Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
консультация на тему
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие. Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №5
Усть-Кутского муниципального образования
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ОВЗ И УО В УСЛОВИЯХ ФГОС
Елена Борисовна Хорошилова
Учитель-логопед
Усть-Кут, 2016 год
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.
Нарушения речи у детей с проблемами в развитии носят системный характер, они затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику.
В связи с этим в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС: Выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задачи логопедического сопровождения:
- Общее речевое развитие школьников
- Формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по письму, развитию речи и другим предметам
- Успешная социализация детей
Направления работы учителя-логопеда:
Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
Коррекционно-развивающая работа
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию имеющихся проблем детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
Консультативная работа
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
Информационно-просветительская работа
Цель: повышения уровня компетенции в вопросах воспитания и обучения ребенка всех участников образовательного процесса
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ:
- Работа над речевой системой в целом (фонетико-фонематиче6ской стороны, лексико-грамматического строя, связной речи, чтения и письма)
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
- Частый повтор упражнений с элементами новизны
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
- Конкретность и доступность заданий
- Умеренный темп работы
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность, игровые методы и приемы, наглядность и т.д.)
Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ
• Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
• Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
• Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи).
Проблемы современной логопедической службы:
Знание логопедии является важным для педагогов, дефектологов, психологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.
Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:
- Ранняя профилактика, прогнозирование, выявление и устранение нарушений.
- Творческая и практико-ориентированная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи детей с ОВЗ в условиях ФГОС.
- Обеспечение преемственности в логопедической работе медицинских, дошкольных и школьных учреждений.
- Недостаточное освещение в методической литературе вопросов логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление в РМЦ учителей географии.Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
Обучение детей с ОВЗ – это часть государственной образовательной политики России, согласно которой была разработана Концепция специального государственного образовательного стандарта для детей с...
Презентация к выступлению в РМЦ учителей географии. Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников.Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и диф...
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС...
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС...
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС
Обучение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС...
"Обучение и комплексное сопровождение детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ"
Введение государственных образовательных стандартов для обучающихся с особыми образовательными потребностями формируют запрос на организацию психолого-педагогического, социального сопровождения в обра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...