Программа "Коррекция познавательной деятельности 2-4 классы, 5-9 классы".
рабочая программа по теме
Программа групповых дефектологических занятий по коррекции познавательной деятельности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности, 2-4 класс, 5-9 класс" | 352 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности, 2-4 класс» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.122010 №03-600 (Зарегистрирован Миностом Росс 03.03 2011 №22290).
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528).
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы, Москва, «Просвещение»,2010 г./ Соответствует учебному плану школы.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1983 г.
- Авторской программы: «Коррекция познавательной деятельности, 1-9 класс» (авторы Мырзагулова А.Д., Баландина Л.С.) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, - Тимиртау, 2010 год.
Программа «Коррекция познавательной деятельности, 2-4 классы» построена концентрически, что позволяет наиболее полно работать над развитием психических процессов учащихся с отклонениями в развитии в соответствии с дидактическими методами.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления учителем-дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.
Основной целью создания данной программы является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. А так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Задачи:
- Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
- Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
- Организация помощи учащимся в усвоении школьной программы по предметам.
В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:
- Коррекционно-развивающие игры.
- Уроки развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
- Уроки общения.
Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.
Содержание программы, метапредметные связи:
Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты о природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде. Во время занятий учащиеся рисуют, конструируют, лепят и т.д. Что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.
Учитывая психофизические особенности учащихся ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы №22 VIIIвида города Армавира, целесообразно следующее тематическое распределение часов.
2 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ В НЕДЕЛЮ
№ | Разделы | Тематика | Количество часов |
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие времени. | 2 |
Восприятие пространства | 2 | ||
Восприятие цвета | 2 | ||
Развитие кинестических ощущений и восприятия. | 2 | ||
Целостность восприятия. | 1 | ||
Дифференцированность зрительных восприятий. | 2 | ||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 2 |
Переключение внимания. | 2 | ||
Распределение внимания. | 2 | ||
3. | Память | Зрительная память. | 2 |
Слуховая память. | 2 | ||
4. | Мышление | Обобщение. | 2 |
Анализ. | 2 | ||
Синтез. | 2 | ||
Классификация | 2 | ||
5. | Коррекция учебной деятельности | Формирование математических представлений представлений. | 2 |
Развитие графических навыков. | 2 | ||
Коррекция знаний об окружающем мире | 1 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
3 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ
№ | Разделы | Тематика | Количество часов |
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие времени. | 2 |
Восприятие пространства | 2 | ||
Развитие кинестетических ощущений и восприятия. | 2 | ||
Дифференцированность зрительных восприятий. | 2 | ||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 2 |
Переключение внимания. Распределение внимания. | 2 | ||
3. | Память | Зрительная память. | 2 |
Слуховая память. | 2 | ||
Продуктивность запоминания. | 2 | ||
Полнота и точность представлений. | 2 | ||
4. | Мышление | Обобщение | 2 |
Анализ и синтез. | 2 | ||
Классификация. | 2 | ||
5. | Коррекция учебной деятельности | Формирование математических представлений. | 3 |
Коррекция знаний об окружающем мире | 2 | ||
Развитие грамматических навыков | 3 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
4 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ
№ | Разделы | Тематика | Количество часов |
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие формы, цветов и оттенков. | 2 |
Дифференцированность зрительных восприятий, развитие целостности восприятия. | 2 | ||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 2 |
Переключение внимания. | 2 | ||
Распределение внимания. | 2 | ||
3. | Память | Зрительная память. | 2 |
Слуховая память. | 2 | ||
Продуктивность запоминания. | 2 | ||
Полнота и точность представлений. | 2 | ||
4. | Мышление | Обобщение | 2 |
Анализ. | 2 | ||
Синтез. | 2 | ||
Классификация. | 2 | ||
5. | Коррекция учебной деятельности | Формирование математических представлений. | 3 |
Коррекция знаний об окружающем мире. | 2 | ||
Развитие грамматических навыков. | 3 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- целостная психолого-педагогическая культура;
- учебные мотивы;
- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
- основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
- нравственно-моральные качества;
- повыситься:
- уровень работоспособности;
- уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
- уровень развития памяти;
- уровень развития внимания;
- уровень развития мышления;
- уровень развития восприятия;
- уровень развития произвольной сферы;
- интеллектуального развития;
- уровень развития воображения.
- речевой активности;
- познавательной активности.
- уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах.
- уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.
- уметь выделять существенные элементы, части.
- уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.
- уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт.
- использовать навыки невербального и вербального общения.
- уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.
- уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;
- уметь передать свое отношение к поступкам или событиям.
- уметь применять средства выразительности.
- понимать чувства и переживания окружающих людей.
Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:
Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень – Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности.
- Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии.
- Диагностический альбом.
- Манипулятивные предметы (дидактический материал).
- Магнитофон, компьютер.
- КИТ (Компьютерные игровые тренажеры).
МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
- Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001
- Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
- Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
- Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2004
- 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
- "Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы", Н.П. Локалова, -М.,2001 г.
- Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
- Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
- Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
- Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.,2003
- Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.
- 3амский X. С. История олигофренопедагогики. - Ч.1. - М, 1974.
- Замский X. С. Л. С. Выготский и олигофренопедагогика. \\ Дефектология. – 1971. - № 6.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
- Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
- Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – Гл. 1. - М., 1962.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника - М., 1979.
- Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1976.
- Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. - М., 1974.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
учителей нач. классов подпись ф.и.о.
от 20 года № 1 20 года
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Коррекция познавательной деятельности, 5-9 класс» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ (ред. От 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и допю, вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
- «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.122010 №03-600 (Зарегистрирован Миностом Росс 03.03 2011 №22290).
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 (Зарегистрировано в Минюсте России 14 августа 2015 г. N 38528).
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, Москва, «Владос»,2011 г./ Соответствует учебному плану школы.
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель - НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1983 г.
- Авторской программы: «Коррекция познавательной деятельности, 1-9 класс» (авторы Мырзагулова А.Д., Баландина Л.С.) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, - Тимиртау, 2010 год.
Программа «Коррекция познавательной деятельности, 5-9 классы» построена концентрически, что позволяет наиболее полно работать над развитием психических процессов учащихся с отклонениями в развитии в соответствии с дидактическими методами.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления учителем-дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Критериями количественно и качественной оценки результатов обучения будет отслеживание уровня психических процессов учащихся, успеваемости по учебным предметам.
Основной целью создания данной программы является повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. А так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Задачи:
- Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.
- Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.
- Повышение мотивации к учебной деятельности.
- Организация помощи учащимся в усвоении школьной программы по предметам.
В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:
- Коррекционно-развивающие игры.
- Уроки развития высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
- Уроки общения.
Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.
Содержание программы, метапредметные связи:
Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя: Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты о природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде. Во время занятий учащиеся рисуют, конструируют, лепят и т.д. Что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.
5 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.
№ | Разделы | Тематика | Количество часов | |
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие времени и пространства. | 2 | |
Развитие кинестических ощущений и восприятия. | 2 | |||
Целостность восприятия. | 2 | |||
Дифференцированность зрительных восприятий. | 2 | |||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 2 | |
Переключение внимания. | 2 | |||
Распределение внимания. | 2 | |||
3. | Память | Зрительная память. | 2 | |
Словесно – логическая память. | 2 | |||
Продуктивность запоминания. | 2 | |||
Полнота и точность представлений. | 2 | |||
4. | Мышление | Обобщение и отвлечение. | 2 | |
Проблемные ситуации. | 2 | |||
Процессы абстракции. | 2 | |||
5. | Воля | Нравственные черты характера. | 1 | |
Эмоционально-волевая сфера. | 1 | |||
6. | Общение | Понимание контекстной речи. | 1 | |
Чувства. | 1 | |||
Я и другие. | 1 | |||
7. | Коррекция учебной деятельности. | Формирование математических представлений. | 1 | |
Развитие навыков письма и чтения. | 1 | |||
Коррекция знаний об окружающем мире. | 1 | |||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
6 КЛАСС (64 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 2 РАЗА В НЕДЕЛЮ.
№ | Разделы | Тематика | Количество часов |
1. | Ощущение и восприятие | Целостность восприятия. | 1 |
Восприятие времени и пространства. | 1 | ||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 1 |
Переключение внимания. | 1 | ||
Распределение внимания. | 1 | ||
3. | Память | Полнота и точность представлений. | 2 |
Зрительная и слуховая память. | 2 | ||
Продуктивность запоминания. | 2 | ||
Логическая память. | 2 | ||
4. | Мышление | Проблемные ситуации. | 2 |
Процессы абстракции. | 2 | ||
Критичность мышления. | 2 | ||
Обобщение и отвлечение | 2 | ||
5. | Воля | Особенности характера. | 1 |
Нравственность. | 1 | ||
6. | Общение | Язык жестов и движений (пантомимика). | 1 |
Язык эмоций и чувств (мимика). | 1 | ||
Мое настроение. | 1 | ||
Деловое общение. | 2 | ||
7. | Коррекция учебной деятельности | Формирование математических представлений. | 2 |
Развитие навыков письма и чтения. | 2 | ||
Коррекция знаний об окружающем мире. | 2 | ||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
7 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.
№ | Разделы | Тематика | Количество часов |
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие времени и пространства. | 1 |
Глазомер. | 1 | ||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 1 |
Распределения внимания. | 1 | ||
Самоконтроль. | 2 | ||
3. | Память | Развитие логической и механической памяти. | 2 |
Полнота и точность представлений. | 2 | ||
Продуктивное запоминание. | 2 | ||
4. | Мышление | Обобщение и отвлечение. | 1 |
Процессы абстракции. | 1 | ||
Логическое мышление. | 2 | ||
Критичность мышления. | 2 | ||
Внутренний план действий. | 1 | ||
5. | Воля | Нравственность. | 2 |
Мой характер. | 2 | ||
6. | Общение | Язык эмоций и чувств (мимика) | 1 |
Язык жестов и движений (пантомимика) | 1 | ||
Сплочение коллектива. | 2 | ||
Мое настроение. | 1 | ||
Сопротивление насилию. | 2 | ||
7. | Коррекция учебной деятельности | Коррекция учебной деятельности | 4 |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
8 КЛАСС (34 ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.
№ | Разделы | Тематика | Количество часов | |
1. | Ощущение и восприятие | Пространственные восприятия. | 2 | |
Чувство времени. | 2 | |||
2. | Внимание | Концентрация внимания. | 2 | |
Переключение внимания. | 2 | |||
Самоконтроль. | 2 | |||
3. | Память | Продуктивность запоминания. | 2 | |
Логическая память. | 2 | |||
4. | Мышление | Внутренний план действий. | 2 | |
Анализ, синтез, сравнение, обобщение. | 2 | |||
Проблемные ситуации. | 2 | |||
5. | Воля | Пресыщение. | 1 | |
Человек и его характер. | 1 | |||
6. | Общение | Навыки коммуникативного общения. | 1 | |
Сплочение коллектива. | 1 | |||
Вербальное и невербальное общение. | 1 | |||
Трудные ситуации. | 2 | |||
Чувства. | 1 | |||
Уверенность в себе. | 1 | |||
7. | Коррекция учебной деятельности. | Коррекция учебной деятельности. | 5 | |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
9 КЛАСС(34ЧАСА) ЗАНЯТИЯ 1 РАЗ В НЕДЕЛЮ.
№ | Разделы | Тематика | Количество часов | |
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие времени и пространства. | 1 | |
2. | Внимание | Переключение внимания. | 2 | |
Распределение внимания. | 2 | |||
3. | Память | Развитие зрительной и слуховой памяти. | 1 | |
Логическая память. | 1 | |||
Память опосредованная, непосредственная. | 1 | |||
4. | Мышление | Проблемные ситуации. | 2 | |
Развитие элементов логического мышления. | 2 | |||
Критичность мышления. | 2 | |||
5. | Воля | Пресыщение. | 1 | |
Мой характер. | 1 | |||
6. | Общение | Самопознание | «Знакомство» | 1 |
«Картина моей личности» | 1 | |||
Я и другие | 1 | |||
Чувства | Функции чувства. | 1 | ||
Выражение чувств. | 1 | |||
Партнер по общению | 1 | |||
Невербальное общение. | 1 | |||
Преодоление трудных ситуаций | Стрессы и их преодоление. | 1 | ||
Уверенность в себе. | 1 | |||
Критика и собственное мнение. | 1 | |||
7. | Коррекция учебной деятельности | Коррекция Помощь | учебной деятельности. в подготовке к экзамену. | 8 |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
У УЧАЩИХСЯ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
- эмоционально-чувственное восприятие, сотрудничество;
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- целостная психолого-педагогическая культура;
- учебные мотивы;
- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность;
- основные мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, синтез, умение выделять существенные признаки и закономерности);
- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- адаптивность поведения обучающихся в соответствии с ролевыми ожиданиями других;
- нравственно-моральные качества;
- повыситься:
- уровень работоспособности;
- уровень развития мелкой моторики пальцев рук;
- уровень развития памяти;
- уровень развития внимания;
- уровень развития мышления;
- уровень развития восприятия;
- уровень развития произвольной сферы;
- интеллектуального развития;
- уровень развития воображения.
- речевой активности;
- познавательной активности.
- уровень навыков общения со взрослыми и сверстниками.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;
- работать самостоятельно в парах, в группах.
- уметь владеть операциями анализа, сравнения, синтеза.
- уметь выделять существенные элементы, части.
- уметь устанавливать закономерности, находить сходства – различия, тождество, соотносить часть – целое, сравнивать по существенным признакам, выделять четвертый лишний предмет и др.
- уметь устанавливать положительный эмоциональный контакт.
- использовать навыки невербального и вербального общения.
- уметь ориентироваться во времени и в пространственных представлениях.
- уметь выделять основное в содержании части или рассказа в целом, определить с помощью учителя смысл прочитанного;
- уметь передать свое отношение к поступкам или событиям.
- уметь применять средства выразительности.
- понимать чувства и переживания окружающих людей.
Оценочный критерии результатов учащихся на начало, и конец года производится по пяти уровням:
Высокий уровень – Можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении данного материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Выше среднего – Учащийся выполняет большую часть заданий самостоятельно, допуская незначительные ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь, при повторном выполнении заданий учащейся не допускает ошибок. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Средний уровень – Учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. Усвоение положительных навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего – Частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень –Учащийся не владеет данными понятиями, данные навыки не сформированы, не соотносит не использует в деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Копилка упражнений и игр по развитию познавательной деятельности.
- Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии..
- Диагностический альбом.
- Манипулятивные предметы (дидактический материал).
- Магнитофон, компьютер.
- КИТ (компьютерные игровые тренажеры)
МЕТОДИЧЕСКАЯ И УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Экспериментальная программа. Сборник№5 / Г.М. Касымова – А,2002
- Психодиагностика, коррекция и развитие личности. / Н.И.Шевандрин.– М., 2001
- Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении./ Н.П. Слободяник – М., 2004
- Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Л.И. Акатов. – М.,2003
- Практическая психология./ Овчарова Р.В. – М.,2004
- 120уроков психологического развития младших школьников. / Локалова Н.П. – М.,2000
- "Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы", Н.П. Локалова, -М.,2001 г.
- Дидактические игры в обучении школьников с отклонениями в развитии. / А.А. Катаева, Е.А.Стребелева. – М.,2001
- Психологические игры для старшеклассников./ Т. Бедарева, А.Грецова. – СПб.,2008
- Психологическая диагностика отклонений в развитии детей. Методическое пособие./ Л.М. Шипицыной. – СПб.,2004
- Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие. /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.,2003
- Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Обучение и развитие детей школьного возраста.— В кн.: Избранные психологические исследования. - М., 1956.
- 3амский X. С. История олигофренопедагогики. - Ч.1. - М, 1974.
- Замский X. С. Л. С. Выготский и олигофренопедагогика. \\ Дефектология. – 1971. - № 6.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. Введение. - М., 1965.
- Певзнер М. С, Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
- Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – Гл. 1. - М., 1962.
- Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника - М., 1979.
- Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1976.
- Мерлин В. С. Сборник задач по общей психологии. - М., 1974.
- Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998.
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
учителей классов подпись ф.и.о.
от 20 года № 1 20 года
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3 КЛАСС 34 ЧАСА
№ | Разделы | Тематика | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | ||||
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие времени. | 2 | ||
Восприятие пространства | 2 | ||||
Развитие кинестических ощущений и восприятия. | 2 | ||||
Дифференцированность зрительных восприятий. | 2 | ||||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 2 | ||
Переключение внимания, распределение внимания. | 2 | ||||
3. | Память | Зрительная память. | 2 | ||
Слуховая память. | 2 | ||||
Продуктивность запоминания. | 2 | ||||
Полнота и точность представлений. | 2 | ||||
4. | Мышление | Обобщение. | 2 | ||
Анализ и синтез. | 2 | ||||
Классификация | 2 | ||||
5. | Коррекция учебной деятельности | Формирование математических представлений. | 3 | ||
Развитие графических навыков. | 2 | ||||
Коррекция знаний об окружающем мире | 3 | ||||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 КЛАСС 34 ЧАСА
№ | Разделы | Тематика | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | ||||
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие формы, цветов и оттенков. | 2 | ||
Дифференцированность зрительных восприятий, развитие целостности восприятия. | 2 | ||||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 2 | ||
Переключение внимания. | 2 | ||||
Распределение внимания. | 2 | ||||
3. | Память | Зрительная память. | 2 | ||
Слуховая память. | 2 | ||||
Продуктивность запоминания. | 2 | ||||
Полнота и точность представлений. | 2 | ||||
4. | Мышление | Обобщение. | 2 | ||
Анализ. | 2 | ||||
Синтез. | 2 | ||||
Классификация | 2 | ||||
5. | Коррекция учебной деятельности | Формирование математических представлений. | 3 | ||
Развитие графических навыков. | 2 | ||||
Коррекция знаний об окружающем мире | 3 | ||||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 КЛАСС 34 ЧАСА
№ | Разделы | Тематика | Кол-во часов | Дата |
1. | Ощущение и восприятие | Восприятие времени и пространства. | 2 | |
Глазомер. | 2 | |||
2. | Внимание | Устойчивость внимания. | 2 | |
Распределение внимания. | 2 | |||
Самоконтроль. | 2 | |||
3. | Память | Развитие логической и механической памяти. | 4 | |
Полнота и точность представлений. | 4 | |||
Продуктивное запоминание. | 4 | |||
4. | Мышление | Обобщение и отвлечение. | 2 | |
Процессы абстракции. | 2 | |||
Логическое мышление. | 4 | |||
Критичность мышления. | 4 | |||
Внутренний план действий. | 2 | |||
5. | Воля | Нравственность. | 4 | |
Мой характер. | 4 | |||
6. | Общение | Язык эмоций и чувств (мимика). | 2 | |
Язык жестов и движений (пантомимика). | 2 | |||
Сплочение коллектива. | 4 | |||
Моё настроение. | 2 | |||
Сопротивление насилию. | 4 | |||
7. | Коррекция учебной деятельности | Коррекция учебной деятельности. | 4 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 64 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"
В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...
Стимулирование познавательной деятельности учащихся 5 класса при помощи игровых приемов и ситуаций на уроках
Выступление на заседании РМО в марте 2012 года...
ИГРОСИСТЕМА КАК МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ
Краткая аннотация работы. Авторы обосновывают использование дидактических игр на уроках математики для развития мотивации познавательной деятельности пятиклассников и предлагает формы организаци...
Урок активизации познавательной деятельности учащихся Тема: «Реакции разложения» 8 класс
17 февраля 2014 г. мною был дан открытый урок химии в 8 классе СОШ № 38 г. Владикавказа для учителей химии школ РСО-Алания....
Управление познавательной деятельностью на уроках Черчения для 9 классов
Презентация с разработкой "Управление познавательной деятельностью на уроках Черчения для 9 классов"...
Урок познавательной деятельности на тему "Соединения железа, 9 класс"
10 декабря 2015 г. в 9 Д классе гимназии №5 г.Владикавказа был дан открытый урок на тему "Соединения железа" (теоретический материал был взят у учителя химии Сикорской О.Э.)...
Мотивационный аспект учебно – познавательной деятельности учащихся старших классов при изучении естественно – научных дисциплин на примере биологии
Привлечь к изучению предмета, когда "вокруг ЕГЭ"....
Комментарии
Отзыв на прграмму
Спасибо большое за составленную программу,данная программа составлена методически грамотно,и очень пригодилась мне в работе.