Индивидуальная программа «Коррекция нарушений звукопроизношения» у учащихся 1 класса (с ротацизмом)
рабочая программа по теме
В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте.
Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на разрешение проблемы.
Настоящая программа разработана на основе личностно-ориентированного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ped_opyta.docx | 53.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Эрги-Барлык» Барун-Хемчикского кожууна
Рассмотрена на заседании научно-методического совета Протокол № ___ от «___»____________ 20 г. | Согласована заместителем директора по НМР _______ / Саая А.А./ от«___»___________20 г. | Утверждена Директором МБОУ СОШ с.Эрги-Барлык ____________/Саая А.Ю./ от«___»__________20 г. |
Индивидуальная программа
«Коррекция нарушений звукопроизношения»
у учащихся 1 класса (с ротацизмом)
Составила Сарыглар Татьяна Дакылова
Пояснительная записка
С каждым годом увеличивается поток детей с нарушением звукопроизношения (ФНР, ФФНР), поступающих в нашу школу. Согласно анализа логопедической работы в 2010–2011 уч. г. количество детей с ФНР и ФФНР составляло 12 человек из числа учащихся 1-х классов, 2011–2012 уч.г. – 14 человек из числа учащихся 1-х классов, 2012–2013 уч. г. – 15 человек из числа учащихся 1-х классов. Причин такого роста много: недостаточное количество мест для детей в ДОУ, отсюда не все дети охватываются дошкольным образованием. Большинство детей дошкольного возраста соматически ослаблены, часто болеют, пропускают занятия с логопедом, поэтому постоянно нарушается системность в логопедической работе; рост асоциальных семей, в которых родители уделяют недостаточное количество времени воспитанию и развитию своих детей, и т.д. В школы хлынули потоки детей с различными речевыми нарушениями, которые должны были скорректированы в дошкольном возрасте. Другая проблема - в уже существующих методических материалах: педагогические подходы начинают устаревать, если рассматривать их в рамках нового государственного образовательного стандарта.
Назрела необходимость создания программы, отвечающей современным требованиям и направленной на разрешение проблемы.
Настоящая программа разработана на основе личностно-ориентированного подхода.
В ходе разработки частично использовалась тематика поурочного планирования работы с группой учащихся 1-го класса, из книги Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе». - М. ТЦ Сфера , 2005. -192с.
Для создания новой программы были проанализированы:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. М., 2001.
2. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
(в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984.
- Ястребова А.В., Бессонова, Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
- Шаблыко Е.И. - Коррекция нарушений произношения сонорных звуков. ТЦ Сфера: 2013.
Цель программы: организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников.
Основные задачи:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения
у младших школьников.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
- Формирование фонематического слуха, восприятия, анализа и синтеза.
- Развитие пространственно-временных представлений.
- Совершенствование лексико-грамматической стороны речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов,
относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей
навыков активного использования различных способов
словообразования;
- уточнение используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического
оформления речи, путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Формирование связной речи как средство и форму мыслительной деятельности:
- развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания в процессе проектной деятельности;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, содержания текста, сюжетной картины).
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности к языковым явлениям;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
9. Формирование полноценных общеучебных умений и навыков.
10. Формирование коммуникативных умений и навыков.
11. Совершенствование мелкой моторики.
12. Воспитание любви к речи, к родному языку.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы, а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
При построении программы учитывались следующие принципы:
- принцип гуманистической направленности педагогического процесса (развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих младшему школьнику преодолевать жизненные препятствия (несмотря на дефекты речи различного генеза преодолевать комплексы неполноценности).
- личностно-ориентированного подход;
- дифференцированного подхода (учитывалась различная структура дефекта, возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка);
- принцип доступности (соответствует возрастным особенностям) ;
- практичности (знания и умения, полученные на занятиях, могут использоваться как повседневной жизни, так и как инструмент успешности в учебной деятельности);
- комплексности (система занятий построена на межпредметных связях).
Такие установки способствуют высокой эффективности коррекционной работы, максимально используя возможности ребенка.
Курс коррекционного обучения рассчитан на 9 месяцев (сентябрь — май). Составляет примерно 60-80ч.(2-3ч. в неделю) с детьми, имеющими ФФНР и 3-9 месяцев – 20-60ч., с детьми, имеющими ФНР. Время коррекционной работы зависит от характера и степени выраженности речевого нарушения, а также динамики его коррекции. Зачастую работа по коррекции речи возрастает за счет отсутствия или слабой работы со стороны родителей учащихся.
Основное содержание коррекционно-логопедической работы в Рабочей программе проводится в четыре этапа:
1 этап: подготовительный (до 20 час).
2 этап: основной. Формирование первичных произносительных умений и навыков (до 10 ч.).
3 этап: этап коммуникативных умений и навыков (30- 50ч.).
4 этап: оценочный (2 ч.).
Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 25 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Индивидуальные занятия предусматривают дифференцированные задания для детей с нарушениями звука [р]. Индивидуальные занятия проводятся с одним ребенком, в основном по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, коррекции нарушений функций с учетом возможностей каждого ребенка.
В основу методики занятий положен метод игровой технологии в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Все занятия ориентированы на психическую защищённость ребёнка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.
Требования в программе распространяются на индивидуальные занятия:
1. Цель и тема занятия пронизывают все этапы, все виды работы.
2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь и целенаправленность.
3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.
4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
5. Доступно формулировать инструкцию заданий.
2. Максимальная насыщенность изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом.
3. Сочетание учебных и игровых форм (интегрированные, комбинированные занятия).
4. Наглядность в зависимости от этапа и содержания работы.
5. Систематическая работа над развитием мышления, внимания, памяти.
6. Постоянно звуко-буквенный анализ и синтез.
7. Развитие словаря и грамматического стоя речи.
8. Развитие связной речи по нарастающей сложности.
Логопедическое сопровождение носит не только творческий характер, но и практический, поэтому в ходе работы используются практические методы: частично-поисковый, моделирование, конструирование; наглядные методы (используется наглядность). Игровые технологии являются неотъемлемой частью всех занятий, т.к. программа предназначена для детей 1-го класса и рассчитана на детей 6,5-7 летнего возраста.
Все типы занятий делятся на обучающие, закрепляющие, комбинированные.
В структуре традиционного логопедического занятия выделяются
следующие компоненты:
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3. Изложение и закрепление нового материала.
4. Работа над звуковым анализом и синтезом.
5. Физминутка.
6. Лексико-грамматические задания.
7. Графомоторные упражнения.
8. Пальчиковая гимнастика.
9. Обобщение изученного, подведение итогов.
10. Рефлексия.
Требования к уровню подготовки учащихся
На основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в начальной школе, к концу прохождения программы учащиеся должны:
Знать:
пишем и видим).
Уметь:
- Звуковая сторона речи. Фонематические процессы:
- чисто произносить все звуки речи;
- вычленять сонорные звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции;
- различать гласные и согласные звуки и букв;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и
мягким знаком;
- обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных
позициях;
- проводить слоговой анализ, выделять ударный слог,
переносить слова по слогам;
- проводить звукобуквенный анализ слов.
- Лексико-грамматический строй речи:
- знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим
темам;
- активизировать через речевую практику усвоенную лексику;
- понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия
предметов, их признаки, действия;
- согласовывать существительные с прилагательными и глаголами,
числительными, образовывать новые слова;
- понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы
речи.
- Работа над предложением и связной речью:
- усвоить понятие предложения из двух и нескольких слов, связанных
по смыслу и выражающих законченную мысль;
- составлять модель простого двусоставного предложения;
- уметь распространять предложение по модели и вопросам;
- пересказывать сказку, рассказ;
- составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.
- Неречевые процессы:
- знать времена года, дни недели, части суток;
- определять пространственные направления и обозначать их
вербально;
- уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы, и явления;
- классифицировать предметы по заданному признаку.
- Развитие общеучебных умений и навыков:
- готовить свое рабочее место и материал к занятию;
- убирать рабочее место по окончании занятия;
- воспринимать инструкцию учителя и действовать последовательно по
ее выполнению;
- уметь выделять главное;
- вести учебный диалог;
- отвечать на вопросы полным предложением;
- выполнять обязанности дежурного.
Данный вариант последовательности изучения тем и количество часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФНР, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от того, уровень сформированности звуковой стороны речи у детей.
Перспективный план работы
с детьми, имеющими ротацизм
1 этап: Подготовительный
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
№ | Содержание работы | Кол. час. |
1. | Знакомство с органами артикуляции. Развитие внимания к речи. | 1 |
2. | Выделение звуков в словарном ряду. Формирование внимания и восприятия. | 1-2 |
3. | Вызывание звука по подражанию. Формирование внимания и памяти. | 1-2 |
4. | Создание артикуляционной базы звука (подготовительные артикуляционные упражнения). Работа над слуховым вниманием. | 2-15 |
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
№ | Содержание работы | Кол. час. |
1. | Постановка звука. Выделение звука в звуковом ряду. | 1-2 |
2. | Автоматизация звука в слогах, выделение в слоговом ряду. Развитие памяти. | 1-3 |
3. | Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, мелкой моторики. | 1-3 |
4. | Автоматизация звука в предложениях, выделение в предложении. Развитие памяти, внимания. | 1-2 |
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики.
№ | Содержание работы | Кол. час. |
1. | Автоматизация звука в стихах. Выделение звука в стихах. Развитие внимания, памяти. | 2-3 |
2. | Автоматизация звука при пересказе. Развитие внимания, памяти. | 2-5 |
3. | Автоматизация звука в пословицах, поговорках, загадках, потешках. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. | 2-5 |
4. | Автоматизация звука в рассказах, сказках, играх- драматизациях, сюжетно-ролевых играх. Развитие внимания, памяти, мелкой моторики. | 5-8 |
4 этап: Оценочный
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи: Оценка результативности коррекционной работы.
№ | Содержание работы | Кол. час. |
1. 2 | Экспресс-обследование формирования звукопроизношения учащихся Праздник «Говорим правильно и красиво!» | 1 1 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ПЛАН
коррекционно-логопедических занятий с учащимися 1 класса, имеющими ротацизм
Тема и содержание коррекционной работы | Кол-во часов | Недели обучения | Дата проведения |
Диагностический этап: (Экспресс- обследование звукопроизношения) Обследование речи, устойчивости внимания, работоспособности, наблюдательности, отношения к своему дефекту. Подготовительный этап: Знакомство с органами артикуляции при произнесении звука [р]. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Основной (коррекционный) этап: Постановка звука «р». Автоматизация звука «р» в слогах. Автоматизация звука «р» в словах. Автоматизация звука «р» в предложениях. Автоматизация звука «р» в чистоговорках. Автоматизация звука «р» в потешках. Автоматизация звука «р» в стихах. Автоматизация звука «р» в пословицах, поговорках. Автоматизация звука «р» в загадках. Автоматизация звука «р» при пересказе. Автоматизация звука «р» в рассказах. Составление рассказа по серии картин, по картине. Воспитание правильного произношения звука «й». Автоматизация звука «й» в словах, в предложениях. Автоматизация звука «й» в потешках, стихах. Автоматизация звука «й» в пословицах, поговорках, загадках. Автоматизация звука «й» в рассказах, сказках. Дифференциация артикуляции звуков «р-й». Воспитание правильной артикуляции звука «л». Автоматизация звука «л» в словах, предложениях. Автоматизация звука «л» в потешках, стихах. Автоматизация звука «л» в пословицах, поговорках, загадках. Автоматизация звука «л» в рассказах, сказках. Дифференциация артикуляции звуков «р-л». Дифференциация артикуляции звуков «р-л». Вызывание звука «р» по подражанию. Дифференциация звука «р-в» в слогах. Дифференциация звука «р-в» в словах. Дифференциация звука «р-в» в предложениях. Дифференциация звука «р-в» в потешках. Дифференциация звука «р-в» в стихах. Дифференциация звука «р-в» при пересказе. Дифференциация звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках. Дифференциация звука «р-в» в рассказах, сказках, играх. Воспитание правильного произношения звука «р-в». Дифференциация в слогах, словах. Закрепление правильной артикуляции звука «р-в», дифференциация в словах, предложениях. Дифференциация звука «р-в» в пословицах, поговорках, загадках. Дифференциация звука «р-в» в потешках, стихах. Дифференциация звука «р-в» при пересказе. Дифференциация звука «р-в» в рассказах, сказках, играх. Дифференциация звуков «р-в». Дифференциация артикуляции звуков «р-в». Дифференциация артикуляции Звуков «р-в». Воспитание правильной артикуляции звука «р-х». Автоматизация звука «р-х» в слогах, словах, предложениях, стихах, рассказах. Дифференциация артикуляции звуков «р-х». Дифференциация артикуляции Звуков «р-х». Воспитание правильной артикуляции звука «р-й-л». Автоматизация звука «р-й-л» в слогах, словах, предложениях. Автоматизация звука «р-й-л» в стихах, рассказах. Дифференциация звуков «р-й-л». Дифференциация артикуляции звуков «ш-щ». Дифференциация артикуляции звуков «р-г-в». Дифференциация артикуляции Звуков «р-в-г». Оценочный этап: Оценка результативности коррекционной работы. Экспресс-обследование звукопроизношения | 6 1
1 1 3 1 1 3 1 3 3 5 1 1 1 3 1 2 1 3 1 1 3 1 2 1 1 1 1 1 3 1 3 5 1 2 3-5 1 1 1-2 2 1 2 1 1-3 1-3 3 1 1 1 | сентябрь I – II III IV октябрь I II III IV ноябрь II III IV декабрь I II III IV январь III IV февраль I II III IV март I II III апрель I II III IV май I |
Содержание программы
1 этап: Подготовительный (20ч.).
Цель работы: Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Формирование артикуляционной базы речи.
Задачи:
1. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.
2. Выработка умения узнавать и различать фонемы.
3. Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных умений и навыков.
4. Формирование и развитие мелкой моторики в процессе
систематических тренировок.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования.
Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.
2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков (10ч.).
Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Задачи:
1. Постановка звука.
2. Автоматизация звука в словах и предложениях.
3. Формирование умения не смешивать звуки.
4. Формирование и развитие мелкой моторики.
Автоматизация поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом.
3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков 30-50ч.
Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
Задачи:
1. Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах. Развитие
внимания, памяти.
2. Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой
моторики. Развитие мышления.
Автоматизация поставленных звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах. Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д. Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.
Работа над звуковым анализом и синтезом. Пальчиковая гимнастика.
4 этап: Оценочный (2ч.).
Цель работы: Подведение итога логопедической работы.
Задачи:
- Оценка результативности коррекционной работы.
- Определение положительной динамики звукопроизношения.
Экспресс-обследование звукопроизношения.
Праздник «Говорим правильно и красиво!».
Методы отслеживания результативности:
- наблюдение за успешным решением задач осуществляется педагогом
на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей и темпов развития ребенка;
- открытые занятия на основе пройденного материала;
- обсуждение с детьми результатов деятельности;
- беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности воспитанника;
- оценка динамики работы с логопатами;
- количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого ребёнка-логопата и в протоколе-диагностике речевого развития.
Учебно-методические средства обучения:
- Белякова Л.И., Гончарова Н.Н. Методика развития речевого дыхания. М.,2004.
- Волкова Л.С. Логопедия. М., Просвещение, 1995.
- Выгодский Л.С. Мышление и речь. М.; Просвещение, 1982.
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе. М., 2001.
- Коноваленко В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательные упражнения. М.,2001.
- Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет.—М., 2003.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизации звуков у детей. Комплект из 4 тетрадей. М. 2006.
- Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Комплект из 9 тетрадей. М. 2005.
- Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. М.; Просвещение. 1996.
- Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М., 1993.
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). М.; Просвещение. 1978.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб., 1998.
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. М.; Просвещение. 1993.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. М., 2000.
15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М.; Просвещение. 1984
16. Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков.ТС: Сфера.2013.
Оборудование: Магнитная доска. Магниты. Зеркала по количеству учеников. Касса букв. Индивидуальные кассы букв. Звуковые сигналы. Карточки с индивидуальными заданиями, бланковые методики. Речевой и картинный материал по звукопроизношению и лексическим темам. Дидактические речевые игры.
Наглядно – иллюстративный демонстрационный и раздаточный материал, систематизированный по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интегрированных музыкально-логопедических занятий в работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с ОНР
Этот материал разработан для студентов музыкального отделения. Он с успехом используется ими на практике пробных уроков. В занимательной форме ученики актуализируют свои природоведческие знания, разви...
Рабочая программа по профилактике и коррекции нарушений письменной речи учащихся начальных классов
Данная рабочая программа направлена на профилактику и коррекцию нарушений письменной речи учащихся начальных классов. И рассчитана на учебный год: 66 часов в 1 классе 68 часов...
Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»
Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения с воспитанником старшей группы с ЗПР
Автоматизация звука [ж] в словах...
Презентация "Коррекция нарушений звукопроизношения при дизартрии"
Спобы постановки звуков....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...
Программа коррекции нарушений устной речи у учащихся 1 класса с ОНР.
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте....