Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса
план-конспект на тему

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса. Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок» Грамматическая «Предлог и приставка». Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.87 КБ

Предварительный просмотр:

Разработан учителем-логопедом

ГБОУ ЦППМСП Пушкинского района

Покусаевой Е.В.

Конспект открытого логопедического занятия по программе «Коррекция смешанной дисграфии» у учащихся 3 класса

Тема: Логопедическая «Дифференциация предлогов и приставок»

           Грамматическая «Предлог и приставка»

Дата проведения: 26.01.2018

Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Задачи:

Образовательные.

1. Закрепление отличительных признаков приставок и предлогов;

2. Формирование навыков правильного написания предлогов и приставок;

3. Совершенствовать умение выделять приставку из слова, а предлог из предложения.

Коррекционно-развивающие:

1.Пополнять и активизировать словарный запас через подбор однокоренных слов, овладение учебной терминологией по теме занятия.

2.Развивать умение сравнивать на основе самостоятельного выделения существенных признаков для сравнения.

3.Коррегировать и совершенствовать навык чтения и письма путем тренировочных упражнений.

4.Совершенствовать понимание прочитанного на материале деформированного текста

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к слову через использование занимательного материала.

2.Совершенствовать навык самоконтроля на основе сравнения с образцом.

3.Воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга.

Используемые педагогические технологии:

- элементы игровых технологий

- здоровьесберегающие технологии

-элементы технологии разноуровневого обучения (дифференцированный подход)

Оборудование урока: картинки «Зима», иллюстрации к сказке «Снежная королева», карточки с заданиями, графическое изображение предлога и приставки.

этапы

деятельность

Оборудование урока

время

Учителя-логопеда

учащихся

1.организационный момент

Ребята, у нас сегодня гости. Кивком головы и улыбкой поприветствуйте их.

- Пожелайте друг другу успехов на занятии (игра-пожелание «Удачи тебе»)

приветствуют гостей

Поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

- Желаю (большие пальцы)

- Успеха (указательными)

- большого (средними)

- во всем (безымянными)

- и везде (мизинцами)

- удачи тебе на занятии (всей ладонью)

1мин

2.подготовительный

2.1Работа с однокоренными словами

2.2Развитие звукового анализа и синтеза

-  Какое сейчас время года?

- Какая погода зимой?

- Подберите к слову зима подходящие слова – признаки (прилагательные)

- Зима, какая?

Рассмотрите зимнюю картинку, назовите все предметы, изображенные на картинке, какие слова, из названных вами однокоренные

Посмотрите на картинку, какой цветок на ней изображен,

Является оно однокоренным словом к данным словам?

В какой сказке мачеха просила к новому году набрать корзину подснежников

А в какую сказку мы с вами отправимся, узнаем, если отгадаем имя героини этой сказки

4 буква в слове снеговик      

3 буква в слове снег              

6 буква в слове снегирь        

3 буква в слове подснежник

последняя буква в слове снегурочка

- какая это сказка?

Сегодня мы с вами отправимся в царство Снежной королевы и поможем Герде спасти Кая. Для этого вам придётся преодолеть различные препятствия.

За каждый удачно пройденный этап вы будете получать букву и если соберете все, то у вас получится слово, которое просила собрать Кая Снежная королева.

И вот вам первое задание :

- Вспомните однокоренные слова, которые вы называли и назовите  слово с приставкой.

Почему его так назвали?

Выделите приставку в слове подснежник, предлог  под снегом

И сегодня  на занятии мы будем учиться отличать предлоги от приставок.

Вы справились с первым заданием и получаете  первую букву В

Зима

Снежная, морозная, вьюжная, морозная, солнечная, волшебная

Снеговик, Снегурочка, снег, снегирь

подснежник

да

«Двенадцать месяцев»

Г

Е

Р

Д

А

Снежная королева

(подснежник)

Подснежник – под снегом

Картина «Зима»

Зимняя картинка

Иллюстрации к сказке «Снежная королева»

2 мин

2мин

1мин

3мин

2мин

3. повторение ранее полученных знаний

 Назовите слова, которые вы нашли в этой строчке.

Что осталось, прочитайте

Что это за слова?

Что вы знаете о предлогах? 

- Из того, что выделили в рамочки, найдите только приставки

- Что вы знаете про приставки? 

Составьте предложение, используя только эти слова. Не получается? Почему? 

Что нужно для связи слов в предложении? Какой

Какой предлог надо вставить? 

Составьте сейчас предложение

- Докажите, что это предлог

Вы справились и с этим заданием и получаете следующие буквы Е,

 (слова)

веселый, сверчок, гуляет, полянке.

К, перед, от, за, кроме, на, для, по

предлоги        

Это часть речи, служит для связи слов в предложении, пишется отдельно от слов)

От, на, за, по

часть слова, служит для образования новых слов, пишется слитно со словом).

Нет предлога

необходим предлог в предложении

на

 Между предлогом «на» и словом «полянке» можно вставить слово.

Карточки со словами(слова написаны в строчку без пробелов)

КПЕРЕДВЕСЁЛЫЙ

ОТСТОИТ

ЗАСНЕГОВИК

КРОМЕ

НАДЛЯПОЛЯ

НКЕПО

8мин

Гимнастика для глаз

А сейчас отправимся в путь за снежинкой, перемещает снежинку вправо-влево, вверх-вниз, делает круговые движения.

Следят глазами за снежинкой

С неба падает зимою,

И кружится над землею

 Легкая пушинка

Белая снежинка.

Вот она летает, а глазки ваши наблюдают

4. закрепление материала

4.1. Работа со словом

Дифференциация предлогов и сходных приставок

4.2. Работа со словосочетанием.

Работа в тетради

Прочитайте слова.

 Определите, где слова с приставками, а где с предлогами?

Как это можно сделать?

Вот вы прошли еще одно испытание и

получаете следующую букву Ч

 Откройте тетради, запишите число. Выполните следующее задание.

Раскройте скобки, запишите правильно слова с приставками и предлогами.

проверка

Каким правилом пользовались при выполнении этого упражнения?

И с этим задание вы справились и вот вам следующая буква Н

 

между предлогом и словом можно вставить слово-признак, а между приставкой и корнем ничего вставить нельзя

поднимают карточки с соответствующим символом

записывают словосочетания в тетрадь, раскрывая скобки

между предлогом и словом можно вставить другое слово, а между приставкой и корнем – нельзя.

Карточки с графическим обозначением педлога и приставки

(за)горой, (за)бежать, (с)вернуть, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (в)летел, (в)дом

карточки

(с)катился (с)горы,

(по)бежали (по)дорожкам,

(про)читал (про)снегирей

3мин

3мин

Физминутка

Мы читали и писали

И немножечко устали,

Физкультминутку проведём

И все вместе отдохнём.

Руки в стороны возьмите

И на пояс опустите,

Шаг на месте, раз, два, три,

Плечи шире разверни,

Проведём одну игру,

Все присядем, скажем: «у»,

Быстро встанем, скажем: «а»,

Повторяют за логопедом

2мин

4.3Работа с деформированным предложением

Составьте пословицу из слов, назовите слово с приставкой

слова с предлогом

и следующая буква О

замерзает, и горшок

В январе, на печи

В январе и горшок на печи замерзает

2мин

4.3Работа с предложением и текстом

 Прочитайте предложения

Сколько рассказов можно составить из этих предложений?

О чем будет первый рассказ?

Прочитайте предложения, которые относятся к этому рассказу

Как можно озаглавить рассказ?

О чем второй рассказ?  

Прочитайте его

Как назовем этот рассказ?

Запишите понравившийся рассказ, раскрывая скобки. Выделите приставки и подчеркните предлоги.

Укажите предлоги и приставки

Еще одно препятствие пройдено и следующая буква С

А сейчас посмотрите на доску и прочитайте стихотворение, вставьте  пропущенные слова где слово с предлогом, а где с приставкой

Объяснение слов: полуторка (Об участии автомобиля ГАЗ-АА ("полуторка") в войне 1941-1945 годов написано огромное количество книг. Но самым главным историческим маршрутом, по которому курсировала легендарная машина, была "дорога жизни", проложенная по льду Ладожского озера. Это был единственный путь, связывающий блокадный Ленинград с внешним миром. По льду могли пройти только легкие ГАЗ-АА. Военная "полуторка" с затемненными фарами осторожно проходила дистанцию под огнем немецкой артиллерии, доставляя в осажденный город продовольствие. Много автомобилей ушло под лед, но все же город был спасен не в последнюю очередь благодаря самоотверженности легендарной "полуторки"

 Ба́ржа (также используется Баржа́) — плоскодонное грузовое судно,

Занос. Насыпь, сугроб, образованные бурей, вьюгой, ураганом и преграждающие путь. Снежные заносы.

Напомнить, что 27 января день снятия блокады

Следующая буква Т

2

О горке

Горка

О елке

Елка

Взаимная проверка

Подбирают графическое изображение  предлога или приставки

На)дворе была гора.

(В)зале стоит душистая ёлка.

Весь день (на)горе много детей.  

(На)ветках игрушки.

(К)пушистой красавице (при)бежали дети.  

Митя (на)санках (с)катился (с)горы.

Запись на доске:

Сугробы снега вьюги   (на мели, намели)

И у ворот как баржа (намели, на мели)

Полуторка стоит.

Ну и (за нос, занос).

Я вышел за ворота, а мороз

Как затрещит-и хвать меня ( занос ,за нос).

7 мин

4 мин

5.Итог занятия. Рефлексия

А теперь ребята, мы с вами построим дом из основных правил различия предлогов и приставок

 Чему учились на занятии? Еще раз вспомним, что такое приставка и предлог.        

Сегодня мы с вами научились различать предлоги и даже построили им домик

Последнее препятствие пройдено и последняя буква Ь

Обратная связь. Нарисуйте на полях тетради небольшой кружок и поставьте в нем один из знаков препинания, обозначающих завершение предложения

« Восклицательный знак” - все было понятно, есть уверенность, что знания по теме твердые»

“Точка” - на занятии все было понятно.

“Знак вопроса” - осталось ощущение, что что – то непонятно.

 “Многоточие” - тема кажется непонятной.

дети отвечают и вывешивают фрагменты домика на доску .

Дети рисуют круг и в нем

один из знаков

2мин

6. Пароль на выход

Вы молодцы, справились со всеми заданиями и чтобы расколдовать Кая и выйти из царства Снежной королевы вам нужно собрать слово из букв-льдинок

Составляют слово «Вечность»

«льдинки- буквы»

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа КОРРЕКЦИЯ СМЕШАННОЙ ДИСГРАФИИ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Учебная программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии, обусловленной нерезко выраженным общим недоразвитием речи, у учащихся 2-х классов. Рассчитана на 72 часа....

Конспект открытого логопедического занятия по коррекции дисграфии в 5 классе

В документе представлен конспект открытого логопедиеского занятия по исправению дисграфии в 5 классе...

«Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов“, модуль III (36 занятий)».

Демонстрационная версия разработки «Использование контента Мобильного Электронного Образования на логопедических занятиях по программе „Коррекция смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов...

Занятие по коррекции смешанной дисграфии у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы.

Тема:   Анализ простых  предложений различной   структуры....

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Звук и буква Т» 1 класс

laquo;Звук и буква Т» 1 классЦель: познакомить детей со звуком «Т».Задачи:- Учить детей выделять на слух звук (т);- Закрепить понятие «твердый звук», навык деления ...