Программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 4 кл.
рабочая программа

Ткачёва Надежда Михайловна

Адаптированная рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2019-2020 учебный год рассчитана на 34 часа (исходя из 34 учебных недель в году).

Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

При разработке программы учитывались следующие особенности развития учащихся с тяжёлой умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_domashnee_obuchenie.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

_____________ В.А.Ткачёв  

СОГЛАСОВАНО:

Зам.директора по УВР

_________Н.В.Охохонина

 

 Адаптированная рабочая

программа

по предмету «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для обучающегося с тяжёлой умственной отсталостью 4 класса

на 2019-2020 уч. год

 

                                                                                                     Программу составила:

Ткачёва Надежда Михайловна - педагог-психолог

с.Таяты Каратузского района Красноярского края

2019 год

Пояснительная записка

          Адаптированная рабочая программа  «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью  разработана  на основе  адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

 Адаптированная  рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2019-2020 учебный год рассчитана на 34 часа  (исходя из 34 учебных недель в году).

  Все учебные предметы для учащегося с тяжёлой умственной отсталостью имеют практическую направленность и максимально индивидуализированы.

          При разработке программы  учитывались следующие особенности развития учащихся  с тяжёлой умственной отсталостью.

           Коррекционно-развивающие занятия предполагают комплекс мер, воздействующих на личность в целом, совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Цель занятий - формирование общей способности к обучению. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем эффективнее ее результат.

Основными задачами  «развития психомоторики»  являются восполнение пробелов предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения воспитанника, повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также обогащение и систематизация словаря.

 На  занятиях «Развитие психомоторики» обучающийся овладевает первоначальными знаниями, умениями, навыками. Специально организованные занятия позволяют развить мышление, память, восприятие, другие познавательные процессы до более высокого уровня. Это положительно сказывается на их личностных интересах, мотивации учения, взаимоотношениях, поведении в обществе. Восполнение пробелов предшествующего развития и дальнейшее накопление знаний и представлений об окружающей действительности происходит в процессе непосредственных наблюдений природы, предметов и явлений, дидактических игр, тренировочных и обучающих упражнений.

Требования к уровню подготовки обучающегося по данной программе.

Обучающаяся должна:

-выполнять упражнения по словесной инструкции учителя;

-проявлять адекватные эмоциональные реакции.

  • Сведения об обучающемся

Составляя индивидуальную программу, я учитывала все особенности данного ребенка: тяжелая умственная отсталость. У мальчика ДЦП, отмечаются трудности общей координации движений,  несформированность статических движений (сидение за партой,  удержание позы при выполнении упражнений). Движения плохо координированы, особенно совместные движения рук и ног. Способен удерживать только крупные предметы ( большие игрушки и др.). Мелкая моторика пальцев рук слабо дифференцирована. Затрудняется при выполнении пальчиковых упражнений, несформированные графомоторные умения.

Зрительно-двигательная координация не сформирована.

Ребёнок эмоционально не устойчив, капризен. В течение дня заметны колебания настроения. Присущи частая сонливость.

Обращённую речь не понимает, реагирует на своё имя. При выполнении какого-либо задания доступны только совместные, поэтапные действия с взрослым. Самостоятельные действия отсутствуют. Не удерживает внимание при выполнении действий, не может оценить конечный результат. В тоже время радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.).

         Навыки социального поведения не сформированы.

  • Условия реализации программы

Средства обучения, используемые на уроке: наглядные, ТСО, дополнительные пособия:

- строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строительный материал, строительные наборы, состоящие из однотонных и разноцветных предметов различной геометрической формы, пластмассовые конструкторы (ЛЕГО);

- наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

- сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

- наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

-  наборы палочек;  магнитные доски;

- сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

- наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;

- пуговицы разного размера и различных цветов;

- природный материал: ракушки, камушки, шишки;

        -  муляжи овощей и фруктов;

        -  материал для лепки: цветное тесто, пластилин;

        -  палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;

        -  наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

        - детские музыкальные инструменты.

Методы и приёмы, используемые в ходе обучения: беседа, работа с изобразительными наглядными пособиями, наблюдения, работа с натуральными наглядными объектами, практические задания.

Календарно – тематическое планирование по предмету

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  (34 часа, 1 раз в неделю).

Темы занятий

Коррекционно-развивающая составляющая образованности

Кол-во часов

Тип урока

Оборудование

Дата

 По программе

По факту

1 четверть – 9 ч.

1

Диагностика познавательной и эмоционально-личностной сферы

1

Индивидуальное обследование

Диагностический  пакет методик

03.09

2

Найди игрушку.

Учить выделять предмет из общего фона (игра «Ку-ку»)

1

Урок-игра

разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные

10.09

3

Найди игрушку.

Учить ожидать появления куклы за экраном в одном и том же месте и прослеживать движение куклы за экраном, ожидая ее появления последовательно в двух определенных местах

1

Урок-игра

17.09

4

Спрячь игрушку

Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения  действий взрослого сначала без предметов

1

Урок-игра

разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные  персонажи, куклы, животные.

24.09

5

Ножками топ-топ

Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого («Ножками топ-топ»).

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы

01.10

6

Ручками хлоп-хлоп

Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого («Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»).

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

08.10

7

Игра «Зайка прыг-скок»

Развивать зрительное внимание и подражание путем воспроизведения действий взрослого с предметами (сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода: «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»)

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

15.10

8

« Дай куклу».

Учить соотносить игрушку с ее изображением («Покажи, где ляля»)

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

22.10

9

«Мячик»

Учить соотносить игрушку с ее изображением.

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

29.10

2 четверть – 7 ч.

1

«Кубики»

Учить соотносить игрушку с ее изображением. Знакомить со словами шар, кубик

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

12.11

2

«Дай шарик, кубик»

Учить узнавать на ощупь предметы

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

19.11

3

«Дай шарик, кубик»

Учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого («Дай, что катится», «Возьми, что не катится»)

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

26.11

4

«Найди машинку»

Уметь выбирать знакомые игрушки без предъявления образца.

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы

03.12

5

«Найди машинку»

Уметь выбирать знакомые игрушки без предъявления образца.

1

Урок-игра

10.12

6

«Где мячик»

Учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки («Спрячь шарик», «Спрячь кубик»)

1

Урок-игра

  наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

17.12

7

Сбор геометрической игрушки.

Учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

24.12

3 четверть – 9 ч.

1

Сбор геометрической игрушки.

Учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

14.01

2

«Найди игрушку»

Учить узнавать знакомые предметы среди незнакомых (находить свою игрушку среди других; выделять названную педагогом игрушку среди других)

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

21.01

3

«Найди игрушку»

Учить хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

28.01

4

Выкладывание из кубиков прямых рядов

Учить хватать большие предметы (шары, кубы, мячи, мешочки, подносы) двумя руками, маленькие — одной рукой

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

04.02

5

«Собери картинку»

Учить складывать из двух частей разрезную предметную картинку

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

11.02

6

Игра « Дай красный»

Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

18.02

7

Игра «Дай желтый»

Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

25.02

8

Игра «Дай желтый или красный»

Учить воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый («Дай такой»)

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

03.03

9

Игра «Дай большой»

Учить воспринимать величину (большой, маленький)

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

10.03

4 четверть – 9 ч.

1

Игра « Дай маленькую палочку»

Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

17.03

2

Игра «Дай большую, а теперь маленькую»

Учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие (шнурки, палочки) — пальцами

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

31.03

3

Игра в цвета.

Знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку»)

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

07.04

4

Игра в цвета.

Знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый («Дай красный шарик», «Возьми желтую ленточку»)

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

14.04

5

Игра в цвета.

Учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого (постановка кубиков друг на друга попарно) 

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

21.04

6

Игра в цвета.

Учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого (подбор одежды для кукол)

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы

28.04

7

Игра «Найди красную машину», « Найди желтый кубик»

Учить соотносить предметы с их изображением в пределах двух-трех предъявленных образцов

1

Урок-игра

наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров

12.05

8

Игра «Найди красную машину», « Найди желтый кубик»

Учить находить парные предметы, расположенные в разных местах игровой комнаты

1

Урок-игра

наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы.

19.05

9

Диагностика познавательной и эмоционально-личностной сферы

1

Индивидуальное обследование

Диагностический  пакет методик

26.05

Учебно-методические средства обучения

       Список литературы (основной)

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

  Список литературы (дополнительный)

  1. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Сост. Бахметьева Т.И., Соколова Г.Т. Худ. Соколов Г.В., Куров В.Н. – Ярославль: «Академия развития» – 1997.
  2. Игры-занятия с водой и песком: Стол ванна для игр с водой и песком и набор аквапескотерапии /Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
  3. Мы вместе. Странички для занятий с детьми. Поиграем с тестом: творческие занятия родителей с детьми раннего возраста. Г.Ю. Одинокова. – М./ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития №5 -2011.
  4. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная,  Т.Н.Исаева
  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Янушко Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В статье освещается опыт использования  развивающих компьютерных программ  в учебной работе с учащимися школ VIIIвида по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Автором доказывается це...

Занятие конспект по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе

Тема.  Различение вкусовых качеств.Цель:учить детей определять вкусовые качества продуктов.Задачи:1. Закрепление представлений о цвете, форме предметов; учить группировать предметы по вкусовым ка...

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...

Развитие психомоторики и сенсорных процессов. Тема: Коррекция недостатков умственной деятельности. Занятие 1.

Цель  данного урока это обогощение словарного запаса, исправление недостатков моторики, формирование точности и целенаправленности движений и действий, формирование пространственно-временных орие...

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...