Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в условиях ФГОС.
статья
Логопедическое сопровождение является важным звеном в комплексном сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работа по восполнению пробелов в формировании речевой системы обучающихся способствует развитию у них психических процессов, что в свою очередь позволяет им успешно адаптироваться в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_soprovozhd.docx | 26.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое сопровождение
детей с нарушением интеллекта
в условиях ФГОС.
Учитель-логопед МБОУ «Школа-интернат №9»
Скрипник М.И.
Саров
2019
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с интеллектуальными нарушениями в образовательном учреждении является создание специальных условий в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями.
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей:
1.Сформировать базу данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма ребенка.
2.Изучить индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
3.Составить индивидуальную программу развития и коррекции с учетом сложности дефекта.
4.Создать для «особого» ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе при общении с детьми и педагогическим персоналом.
5.Повысить психологическую компетентность родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
6.Обеспечить логопедическое, педагогическое, психологическое и дефектологическое сопровождение с учетом индивидуальной программы развития.
При обучении данной категории детей осуществляется логопедическое сопровождение с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности. Логопедическая работа с детьми проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии.
Работа с детьми проводится с учетом следующих дидактических принципов:
- комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);
- максимальной опоры на различные анализаторы;
- опоры на сохранные звенья нарушенной функции;
- поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;
- учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;
- усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.
Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с системным недоразвитием речи является знание особенностей речевого развития и умение создавать специальную среду для стимулирования речи. Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя 3 этапа.
1.Подготовительный.
2.Коррекционно-логопедический.
3.Заключительный.
На подготовительном этапе проводится дополнительное логопедическое обследование учащихся, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносятся в речевую карту.
На коррекционно - логопедическом этапе решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.
На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.
Направления в формировании предпосылок общения и речи у детей:
- Развитие слухового восприятия.
Задачи:
- расширить рамки слухового восприятия;
- развить слуховые функции;
- сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.
Приемы:
- привлечение внимания к звучащему предмету;
- различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;
- реагирование на громкость звучания;
- узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];
- развитие подражания неречевым и речевым звукам;
- различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
- Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.
Задачи:
- расширить рамки коммуникации с окружающими;
- развить невербальные компоненты коммуникации.
- Приемы:
- развитие понимания жестов и выразительных движений;
- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);
- развитие мимики и жеста;
- Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.
Задачи:
- Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;
- формировать представления о схемах лица и тела;
- развить подвижность речевой мускулатуры;
- обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.
Приемы:
- массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
- пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
- активизация пассивных и активных движений рук;
- артикуляционная и мимическая гимнастика;
- Развитие функции голоса и речевого дыхания.
Задачи:
- формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;
- активизировать целенаправленный ротовой выдох.
Приемы:
- развитие произвольного речевого вдоха;
- различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;
- упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
- формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].
- Развитие чувства ритма.
Задачи:
- формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).
Приемы:
- двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением;
- ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
- Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Задачи:
- развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
- формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.
Приемы:
- автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);
- выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;
- побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
- активизация потребности в речевых высказываниях;
- развитие речевого подражания.
На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется логопедическая диагностика обще учебных навыков и коммуникативных способностей. Результаты показывают, что речевая активность детей повышается, дети становятся более открытыми для общения, что позволяет успешно решать задачи по их обучению, развитию, воспитанию. Устанавливая эмоциональный контакт с неговорящим или плохо говорящим ребенком, педагог снимает его эмоционально-психологическое напряжение, развивает предпосылки позитивного общения с окружающими. Данное логопедическое сопровождение учащихся с системными нарушениями речи способствует компенсации множественных нарушений в их развитии.
Таким образом, логопедическое сопровождение является важным звеном в комплексном сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работа по восполнению пробелов в формировании речевой системы обучающихся способствует развитию у них психических процессов, что в свою очередь позволяет им успешно адаптироваться в социуме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"
материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики
В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....
Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната
Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...
Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...
Логопедическое сопровождение детей с ТНР и детей-инвалидов в условиях реализации ФГОС ДО
Презентация...
Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната
ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....
Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...