Возможности развития мышления у детей с нарушением зрения
материал по теме
Развитие той стороны умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную информацию из воспринимаемого с помощью общепринятых сенсорных эталонов (цвета, формы, величины и т.д.), выделять существенное, обобщать, переносить знания в новую ситуацию, ориентироваться в пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_am.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Из опыта работы тифлопедагога ГДОУ №24 Василеостровского района города Санкт-Петербурга
Штейн А.М.
Возможности развития мышления
у детей с нарушением зрения
(старший дошкольный возраст)
Санкт-Петербург
2011
Как известно, содержание умственного развития дошкольников включает в себя общие знания об окружающем мире и его простейших закономерностях, а так же первоначальные знания в области языка, математики, изобразительной деятельности, пространственной ориентировки, с одной стороны. С другой же стороны, это развитие предполагает, помимо элементов учебной деятельности, формирование у детей общих и частных способов умственных действий.
Нас интересует та сторона умственного развития детей, которая связана с овладением детьми общими способами умственных действий, а именно с умением работать по плану (инструкции), извлекать познавательную информацию из воспринимаемого с помощью общепринятых сенсорных эталонов (цвета, формы, величины и т.д.), выделять существенное, обобщать, переносить знания в новую ситуацию, ориентироваться в пространстве.
Во время работы с детьми (а это, как правило, старший и подготовительный возраст) в их обучение на моих занятиях обязательно включаются все моменты, формирующие вышеуказанные способы.
Почему, на мой взгляд, эта сторона развития способностей детей особенно важна для детей с нарушением зрения?
Во-первых, потому что без сформированности умственной готовности к школе и, в частности, ее процессуальной стороны, невозможна никакая учебная деятельность. А каждый год в школу из нашего детского сада уходит группа детей, с которым занималась и я как тифлопедагог.
Во-вторых, у наших детей познавательная деятельность осуществляется на суженной сенсорной основе. Естественно, что, помимо целого ряда вторичных отклонений, связанных с этим – различных нарушений речи, движений, пространственной ориентировки, у них в той или иной степени страдают такие психические процессы, как восприятие, представление, мыслительные операции – умение сравнивать, выделять существенное, обобщать, переносить знания в новую ситуацию.
В-третьих, еще в свое время Л.С.Выгодский выдвинул положение о решающей роли обучения в психическом развитии ребенка. А, как свидетельствуют многие исследования тифлопедагогов (Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.А.Феоктистова, Т.П.Головина и др.), мышление на определенном этапе развития само превращается в компенсаторный фактор.
Поэтому становится понятной необходимость придавать особое значение развитию у ребенка со зрительной патологией умственных способностей.
Какой же материал на занятиях тифлопедагога может способствовать развитию логических форм мышления? Это следующее:
- Алгоритм рассказа о том или ином предмете при формировании предметных представлений, где условные знаки подсказывают ребенку, о чем нужно говорить последовательно при рассказывании;
- Алгоритм рассказа о каком-либо герое сказки, о каком-либо времени года;
- Дидактические игры типа «Найди недостающее» (по цвету, оттенку, форме, предмету, направлению) – несколько вариантов с усложнением;
- Дидактические игры «Проведи линию так, чтобы внутри этой линии (или снаружи) осталась та, или иная группа предметов»;
- Схемы пространственной ориентировки по графическому изображению пути, по ориентирам;
- Символические загадки по предметным темам;
- Предметные и символические загадки с использованием метода исключения.
Приведу примеры практического осуществления вышеуказанных целей.
Так, при прохождении каждой предметной темы я предлагаю детям различные игры, связанные с нахождением недостающего предмета в ряду.
Например:
- Тема «Фрукты – овощи». Игра «Найди недостающий фрукт или овощ» (в 4-х рядах, в каждом есть пустая клеточка для заполнения);
- Тема «Деревья». Игра «Найди недостающий листик дуба» (в каждом ряду отсутствует какой-либо оттенок зеленого цвета);
- Тема «Одежда»: несколько вариантов поиска отсутствующего предмета – от простого (отсутствует какой-либо предмет одежды и цвет) до сложного, когда поиск идет уже по четырем признакам (цвет, оттенок, геометрическая фигура, предмет одежды);
- Тема «Животные». Поиск осуществляется по двум (геометрическая фигура и вписанное в нее животное (силуэт)) и трем (добавляется цвет) признакам; или отсутствует какой-либо оттенок фиолетового цвета среди рядов зайчиков 6-ти оттенков фиолетового цвета; или отсутствует какой-либо детеныш домашнего животного (силуэт) определенного цвета, вписанный в какую-либо геометрическую фигуру;
- Тема «Транспорт». Идет поиск отсутствующего в ряду направления полеты ракеты, вписанной в определенную геометрическую фигуру, определенного цвета.
Причем следует добавить, что, помимо целей, связанных с формированием у детей таких способов умственных действий, как обобщение, анализ – синтез, в эти игры, обязательно входят задачи закрепления тех моментов, которые вызывают у них затруднения (узнавание, называние определенных цветов, оттенков цветов, различных геометрических фигур, косых направлений, силуэтов некоторых животных).
Или: при развитии у детей операции классификации они учатся проводить на карточке линию так, чтобы внутри ее (или снаружи) осталась одна группа предметов, а снаружи (или внутри) – другая. Эти задания охватывают почти все предметные темы. Они являются так же великолепным развивающим моментом для мелкой моторики рук и глазодвигательных функций.
Или: детям предлагаются символические загадки, где признаки того или иного предмета обозначены условными знаками (окраска, форма. Величина, место произрастания (если это растение); место обитания, еда польза для человека (если это животное); вид груза, путь передвижения, движущая сила (транспорт)). Дети, у которых уже сформировались представления о том, или ином виду предметов, достаточно легко соотносят эти знания с символами загадок, особенно, если учесть, что знания эти получались так же с использованием условных знаков (алгоритм рассказа о том или ином предмете).
Если этот вид работы проводится в системе, дети научаться выделять существенное, обобщать, переносить данный опыт в новую ситуацию, то есть у наших детей развиваются общие способы умственных действий.
Еще пример: решение предметных или символических загадок с использованием запрещающих знаков (метод исключения). Эти игры способствую развитию не только логического мышления, но и произвольного внимания.
Хорошим моментом для развития внимания, движения руки, сопряженного с движением глаза и, главное пространственного мышления является обучение их чтению по спирали. Причем сначала дети учатся читать готовую спираль, с написанным педагогом словом, а на конечном этапе обучения сами придумывают слово, сами вписывают его в спираль.
Понятно, что развитие логических форм мышления у детей, с которыми я занимаюсь, идет не только на основе усвоения ими языка символов или других способов, о которых я упомянула выше. Но я еще и еще раз убеждаюсь в необходимости и действенности этих видов работ для детей со зрительной патологией.
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (прежде всего это наглядные модели, схемы, планы и т.п.).
Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт, выделить в действительности наиболее существенные для решения задачи стороны. А это ведет к развитию психики ребенка в целом, формируя осознанное и произвольное отношение к реальности.
Итак, овладение детьми с косоглазием и амблиопией общими способами умственных действий в процессе обучения на занятиях тифлопедагога является одной из важнейших сторон коррекционно-педагогической работы. Разработанные в течении нескольких лет и апробированные специальные игры и упражнения по развитию у детей умения работать по плану, сравнивать, обобщать и т.п. значительно повышают умственные способности детей, способствуют тому, что большинство детей группы (среднего и низкого уровня) к окончанию детского сада по своему интеллектуальному уровню достигают, а часто и превосходят выпускников массовых садов. Это позволяет им в условиях конкурса быть принятыми и успешно учиться в лицеях, гимназиях и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»
В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....
Развитие логического мышления у детей с нарушением зрения часть I
В статье описывается опыт работы педагога, работающего в экспериментальном режиме во внеурочное время над развитием логического мышления у детей с нарушением зрения....
Методический материал «Игры и игровые упражнения для развития мышления у детей с нарушением интеллекта»
В работу учителю...
Статья о развитии цветовосприятия у детей с нарушениями зрения
Цветоразличение является необходимым компонентом в системе развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, так как, именно развитие восприятия цвета есть основа восстановления зрительных...
Презентация на тему: Создание специальных условий для развития, воспитания, обучения детей с нарушениями зрения и слуха.
Как создавать среду в образовательных организациях для комфортного пребывания для детей с нарушениями, для их полноценного обучения, воспитания и развития....
Программа "М ульттерапия-как средство общекультурного и духовно-нравственного воспитания,социализации и развития творческой активности детей с нарушениями зрения
Программа предназначена для развития творческих способностей детей 7-10 лет....