РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР
методическая разработка
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_bez_glas_attest2019.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция «Дополнительное образование»
О. М. Александрова
Средняя общеобразовательная школа №16
РАЗВИТИЕ И УТОЧНЕНИЕ НАВЫКОВ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМ-ОПОР
На этапе начального обучения важно формировать у ребенка:
- умения, навыки, способы деятельности, связанные с познавательной сферой;
- умения, навыки, способы деятельности связанные с речевой и коммуникативной деятельностью;
- умения организовать свою деятельность;
Учащиеся затрудняются классифицировать отдельные объекты по общему признаку, сравнивать результаты, делать самостоятельный выбор действий, выполнять работу по определенному алгоритму с использованием учебной терминологии, осознанно применять правила грамотного письма. У младших школьников с ОНР часто идет подмена связного высказывания односложными ответами на вопросы, возникают трудности в рассуждениях, доказательствах.
Перечисленные особенности речевого развития данной категории учащихся вызывают необходимость в поиске и применении специальных схем-опор для формирования коммуникативных умений и навыков у детей младшего школьного возраста с недостатками чтения и письма при общем недоразвитии речи.
Цель обобщения опыта:
Разработать и апробировать зрительные схемы-опоры для работы во II-м периоде обучения детей с недостатками чтения и письма при ОНР и способствовать развитию зрительного, слухового и кинестетического каналов восприятия информации.
Задачи:
изучить ведущие каналы восприятия информации ребенком;
выполнять работу по определенному алгоритму с использованием учебной терминологии;
учить формированию новой задачи, определять последовательность действий по ее решению;
Практическая значимость:
Система работы, состоящая из специально подобранных схем-опор, по нашему предположению, способствует изучению вариантов восприятия информации каждым учеником и рациональному использованию ее в работе по развитию зрительного, слухового и кинестетического анализаторов.
Созданию положительных эмоциональных состояний, развитию познавательного интереса, инициативы, учебной мотивации. А также поиску необходимых языковых средств, умению рассуждать, формировать собственные выводы, обобщения, доказательства, развивать монологическую речь, т.е. способствовать развитию коммуникативных умений и навыков у младших школьников.
В своей практической работе я выполняю следующие шаги:
- изучаю ведущие каналы восприятия информации детьми;
- использую зрительные схемы-опоры, согласно тематическому планированию, для выполнения работы по определенному алгоритму;
- формирую новые задачи для определения последовательности действий по их решению;
1. Как известно, восприятие любого материала у человека происходит с помощью зрительного, слухового, кинестетического каналов. А важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей
возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
По данным современных исследователей, большая часть школьников – визуалы, у которых основным каналом получения информации является зрительный. Именно поэтому, мною были применены схемы-опоры при изучении материала во II-м периоде обучения детей с недостатками чтения и письма при ОНР.
- Развитие и уточнение навыков проверки безударной гласной в корне слова
Для решения этой проблемы и создания положительного эмоционального настроя нами на занятиях была придумана грамматическая сказка о безударной гласной в корне слова и схема-опора.
Сказка о безударной гласной.
Жил-был человек, который часто сомневался какую букву писать в корне слова: а или о? и или е? я или и, е? Однажды встретилось ему слово – домашняя. Опять он задумался – а или о? От удивления раскрыл глаза и стал думать. Он подбирал одно слово, другое – домашний, домище, но удивление не проходило. Все не то. Вдруг
услышал, догадался! Домик, дом. Конечно, это верно! От удовольствия даже глаз прикрыл , заулыбался и написал правильную букву в слове – домашний. Это же О! О! Задание выполнено, можно порадоваться.
Проверка эффективности применения собственного опыта
Для контроля результатов была выбрана группа детей в количестве 5 человек с речевым заключением: недостатки чтения и письма при ОНР. С помощью специально подобранных вопросов и фиксации ответов на них, глазных сигналов, выявлен ведущий канал поступления информации у детей.
Таблица №1
Имя, фамилия ребенка | Визуальный канал | Аудиальный канал | Кинестетический канал |
Саша Н. | + | - | - |
Андрей К. | - | - | + |
Андрей Кр. | + | - | - |
Витя К. | - | - | + |
Полина Н. | + | - | - |
У 3-х человек ведущим каналом восприятия является визуальный, что составляет 60% от общего числа группы.
У 2-х человек ведущим является кинестетический канал, это 40% от общего числа детей.
Далее коррекция зрительно-слухо-моторных функций проходила ряд этапов.
I этап – формирование зрительного восприятия с помощью схем-опор и выполнение работы по определенному алгоритму.
II этап – заключался в коррекционном процессе, где учитывались данные констатирующего эксперимента.
Работа была направлена на формирование зрительного, слухового, кинестетического восприятия и представления, уточнения и закрепления соответствующих понятий с использованием тренировочных упражнений, заданий, конкретного наглядного материала, проводилась работа по активизации и обогащению словаря, формированию внутреннего программирования связных высказываний, формированию языкового оформления речевого высказывания.
В результате обучающего эксперимента контрольная группа имела следующие показатели:
Таблица №2
№ П.П. | Группы детей | Количество детей, человек | Процентное отношение, % |
1 | Самостоятельное формирование новой задачи и последовательности ее решения | 3 | 60 |
2 | Формирование новой задачи и последовательность ее решения с помощью логопеда | 2 | 40 |
Заключение
Опираясь на данные диагностики, проведенной в экспериментальной группе, можно сделать вывод, что данная система работы эффективна. Показатели сформированности умений и навыков работать по заданному алгоритму с использованием учебной терминологии, переноса собственного коммуникативного опыта в другие учебные ситуации, имеют стабильную положительную динамику. Ребенок ставится в положение исследователя закономерностей и системности родного языка, он открывает обобщенные правила решения орфографических задач и задач правильного произношения и говорения. Все это способствует развитию личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию.
Литература
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М, «Владос», 1999;
- Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1987;
- Баранников А.В. Министерские вести // Начальная школа. – 2004. № 31. – С. 6 - 14;
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устой и письменной речи учащихся начальных классов. – М., «Просвещение», 1991;
- Кобзева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР. – Воронеж, 2003;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок "Безударные гласные в корне слова. Использование алгоритмов".
Урок закрепления знаний об алгоритмах. Тренажер "Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов" предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закр...
Конспект урока «Ознакомление со способами проверки безударной гласной в корне слова»
Открытый урок во 2-ом классе и использованием исследовательской проектной деятельности. Начало проекта "Орфограммы в фантиках"....
Закрепление навыков правописания безударных гласных в корнях слов.
Статья содержит дидактический материал, который может пригодиться для работы над закреплением навыков правописания проверямых безударных гласных в корнях слов в 5 - 7 классах....
План-конспект урока с использованием ЭОР "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".
Перчень используемых на данном уроке ЭОР: (название ресурса, тип, вид ресурса, форма предъявления информации, гиперссылки на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР)....
урок по письму и развитию речи 7 класс "Безударные гласные в корне слова"
стандартный урок школы VIII вида...
Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях.
Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор на логопедических занятиях....
Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор.
Консультация для родителей. Развитие навыков проверки безударной гласной в корне слова с использованием зрительных схем-опор....