Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната
проект (5 класс) на тему
ГБУ "Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" курганской обалсти является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают воспитанникии от 4 до 23 лет. Все они являются инвалидами детсва. Они нуждаются в постоянном уходе. медико-психологической и коррекционно-воспитательной поддержке со стороны взрослых. оДним из направлений коррекционно-воспитатетльной работы с данной категорией детей является эколого-валеологическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-valeologich._vospitanie.doc | 223.5 КБ |
prilozhenie_1.doc | 1.33 МБ |
Предварительный просмотр:
«Эколого-валеологическое сопровождение коррекционно-воспитательной деятельности воспитанников с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната»
. учитель, высшей квалификационной
категории Афанасьева О.В.
Шадринск, 2018г
Государственное бюджетное учреждение «Шадринский детский дом для умственно отсталых детей» Курганской области является стационарным учреждением социальной защиты, в котором проживают дети с 4 до 23 лет с нарушением интеллекта (F-71, F-72)
Все воспитанники являются инвалидами детства. Они находятся в условиях «социального сиротства» и нуждаются в постоянном уходе, медико-психологической помощи и коррекционно- воспитательной поддержке со стороны взрослых.
Одним из направлений коррекционно- воспитательной и развивающей деятельности с данной категорией детей является эколого- валеологическое воспитание.
Эколого-валеологическое воспитание детей рассматривается нами
как природосообразный процесс воспитания, обучения и развития, ориентированный на формирование гармоничных отношений
воспитанников с нарушением интеллекта с окружающей средой,
которые проявляются через познавательные, нравственные, эстетические и практические составляющие и воспитание навыков здорового образа жизни.
Исходя из актуальности и значимости проблемы, разработана программа «Эколого-валеологическое воспитание детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната»
Цель программы - создание условий для формирования гармоничных отношений воспитанников с нарушением интеллекта с социальной и природной окружающей средой, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
- формирование позиции «ценности здоровья», чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;
- обогащение знаний о значении и роли природы для здоровья человека, человек- часть природы и, охраняя природу, человек охраняет свое здоровье;
- формирование экологических знаний, практических навыков и умений в разнообразной природоохранной деятельности;
* профилактика и устранение вредных привычек.
Принципы построения программы
Принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение воспитанников к окружающему миру.
Принцип аксиологический, который формирует нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, способствует становлению новой системы ценностей у воспитанников.
Принцип целостности (сбалансированность процессов формирования умений и навыков, стратегий взаимодействия с природой)
Принцип деятельностный, формирует познавательные
и практические умения экологического плана, развивает волевые
и творческие качества.
Принцип сотрудничества (построение
взаимоотношений участников процесса
эколого-валеологического образования)
Принцип систематичности и непрерывности.
В работе с воспитанниками с нарушением интеллекта использовались разнообразные формы и методы работы: экологические занятия, на которых реализуется зоотерапевтическая технология («Гости морей и океанов», «Путешествие в Акваград», «Пернатые друзья человека», «Чистая клетка - здоровый зверек» и т.д.); экологические экскурсии («Путешествие в осенний/весенний сад», «Как деревья зимуют», «Зимняя тропинка в лес» и т.д.); уроки доброты («Защити зимою птиц», «Маленькая помощь большой природе» и т.д.); оформление стенда «Мы – друзья природы»; сбор коллекции семян, плодов, составление гербариев, коллекции камней и т.д., ведение календаря природы в каждой группе; экологические выставки (выставка поделок из природного материала);
Ежегодно в течение летнего периода с воспитанниками детского дома проводятся походы и экскурсии в природу, прогулки «За здоровьем к природе» за территорию детского дома –интерната.
На занятиях в экологической комнате использовалась технология «кейс-стади» (Case Stady) - технология анализа конкретных ситуаций.
Цель технологии - самостоятельное добывание знаний, умений, способов охраны своего здоровья и окружающей природы. Название технологии произошло от лат. термина «casus» - запутанный или необычный случай.
Содержание занятия включало описание конкретной ситуации, «кусочка реальной жизни», события реально произошедшего и описанного для того, чтобы вызвать дискуссию, беседу, спор, как бы стимулировать воспитанников с нарушением интеллекта к обсуждению и анализу ситуации и принятию решения. Воспитанники сначала знакомились с проблемой, ситуацией, а затем они выбирали наиболее правильное решение в ходе беседы, обсуждения. Таким образом, «кейс» - не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Одним из направлений эколого-валеологической программы являлась и природоохранительная работа, содержание которой включено в раздел программы «Природа и мы». Данный раздел подразумевает проведение акций: «Очистим двор от мусора», «Помоги птицам зимой», «Посади дерево», и т.д.
Эта работа формирует у воспитанников с нарушением интеллекта гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе, развивает трудовые природоведческие навыки. Проведение занятий в форме акций развивает познавательную активность воспитанников. Цель этих акций привлечь их к проблеме сохранения живой природы на примере оказания помощи охраняемым территориям (садам, паркам), птицам, животным, растениям. В ходе мероприятий дети понимают, что заботясь о природе они забоятся о своем здоровье.
Воспитанники детского дома с интересом отражали свои знания в рисунках. Они приняли участие в конкурсах рисунков на темы: «Мир на моей ладони», «Природа вокруг нас», «Укрепляем здоровье», «Мы твои друзья природа», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Режим дня», «Береги здоровье» и т.д. Ребята приняли участие в различных конкурсах рисунка. Например, международный конкурс рисунка сайта «Тематика.ру»: «В мире животных» (диплом победителя за 3 место получил Климов К.), «Перья, клювы и хвосты» (диплом за 1 место Немиров А.), «Пресмыкающиеся и животные» (диплом за 1 место получил Сапегин В.) и другие.
Таким образом, реализация программы «Эколого-валеологическое воспитание детей с нарушением интеллекта в условиях детского дома-интерната» способствует формированию эколого-валеологических представлений у воспитанников с нарушением интеллекта и закладывает основы отношения к себе, своему здоровью и окружающей природной среде.
У них формируются базовые учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные. Фото к документу см. в Приложении 1
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация православных праздников в детском доме-интернате как одна из форм духовного воспитания детей с ограниченными умственными возможностями
Рекомендации по организации и проведению православных праздников в детском доме-интернате для "особых" детей...
Особенности активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с окружающим в условиях детского дома-интерната
Данная статья посвещена особенностям активизации речевой деятельности детей среднего школьного возраста с выраженной и умеренной степенью умственной отсталости в ходе индивидуальных коррекционно-разви...
Презентация.Из опыта работы "Применение малых фольклорных форм в социально-педагогическую реабилитацию детей младшего возраста в условиях детского дома-интерната"
В предложенной презентации представляю свой опыт работы по вышеуказанной теме.Показаны основные области коррекционно-педагогического воздействия,а именно:медико-гигиеническая, медико-проф...
«Коррекция физического и психического состояния детей-инвалидов с нарушением интеллекта методами социокультурной реабилитации, в условиях детского дома-интерната для умственно отсталых детей»(игротерапия, глинотерапия, хобби-терапия)
Организация игровой, трудовой деятельности и кружковой работы методами социокультурной реабилитации с особыми детьми....
Доклад на тему: «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»
Доклад на тему : «Проведение коррекционно-педагогического воздействия на ребенка в условиях детского дома интерната с детьми с ограниченными возможностями»,из опыта работы учителей д...
Роль психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Детского дома-интерната
В статье рассматриваются вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ...
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА
Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин...