"Психолого-педагогическое сопровождение детей в образовательном процессе с нарушениями интеллекта в условиях школы-интерната IV вида г. Владимира для слабовидящих детей"
методическая разработка по теме

материал опубликован в сборнике "Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе", 2013 года.

В модернизации российского образования обозначена задача - обеспечение современного качества образования и соответствие актуальным и перспективным потребностям нашего общества и государства. права на равенство возможностей, участие в жизни общества, право на образование и защиту - это главные проблемы современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу

Психолого-педагогическое сопровождение в специальной  коррекционной школе представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:

  • изучение личности учащегося;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
  • непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Приоритетным направлением является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (недоразвитие отдельных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении) проблем адаптационного периода.
Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу является одной из актуальных проблем сегодняшнего образования.

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции.

Предлагаемая система работы педагогов, администрации, специалистов и психолога на этапе перехода детей из дошкольных образовательных учреждений в  начальную школу и есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса.

В рамках системы мероприятий предлагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа в течение полутора лет: с января, когда ребёнок ещё находится в детском саду, по май 1-го класса. Лишь некоторые мероприятия подготовительного либо, напротив, завершающего характера выходят за рамки этого периода.

В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый этап – формирование готовности к обучению в новой социальной ситуации –  охватывает январь – сентябрь ещё до поступления ребенка в школу. Второй этап – создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации – это весь учебный год 1-го класса.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий.

  1. Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» первые классы и поведет их дальше.
  2. Второе условие – обеспечение преемственности между специальными дошкольными учреждениями и начальной школой.
  3. Третье условие – у школьной администрации должно быть отчетливое понимание того, что серьезная работа по организации адаптационного периода необходима каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.

Проблема перехода из дошкольных учреждений в начальную школу является острой психологической проблемой. 

Успешность адаптации школьника к обучению в 1-м классе зависит от реализации преемственных связей между дошкольным начальным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника с ОВЗ к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо:

  • учитывать психологические особенности 7-летних детей; клинико-физиологические особенности развития детей с ОВЗ; уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок пришёл в 1-й класс;
  • анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.

На основании теории и практики отечественных ученых: педагогов, психологов дефектологов была разработана система мероприятий по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу, которая внедряется в образовательном учреждении. 

Цель деятельности педагога-психолога в данный период является: организация особого образовательного пространства первоклассников как переходного этапа в образовании младших школьников с ОВЗ.

Задачи: 

  • повышение уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению и учителей к работе с новым контингентом детей;
  • создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;
  • установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;
  • выработка единых и последовательных требований;
  • адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;
  • формирование и сплочение классного коллектива.

Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы.

  1. Психологическая диагностика адаптационного периода:
  2. исследование мотивационной сферы: школьная мотивация;
  3. исследование эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.
  4. Аналитическая работа.
  5. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
  6. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
  7. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
  8. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).

Анализ результатов диагностической, коррекционно-развивающей работы показывает, что половина первоклассников с желанием посещают школу, положительно настроена на основной вид деятельности. Каждый четвертый первоклассник с ОВЗ способен оценивать свои личные качества адекватно. Более 60% учащихся ощущают себя в классном коллективе достаточно комфортно. Показатель удовлетворенности учащихся социально-психологической стороной образовательного процесса составляет 84,7%. Общий индекс удовлетворенности образовательным процессом первоклассников и их родителей выше 70%, что позволяет говорить о хорошем самочувствии участников образовательного процесса и о качестве работы школы.

Однако необходимо отметить, что есть определенная группа детей, которые испытывают затруднения в процессе адаптации к школе. «Группа риска» составляет от 9% до 30% в зависимости от исследуемого показателя. Для этих детей в школе создается индивидуальная коррекционная программа, их проблемы обсуждаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме и консультациях с родителями. В образовательном учреждении для них выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д. Таким образом, общие результаты психологической работы показывают, что процесс адаптации проходит успешно, что является необходимым основанием для развития и обучения детей с ОВЗ.

В школе, благодаря сформированной психолого-педагогической системе мероприятий созданы условия для успешной социально-психологической адаптации первоклассников к новой социальной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему:« Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»"

Данная презентация представляет систему психологического сопровождения детей с ОВЗ начальной школы. Будет интересна педагогам-психологам, тьюторам, работающим с данной котегорией детей....

Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...

Методическа разработка. Коррекционно-развивающее сопровождение младшеклассников в условиях школы-интерната VIII вида

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведен...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе

Документация, регламентирующая и обеспечивающая  деятельность  педагога-психолога в системе  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...

«Модель организации досуга детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС

Любой ребенок в процессе своей досуговой деятельности сталкиваетсясразличными сферами общественной жизни. Посредством досуга он познает мир литературы, искусства, техники, спорта, природы, ...