АОП по речевой практике для 2 класса для детей с ОВЗ
рабочая программа
Адаптированная Общеобразовательная Программа по речевой практике для 2 класса, для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_rechevaya_praktika_2_klass.docx | 66.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «» г. №
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету
РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2 класс
на 2019/2020 учебный год
Составитель: Костарева И. Н.,
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
МО учителей начальных классов и педагогов ГПД Методическим советом
Протокол от «___» _________ 2019 г. №____ Протокол от «___» ________ 2019 г. №____ Руководитель МО____________ С. Ю. Двоеглазова Председатель МС__________ Л. Е. Лапутько
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
- приказом Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
- письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2019 г. №10-Исх-7786 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2019-2020 учебном году»;
- приказом от 20.08.2019 № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
- приказом от 29.08.2019 № 285 «Об организованном начале 2019-2020 учебного года»;
- приказом от 29.08.2019 № 284 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».
Цели и задачи образования
Цель: преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере обучающихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности обучающихся, социальная адаптация обучающихся, с интеллектуальным нарушением в современном обществе.
Основные задачи:
- способствовать совершенствованию речевого опыта обучающимся;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- формировать положительные нравственные качества и свойства личности;
- расширить возможности понимания обучающимися обращённой речи, в т.ч. за счёт включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи;
- совершенствовать диалогические умения школьников и способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
- развивать умения участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые связные высказывания с опорой на план;
- развивать интонационную и жестово-мимическую выразительность;
- развивать навыки устной коммуникации;
- корректировать недостатки речевой и мыслительной деятельности;
- воспитывать культуру речевого общения
Основные направления коррекционной работы:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие основных мыслительных операций;
- Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
- Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
- Обогащение словаря;
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов - восприятия, внимания, памяти.
Методы реализации поставленных задач:
- По способам подачи речевого материала:
а) репродуктивный (выполнение системы упражнений);
б) проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);
в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);
- По источнику знаний:
а) практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);
б) наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);
в) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.
Место учебного предмета в учебном плане.
Образовательная область: язык и речевая практика
Предмет «Речевая практика» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемый в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество 68 часов за год.
Планируемые результаты
Личностные
- В ходе реализации программы учащиеся получат возможность научиться:
- Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
- Умение работать совместно в группе для достижения общей цели.
Предметные результаты:
- Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.
- Использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения.
- Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.
АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.
Уровни овладения предметными результатами
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
|
|
Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами.
Достаточный уровень. Обучающиеся выполнять задания по словесной инструкции; называют предметы и действия, соотносят их с картинками; внятно выражают просьбы, употребляют «вежливые» слова; соблюдают правила речевого этикета при встрече и прощании; сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников; рассказывают, как можно дойти или доехать до школы; слушают небольшую сказку или рассказ; отвечают на вопросы, опираясь на наглядные средства.
Минимальный уровень. Обучающиеся выполняют элементарные задания по словесной инструкции учителя; называют предметы и соотносят их с картинками; употребляют «вежливые» слова при обращении к другим людям; правильно здороваются при встрече и прощаются при расставании;
сообщают свое имя и фамилию, имена и отчества учителей.
Содержание учебного предмета
Аудирование.
Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).
Выполнение действий с предлогами.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.
Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.
Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы активизации органов речи).
Дыхательные упражнения.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».
Тематика речевых ситуаций:игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).
Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на наглядный материал.
Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.
Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.
Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре.
Коллективное составление рассказа.
Культура общения.
Выражение благодарности. Вежливые слова.
Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.
Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.
Тематическое планирование
Темы учебного предмета, курса | Количество часов | Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении) | Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля |
«Здравствуй школа» | 6ч. | Формы занятий: -фронтальная; -групповая; -парная; -индивидуальная. Виды уч. деятельности: -работа с учебником; -дополнительной литературой; -работа с раздаточным материалом, опорными схемами; выполнение заданий по классификации. | Устный опрос. Рассказ по теме. Работа по карточкам. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Контрольный тест. |
«История о лете» | 4 ч. | ||
«Наши любимые сказки» | 9 ч. | ||
«Расскажи мне о школе» | 4 ч. | ||
«Алло! Алло!» | 3 ч. | ||
«С днём рождения!» | 5ч. | ||
«Наши праздники» | 4 ч. | ||
«Зимняя прогулка» | 4 ч. | ||
«Мойдодыр» | 10 ч. | ||
«Я за порогом дома» | 11 ч. | ||
«Мир вокруг» | 8 ч. | ||
Итого | 68 ч. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.
Технические средства обучения
- Компьютер
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Обучение речевой практики обеспечивается учебником
С.В. Комарова. «Речевая практика» 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2019 – 79 с.
Оценочные материалы
Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся. Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Оценка предметных результатов
Система оценивания предметных результатов, обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.
Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися содержания учебного предмета «Речевая практика», умений и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Текущий контроль осуществляется в виде контрольно-оценочной деятельности:
- поурочный устный контроль - устный опрос, рассказ по теме;
- поурочный письменный контроль - самостоятельная работа, работа по карточкам;
- периодический письменный контроль - контрольный тест в конце первого полугодия.
Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по изучаемому предмету. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.
Промежуточная аттестация - проводится в конце учебного года контрольная работа в виде письменного контрольного теста.
Промежуточная диагностика - по четвертям.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
При оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используется балльная оценка, свидетельствующая о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» – от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. Начиная со 2 класса, второго полугодия, в образовательной организации устанавливается пятибалльная система цифровых отметок: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно.
Контроль и учет предметных достижений обучающихся
№ урока | Промежуточная аттестация. Периодический (тематический) контроль. | Дата проведения | |
план | факт | ||
30 | Контрольный тест. Проверка знаний по изученным темам. | 23.12 | |
56. | Контрольная работа. Контрольный тест по темам курса. | 13.04 |
Календарно тематическое планирование.
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Цели урока | Тип урока | Методы и приемы | Формируемые БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) | Словарь | |
план | факт | |||||||
1 четверть – 16 ч. | ||||||||
Здравствуй школа | ||||||||
1. | 02.09 | Добро пожаловать! | Создание условий для использования в речевой деятельности слов приветствия. Моделирование ситуаций знакомства. Закрепление употребления слова приветствия в нужной ситуации. | Обобщение и систематизация | Беседа, рассказ, наблюдения, практические упражнения. | Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Организовать своё рабочее место под руководством учителя. Выполнять задания по словесной инструкции; учить строить устные связные высказывания; называть предметы и действия, соотносить их с картинками. Соблюдать простейшие формы речевого этикета; сообщать своё имя, ФИО учителя, воспитателя, имена одноклассников. | Добро пожаловать, приветствие, поздравление | |
2. | 04.09 | Общение в школе. Знакомство. | Понятие «диалог». «Тон» автора. Логическое ударение. | комбинированный | Работа с книгой. | Добро пожаловать, приветствие, поздравление | ||
3. | 09.09 | Здравствуй, школа! | Обогащение словаря | комбинированный | Упражнения. Работа с книгой. Анализ ситуаций | Праздник. День Знаний | ||
4. | 11.09 | Здравствуй школа! | Составление предложений, текстов, мини-диалогов. | комбинированный | Упражнения. Работа с книгой. Анализ ситуаций | Приемная, столовая | ||
5. | 16.09 | Мой класс. Составление рассказа с использованием имен прилагательных. | Создание условий для осознания понятия «предложение» и знакомства с видами предложений по цели высказывания. Тренинг в определении цели предложения. | обобщение и систематизация | Упражнения. Работа с книгой. Сравнение. | Класс, правила поведения, учитель, одноклассники, имена, отчества, фамилии | ||
6. | 18.09 | Обобщение. Составление описательных рассказов на тему «Учебные вещи и игрушки». | Создание условий для формирования умений составлять предложения. Небольшие рассказы по предложенному материалу. | обобщение и систематизация | Беседа, рассказ, практические упражнения, групповая работа. | Учебник, пенал, тетрадь | ||
История о лете | ||||||||
7. | 23.09 | Истории о лете. Моделирование диалогов на основе изображенной ситуации. | Создание условий для формирования диалогов. Диалог- расспрос, даилог-побуждение. | комбинированный | Беседа, рассказ, наблюдения, практические упражнения. | Расширить представления учащихся о летнем времени года; осуществлять самооценку своих действий. Расширить представления учащихся об осеннем времени года; осуществлять самооценку своих действий. | Озеро, море, лето, пикник, забавы. | |
8. | 25.09 | Истории о лете. Дополнение предложений. | Создание условий для формирования умения при осуществлении речевой деятельности. Понимания звучащей речи. | комбинированный | Упражнения. Работа с книгой. Сравнение. | Озеро, море, лето, пикник, забавы. | ||
9. | 30.09 | Истории о лете. Игра «Копилка вопросов». | Обучение выразительному чтению диалога - шутки. Создание условий для формирования умения при осуществлении речевой деятельности. Понимания звучащей речи, отвечать, используя слова вопроса. | обобщение и систематизация | Беседа, рассказ, практические упражнения. | Рассказ | ||
10. | 02.10 | Экскурсия на школьный двор. Признаки осени. | Создание условий для организации наблюдения за объектами живой и неживой природы. Описывать их существенные признаки. Создание условий для обучения умения видеть и передавать красоту осенней природы. | урок-экскурсия | Беседа, рассказ. практическая работа. | Приметы, листопад, кузовок. | ||
Наши любимые сказки | ||||||||
11. | 07.10 | Наши любимые сказки. | Создание условий для в выявления авторской точки зрения, высказывания своей точки зрения. | изучения нового материала | Слушание, беседа, рассказ. | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев в речевых ситуациях с точки зрения общечеловеческих норм; уметь совместно работать в группе для достижения общей цели. Определять план выполнения на уроке. Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно; отвечать используя слова вопроса. Слушать и понимать речь других; плавно читать по слогам слова к теме. | Сказка, фантазия, автор. | |
12. | 09.10 | Сказка « Три поросенка». | Понятия: «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж). | комбинированный | Инсценирование беседа, проблемная ситуация. | Дымоход. хижина, пасть, | ||
13. | 14.10 | Здравствуй, сказка. Сказка « Три поросенка». | Развитие умения сравнивать сказки, самостоятельное сочинение истории или рассказа. | комбинированный | Слушание, беседа, рассказ.картинками. | Дымоход. хижина, пасть, | ||
14. | 16.10 | Сказка « Три поросенка». Аудиоспектакль по сказке. Звуковые загадки. | Создание условий для формирования умений составлять предложения. Небольшие рассказы по предложенному материалу. | комбинированный | Инсценирование беседа, проблемная ситуация. | Дымоход. хижина, пасть, | ||
15. | 21.10 | Сказка « Три поросенка». Сказка по ролям. | Создание условий для исценирования сюжета сказки. Участие в диалогах. Использование в устной речи разных по цели высказывания предложений. | обобщение и систематизация | Беседа, рассказ, практические упражнения. | Посинел от злости, домик из прутьев, Зубастая пасть. | ||
16. | 23.10 | Сказка « Три поросенка». Живые загадки. Картинный план. | Обучение пересказу по картинному плану. Создание условий для формирования умения составлять рассказ по иллюстрации. | обобщение и систематизация | Инсценирование беседа, проблемная ситуация. | Посинел от злости, домик из прутьев, Зубастая пасть. | ||
2 четверть – 15 ч. | ||||||||
Расскажи мне о школе. | ||||||||
17. | 06.11 | Расскажи мне о школе. Конструирование уточняющих вопросов. | Развитие умения задавать вопросы к тексту. | комбинирован ный | Беседа, рассказ, практические упражнения. | Формирование интереса (мотивации) к учению. Организовать своё рабочее место под руководством учителя. Выполнять задания по словесной инструкции; учить строить устные связные высказывания; называть предметы и действия, соотносить их с картинками. Соблюдать простейшие формы речевого этикета; сообщать своё имя, ФИО учителей, воспитателя, имена одноклассников. | Гардероб, библиотека. | |
18. | 11.11 | Расскажи мне о школе. Конструирование уточняющих вопросов. | Развитие умения задавать вопросы к тексту. | Комбинирован ный | Беседа, рассказ, практические упражнения. | Гардероб, библиотека. | ||
19. | 13.11 | Составление диалога. Составление рассказа с опорой на план. | Обучение пересказу по картинному плану. Создание условий для обучения детей соотносить картинный план с текстом. | Изучения нового материала | фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода | Соблюдать простейшие формы речевого этикета; | Гардероб, библиотека. | |
20. | 18.11 | Нестандартные ситуации в школе. | Обогащение словаря детей словами по теме. | Комбинирован ный | фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода | Коридор | ||
Алло! Алло! | ||||||||
21. | 20.11 | Алло! Алло! История телефона. | Обогащение словаря детей словами по теме. | изучения нового материала | Беседа. Работа с книгой. Дид. игра. | Расширить представления учащихся о правилах разговора по телефону; осуществлять самооценку своих действий. Определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством. Ориентироваться в учебнике; уметь слушать и отвечать на вопросы учителя; учить строить устные связные высказывания. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета; читать по слогам слова, предложения к теме. | Телефонный аппарат. | |
22. | 25.11 | Алло! Алло! К. Чуковский « Телефон» | Создание условий для овладения детьми умением выразительно моделировать диалоги. Правила набора телефонных номеров. | комбинирован ный | Беседа. Работа с книгой. Дид. игра. | Дисковый, мобильный, радио телефон | ||
23. | 27.11 | Алло! Алло! Моделирование телефонного разговора. Диалоги в парах. | Создание условий для анализа ситуаций, правила ведения телефонного разговора. Моделирование телефонного разговора. | комбинирован ный | Беседа, рассказ, наблюдения, практические упражнения. | Абонент, сеть. | ||
С днём рождения! | ||||||||
24. | 02.12 | С Днем рождения! | Обучение составлению поздравлений. Знакомство учащихся с некоторыми традициями празднования дня рождения. | изучения нового материала | Беседа. Работа с книгой. Дид. игра. | Уметь использовать на практике полученные знания; познакомиться с традициями дня рождения. Организовать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике и у доски под руководством учителя; учить строить устные связные высказывания. Формировать выразительную сторону речи; читать по слогам слова, предложения к теме. Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе. | Праздник, пожелание. | |
25. | 04.12 | Конструирование поздравлений. | Конструирование поздравлений в адрес именинника. | комбинирован ный | Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация. | Поздравление | ||
26. | 09.12 | С Днем рождения! | Формирование умения составлять текст о своих любимых праздниках. | обобщение и систематизация | Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация. | Празднование | ||
27. | 11.12 | Подарки на праздник. Игра « Каравай». | Отработка умения правильно составлять поздравления. пожелания. | комбинирован ный | Беседа. Работа с книгой. Дид. игра. | Каравай | ||
28. | 16.12 | Ролевая игра « День рождения». | Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное. | обобщение и систематизация | Ролевая игра, беседа, работа в парах. | Дата, фиалка, кактус. | ||
Наши праздники | ||||||||
29. | 18.12 | Наши праздники. | Создать положительный настрой на общение учащихся друг с другом. Учить строить реплики- поздравления с учетом ситуации. Актуализировать умение участвовать в ситуации знакомства со сверстником и со взрослым. | изучения нового материала | Беседа. Работа с книгой. | Уметь использовать на практике полученные знания; познакомиться с традициями некоторых праздников. Организовать своё рабочее место. Ориентироваться в учебнике и у доски под руководством учителя; учить строить устные связные высказывания. Формировать выразительную сторону речи; читать по слогам слова, предложения к теме. Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе. Уметь использовать на практике полученные знания | Масленица, Рождество, славяне. | |
30. | 23.12 | Контрольный тест. Проверка знаний по изученным темам. Народные праздники. | Проверить знания и умения по пройденному материалу. Создать условия для воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни. | Урок проверки и учета знаний. Обобщение и систематизация | Ролевая игра, беседа, работа в парах. | Неуклюжий, косолапый. Праздники народов Югры. | ||
31. | 25.12 |
Анализ контрольного теста. Работа над ошибками. «Скоро праздник Новый год» - составление рассказа о подготовке к празднику. | Формировать умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения. | комбинирован ный | Ролевая игра, беседа, работа в парах. | Дед Мороз, Новый год, декабрь, вьюга, хоровод. | ||
3 четверть – 20 ч. | ||||||||
32. | 13.01 | Обобщение по теме праздники. | Закрепление и обобщение изученного. Формирование речевых навыков. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. | обобщение и систематизация | Ролевая игра, беседа, работа в парах. | Праздники | ||
Зимняя прогулка | ||||||||
33. | 15.01 | Зимняя одежда | Расширить представление о времени года – зима (погодные условия). | изучения нового материала | Беседа. Работа с книгой. Дид. игра. | Развивать умение наблюдать, устанавливать причинноследственные связи в природе, логическое мышление, память, речь, воображение. Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог используя вежливые слова. Обобщить знания детей о зиме. Актуализация словарного запаса. | Пуховик Шарф Валенки | |
34. | 20.01 | Зимние забавы | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | комбинирован ный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем». | Скейтборд Коньки | ||
35. | 22.01 | Мы катаемся с горы | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией | комбинирован ный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем». | Санки Лыжи Ледянка | ||
36. | 27.01 | Мы лепим снеговика | Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией | комбинирован ный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем». | Льдинка Иней | ||
Мойдодыр | ||||||||
37. | 29.01 | Я умываюсь | Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены | Комбинированный | Ролевая игра, беседа, работа в парах. | Расширить представления учащихся о правилах гигиены своего тела; осуществлять самооценку своих действий. Определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством. Ориентироваться в учебнике; уметь слушать и отвечать на вопросы учителя; учить строить устные связные высказывания. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета; читать по слогам слова, предложения к теме. Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе. Уметь использовать на практике полученные знания | Мыло, полотенце | |
38. | 03.02 | Я чищу зубы | Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены | Комбинированный | Ролевая игра, беседа, работа в парах. | Зубная щётка, зубная паста, мыло, полотенце | ||
39. | 05.02 | Режим дня школьника | Ознакомить детей с понятием режим дня. Знать и соблюдать режимные моменты. | Комбинированный | Беседа, дид. игра. | Режим школьника | ||
40. | 10.02 | Я правильно одеваюсь | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды | Комбинированный | Ролевая игра, беседа, работа в парах. | Верхняя одежда | ||
41. | 12.02 | Вещи в моем шкафу | Формирование понятия и умения «ухаживать» ха вещами. | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных | Полка, вешалка | ||
42. | 17.02 | Я собираюсь на прогулку | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности. | Комбинированный | Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация. | Прогулка | ||
43. | 19.02 | Содержу одежду в чистоте | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. | Комбинированный | Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация. | Чистота | ||
44. | 26.02 | Опрятному человеку нужны помощники | Формирование понятия «опрятный человек». | Комбинированный | Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация. | Опрятный человек | ||
45. | 02.03 | Я обуваюсь | Расширить словарный запас школьников, обозначающие разновидность обуви | Комбинированный | Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация. | Зимняя, летняя, демисезонная обувь | ||
46. | 04.03 | Я ухаживаю за обувью. | Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы для ухода за обувью | Комбинированный | Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных | Щётка, крем для обуви | ||
Я за порогам дома | ||||||||
47. | 11.03 |
Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) | Расширить словарный запас школьников, обозначающие общественный транспорт | Комбинированный. | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | Расширить представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старше; осуществлять самооценку своих действий. Определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством. Ориентироваться в учебнике; уметь слушать и отвечать на вопросы учителя; учить строить устные связные высказывания. | Автобус, транспорт | |
48. | 16.03 | Мы не знаем, как пройти, Как быть? | Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Учить учащихся на значение интонационного выделения слов | Комбинированный. | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | Скажите, подскажите | ||
49. | 18.03 | Где я живу | Учить обучающихся сообщать свой домашний адрес, имя и фамилию, адрес школы, имена и отчества близких. | Комбинированный. | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | Адрес | ||
50. | 19.03 | Моя дорога в школу | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный. | Беседа. Демонстрация. Игровые упражнения. | Дорога, светофор, пешеходный переход | ||
51. | 20.03 | За покупками в магазин | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный. | Беседа, игровые приёмы, дид. материал. | Покупка | ||
4 четверть – 16 ч. | ||||||||
52. | 30.03 | Я иду в кружок. Кто со мной? | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный. | Беседа, игровые приёмы, дид. материал. | Кружок | ||
53. | 01.04 | Мы в гостях на день рождении | Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими | комбинирован ный | Ролевая игра, беседа, работа в парах. | Уметь использовать на практике полученные знания Соблюдать простейшие нормы речевого этикета; читать по слогам слова, предложения к теме. Представление об окружающем мире. | Подарок | |
54. | 06.04 | День рождения! Знакомимся с гостями | Познакомить первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то» | Комбинированный. | Беседа, игровые приёмы, дид. материал. | Знакомство | ||
55. | 08.04 | День рождения! Провожаем гостей | Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими | Комбинированный. | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | |||
56. | 13.04 | Контрольная работа. Контрольный тест по темам курса. Накрываем на стол | Определение уровня овладения предметными результатами Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом. | Проверка знаний по изучаемым разделам программы Комбинированный. | Беседа, игровые приёмы, дид. материал. | Этикет | ||
57. | 15.04 | Анализ контрольного теста. Работа над ошибками. Поздравляем маму. | Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей. | Комбинированный. | Беседа, игровые приёмы, дид. материал. | Составить поздравления | ||
Мир вокруг | ||||||||
58. | 20.04 | «К нам весна шагает…» | Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны | Комбинированный. | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | Представление об окружающем мире. Конструирование возможных диалогов, Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе. Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе. | Весна шагает | |
59. | 22.04 | Первоцветы | Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы | Комбинированный. | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | Первоцветы | ||
60. | 27.04 | Весенняя прогулка. | Формирование умения употреблять нужные фразы, исходя из речевой ситуации. Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. | Экскурсия. | Создание увлекательных ситуаций, дид. игры. | Прогулка | ||
61. | 29.04 | «А у нас в квартире кот! А у вас?» | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Урок формирование и закрепления умений и навыков | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | |||
62. | 06.05 | Учу попугая говорить | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Комбинированный. | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | Попугай | ||
63. | 13.05 | У меня есть щенок! | Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта | Комбинированный. | Создание увлекательных ситуаций, дид. игры. | Щенок | ||
64. | 18.05 | Здравствуй лето! | Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета | Комбинированный. | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | Щенок | ||
Наши любимые сказки | ||||||||
65. | 20.05 | Сказка Шарль Перро «Красная Шапочка». | Учить слушать небольшую сказку. | Комбинированный. | Сказка, игровые приёмы, дид. материал. | Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев в речевых ситуациях с точки зрения общечеловеческих норм; уметь совместно работать в группе для достижения общей цели. Определять план выполнения на уроке. Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно; отвечать используя слова вопроса. Слушать и понимать речь других; плавно читать по слогам слова к теме. | Сказка | |
66. | 25.05 | Работа над содержанием сказки. | Соотносить картинку с их содержанием | Комбинированный. | Проблемная ситуация, дид. материал. | |||
67. | 27.05 | Театрализация сказки «Красная Шапочка». | Учить общению, моделировать диалог между персонажами. | Обобщающий урок. | Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | Театр | ||
68. | 28.05 | Повторительно-обобщающий урок. | Обобщить полученные знания. | Обобщающий урок. | Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра. | загадки |
Список литературы.
Основная:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.
С.В. Комарова. «Речевая практика» 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2019 – 79 с.
- С.В. Комарова, Т.М. Головкина, рабочая тетрадь «Речевая практика» 2 класс / - М.: Просвещение, 2017. – 45 с.
Дополнительная:
- Аксёнова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2015. - 186 с.
- Волина В. В. Праздник Букваря / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2016. -384 с.
- Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 2013. – 384 с.
- Колесникова Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова. –М.: Ювента, 2015. – 112 с.
- Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 2016. – 384 с.
- Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 216 с.
- Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2015. – 252 с.
- Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: альбом 4 части / Н. Э. Теремкова. –М.: ООО Издательство ГНОМ и Д, 2017. -32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс 8 вид ФГОС
Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" 2 класс 8 вид...
Рабочая программа "Речевая практика" 4 класс
Рабочая программа "Речевая практика" 4 класс...
Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....
речевая практика 3 класс
коррекционная школа 3 класс...
Адаптированная рабочая программа. Речевая практика. 1 класс. 9.1
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...
Мониторинг "Речевая практика" 1 класс ОВЗ
Мониторинг "Речевая практика" 1 класс ОВЗ...
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс ФГОС, для детей с ОВЗ, VIII вид Программа расчитана на 64 часа( 2 часа в неделю) , 33 рабочих недели...