Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.
методическая разработка

Александрова Ольга Михайловна

Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2019_attest.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Александрова Ольга Михайловна

учитель-логопед,

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16»

г. Минусинск, Красноярского края

Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.

По данным  Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, А.В.Ястребовой и других авторов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи  формирование коммуникативно-речевых навыков затруднено в силу особенностей их речевого и психофизического развития.

Учащимся сложно классифицировать отдельные объекты по общему признаку, сравнивать результаты, делать самостоятельный выбор действий, выполнять работу по определенному алгоритму с использованием учебной терминологии, осознанно применять правила грамотного письма.  У младших школьников с общим недоразвитием речи часто идет подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы, возникают трудности в рассуждениях, доказательствах.

Как известно, восприятие любого материала у человека происходит с помощью зрительного, слухового, тактильного анализаторов. По данным современных исследователей, большая часть школьников – визуалы, у которых основным каналом восприятия информации является зрительный канал. Именно поэтому, мною  придуманы и используются зрительные схемы-опоры при изучении темы «Безударная гласная в корне слова» во II  периоде обучения детей с общим недоразвитием речи.

 Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.  

Для  создания положительного эмоционального настроя нами на занятиях была придумана грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова и схема-опора.


Сказка о безударной гласной.

Жил-был человек, который часто сомневался какую букву писать в корне слова: а или о? и или е? я или и, е? Однажды встретилось ему слово – домашняя. Опять он задумался – а или о? От удивления раскрыл глаза      и стал думать. Он подбирал одно слово, другое – домашний, домище, но удивление не проходило                        . Все не то. Вдруг услышал,                         догадался! Домик, дом. Конечно, это верно! От удовольствия даже глаз прикрыл  , заулыбался и написал правильную букву в слове – домашний. Это же О! О! Задание выполнено, можно порадоваться.

Выстроенная схема-опора показывает алгоритм рассуждений и самостоятельных выводов при формировании и развитии  навыков проверки безударных гласных в корне слова. При этом эмоции, возникшие у ребенка, способствуют концентрации внимания, «право на ошибку» дает возможность приобретения собственного опыта, стимулирует речевую активность, закрепляет и уточняет учебную терминологию, формирует учебно-познавательную мотивацию младшего школьника.

Приемы для уточнения навыков проверки безударной гласной в корне слова.

  1. Дидактическая игра «Нарисуй лесную полянку».

Инструкция: Подобрать слова с безударной гласной по теме «Лес». Придумать рассказ.

Пример: Грибы, пенек, сосна, трава, цветы, тишина, ежата, ежиха, сова, нора, лиса и т.д.

  1. Дидактическая игра «Волшебная яблоня».

Инструкция: Правильно подобрать проверочные слова.

Вариант 1: На доске меловой рисунок яблони. На ветках прикреплены картонные изображения яблок с буквами Я И О Е А. На доске написаны слова, по количеству детей. «Сорвет яблоко» тот ученик, который определит безударную гласную в слове.

Пример: Гнездо, птенец, пятнистый, листочки, грачи, сосна.

Вариант 2: Из слов, которые получились на доске, придумать предложения.

Пример: На сосне было гнездо грачей.

Пятнистый птенец выпал из гнезда.

На сосне нет листочков.

  1. Дидактическая игра «Объяснялки».

Инструкция: Объясни смысл крылатого выражения, выделяя безударную гласную в родственных словах.

Пример: Смеяться от души.

Смеется тот, кто смеется последним.

Смехотворное оправдание.

  1. Дидактическая игра «Кто больше».

Инструкция: Выделить безударную гласную в корне слова.

Вариант 1: Дается определенное слово, кидая мяч друг другу, дети подбирают родственные слова.

Пример: Еж – ежата, ежиха, ежонок, ежище, ежовый, ежиться, съежился.

Инструкция: Собрать крылатое выражение, объяснить смысл.

Вариант 2: На отдельных карточках написаны слова.

        

Пример: Ежовые рукавицы.

Вариант 3: Поймать мяч, когда услышат слова только с безударной гласной в корне.

Пример: Еж – ежата, ежиха, ежонок, ежище, ежовый, ежиться, съежился.

Грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова, зрительная схема-опора, приёмы для уточнения проверки безударной гласной способствуют поиску необходимых языковых средств, умению рассуждать, формировать собственные выводы, создают положительный эмоциональный фон, развивают познавательный интерес, инициативу.

Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М, «Владос», 1999;
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1987;
  3. Баранников А.В. Министерские вести // Начальная школа. – 2004. № 31. – С. 6 - 14;
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устой и письменной речи учащихся начальных классов. – М., «Просвещение», 1991;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Безударные гласные в корне слова. Использование алгоритмов".

Урок закрепления знаний об алгоритмах. Тренажер "Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов" предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закр...

Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»

Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....

Закрепление навыков правописания безударных гласных в корнях слов.

Статья содержит дидактический материал, который может пригодиться для работы над закреплением навыков правописания проверямых безударных гласных в корнях слов в 5 - 7 классах....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации,  гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....

Конспект индивидуального логопедического занятия «Правописание безударных гласных в корне слов»

Вниманию представлен конспект занятия по логопедии в 6 классе по теме:" Правописание безударных гласных в корне слов"....

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР...

Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор.

Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор....