Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.
методическая разработка
Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2019_attest.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Александрова Ольга Михайловна
учитель-логопед,
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №16»
г. Минусинск, Красноярского края
Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.
По данным Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, А.В.Ястребовой и других авторов у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи формирование коммуникативно-речевых навыков затруднено в силу особенностей их речевого и психофизического развития.
Учащимся сложно классифицировать отдельные объекты по общему признаку, сравнивать результаты, делать самостоятельный выбор действий, выполнять работу по определенному алгоритму с использованием учебной терминологии, осознанно применять правила грамотного письма. У младших школьников с общим недоразвитием речи часто идет подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы, возникают трудности в рассуждениях, доказательствах.
Как известно, восприятие любого материала у человека происходит с помощью зрительного, слухового, тактильного анализаторов. По данным современных исследователей, большая часть школьников – визуалы, у которых основным каналом восприятия информации является зрительный канал. Именно поэтому, мною придуманы и используются зрительные схемы-опоры при изучении темы «Безударная гласная в корне слова» во II периоде обучения детей с общим недоразвитием речи.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Для создания положительного эмоционального настроя нами на занятиях была придумана грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова и схема-опора.
Сказка о безударной гласной.
Жил-был человек, который часто сомневался какую букву писать в корне слова: а или о? и или е? я или и, е? Однажды встретилось ему слово – домашняя. Опять он задумался – а или о? От удивления раскрыл глаза и стал думать. Он подбирал одно слово, другое – домашний, домище, но удивление не проходило . Все не то. Вдруг услышал, догадался! Домик, дом. Конечно, это верно! От удовольствия даже глаз прикрыл , заулыбался и написал правильную букву в слове – домашний. Это же О! О! Задание выполнено, можно порадоваться.
Выстроенная схема-опора показывает алгоритм рассуждений и самостоятельных выводов при формировании и развитии навыков проверки безударных гласных в корне слова. При этом эмоции, возникшие у ребенка, способствуют концентрации внимания, «право на ошибку» дает возможность приобретения собственного опыта, стимулирует речевую активность, закрепляет и уточняет учебную терминологию, формирует учебно-познавательную мотивацию младшего школьника.
Приемы для уточнения навыков проверки безударной гласной в корне слова.
- Дидактическая игра «Нарисуй лесную полянку».
Инструкция: Подобрать слова с безударной гласной по теме «Лес». Придумать рассказ.
Пример: Грибы, пенек, сосна, трава, цветы, тишина, ежата, ежиха, сова, нора, лиса и т.д.
- Дидактическая игра «Волшебная яблоня».
Инструкция: Правильно подобрать проверочные слова.
Вариант 1: На доске меловой рисунок яблони. На ветках прикреплены картонные изображения яблок с буквами Я И О Е А. На доске написаны слова, по количеству детей. «Сорвет яблоко» тот ученик, который определит безударную гласную в слове.
Пример: Гнездо, птенец, пятнистый, листочки, грачи, сосна.
Вариант 2: Из слов, которые получились на доске, придумать предложения.
Пример: На сосне было гнездо грачей.
Пятнистый птенец выпал из гнезда.
На сосне нет листочков.
- Дидактическая игра «Объяснялки».
Инструкция: Объясни смысл крылатого выражения, выделяя безударную гласную в родственных словах.
Пример: Смеяться от души.
Смеется тот, кто смеется последним.
Смехотворное оправдание.
- Дидактическая игра «Кто больше».
Инструкция: Выделить безударную гласную в корне слова.
Вариант 1: Дается определенное слово, кидая мяч друг другу, дети подбирают родственные слова.
Пример: Еж – ежата, ежиха, ежонок, ежище, ежовый, ежиться, съежился.
Инструкция: Собрать крылатое выражение, объяснить смысл.
Вариант 2: На отдельных карточках написаны слова.
Пример: Ежовые рукавицы.
Вариант 3: Поймать мяч, когда услышат слова только с безударной гласной в корне.
Пример: Еж – ежата, ежиха, ежонок, ежище, ежовый, ежиться, съежился.
Грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова, зрительная схема-опора, приёмы для уточнения проверки безударной гласной способствуют поиску необходимых языковых средств, умению рассуждать, формировать собственные выводы, создают положительный эмоциональный фон, развивают познавательный интерес, инициативу.
Литература
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М, «Владос», 1999;
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1987;
- Баранников А.В. Министерские вести // Начальная школа. – 2004. № 31. – С. 6 - 14;
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устой и письменной речи учащихся начальных классов. – М., «Просвещение», 1991;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Безударные гласные в корне слова. Использование алгоритмов".
Урок закрепления знаний об алгоритмах. Тренажер "Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов" предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закр...
Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»
Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....
Закрепление навыков правописания безударных гласных в корнях слов.
Статья содержит дидактический материал, который может пригодиться для работы над закреплением навыков правописания проверямых безударных гласных в корнях слов в 5 - 7 классах....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации, гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....
Конспект индивидуального логопедического занятия «Правописание безударных гласных в корне слов»
Вниманию представлен конспект занятия по логопедии в 6 классе по теме:" Правописание безударных гласных в корне слов"....
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР...
Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор.
Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор....