Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в условиях ФГОС.
статья

Логопедическое сопровождение является важным звеном в комплексном сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работа по восполнению пробелов в формировании речевой системы обучающихся способствует развитию у них психических процессов, что в свою очередь позволяет им успешно адаптироваться в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_soprovozhd.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение

детей с нарушением интеллекта

 в условиях ФГОС.

Учитель-логопед МБОУ «Школа-интернат №9»

 Скрипник М.И.

                                                  Саров

                                                    2019

Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с интеллектуальными нарушениями в образовательном учреждении является создание специальных условий в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями.

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей:

1.Сформировать базу данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма ребенка.

2.Изучить индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

3.Составить индивидуальную программу развития и коррекции с учетом сложности дефекта.

4.Создать для «особого» ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе при общении с детьми и педагогическим персоналом.

5.Повысить психологическую компетентность родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

6.Обеспечить логопедическое, педагогическое, психологическое и дефектологическое сопровождение с учетом индивидуальной программы развития.

При обучении данной категории детей осуществляется логопедическое сопровождение с момента поступления ребенка в школу для развития коммуникативных навыков и преодоления речевого нарушения, что обеспечивает полноту личностных социальных контактов. Работа осуществляется индивидуально в зависимости от уровня актуального развития ребенка и тяжести нарушения речевой деятельности. Логопедическая работа с детьми  проводится в общем контексте работ Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, определивших подходы к развитию речи детей с отклонениями в развитии.

Работа с  детьми проводится с учетом следующих дидактических принципов:

- комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);

- максимальной опоры на различные анализаторы;

- опоры на сохранные звенья нарушенной функции;

- поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

- учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

- усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.

Одним из основных требований к логопеду при социальной адаптации учащихся с системным недоразвитием речи  является знание особенностей речевого развития и умение создавать специальную среду для стимулирования речи. Логопедическое сопровождение учащихся включает в себя 3 этапа.

1.Подготовительный.

2.Коррекционно-логопедический.

3.Заключительный.

На подготовительном этапе    проводится дополнительное логопедическое обследование учащихся, уточняется речевой диагноз, формируется база данных о состоянии здоровья и резервных возможностях организма, о сохранных функциях ребенка. Результаты заносятся в речевую карту.

На коррекционно - логопедическом этапе      решаются задачи выработки навыков, необходимых для формирования коммуникативной деятельности. Развиваются коммуникативные способности для последующей социализации и адаптации, создается специальная речевая среда для стимулирования речевого развития.

На этом этапе используется ряд упражнений, стимулирующих развитие внимания, оптико-пространственных представлений, наглядно-действенного мышления, являющихся базой для формирования общения и речи.

Направления в формировании предпосылок общения и речи у детей:

  1. Развитие слухового восприятия.

Задачи:

  • расширить рамки слухового восприятия;
  • развить слуховые функции;
  • сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.

Приемы:

  • привлечение внимания к звучащему предмету;
  • различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;
  • реагирование на громкость звучания;
  • узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];
  • развитие подражания неречевым и речевым звукам;
  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
  1. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.

Задачи:

  • расширить рамки коммуникации с окружающими;
  • развить невербальные компоненты коммуникации.
  • Приемы:
  • развитие понимания жестов и выразительных движений;
  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);
  • развитие мимики и жеста;
  1. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Задачи:

  • Развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;
  • формировать представления о схемах лица и тела;
  • развить подвижность речевой мускулатуры;
  • обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.

Приемы:

  • массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
  • пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
  • активизация пассивных и активных движений рук;
  • артикуляционная и мимическая гимнастика;
  1. Развитие функции голоса и речевого дыхания.

Задачи:

  • формировать навыки и умения правильного пользования речевым дыханием;
  • активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Приемы:

  • развитие произвольного речевого вдоха;
  • различение холодной и теплой струи выдыхаемого воздуха;
  • упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
  • формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и].
  1. Развитие чувства ритма.

Задачи:

  • формировать регулятивную функцию речи на основе развития механизма скоординированной работы анализаторов (речеслухового, двигательного, зрительного).

Приемы:

  • двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением;
  • ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек.
  1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Задачи:

  • развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
  • формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц, голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы.

Приемы:

  • автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду);
  • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений;
  • побуждение ученика к произношению эмоциональных рефлективных восклицаний;
  • активизация потребности в речевых высказываниях;
  • развитие речевого подражания.

На заключительном этапе после проведенной работы осуществляется логопедическая диагностика обще учебных навыков и коммуникативных способностей. Результаты показывают, что  речевая активность детей  повышается, дети становятся более открытыми для общения, что позволяет успешно решать задачи по их обучению, развитию, воспитанию. Устанавливая эмоциональный контакт с неговорящим или плохо говорящим ребенком, педагог снимает его эмоционально-психологическое напряжение, развивает предпосылки позитивного общения с  окружающими. Данное логопедическое сопровождение учащихся с системными  нарушениями речи способствует  компенсации множественных нарушений  в их развитии.

Таким образом, логопедическое сопровождение является важным звеном в комплексном сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работа по восполнению пробелов в формировании речевой системы обучающихся способствует развитию у них психических процессов, что в свою очередь позволяет им успешно адаптироваться в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.В модернизации российского образо...

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....

Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната

Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС

В последние годы  стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...

Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната

ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет....

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин

Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...