РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР
методическая разработка

Александрова Ольга Михайловна

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_bez_glas_attest2019.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Секция «Дополнительное образование»

О. М. Александрова

Средняя общеобразовательная школа №16

РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР

На этапе начального обучения важно формировать у ребенка:

  • умения, навыки, способы деятельности, связанные с познавательной сферой;
  • умения, навыки, способы деятельности связанные с речевой и коммуникативной деятельностью;
  • умения организовать свою деятельность;

Учащиеся затрудняются классифицировать отдельные объекты по общему признаку, сравнивать результаты, делать самостоятельный выбор действий, выполнять работу по определенному алгоритму с использованием учебной терминологии, осознанно применять правила грамотного письма.  У младших школьников с ОНР часто идет подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы, возникают трудности в рассуждениях, доказательствах.

Перечисленные особенности речевого развития данной категории учащихся вызывают необходимость в поиске и применении специальных схем-опор для формирования коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с недостатками чтения и письма при общем недоразвитии речи.

Цель обобщения опыта:

Разработать и апробировать зрительные схемы-опоры для работы во II-м периоде обучения детей с недостатками чтения и письма при ОНР и способствовать развитию зрительного, слухового и кинестетического каналов восприятия информации.

Задачи:

изучить ведущие каналы восприятия информации ребенком;

выполнять работу по определенному алгоритму с использованием учебной терминологии;

учить формированию новой задачи, определять последовательность действий по ее решению;

Практическая значимость:

Система работы, состоящая из специально подобранных схем-опор, по нашему предположению, способствует изучению вариантов восприятия информации каждым учеником и рациональному использованию ее в работе по развитию зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.

Созданию положительных эмоциональных состояний, развитию познавательного интереса, инициативы, учебной мотивации. А также поиску необходимых языковых средств, умению рассуждать, формировать собственные выводы, обобщения, доказательства, развивать монологическую речь, т.е. способствовать развитию коммуникативных умений и навыков у младших школьников.

В своей практической работе я выполняю следующие шаги:

  • изучаю ведущие каналы восприятия информации детьми;
  • использую зрительные схемы-опоры, согласно тематическому планированию, для выполнения работы по определенному алгоритму;
  • формирую новые задачи для определения последовательности действий по их решению;

1. Как известно, восприятие любого материала у человека происходит с помощью зрительного, слухового, кинестетического каналов. А важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей

возникновению желания активно участвовать в речевом общении.  

По данным современных исследователей, большая часть школьников – визуалы, у которых основным каналом получения информации является зрительный. Именно поэтому, мною были применены схемы-опоры при изучении материала во II-м периоде обучения детей с недостатками чтения и письма при ОНР.

  1. Развитие и уточнение навыков проверки безударной гласной в корне слова

Для решения этой проблемы и создания положительного эмоционального настроя нами на занятиях была придумана грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова и схема-опора.

Сказка о безударной гласной.

Жил-был человек, который часто сомневался какую букву писать в корне слова: а или о? и или е? я или и, е? Однажды встретилось ему слово – домашняя. Опять он задумался – а или о? От удивления раскрыл глаза      и стал думать. Он подбирал одно слово, другое – домашний, домище, но удивление не проходило. Все не то. Вдруг

услышал, догадался! Домик, дом. Конечно, это верно! От удовольствия даже глаз прикрыл , заулыбался и написал правильную букву в слове – домашний. Это же О! О! Задание выполнено, можно порадоваться.


        


Проверка эффективности применения собственного опыта

Для контроля результатов была выбрана группа детей в количестве 5 человек с речевым заключением: недостатки чтения и письма при ОНР. С помощью специально подобранных вопросов и фиксации ответов на них, глазных сигналов, выявлен ведущий канал поступления информации у детей.

Таблица №1

Имя, фамилия ребенка

Визуальный канал

Аудиальный канал

Кинестетический канал

Саша Н.

+

-

-

Андрей К.

-

-

+

Андрей Кр.

+

-

-

Витя К.

-

-

+

Полина Н.

+

-

-

У 3-х человек ведущим каналом восприятия является визуальный, что составляет 60% от общего числа группы.

        У 2-х человек ведущим является кинестетический канал, это 40% от общего числа детей.

Далее коррекция зрительно-слухо-моторных функций проходила ряд этапов.

I этап – формирование зрительного восприятия с помощью схем-опор и выполнение  работы по определенному алгоритму.

II этап – заключался в коррекционном процессе, где учитывались данные констатирующего эксперимента.

Работа была направлена на формирование зрительного, слухового, кинестетического восприятия и представления, уточнения и закрепления соответствующих понятий с использованием тренировочных упражнений, заданий, конкретного наглядного материала, проводилась работа по активизации и обогащению словаря, формированию внутреннего программирования связных высказываний, формированию языкового оформления речевого высказывания.

В результате обучающего эксперимента контрольная группа имела следующие показатели:

Таблица №2

№ П.П.

Группы детей

Количество детей, человек

Процентное отношение, %

1

Самостоятельное формирование новой задачи и последовательности ее решения

3

60

2

Формирование новой задачи и последовательность ее решения с помощью логопеда

2

40

Заключение

Опираясь на данные диагностики, проведенной в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что данная система работы эффективна. Показатели сформированности умений и навыков работать по заданному алгоритму с использованием учебной терминологии, переноса собственного коммуникативного опыта в другие учебные ситуации, имеют стабильную положительную динамику. Ребенок ставится в положение исследователя закономерностей и системности родного языка, он открывает обобщенные правила решения орфографических задач и задач правильного произношения и говорения. Все это способствует развитию личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию.


Литература

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М, «Владос», 1999;
  2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1987;
  3. Баранников А.В. Министерские вести // Начальная школа. – 2004. № 31. – С. 6 - 14;
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устой и письменной речи учащихся начальных классов. – М., «Просвещение», 1991;
  5. Кобзева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. – Воронеж, 2003;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Безударные гласные в корне слова. Использование алгоритмов".

Урок закрепления знаний об алгоритмах. Тренажер "Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов" предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закр...

Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»

Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....

Закрепление навыков правописания безударных гласных в корнях слов.

Статья содержит дидактический материал, который может пригодиться для работы над закреплением навыков правописания проверямых безударных гласных в корнях слов в 5 - 7 классах....

План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации,  гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....

Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.

Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях....

Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор.

Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор....