Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 5 кл.
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_domashnee_obuchenie.docx | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»
УТВЕРЖДАЮ: Директор _____________ В.А.Ткачёв | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УВР _________Н.В.Охохонина |
Рабочая учебная программа
по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для обучающейся с ОВЗ (домашнее) 5 классов
на 2019-2020 уч. год
Программу составила:
Ткачёва Надежда Михайловна - педагог-психолог
с.Таяты Каратузского района Красноярского края
2019 год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана и составлена на основе авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авт.: Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005г
И нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Базисный учебный план МБОУ Таятская ООШ;
Психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья является важным направлением деятельности педагога-психолога. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися являются индивидуальные занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
В МБОУ Таятской ООШ на 2019-2020 учебный год с ОВЗ в 5 классе по домашней форме обучения занимается 1 ученик. Адаптированная программа будет реализована, через индивидуальные занятия.
Выделено 1 час в неделю, продолжительность занятий 20-30 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающейся.
Школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства нашей программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
—формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
—коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
—формирование пространственно-временных ориентировок;
—развитие слухоголосовых координаций;
—формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
—совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
—обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
—исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
—формирование точности и целенаправленности движений и действий.
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Замечу, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Итак, структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
— развитие моторики, графомоторных навыков;
— тактильно-двигательное восприятие;
— кинестетическое и кинетическое развитие;
— восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
— развитие зрительного восприятия;
— восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
— развитие слухового восприятия;
— восприятие пространства;
— восприятие времени
При переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму по сложности, что позволяет лучше закреплять уже изученный материал.
Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильно-двигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при распознавании объектов. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах. С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении, дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при знакомстве с величиной предметов. Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного.
Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая активность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».
Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях Важное место занимает обучение детей ориентировке в ограниченном пространстве — пространстве листа и на поверхности парты, что также с большим трудом осваивается учащимися с интеллектуальной недостаточностью в силу особенностей их психического развития.
Раздел «Восприятие времени» предполагает формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. Это очень сложный раздел программы для учащихся с интеллектуальными нарушениями, так как время как объективную реальность представить трудно: оно всегда в движении, текуче, непрерывно, нематериально. Временные представления менее конкретны, чем, например, пространственные представления. Восприятие времени больше опирается не на реальные представления, а на рассуждения о том, что можно сделать за тот или иной временной интервал.
Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (например, развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти и т. д.).
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-записей для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
- разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.).
- Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
— целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога;
— дорисовывать незаконченные изображения;
— группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом;
— составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков;
— конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур;
— определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
— зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;
— классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;
— различать запахи и вкусовые качества, называть их;
— сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке;
— действовать по звуковому сигналу;
— адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;
— определять время по часам.
Учебно-тематический план 5 класс (1 час в неделю)
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Диагностика. | 2 |
2 | Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков. | 6 |
3 | Тактильно – двигательное восприятие. | 2 |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 2 |
5 | Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов. | 5 |
6 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 4 |
7 | Восприятие особых свойств предметов. | 3 |
8 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 2 |
9 | Восприятие пространства. | 4 |
10 | Восприятие времени. | 2 |
11 | Обследование по итогам работы за год | 2 |
Общее количество часов. | 34 |
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (3 раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Список учебно-методической литературы.
- Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии : сб. игр и игровых упражнений.– М.: Книголюб, 2007. (Специальная психология).
- Метиева Л.А., .Удалов Э.Я..Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М: Просвещение, 2009г.
- Голубь Т.В. Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: ВАКО, 2006.
- Узорова О. В.Пальчиковая гимнастика.– М.:АСТ: Астрель, 2007.
- Мищенкова П.В. Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми 8 – 10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2009.
- Диагностический альбом Н.Я. Семаго, М.М. Семаго «Оценка развития познавательной деятельности ребенка (дошкольный и младший школьный возраст)» С-П., «Триумф», 2007г.
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Дубна. «Феникс». 2002г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика./Под ред.М.И. Буянова.- М.: - Просвещение, 1990.
Календарно-тематическое планирование 5 класс (34 часов, 1 раза в неделю)
№ | Темы занятий | кол. часов | Тип урока | Оборудование | Дата | ||
По программе | По факту | ||||||
1. Диагностика (2ч) | |||||||
1 | Диагностика познавательной сферы | 1 | Индивидуальное обследование | Диагностический пакет методик | 05.09 | ||
2 | Диагностика эмоционально-личностной сферы | 1 | 12.09 | ||||
2.Развитие моторики, графомоторных навыков (6ч). | |||||||
3 | Развитие точности движений (метание в цель мяча, стрел, «Кольцеброс»). (Координация движений (игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперед – поворот направо, т.д.)) | 1 | Занятие-игра. | Мячи, скакалки, стрелки-символы. «Дорожка следов» полоса препятствий | 19.09 | ||
4 | Синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). (Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением) | 1 | Занятие-практикум. | Т.Томилина «Зарядка для пальчиков».-М.:Просвещение 2007г | 26.09 | ||
5 | Штриховка (в разных направлениях и рисование по трафарету) и обводка по трафарету (орнамента из геометрических фигур) | 1 | Традиционное | Внутренние и внешние трафареты. Игры со шнурками; пособие «Гусеница» | 03.10 | ||
6 | Графический диктант (по показу). | 1 | Практическая работа | 10.10 | |||
7 | Вырезание ножницами (из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм) | 1 | Занятие-игра | Бумага ,ножницы | 17.10 | ||
8 | Координация движений руки и глаза (по инструкции педагога). (Работа в технике «объемной аппликации») | 1 | Занятие-игра Практическая работа | Мат-алы для аппликации | 24.10 | ||
3. Тактильно – двигательное восприятие (2ч). | |||||||
9 | Определение на ощупь предметов (с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые). Игра со средней мозаикой) | 1 | Практическая работа | Набор разнообразных предметов. Наборы мозаики. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 31.10 | ||
10 | Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние). | 1 | Практическая работа | Набор разнообразных предметов. Пластилин. Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | 14.11 | ||
4.Кинестетическое и кинетическое развитие (2ч). | |||||||
11 | Движения и позы (верхних и нижних) конечностей и головы (по инструкции педагога); (вербализация собственных ощущений). | 1 | Занятие-игра в зале | сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты», | 21.11 | ||
12 | Движения и позы всего тела. (Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)). | 1 | Дидактическая игра «Зеркало».Занятие-игра | сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты» | 28.11 | ||
5. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (5ч). | |||||||
13 | Объемные геометрические фигуры (шар, куб), (группировка предметов по форме (объемные и плоскостные)). | 1 | Традиционное | геометрические фигуры и (шар, куб) . Предметные картинки | 05.12 | ||
14 | Сравнение 3-4 предметов (по высоте и толщине, длине и ширине, составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку). | 1 | Традиционное | Предметы разнообразные по форме, лине | 12.12 | ||
15 | Группировка предметов (по форме и величине, по форме и цвету (по инструкции педагога)) | 1 | Традиционное | Предметы разнообразные по форме,величине, цвету | 19.12 | ||
16 | Различение цветов и оттенков (подбор оттенков к основным цветам) | 1 | Дидактическая игра «Что бывает такого цвета», «Подбери предмет такого же цвета» | Предметы разнообразные по толщине. Геометрический конструктор | 26.12 | ||
17 | Конструирование предметов из геометрических фигур (2- 4 детали). (составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале. Выделение и различение частей знакомых предметов (стул – спинка, ножки, сиденье; шкаф – дверцы, стенки, т.д.)). | 1 | Работа с геометрическим конструктором. | Геометрический конструктор . Предметные картинки | 09.01
| ||
6. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (4ч). | |||||||
18 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов (состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога)) | 1 | Традиционное | Предметные картинки | 16.01 | ||
19 | Найди отличия (сравнение 2-х картинок). | 1 | Традиционное | Предметные картинки | 23.01 | ||
20 | Развитие зрительной памяти. | 1 | Дидактическая игра «Что изменилось?» (4-5 предметов) | Предметные картинки | 30.01 | ||
21 | Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения), (Упражнения для профилактики и коррекции зрения) | 1 | Традиционное. Занятие-игра | Зрительный тренажер | 06.02 | ||
7. Восприятие особых свойств предметов (3ч). | |||||||
22 | Развитие осязания (температурные ощущения). Приборы измерения температуры (градусник). | 1 | Практическая работа | Сюжетные картинки | 13.02 | ||
23 | Вкусовые качества и обонятие ((сладкое - горькое, сырое – вареное), (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений). | 1 | Дидактическая игра «Узнай на вкус» | Предметные картинки; натуральные предметы | 20.02 | ||
24 | Восприятие чувства тяжести (от разных предметов (вата, гвозди, брусок, т.д.); словесное обозначение барических ощущений) | 1 | Практическая работа | Предметные картинки; натуральные предметы | 27.02 | ||
8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2ч). | |||||||
25 | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошки, бубен), (характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки)) | 1 | Занятие- практикум | Детские музыкальные инструменты ; аудио и медиафайлы | 05.03 | ||
26 | Различение мелодии по характеру (веселая, грустная), (Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)) | 1 | Прослушивание музыкальных произведений. Занятие-практикум | аудио и медиафайлы | 13.03 | ||
9. Восприятие пространства (4ч). | |||||||
27 | Ориентировка в помещении (движение в заданном направлении (обозначение словом направления движения, понятие «дальше» - «ближе») | 1 | Занятие-игра | Мячи, скакалки, стрелки-символы | 02.04 | ||
28 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов, расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном поле листа) | 1 | Традиционное | Мячи, скакалки, стрелки-символы Набор предметов | 09.04 | ||
29 | Расположение плоскостных и объемных предметов (в горизонтальном поле листа; словесное обозначение пространственных отношений между предметами, ориентировка на поверхности парты) | 1 | Традиционное | Листы бумаги разного формата . Предметные картинки; натуральные предметы | 16.04 | ||
30 | Положение предмета и вербализация пространственных отношений (с использованием предлогов) | 1 | Дидактическая игра «Определи положение предмета» | Предметные картинки; натуральные предметы | 23.04 | ||
10. Восприятие времени (2 ч) | |||||||
31 | Порядок месяцев в году. Времена года. | 1 | Занятие-игра | графическая модель «Сутки», «Времена года». Дидактическая игра «12месяцев» | 30.04 | ||
32 | Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Меры времени (секунды, минута, час, сутки). | 1 | Игры с моделью часов | Табл. «Дни недели», Модель часов | 07.05 | ||
33 | Обследование по итогам работы за год (2 час) | 1 | Индивидуальное обследование | Диагностический пакет методик | 14.05 | ||
34 | 1 | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
В статье освещается опыт использования развивающих компьютерных программ в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...
Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе
Тема. Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.
Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1. Продолжат...
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти
Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...
Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности. Занятие 1.
Цель данного урока это обогощение словарного запаса, исправление недостатков моторики, формирование точности и целенаправленности движений и действий, формирование пространственно-временных орие...
Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...
Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»
Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися 1 - 4 классо...