Рабочая программа "Речевая практика" 4 класс
рабочая программа
Рабочая программа "Речевая практика" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_praktika.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________ Храмов С. В. «01» сентября 2020 г. |
Рабочая программа
учителя начальных классов Иноземцевой О.С.
по учебному предмету «Речевая практика 4 класс»
2020-2021 учебный год
Саранск 2020 г.
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I. Пояснительная записка…………………………………………………………3
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета........7
II.2. Базовые учебные действия…………………………………………………..8
II.3. Содержание учебного предмета……………………………………….......10
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование………………………………...12
III.2. Список литературных источников………………………………………..22
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – пр. Министерства образования науки № 1599 от 19.12.2014 года.
В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Основная цель предмета «Речевая практика» - развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации.
Введение в программу «Речевая практика» обусловлена несовершенством речевой практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в доступные формы взаимодействия в социуме. В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
1. Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
2. Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
3. Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
4. Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
5. Развитие навыков устной коммуникации;
6. Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
7. Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
8. Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей.
9. Формировать выразительную сторону речи.
10. Учить строить устные связные высказывания.
11. Воспитывать культуру речевого общения.
На каждом году обучения программа курса «Речевая практика» включает в себя основные подразделы, содержание которых постепенно расширяется и усложняется.
Подраздел «Аудирование и понимание речи» направлен на развитие у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Умение слушать является межпредметным умением, уровень сформированности которого определяет эффективность усвоения той информации, которая заложена в устном высказывании. Воспитание этого умения влияет на выразительность речи обучающихся, развивает внимательное отношение к слову, а в дальнейшем способствует правильному восприятию и лучшему пониманию информации по любому учебному предмету.
Материал, включенный в подраздел «Аудирование и понимание речи», реализуется на каждом уроке речевой практики в виде самостоятельных тренировочных упражнений (в т.ч. артикуляционной гимнастики) или сопровождает задания других подразделов.
Например, выбор названной учителем картинки из двух данных (мишка – миска); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем и т.д.
Подраздел «Дикция и выразительность речи» ориентирует учителя на выработку у обучающихся четкости произносительной стороны говорения, его эмоциональной выразительности. Выбор формы и содержания упражнений определяется темой урока и задачами данного этапа в его структуре.
Подразделы «Базовые формулы речевого общения» и «Примерные темы речевых ситуаций» являются ведущими с точки зрения организации работы по развитию собственно устной разговорной речи. В содержание подразделов включен перечень базовых формул речевого этикета, над формированием которых осуществляется работа в дополнительном классе, а также примерные темы речевых ситуаций, связанных с учебной жизнью и бытом детей. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя, таким образом, различные варианты речевого поведения в типичных сферах коммуникации людей.
Предлагаемая в программе проблематика речевых ситуаций является примерной и может изменяться учителем в зависимости от особенностей жизни и интересов обучающихся.
Недостаточность жизненного опыта, бедность и несовершенство речевых умений обучающихся определяет необходимость тщательной и организованной их подготовки к участию в ролевой игре по теме ситуации. В ходе подготовки уточняется и обогащается словарь, отрабатываются структурные варианты предложений. К связному высказыванию обучающиеся готовятся всей предшествующей работой. В их речевом арсенале накапливается достаточный объем словаря по теме, разные модели предложений, отдельные фрагменты речи (микротемы), являющиеся частью целого связного высказывания. Продуцирование обучающимися связно го высказывания опирается на наглядные средства в виде мелового рисунка на доске, картинно-символического плана к каждому предложению текста, картинного плана к отдельным микротемам и т.д.
В речевом общении формируются и проявляются личностные качества ребенка: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, урок речевой практики строится на основе темы, выбранной для создания речевой ситуации, в связи с которой из каждого подраздела отбираются и реализуются в пределах урока программные направления.
Речевой материал, подготовленный учителем, должен подчиняться единой теме, определяемой заданной ситуацией. В выполняемых обучающимися упражнениях последовательно отрабатываются отдельные речевые задания, которые затем реализуются детьми в речевых ситуациях.
Учитывая низкий уровень речевого развития, характерный для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, начинающих обучение в дополнительном классе, в рамках работы над всеми речевыми ситуациями следует уделять пристальное внимание таким видам работы, как называние обучающимися предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме (по теме ситуации, совместно с учителем). Составление предложений с отработанной лексикой по вопросам и с помощью учителя, с опорой на картинно-символическую схему.
Собственно, ролевая игра по теме должна быть подготовлена, в том числе за счет организации рассматривания атрибутов игре, разыгрывания мини-диалогов (учитель спрашивает, обучающийся отвечает) (Какой шар? Большой. А этот шар? - Маленький.; Какая мышка? – Серая. А лягушка? Зеленая»). Важно, чтобы учитель, являясь участником речевой ситуации, неформально стимулировал обучающихся к использованию новых слов, предложений в ролевой игре по теме ситуации.
Тематическое планирование уроков речевой практики рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что составляет 68 учебных часов в год (35 учебных недель).
II. Содержательный раздел
II. 1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного предмета:
К личностным результатам освоения учебной программы относятся:
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях; развитие любознательности; интереса к урокам чтения;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
II. 2. Базовые учебные действия
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению и составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Группы базовых учебных действий | Перечень учебных действий |
Личностные учебные действия | Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей. Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; Целостное, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; Понимание личной ответственности за поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; |
Коммуникативные учебные действия | Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс); Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителями; Договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации. |
Регулятивные учебные действия | Входить и выходить из учебного помещения со звонком. |
Познавательные учебные действия | Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; Устанавливать видовые отношения предметов; Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Пользоваться знаками, символами, предметами –заместителями Читать; Писать; Наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
II. 3. Содержание учебного предмета
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино – и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей
Аудирование.
Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы».
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Культура общения.
Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
III. Организационный раздел
III. 1. Календарно-тематическое планирование
1 четверть – 16 ч.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Предметные результаты | Личностные результаты |
Делимся новостями | |||||
1 | Добро пожаловать! | 2 | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
2 | Прошлым летом. | 2 | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | |
3 | Расскажи мне о своих летних каникулах. | 2 | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
Я выбираю книгу | |||||
4 | Книга – лучший собеседник | 2 | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
5 | Я выбираю книгу | 2 | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
6 | Моя любимая книга | 3 | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
7 | В библиотеке | 2 | Высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения. | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу. | |
8 | Повторительно – обобщающий урок. | 1 | Участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций. | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
2 четверть – 16 ч. | |||||
Петушок-золотой гребешок | |||||
1 | Знакомство со сказкой «Петушок Золотой гребешок». | 2 | Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
2 | Беседа по картинкам («Петушок Золотой гребешок»). Составление предложений к картинке. Выбор интонации. | 1 | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | |
3 | Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок» | 2 | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
Сочиняем сказку | |||||
4 | Мы сказочники | 2 | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
5 | Составляем сказку | 1 | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
6 | Я пишу свою сказку | 1 | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план | Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи; овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу. | |
7 | Иллюстрирование сказки | 1 | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
8 | Повторительно – обобщающий урок. | 1 | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. | ||
3 четверть – 20 ч. | |||||
У телевизора | |||||
1 | Для чего нужен телевизор? Как им управлять? | 1 | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций. | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
2 | Программа телепередач. «Моя любимая программа». Свободные высказывания. | 2 | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | |
3 | Составление своей телевизионной программы на день. | 2 | Составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
Знаки-помощники | |||||
4 | Знаки-помощники | 2 | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | |
5 | Правила дорожного движения достойны уважения | 3 | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | |
В гостях у леса | |||||
6 | Мы друзья или враги природы? | 2 | Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | |
7 | В гостях у леса | 2 | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | |
Задушевный разговор | |||||
8 | Задушевный разговор | 1 | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций. | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |
9 | Вместе в беде и в радости | 2 | Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | |
10 | Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». | 1 | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений. Участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
11 | Худо жить без ласкового слова | 1 | Ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
12 | Повторительно – обобщающий урок. | 1 | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | |
4 четверть – 17 ч. | |||||
Приглашение | |||||
1 | Какие бывают приглашения. | 2 | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях; развитие любознательности; интереса к урокам чтения. | |
2 | Составление приглашений | 2 | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
3 | Оформление приглашения на день рождения. | 2 | Выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. | |
Поздравляю! | |||||
4 | Какие бывают праздники? | 2 | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. | Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях; развитие любознательности; интереса к урокам чтения. | |
5 | Составление поздравления | 2 | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций. | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |
6 | Поздравительная открытка и подписи к ней. | 2 | Формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | |
7 | Рисование праздничных открыток. | 2 | Активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций. | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро-вание установки на безопасный, здоровый образ жизни. | |
8 | Итоговый урок | 2 | Участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. |
III. 2. Список литературных источников
Основная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -пр. Министерства образования науки №1599 от 19.12.2014 года.
2. Комарова С. В. Речевая практика. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / С. В. Комарова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020 – 63 с.
3.Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс. Рабочая тетрадь. Просвещение 2018 г.
Дополнительная литература:
1. Гридчина Н. И. Речевые пятиминутки. КАРО, Санкт-Петербург, 2005.
2. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи, Просвещение, 2007.
3. Максимук Н. Н. Игры по обучению грамоте и чтению. Москва, ВАКО, 2007.
4. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
5. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....