« Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.»
консультация

Хазикова Оксана Валерьевна

Взаимодействие учителя - логопеда с родителями - важная составляющая коррекционной работы. Родительское собрание раскрывает особенности работы на дошкольном логопункте с целью создания единого коррекционно - развивающего пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_sad.docx71.07 КБ

Предварительный просмотр:

            Выступление на общем родительском собрании

                        МБДОУ «Детский сад « Ласточка»

                «   Взаимодействие учителя-логопеда с родителями.»

                                                                  Подготовила:

                                                                  учитель-логопед 1 квалификационной

                                                                  категории

                                                                  Хазикова О.В.

                                                                                     

Цель: создание единого коррекционно-развивающего пространства.

Предварительная работа:

 1. Анкетирование родителей детей, посещающих логопедические занятия (Приложение ), обработка анкет.

Используемые формы работы с родителями:анкетирование,  консультирование.

Оборудование: стол и стул для логопеда, стулья для родителей, дидактические материалы, зеркала, памятки.

План проведения:

  1. Что такое логопункт ? Система коррекционно-образовательной работы в логопункте.
  2. Структура логопедической работы
  3. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
  4. Тренинг с родителями

Ход собрания :

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить,

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

      Добрый вечер, уважаемые родители!

      Меня зовут Хазикова Оксана Валерьевна. Я - учитель-логопед , имею первую  квалификационную категорию, опыт работы в должности - 13 лет. Буду работать с вашими детьми, кто зачислен на логопедический пункт.

Я еще знакома не со всеми родителями детей, с которыми буду работать ,  и сегодня хотела бы с вами познакомиться. Сейчас каждый по очереди назовет свое имя и отчество, имя и фамилию ребенка. Например: “Я, Ольга Владимировна, мама Устюгова Марка ”.

1.Что такое логопункт? Система коррекционно –образовательной работы на логопункте.

       В начале учебного года, с 1 по 15 сентября , в детском саду проводится логопедическое обследование , во время которого выявляется степень нарушений речи детей. Ежегодно результаты обследования показывают 85-90 % детей с речевой патологией. Это приблизительно 90 – 100 человек от количества осмотренных воспитанников. Обследование включает в себя исследование состояния органов артикуляционного аппарата ( жевательных, мимических мышц, мышц языка, губ, щек, мягкого неба), состояния звукопроизношения (как изолированных звуков, так и звуков в слоге и слове), слуховая дифференциация звуков, грамматического строя речи, состояния связной речи. На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными  речевыми нарушениями. На логопункт  берут не всех детей детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть воспитанники подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей 5-летнего возраста. Предельная наполняемость логопедического пункта  ДОУ  – не более 25 человек. По результатам обследования заполняются речевые карты и составляется индивидуальный план работы на каждого ребенка. Очередность для зачисления детей в логопункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевого нарушения.    

      Что же такое логопункт ?

      Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями .
Работа учителя-логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы  учителя-логопеда и расписание индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работы с воспитанниками  утверждается заведующим дошкольного образовательного учреждения.

      Целью работы логопункта   является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.

     Основными задачами работы на логопункте являются:

- коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста;

- своевременное   предупреждение   и   преодоление    трудностей речевого развития;

- профилактика возникновения у детей предпосылок нарушений письменной речи;

- консультативно-методическая, просветительская работа с педагогами МБДОУ, родителями (законными представителями).

Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
• нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии.

       Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых нарушений , то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди.

     Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система.

2. Структура логопедической работы.

    Часто родители считают, что логопед занимается только исправлением звуков речи. Но это лишь один из аспектов логопедического воздействия.

Система работы строится,  исходя из степени выраженности речевых нарушений, возрастных и индивидуальных особенностей детей по следующим направлениям:

1.   Постановка , автоматизация и дифференциация звуков в речи детей.

2.    Развитие фонематического восприятия и навыков звукобуквенного анализа и синтеза т.е. умения различать на слух  звуки речи , слоги, слова, схожие по звучанию, артикуляции ( например: точка-дочка, кол-гол и т.д.).

3.   Развитие связной речи и лексико-грамматического строя  в соответствии с возрастными нормативами (умение строить предложения, составлять рассказы, правильно согласовывать слова в роде, числе, падеже, употреблять предлоги, пересказывать небольшие тексты,).

4.   Подготовка к обучению грамоте.

5.    Развитие мелкой моторики рук.

6. Развитие  просодической стороны речи, включающее выработку  выразительности речи, правильного дыхания, работу над темпом речи.

      Вся перечисленная работа проводится в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

         На индивидуальных занятиях с детьми проводится: дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков), артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата),пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук),коррекция звукопроизношения разными способами, автоматизация звуков в речи, дифференциация звуков в речи, обогащение словарного запаса.

     На подгрупповых занятиях  дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

    Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.  В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 минут. Подгрупповые до 20-25  минут.

   Стараюсь  найти  подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения,  внушить уверенность.

  1. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.

       Многие родители считают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Но это не так. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: 

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

     Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

  • Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.
  • Более детальные рекомендации по выполнению домашних заданий вы найдете в памятке.

Часто родители спрашивают: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, вы получаете возможность закреплять с ребенком полученные на логопедических занятиях речевые умения и навыки не только при выполнении заданий в тетрадях, но и в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, и т д. , то есть в повседневной жизни

      Общий успех коррекционного обучения определяет совместная работа учителя-логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребёнок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребёнку возможность произносить их без подкрепления и контроля. Поэтому для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

  • Выполнять все рекомендации учителя-логопеда
  • Обеспечить регулярное посещение ребёнком логопедических занятий
  • Систематически и аккуратно выполнять с ребёнком домашнее задание
  • Осуществлять ненавязчивый контроль за речью ребёнка
  • Помнить, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, регулярности занятий, вашей заинтересованности и участия в коррекционной работе.

  1. Тренинг с родителями

       В  основе  коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения лежит артикуляционная гимнастика. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения  звуков.

При проведении артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать следующие рекомендации. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом, в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  3. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  4. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  5. Взрослый контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
  6. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.
  7. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.
  8. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Цель дыхательной гимнастики: выработать сильную, плавную, длительную, ротовую струю.

Рекомендации по проведению  дыхательной  гимнастики

  • Общая продолжительность упражнения с перерывами не более 5 минут.
  • Регулярность выполнения: ежедневно.
  • Упражнения проводятся в проветренном помещении.
  • Упражнения носят кратковременный характер (от нескольких секунд, до нескольких минут).

 Дыхательная гимнастика  используется с помощью  следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

Я предлагаю вам самостоятельно выполнить артикуляционные упражнения.

Поставьте перед собой зеркало.

Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети.

Логопед читает стихотворение, родители рассматривают свои органы артикуляции и выполняют действия по тексту.

ИГРА «СКАЗОЧКА-УКАЗОЧКА»

Крупенчук О.И. Воробьева Т.А.

Не устала ты пока.

Покажи, моя рука:

Это — правая щека,

Это — левая щека.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там — к прогулкам не привык —

Робко прячется язык.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Есть у губ одна черта —

В них улыбка заперта:

Вправо — правый угол рта,

Влево — левый угол рта.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края —

Всё про ротик знаю я!

Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

Побольше общайтесь со своими  детьми, играйте, читайте книги, рисуйте, беседуйте. Детям очень важны Ваше внимание и общение.

       В заключение мне хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество с Вами. Успехов  Вам и вашим детям!

                                                                                             Приложение

Анкета для родителей ребенка,

посещающего логопедические занятия.

  (для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей)

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

1. Фамилия, имя ребенка.____________________________________________________

Ф. И. О. родителя._____________________________________________________________

2. Обращаете ли Вы внимание на речь вашего ребёнка?___________________________

3. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?__________________________________________________________________

4. Знаете ли Вы речевые трудности Вашего ребёнка? Какие?  - _____________________________________________________________________________

5.Какие звуки ваш ребенок не умеет произносить?-_____________________________________________________________________________

6. Как Вы относитесь к речевым проблемам ребёнка? (я не знала, что он плохо говорит; в школе речь исправится; в этом нет ничего страшного – многие картавят, шепелявят; готовы приложить максимум усилий для исправления речевых нарушений или Ваш вариант ответа) – _____________________________________________________________________________

8. Считаете ли Вы необходимым занятия с логопедом в детском саду? – _______________

9. Как Вы думаете, над чем работает учитель-логопед (подчеркните): формирование правильного звукопроизношения; развитие фонематических процессов; работа над слоговой структурой слова; развитие лексики; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики.)

10.  Как Вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от воспитателя)

11. Как вы думаете, участие родителей в коррекционно – логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)

12. Считаете ли Вы необходимым заниматься с ребёнком дома по заданию логопеда? Почему? _____________________________________________________________________________

13. Всегда ли выполняете с ребёнком задания логопеда? – _____________________________________________________________________________

14.Требуются ли вам консультации логопеда? ( да, нет, по какому вопросу)_____________________________________________________________________

Благодарю за сотрудничество !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя - логопеда с родителями

Структура работы с родителями...

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями

Взаимодействие учителя-логопеда с родителямиКоммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к тип...

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.

В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"

В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....

Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"

В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и  родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...