Р Лексико-синтаксическая связь предложений в тексте. Использование местоимений.

4

Повторение. Согласные звуки: мягкие и твердые.

Глаголы с приставками.

5

Два способа обозначения мягкости согласных на письме.

Существительные, образованные с помощью суффиксов –ОНОК-, ЁНОК-, -АТ-, -ЯТ-.

6

Р/Р Лексико-синтаксическая связь предложений в тексте. Использование местоименных наречий.

7

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных 2 ряда.

Существительные, образованные с помощью суффиксов –ОНОК-, ЁНОК-, -АТ-, -ЯТ-.

8

Обозначение мягкости согласных Ь знаком.

Существительные, образованные с помощью суффиксов –ОНОК-, ЁНОК-, -АТ-, -ЯТ-.

9

Р/Р Лексико-синтаксическая связь предложений в тексте. Использование текстовых синонимов.

10

Обобщение. Закрепление.

Существительные, образованные с помощью суффиксов –ИХ-, -ИЦ-.

11

Контрольное списывание.

12

Р/Р Лексико-синтаксическая связь предложений в тексте. Использование текстовых синонимов.

13

Анализ работ. Работа над ошибками.

Существительные, образованные с помощью суффиксов –ИХ-, -ИЦ-.

14

Слоговой состав слов. Слогообразующая роль гласных.

Существительные, образованные с помощью суффиксов –ИХ-, -ИЦ-.

15

Р/Р Составление рассказа по готовому картинно-графическому плану.

16

Закрепление правил переноса слов.

Структура и смысл предложения.

17

Закрепление правил переноса слов.

Структура и смысл предложения. Кто? Что делает?

18

Р/Р Составление рассказа по готовому картинно-графическому плану.

19

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

20

Анализ работ. Работа над ошибками.

Распространенные и нераспространенные предложения.

21

Закрепление.

Количество слов в предложении.

22

Согласные звуки. Звонкие  - глухие. Парные согласные звуки по звонкости и глухости.

Количество слов в предложении.

23

Дифференциация звуков [с] - [з] в слогах и словах.

Количество слов в предложении.

24

Р/Р Составление рассказа по готовому картинно-графическому плану.

25

Дифференциация звуков [с] - [з] в словах, предложениях.

Количество слов в предложении.

26

Дифференциация звуков [с] - [з] в предложениях, текстах.

Существительные с суффиксами –НИК-, -НИЦ-.

27

Р/Р Составление рассказа по готовому картинно-графическому плану.

28

Звуки [с] - [з] в слабой позиции (конец слова). Подбор проверочных слов.

Существительные с суффиксами –НИК-, -НИЦ-.

29

Дифференциация звуков [п] - [б] в слогах и словах.

Существительные с суффиксами –ЩИК-, -ИСТ-.

30

Р/Р Составление рассказа по заданному заголовку.

31

Дифференциация звуков [п] – [б] в словах, предложениях.

Повторение.

32

Дифференциация звуков [п] - [б] в предложениях, текстах.

Относительные прилагательные.

33

Р/Р Составление рассказа по заданному заголовку.

34

Звуки [п] - [б] в слабой позиции (конец слова). Подбор проверочных слов.

Относительные прилагательные.

35

Дифференциация звуков [в] - [ф] в слогах и словах.

Относительные прилагательные.

36

Р/Р Составление рассказа по заданному заголовку.

37

Дифференциация звуков [в] - [ф] в словах, предложениях.

Относительные прилагательные.

38

Дифференциация звуков [в] - [ф] в предложениях, текстах.

Сравнительная степень прилагательных и наречий.

39

Р/Р Закрепление навыков связной повествовательной речи.

40

Звуки [в] - [ф] в слабой позиции (конец слова). Подбор проверочных слов.

Сравнительная степень прилагательных и наречий.

41

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

42

Анализ работ. Работа над ошибками.

Притяжательные прилагательные.

43

Дифференциация звуков [г] - [к] в слогах и словах.

Притяжательные прилагательные.

44

Дифференциация звуков [г] - [к] в словах, предложениях.

Согласование притяжательных прилагательных с существительными в роде и числе.

45

Р/Р Сопоставление двух вариантов описательного рассказа с полным и неполным набором признаков. с 122

46

Дифференциация звуков [г] - [к] в предложениях, текстах.

Повторение.

47

Звуки [г] – [к] в слабой позиции (конец слова). Подбор проверочных слов.

Повторение.

48

Р/Р Сопоставление двух вариантов описательного рассказа с полным и неполным набором признаков. с 122

49

Дифференциация звуков [д] - [т] в слогах и словах.

Существительные множественного числа в винительном падеже.

50

Дифференциация звуков [д] - [т] в словах, предложениях.

Существительные множественного числа в родительном падеже.

51

Р/Р Знакомство с программой описательного рассказа на примере рассказа «Мяч». с 118

52

Дифференциация звуков [д] - [т] в предложениях, текстах.

Существительные множественного числа в родительном падеже.

53

Звуки [д] - [т] в слабой позиции (конец слова). Подбор проверочных слов.

Существительные множественного числа в родительном падеже.

54

Р/Р Знакомство с программой описательного рассказа на примере рассказа «Крокодил». с 118

55

Закрепление изученного материала. Обучающий диктант.

56

Анализ работ. Работа над ошибками.

Существительные множественного числа в родительном падеже.

57

Р/Р Знакомство с программой описательного рассказа на примере рассказа «Зима». с 124

58

Дифференциация звуков [ш] - [ж] в слогах и словах.

Существительные множественного числа в родительном падеже.

59

Дифференциация звуков [ш] - [ж] в словах, предложениях.

Существительные множественного числа в дательном падеже.

60

Р/Р Правила лексико-синтаксической связи предложений в описательной речи. Использование местоимений.

61

Дифференциация звуков [ш] - [ж] в предложениях, текстах.

Существительные множественного числа в творительном падеже.

62

Звуки [ш] - [ж] в слабой позиции (конец слова). Подбор проверочных слов.

Существительные множественного числа в предложном падеже.

63

Р/Р Правила лексико-синтаксической связи предложений в описательной речи. Использование местоимений.

64

Обобщение по теме парные согласные звуки.

Повторение.

65

Звонкие согласные звуки, не имеющие пару: [м, л, н, р, й].

Повторение.

66

Р/Р Правила лексико-синтаксической связи предложений в описательной речи. Использование синонимов.

67

Глухие согласные звуки, не имеющие пару: [ц, щ, х, ч].

Повторение.

68

Закрепление изученного материала.

Повторение.

69

Р/Р Правила лексико-синтаксической связи предложений в описательной речи. Использование синонимов.

70

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

71

Анализ работ. Работа над ошибками.

Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД.

72

Обобщающее занятие.

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

73

Дифференциация звуков и букв [с] - [ш].

Структура и смысл предложения.

74

Дифференциация звуков и букв [з] - [ж].

Структура и смысл предложения.

75

Р/Р Распространение простых предложений за счет включения в них имен прилагательных.

76

Дифференциация звуков и букв [с] - [ц].

Структура и смысл предложения.

77

Дифференциация звуков и букв [ч] - [ц].

Структура и смысл предложения.

78

Р/Р Распространение простых предложений за счет включения в них имен прилагательных.

79

Дифференциация звуков и букв [ч] - [т`].

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.

80

Дифференциация звуков и букв [ч] - [щ].

Сложноподчиненные предложения с причинно-следственной связью.

81

Р/Р Распространение простых предложений за счет включения в них наречий.

82

Дифференциация звуков и букв [с`] - [щ].

Сложноподчиненные предложения с причинно-следственной связью.

83

Дифференциация сонорных звуков [л`] - [й].

Сложноподчиненные предложения с причинно-следственной связью.

84

Р/Р Распространение простых предложений за счет включения в них наречий.

85

Дифференциация сонорных звуков [л] - [р].

Сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

86

Дифференциация сонорных звуков [л`] - [р`].

Повторение.

87

Контрольное списывание.

88

Закрепление.

Повторение.

89

Итоговый диктант с грамматическим заданием.

90

Анализ работ. Работа над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа «Коррекция нарушений звукопроизношения» у учащихся 1 класса (с ротацизмом)

В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требова...

«Использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2-4-х классов 7-го вида».

Аттестационная работа, написанная на курсах повышения квалификации в 2014 году. В работе раскрываются нетрадиционные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ ЗПР и  детьми с нарушениями речи, в том чи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Цель данной системы коррекционного обучения -  усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического  ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

Рабочая программа "Графика и письмо" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)

Рабочая программа "Графика и письмо" для учащихся 4 класса с ТМНР (8.2)...

Программа коррекции нарушений письма и чтения у учащихся 2 класса с ОНР.

Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи....