АОП по речевой практике для 2 класса для детей с ОВЗ
рабочая программа

Костарева Ирина Николаевна

Адаптированная Общеобразовательная Программа  по речевой практике для 2 класса, для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_rechevaya_praktika_2_klass.docx66.7 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

КОУ «Радужнинская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

от «»                   г. №

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету

РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2 класс

                                                                                           на 2019/2020 учебный год

Составитель: Костарева И. Н.,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория

РАССМОТРЕНО                                                                                                                       СОГЛАСОВАНО

МО учителей начальных классов и педагогов ГПД                                                                Методическим советом

Протокол от «___» _________ 2019 г.  №____                                                                   Протокол от «___» ________ 2019 г.  №____     Руководитель МО____________ С. Ю. Двоеглазова                                                        Председатель МС__________ Л. Е. Лапутько

Пояснительная записка.

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. № 734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»;
  • приказом Министерства образования от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-11788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • письмом Министерства образования и науки РФ от 19.08.2016 № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Юры от 03 июля 2016 г. № 1214 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях»;
  • письмом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 августа 2019 г. №10-Исх-7786 «О примерном режиме работы общеобразовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в 2019-2020 учебном году»;
  • приказом от 20.08.2019 № 264 «Об утверждении адаптированных общеобразовательных программ»;
  • приказом от 29.08.2019 № 285 «Об организованном начале 2019-2020 учебного года»;
  • приказом от 29.08.2019 № 284 «О мероприятиях по выполнению адаптированных рабочих программ по предметам учебного плана».

Цели и задачи образования

Цель: преодоление недостатков в познавательной деятельности и эмоционально-волевой сфере обучающихся с нарушением интеллекта, а также их подготовка к трудовой деятельности, коррекция интеллекта и личности обучающихся, социальная   адаптация обучающихся, с интеллектуальным нарушением в современном обществе.

   Основные задачи:

  • способствовать совершенствованию речевого опыта обучающимся;
  • формировать выразительную сторону речи;
  • учить строить устные связные высказывания;
  • формировать положительные нравственные качества и свойства личности;
  • расширить возможности понимания обучающимися обращённой речи, в т.ч. за счёт включения упражнений на прослушивание знакомой речи в записи;
  • совершенствовать диалогические умения школьников и способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
  • развивать умения участвовать в контекстном диалоге, составлять развёрнутые связные высказывания с опорой на план;
  • развивать интонационную и жестово-мимическую выразительность;
  • развивать навыки устной коммуникации;
  • корректировать  недостатки речевой и мыслительной деятельности;
  • воспитывать культуру речевого общения

Основные направления коррекционной работы:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие основных мыслительных операций;
  • Развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
  • Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
  • Обогащение словаря;
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета.

      Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей обучающихся, тесной преемственности между уроками логопедии, обучения грамоте и развитием речи.

     В программе предусмотрены практические и теоретические занятия. Теоретические занятия направлены на получение обучающимися знаний в области фонетики, лексики, морфологии, грамматики. Практические занятия способствуют переводу полученных знаний в речевые умения и навыки по применению и осмысленному использованию речевых средств с учетом требований ситуации и контекста. На практических занятиях предусматривается организация и систематическое наблюдение за разнообразными языковыми явлениями; реализация речевых средств на основе развития мыслительных операций - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, сопоставления, психических процессов - восприятия, внимания, памяти.

Методы реализации поставленных задач:

  1. По способам подачи речевого материала:

а) репродуктивный (выполнение системы упражнений);

б) проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);

в) частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);

  1. По источнику знаний:

а) практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; функциональные тренировки для дыхания, голоса, органов артикуляции, мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);

б) наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);

в) словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, эвристическая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.

Место учебного предмета в учебном плане.

Образовательная область: язык и речевая практика

Предмет «Речевая практика»  включен в федеральную (базисную) часть учебного плана образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуемый в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, рассчитан на 2 часа в неделю, общее количество 68 часов за год.

Планируемые результаты

Личностные 

  1. В ходе реализации программы учащиеся получат возможность научиться:
  2. Осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  3. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  4. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  5. Обращать внимание  на   особенности устных  и  письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и  знаков препинания: точка или  многоточие, точка или  восклицательный знак).
  6. Умение работать совместно в группе для достижения общей цели.

Предметные результаты:

  1. Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.
  3. Использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения.
  4. Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

АООП ОО определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ОВЗ.

Уровни овладения предметными результатами

Достаточный уровень

Минимальный уровень

  • отчетливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;
  • выполнять различные задания по словесной инструкции;
  • использовать громкую и шепотную речь, менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях;
  • участвовать в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы;
  •  пользоваться вежливыми словами при изъявлении благодарности;
  • называть домашний адрес, имена и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников;
  • пересказывать содержание предметного материала, опираясь на картинно-символический план.

  • выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
  • называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
  • правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые слова»;
  • адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
  • называть свое имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников;
  • участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами).

Характеристика обучающихся с учётом уровня овладения предметными результатами.

Достаточный уровень.  Обучающиеся выполнять задания по словесной инструкции; называют предметы и   действия, соотносят их с картинками; внятно выражают просьбы, употребляют «вежливые» слова; соблюдают  правила речевого этикета при встрече и прощании;  сообщают  свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена ближайших родственников; рассказывают, как можно дойти или доехать до школы; слушают  небольшую сказку или рассказ; отвечают  на вопросы, опираясь на наглядные средства.

Минимальный уровень. Обучающиеся выполняют элементарные задания по словесной инструкции учителя; называют  предметы и соотносят  их с картинками; употребляют  «вежливые» слова при обращении к другим людям;  правильно здороваются при встрече и прощаются  при расставании;
сообщают  свое имя и фамилию, имена и отчества учителей.

Содержание учебного предмета

Аудирование.

Слушание, запоминание и отчетливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (2 слога, 2-3 слова).

Слушание и повторение слов, близких по звучанию (с опорой на наглядные средства).

Выполнение действий с предлогами.

Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя с следующим словесным отчетом о действии.

Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.

Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками предложений, содержащих слова-«родственники или слова, обозначающие функционально сходные предметы.

 Дикция и выразительность (эмоциональность) речи.

Общие упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приемы активизации органов речи).

Дыхательные упражнения.

Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.

Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шепотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.

Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.

Мимика и жесты.  Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: веселое, грустное, удивленное, сердитое.

Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.

Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.

Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры детей», «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», «Мои товарищи в школе», «Любимое занятие», «Мир природы».

Тематика речевых ситуаций:игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др. (на усмотрение учителя).

Выявление представлений детей  по теме ситуации с опорой на наглядный материал.

Называние детьми предметов и различных действий с ними. Характеристика признаков данных предметов: величина, цвет, форма, вкус, материал и др.

Совершенствование умения участвовать в вопросно-ответных диалогах.

Составление разных по содержанию предложений по определенной теме с опорой на заданную синтаксическую конструкцию.

Рассматривание атрибутов к ролевой игре, выбор роли и атрибутов к ней. Использование новых слов и предложений к ролевой игре.

Коллективное составление рассказа.

 Культура общения.

Выражение благодарности. Вежливые слова.

Адекватное использование тона голоса, мимики и жестов в различных речевых ситуациях.

Внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе диалога. Тренировочные упражнения на готовом текстовом материале.

Тематическое планирование

Темы

учебного предмета, курса

Количество часов

Виды учебной деятельности (практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др. формы занятий, используемые при обучении)

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля

«Здравствуй школа»

6ч.

Формы занятий:

-фронтальная;

-групповая;

-парная;

-индивидуальная.

Виды уч. деятельности:

-работа с учебником;

-дополнительной литературой;

-работа с раздаточным материалом, опорными схемами;

выполнение заданий по классификации.

Устный опрос. Рассказ по теме.

Работа по карточкам. Самостоятельная работа.

Контрольная работа.

Контрольный тест.

«История о лете»

4 ч.

«Наши любимые сказки»

9 ч.

«Расскажи мне о школе»

4 ч.

«Алло! Алло!»

3 ч.

«С днём рождения!»

5ч.

«Наши праздники»

4 ч.

«Зимняя прогулка»

4 ч.

«Мойдодыр»

10 ч.

«Я за порогом дома»

11 ч.

«Мир вокруг»

8 ч.

Итого

68 ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АООП ОО для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует  действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам  охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» № 26 от 10.07.2015 года.

Технические средства обучения 

  • Компьютер
  • ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Обучение речевой практики  обеспечивается учебником

С.В. Комарова. «Речевая практика» 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2019 – 79 с.        

 Оценочные материалы

Система оценки планируемых результатов освоения АООП включает описание организации и содержания промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. На основе требований, сформулированных в федеральном государственном образовательном стандарте, образовательной организацией разработаны индикаторы и параметры оценки личностных результатов с учетом психофизических особенностей обучающихся.  Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся и перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата представлены в таблице «Параметры оценки личностных результатов». Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту оценки сформированности социальной (жизненной) компетенции обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Оценка предметных результатов

Система оценивания предметных результатов, обучающихся с легкой степенью умственной отсталости регламентирована и организована в соответствии с локальными актами образовательной организации. В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают предметные результаты.

Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися содержания учебного предмета «Речевая практика», умений и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации. Текущий контроль осуществляется в виде  контрольно-оценочной деятельности:

  • поурочный устный контроль - устный опрос, рассказ по теме;
  • поурочный письменный контроль - самостоятельная работа, работа по карточкам;
  • периодический письменный контроль - контрольный тест в конце первого полугодия.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по изучаемому предмету. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

Промежуточная аттестация - проводится в конце учебного года контрольная работа в виде письменного контрольного теста.

Промежуточная диагностика  -  по четвертям.    

В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.  

При оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) используется балльная оценка, свидетельствующая о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Усвоенные предметные результаты оцениваются с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты оцениваются как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» – от 51% до 65% заданий; «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале. Начиная со 2 класса, второго полугодия, в образовательной организации устанавливается пятибалльная система цифровых отметок: 5 – отлично, 4 – хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – неудовлетворительно.

Контроль и учет предметных достижений обучающихся

№ урока

Промежуточная аттестация.

Периодический (тематический) контроль.

Дата проведения

план

факт

30

Контрольный тест. Проверка знаний по изученным темам.

23.12

56.

Контрольная работа. Контрольный тест  по темам курса.

13.04

Календарно тематическое планирование.

урока

Дата проведения

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы

и приемы

Формируемые

БУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Словарь

план

факт

1 четверть – 16 ч.

Здравствуй школа

1.

02.09

Добро пожаловать!

Создание условий для  использования в речевой деятельности слов приветствия. Моделирование ситуаций знакомства. Закрепление употребления слова приветствия в нужной ситуации.

 Обобщение

 и систематизация

Беседа,

рассказ,

наблюдения,

практические упражнения.

Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Организовать своё рабочее место под руководством учителя.

Выполнять задания по словесной инструкции; учить строить устные связные высказывания; называть предметы и действия, соотносить их с картинками.

Соблюдать простейшие формы речевого этикета; сообщать своё имя, ФИО учителя, воспитателя, имена одноклассников.

Добро пожаловать, приветствие, поздравление

2.

04.09

 Общение в школе.     Знакомство.

Понятие «диалог».

«Тон» автора.

 Логическое ударение.

комбинированный

Работа с книгой.

Добро пожаловать, приветствие, поздравление

3.

09.09

Здравствуй, школа!

Обогащение словаря

комбинированный

Упражнения.

Работа с книгой.

Анализ ситуаций

Праздник.

День Знаний

4.

11.09

Здравствуй школа!

Составление предложений,  текстов,

мини-диалогов.

комбинированный

Упражнения.

Работа с книгой.

Анализ ситуаций

Приемная, столовая

5.

16.09

 Мой класс. Составление рассказа с использованием имен прилагательных.

Создание условий для осознания понятия «предложение» и знакомства с видами предложений по цели высказывания. Тренинг в определении цели предложения.

обобщение и систематизация

Упражнения.

Работа с книгой.

Сравнение.

Класс, правила поведения, учитель, одноклассники, имена, отчества, фамилии

6.

18.09

 Обобщение. Составление описательных рассказов на тему «Учебные вещи и игрушки».

Создание условий для формирования умений составлять предложения. Небольшие рассказы по предложенному материалу. 

обобщение и систематизация

Беседа,

рассказ,

практические упражнения, групповая работа.

Учебник,

 пенал,

 тетрадь

История о лете

7.

23.09

 Истории о лете.

Моделирование диалогов на основе изображенной ситуации.

Создание условий для формирования диалогов. Диалог- расспрос, даилог-побуждение.

комбинированный

Беседа,

рассказ,

наблюдения,

практические упражнения.

Расширить представления учащихся о летнем времени года; осуществлять самооценку своих действий.

Расширить представления учащихся об осеннем  времени года; осуществлять самооценку своих действий.

Озеро,

море,

лето,

пикник,

 забавы.

8.

25.09

Истории о лете.

Дополнение предложений.

Создание условий для формирования умения при осуществлении речевой деятельности. Понимания звучащей речи. 

комбинированный

Упражнения.

Работа с книгой.

Сравнение.

Озеро, море, лето, пикник, забавы.

9.

30.09

Истории о лете. Игра

«Копилка вопросов».

Обучение выразительному чтению диалога - шутки. Создание условий для формирования умения при осуществлении речевой деятельности. Понимания звучащей речи, отвечать, используя слова вопроса.

обобщение и систематизация

Беседа,

рассказ,

практические упражнения.

Рассказ

10.

02.10

 Экскурсия на школьный двор. Признаки осени.

Создание условий для организации наблюдения за объектами живой и неживой природы. Описывать их существенные признаки. Создание условий для обучения умения видеть и передавать красоту осенней природы.

урок-экскурсия

Беседа, рассказ. практическая работа.

Приметы, листопад, кузовок.

Наши любимые сказки

11.

07.10

 Наши любимые сказки.

Создание условий для в выявления авторской точки зрения, высказывания своей точки зрения.

изучения нового материала

Слушание, беседа,  рассказ.

Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев в речевых ситуациях с точки зрения общечеловеческих норм; уметь совместно работать в группе для достижения общей цели.

Определять план выполнения на уроке.

 Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно; отвечать  используя слова вопроса.

Слушать и понимать речь других; плавно читать по слогам слова к теме.

Сказка, фантазия, автор.

12.

09.10

Сказка « Три поросенка».

Понятия: «юмор», «герой литературного произведения» (персонаж).

комбинированный

Инсценирование беседа, проблемная ситуация.

Дымоход. хижина, пасть,

13.

14.10

Здравствуй, сказка.

 Сказка « Три поросенка».

Развитие умения сравнивать сказки, самостоятельное сочинение истории или рассказа.

комбинированный

Слушание, беседа,  рассказ.картинками.

Дымоход. хижина, пасть,

14.

16.10

 Сказка « Три поросенка». Аудиоспектакль по сказке. Звуковые загадки.

Создание условий для формирования умений составлять предложения. Небольшие рассказы по предложенному материалу.

комбинированный

Инсценирование беседа, проблемная ситуация.

Дымоход. хижина, пасть,

15.

21.10

 Сказка « Три поросенка». Сказка по ролям.

Создание условий для исценирования  сюжета сказки. Участие в диалогах. Использование в устной речи разных по цели высказывания предложений.

обобщение и систематизация

Беседа,

рассказ,

практические упражнения.

Посинел от злости, домик из прутьев,

Зубастая пасть.

16.

23.10

Сказка « Три поросенка». Живые загадки.

Картинный план.

Обучение пересказу по картинному плану.  Создание условий для формирования умения составлять  рассказ по иллюстрации.

обобщение и систематизация

Инсценирование беседа, проблемная ситуация.

Посинел от злости,

домик из прутьев,

Зубастая

 пасть.

2 четверть – 15 ч.

Расскажи мне о школе.

17.

06.11

 Расскажи мне о школе. Конструирование уточняющих вопросов.

Развитие умения задавать вопросы к тексту.

комбинирован

ный

Беседа,

рассказ,

практические упражнения.

Формирование интереса (мотивации) к учению.

Организовать своё рабочее место под руководством учителя.

Выполнять задания по словесной инструкции; учить строить устные связные высказывания; называть предметы и действия, соотносить их с картинками.

Соблюдать простейшие формы речевого этикета; сообщать своё имя, ФИО учителей, воспитателя, имена одноклассников.

Гардероб, библиотека.

18.

11.11

 Расскажи мне о школе. Конструирование уточняющих вопросов.

Развитие умения задавать вопросы к тексту.

Комбинирован

ный

Беседа,

рассказ,

практические упражнения.

Гардероб, библиотека.

19.

13.11

Составление диалога. Составление рассказа с опорой на план.

Обучение пересказу по картинному плану.  Создание условий для обучения детей соотносить картинный план с текстом.

Изучения нового материала

фронтальная

работа при

осуществлении

дифференцированного и

индивидуального подхода

Соблюдать простейшие формы речевого этикета;

Гардероб, библиотека.

20.

18.11

Нестандартные ситуации в школе.

Обогащение словаря детей словами по теме.

Комбинирован

ный

фронтальная

работа при

осуществлении

дифференцированного и

индивидуального подхода

Коридор

Алло! Алло!

21.

20.11

  Алло! Алло! История телефона.

Обогащение словаря детей словами по теме.

изучения нового материала

Беседа.

Работа с книгой.

Дид. игра.

Расширить представления учащихся о правилах разговора по телефону; осуществлять самооценку своих действий.

Определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством.

Ориентироваться в учебнике; уметь слушать и отвечать на вопросы учителя; учить строить устные связные высказывания.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;  читать по слогам слова, предложения к теме.

Телефонный аппарат.

22.

25.11

Алло! Алло! К. Чуковский « Телефон»

Создание условий для овладения детьми умением выразительно моделировать диалоги. Правила набора телефонных номеров.

комбинирован

ный

Беседа.

Работа с книгой.

Дид. игра.

Дисковый, мобильный, радио телефон

23.

27.11

 Алло! Алло! Моделирование телефонного разговора. Диалоги в парах.

Создание условий для анализа ситуаций, правила ведения телефонного разговора. Моделирование телефонного разговора.

комбинирован

ный

Беседа,

рассказ,

наблюдения,

практические упражнения.

Абонент,

сеть.

С днём рождения!

24.

02.12

  С Днем рождения!

Обучение составлению поздравлений. Знакомство учащихся с некоторыми традициями празднования дня рождения.

изучения нового материала

Беседа.

Работа с книгой.

Дид. игра.

Уметь  использовать на практике  полученные знания;  познакомиться с традициями дня рождения.

Организовать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике и у доски под руководством учителя; учить строить устные связные высказывания.

Формировать выразительную сторону речи; читать по слогам слова, предложения к теме.

Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе.

Праздник, пожелание.

25.

04.12

Конструирование поздравлений.

Конструирование поздравлений в адрес именинника.

комбинирован

ный

Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация.

Поздравление

26.

09.12

 С Днем рождения!

Формирование умения составлять текст о своих любимых праздниках.

обобщение и систематизация

Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация.

Празднование

27.

11.12

Подарки на праздник. Игра « Каравай».

Отработка умения правильно составлять поздравления. пожелания.

комбинирован

ный

Беседа.

Работа с книгой.

Дид. игра.

Каравай

28.

16.12

 Ролевая игра

 « День рождения».

Помощники устной речи (мимика и жесты) в тренировочных упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное.

обобщение и систематизация

Ролевая игра, беседа, работа в парах.

Дата, фиалка,     кактус.

Наши праздники

29.

18.12

Наши праздники.

Создать положительный настрой на общение учащихся друг с другом. Учить строить реплики- поздравления с учетом ситуации. Актуализировать умение участвовать в ситуации знакомства со сверстником и со взрослым.

изучения нового материала

Беседа.

Работа с книгой.

Уметь  использовать на практике  полученные знания;  познакомиться с традициями некоторых праздников.

Организовать своё рабочее место.

Ориентироваться в учебнике и у доски под руководством учителя; учить строить устные связные высказывания.

Формировать выразительную сторону речи; читать по слогам слова, предложения к теме.

Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе.

Уметь  использовать на практике  полученные знания  

Масленица, Рождество, славяне.

30.

23.12

 Контрольный тест. Проверка знаний по изученным темам.

Народные праздники.

Проверить знания и умения по пройденному материалу.

Создать условия для  воспитания бережного отношения к материальным и духовным ценностям. Готовность использовать получаемую в учебной деятельности подготовку при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.

Урок проверки и учета знаний.

Обобщение и систематизация

Ролевая игра, беседа, работа в парах.

Неуклюжий, косолапый. Праздники народов Югры.

31.

25.12

 

Анализ контрольного теста. Работа над ошибками.

«Скоро праздник Новый год» - составление рассказа о подготовке к празднику.

Формировать умения   выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения.

комбинирован

ный

Ролевая игра, беседа, работа в парах.

Дед Мороз, Новый год,

декабрь, вьюга, хоровод.

3 четверть – 20 ч.

32.

13.01

 Обобщение по теме праздники.

Закрепление и обобщение изученного. Формирование речевых навыков. Развитие слухового восприятия и речевого слуха.

обобщение и систематизация

Ролевая игра, беседа, работа в парах.

Праздники

Зимняя прогулка

33.

15.01

Зимняя одежда

Расширить представление о времени года – зима (погодные условия).

изучения нового материала

Беседа.

Работа с книгой. Дид.  игра.

Развивать умение наблюдать, устанавливать причинноследственные связи в природе, логическое мышление, память, речь, воображение.

Уметь составлять рассказы из личного опыта. Вести диалог используя вежливые слова.

Обобщить знания детей о зиме. Актуализация словарного запаса.

Пуховик

Шарф

Валенки

34.

20.01

Зимние забавы

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

комбинирован

ный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем».

Скейтборд

Коньки

35.

22.01

 Мы катаемся с горы

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией

комбинирован

ный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем».

Санки

Лыжи

Ледянка

36.

27.01

Мы лепим снеговика

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией

комбинирован

ный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных схем».

Льдинка

Иней

Мойдодыр

37.

29.01

Я умываюсь

Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены

Комбинированный

Ролевая игра, беседа, работа в парах.

Расширить представления учащихся о правилах гигиены своего тела; осуществлять самооценку своих действий.

Определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством.

Ориентироваться в учебнике; уметь слушать и отвечать на вопросы учителя; учить строить устные связные высказывания.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;  читать по слогам слова, предложения к теме.

Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе.

Уметь  использовать на практике  полученные знания

Мыло, полотенце

38.

03.02

Я чищу зубы

Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены

Комбинированный

Ролевая игра, беседа, работа в парах.

Зубная щётка, зубная паста,  мыло, полотенце

39.

05.02

Режим дня школьника

Ознакомить детей с понятием режим дня. Знать и соблюдать режимные моменты.

Комбинированный

Беседа, дид. игра.

Режим школьника

40.

10.02

Я правильно одеваюсь

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды

Комбинированный

Ролевая игра, беседа, работа в парах.

Верхняя одежда

41.

12.02

Вещи в моем шкафу

Формирование понятия и умения «ухаживать» ха вещами.

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных

Полка, вешалка

42.

17.02

Я собираюсь на прогулку

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности.

Комбинированный

Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация.

Прогулка

43.

19.02

Содержу одежду в чистоте

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой.

Комбинированный

Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация.

Чистота

44.

26.02

Опрятному человеку нужны помощники

Формирование понятия «опрятный человек».

Комбинированный

Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация.

Опрятный человек

45.

02.03

 Я обуваюсь

Расширить словарный запас школьников, обозначающие разновидность обуви

Комбинированный

Обсуждение, рассказ, беседа, игровая ситуация.

Зимняя, летняя, демисезонная обувь

46.

04.03

Я ухаживаю за обувью.

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы для ухода за обувью

Комбинированный

Дид. игры, приём наглядности и иллюстрированности, использование «опорных

Щётка, крем для обуви

Я за порогам дома

47.

11.03

 

Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)

Расширить словарный запас школьников, обозначающие общественный транспорт

Комбинированный.

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Расширить представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старше; осуществлять самооценку своих действий.

Определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством.

Ориентироваться в учебнике; уметь слушать и отвечать на вопросы учителя; учить строить устные связные высказывания.

Автобус, транспорт

48.

16.03

 Мы не знаем, как пройти, Как быть?

Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Учить  учащихся на значение интонационного выделения слов

Комбинированный.

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Скажите, подскажите

49.

18.03

Где я живу

Учить обучающихся сообщать свой домашний адрес, имя и фамилию, адрес школы, имена и отчества близких.

Комбинированный.

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Адрес

50.

19.03

 Моя дорога в школу

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный.

Беседа.

Демонстрация.

Игровые упражнения.

Дорога, светофор, пешеходный переход

51.

20.03

За покупками в магазин

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный.

Беседа, игровые приёмы, дид. материал.

Покупка

4 четверть – 16 ч.

52.

30.03

 Я иду в кружок. Кто со мной?

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный.

Беседа, игровые приёмы, дид. материал.

Кружок

53.

01.04

Мы в гостях на день рождении

Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими

комбинирован

ный

Ролевая игра, беседа, работа в парах.

Уметь  использовать на практике  полученные знания

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета;  читать по слогам слова, предложения к теме.

Представление об окружающем мире.

Подарок

54.

06.04

День рождения! Знакомимся с гостями

Познакомить первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то»

Комбинированный.

Беседа, игровые приёмы, дид. материал.

Знакомство

55.

08.04

День рождения!

Провожаем гостей

Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими

Комбинированный.

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

56.

13.04

Контрольная работа.

Контрольный тест по темам курса.

Накрываем на стол

Определение уровня овладения предметными результатами

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом.

Проверка

знаний  по изучаемым разделам программы

Комбинированный.

Беседа, игровые приёмы, дид. материал.

Этикет

57.

15.04

Анализ контрольного теста. Работа над ошибками.

Поздравляем маму.

Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.

Комбинированный.

Беседа, игровые приёмы, дид. материал.

Составить поздравления

Мир вокруг

58.

20.04

  «К нам весна шагает…»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны

Комбинированный.

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Представление об окружающем мире. Конструирование возможных диалогов,

Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе.

Развивать коммуникативные способности, умения правильного общения в коллективе.

Весна шагает

59.

22.04

 Первоцветы

Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы

Комбинированный.

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Первоцветы

60.

27.04

Весенняя прогулка.

Формирование умения употреблять нужные фразы, исходя из речевой ситуации. Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Экскурсия.

Создание увлекательных ситуаций, дид. игры.

Прогулка

61.

29.04

«А у нас в квартире кот! А у вас?»

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Урок формирование и закрепления умений и навыков

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

62.

06.05

Учу попугая говорить

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Комбинированный.

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Попугай

63.

13.05

У меня есть щенок!

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Комбинированный.

Создание увлекательных ситуаций, дид. игры.

Щенок

64.

18.05

 Здравствуй лето!

Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета

Комбинированный.

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Щенок

Наши любимые сказки

65.

20.05

Сказка Шарль Перро «Красная Шапочка».

Учить слушать небольшую сказку.

Комбинированный.

Сказка, игровые приёмы, дид. материал.

Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев в речевых ситуациях с точки зрения общечеловеческих норм; уметь совместно работать в группе для достижения общей цели.

Определять план выполнения на уроке.

 Говорить фонетически внятно, членораздельно, выразительно; отвечать  используя слова вопроса.

Слушать и понимать речь других; плавно читать по слогам слова к теме.

Сказка

66.

25.05

Работа

над

содержанием сказки.

Соотносить картинку с их содержанием

Комбинированный.

Проблемная ситуация, дид. материал.

67.

27.05

Театрализация сказки «Красная Шапочка».

Учить общению, моделировать диалог между персонажами.

Обобщающий урок.

Приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

Театр

68.

28.05

Повторительно-обобщающий урок.

Обобщить полученные знания.

Обобщающий урок.

Загадки, приём наглядности и иллюстрированности, дид. игра.

загадки

Список литературы.

Основная:

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы / А.К. Аксёнова, Т.Н Бугаева, И.А. Буравлёва и др.; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2013. – 239 с.

С.В. Комарова. «Речевая практика» 2 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2019 – 79 с.        

  • С.В. Комарова, Т.М. Головкина, рабочая тетрадь «Речевая практика» 2 класс / - М.: Просвещение, 2017. – 45 с.

Дополнительная:

  • Аксёнова А. К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы / А. К. Аксёнова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2015. - 186 с.
  • Волина В. В.  Праздник Букваря  / В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2016. -384 с.      
  • Городилова В. И. Чтение и письмо / В. И. Городилова, М. З. Кудрявцева. – М.:    Аквариум, СПб.: Дельта, 2013. – 384 с.
  • Колесникова Е. В. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет / Е. В. Колесникова. –М.: Ювента, 2015. – 112 с.  
  • Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 2016. – 384 с.
  • Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов / Е. А. Пожиленко.  – М.: ВЛАДОС, 2018. – 216 с.
  • Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2015. – 252 с.
  • Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР: альбом 4 части / Н. Э. Теремкова. –М.: ООО Издательство         ГНОМ и Д, 2017. -32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Речевая практика 2 класс 8 вид ФГОС

Рабочая программа по учебному курсу "Речевая практика" 2 класс 8 вид...

Рабочая программа "Речевая практика" 4 класс

Рабочая программа "Речевая практика" 4 класс...

Рабочая программа по речевой практике 1 класс (1 вариант) УП для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по речевой практике предназначена для учащихся 1 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)....

речевая практика 3 класс

коррекционная школа 3 класс...

Адаптированная рабочая программа. Речевая практика. 1 класс. 9.1

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Мониторинг "Речевая практика" 1 класс ОВЗ

Мониторинг "Речевая практика" 1 класс ОВЗ...

Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ

Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс ФГОС,  для детей с ОВЗ, VIII вид  Программа расчитана на 64 часа( 2 часа в неделю) , 33 рабочих недели...