Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
опыты и эксперименты по теме
В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stanovlenie_lichnosti_cheloveka.docx | 62.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципальное образование Темрюкский район
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРЕОДОЛЕНИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Учитель-логопед: Пинчук Ольга Петровна
г.Темрюк
2014г.
Содержание
Введение.
I.Теоретическая часть.
1.1. Исторический аспект значения семьи в развитии ребенка.
1.2.Функции семьи.
1.3.Роль семьи и ДОУ в коррекционно-развивающем процессе.
II. Опытно - экспериментальная работа.
2.1.Причины, препятствующие взаимодействию с родителями воспитанников.
2.2.Задачи в работе с родителями воспитанников.
2.2.Основные принципы в работе с семьей.
2.3.Формы взаимодействия учителя логопеда и семьи.
2.4.Перспективы в работе с семьей.
III. Заключение.
3.1.Приложения:
- протокол родительского собрания;
-анкеты;
-консультации для родителей;
-памятки для родителей;
-график по результатам анкетирования.
3.2.Список литературы.
Введение
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.
Рекомендован учителям-логопедам, педагогам-дефектологам, воспитателям.
I. Становление личности человека - сложный и многогранный процесс. Важнейшее место в этом процессе принадлежит семейному воспитанию. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись и не обходятся без семьи. Семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания, это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Традиции семьи складывались на протяжении веков. Формирование семьи происходило стихийно, но в ней находили отражение особенности быта и культуры народа. Интерес к принципам взаимодействия людей в различных человеческих общностях зародился еще на ранних этапах общественного развития. Первыми наблюдателями над поведением человека в группах еще в период античности были древнегреческие философы Аристотель и Платон, которые отмечали, что становление личности человека зависит от среды, от «благомыслия» родителей. М.Ф.Квинтилман – древнеримский оратор и педагог считал, что только родители могут максимально развить способности ребенка. Известный чешский педагог Я.А.Коменский был одним из первых, кто разработал стройную теорию семейного воспитания. В своей работе «Материнская школа» он изложил, что основы физического, нравственного и умственного развития ребенка должны закладываться в непосредственном контакте с матерью. Я.А.Коменский требовал, чтобы родители принимали участие в детских играх, направляя их в верное, с точки зрения обучения, русло. Идеи Ж.Ж.Руссо о роли родителей в воспитании детей поддерживал известный педагог И.Г.Песталоцци, который отвергал методы воспитания, при которых дети лишались общения с родителями. Современные педагоги также единодушно отмечают огромную роль семейного воспитания в развитии личности ребенка. В семье закладываются основы физического и умственного развития, трудового воспитания, формируется мировоззрение ребенка, воспитывается его эстетический вкус, совершенствуется коммуникативная функция. Педагоги видят главную причину огромного влияния семьи на детей в том, что первые впечатления ребенка от окружающего мира, получены в семье.
Жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, является функцией семьи.
Выделяются основные функции семьи:
-воспитательная функция;
-хозяйственно-бытовая функция;
-эмоциональная функция;
-духовная функция;
Воспитательная функция семьи состоит в том, что удовлетворяет индивидуальную потребность в контакте с родителями, с воспитателями и обеспечивает социализацию подрастающего поколения, готовит членов общества.
Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи в ( в одежде, в пище и т. д), содействует сохранению здоровья.
Эмоциональная функция семьи - удовлетворение ее членами потребности в симпатии, ухаживании.
Функция духовная (культурная) удовлетворяет потребности в совместном проведении досуга, духовного обогащения.
Нарушение функций вызывает затруднения в жизнедеятельности семьи. Так, например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать отсутствие у родителей соответствующих навыков знаний, что приводит к конфликтам в отношениях между членами семьи, неправильное отношение к ребенку, замкнутости ребенка, неспособности сконцентрироваться на учебной деятельности и другие.
А.С.Спиваковская выделила три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятной для развития ребенка:
- адекватность – наиболее близкая к объективной оценка психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение воспитания и развития на этой основе;
- динамичность – способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи;
- прогностичность – направленность воспитательных усилий в будущее, к тем требованиям, которые поставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Особенно необходимо тесное взаимодействие ДОУ и семьи, где есть дети с нарушением речи. Речевая коммуникация, если учесть все виды речи, является постоянным состоянием человека. Речь -один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Развитие речи происходит в тесной взаимосвязи с формированием всех психических процессов. Общение с окружающими и разнообразный практический опыт ребенка с самого начала опосредованы языком. Речь в своем развитии проходит определенные этапы и на каждом из них элементы речевой системы формируются в определенной закономерности. Однако если эти закономерности нарушаются, речевая система ребенка формируется непоследовательно, и, как следствие, в старшем дошкольном возрасте ведет к патологии, исправить которую может только специалист, опираясь на помощь и поддержку родителей. Поэтому первой задачей родителей и является формирование у ребенка потребности к общению, стимулируя его к использованию слов, предложений. А для этого ребенку надо, прежде всего, ощутить преимущество речевого общения с окружающими. В различных ситуациях ребенок проявляет эту потребность в общении по - разному. Будучи совсем маленьким, малыш тянет к матери ручки, стремится криком проявить себя и привлечь к себе внимание, наконец, ему удается произнести звукосочетание, похожее со словами «на», «возьми» - и мать берет его на руки. Такие же ситуации возникают при манипуляции с игрушками, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звукосочетаний со значимым для него действием или предметом. Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявляется, прежде всего, в речевом отставании. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к перестроению личности, снижению самооценки ребенка.
Дети по-разному переносят речевые нарушения. Одни дети легко переносят заикание, не замечая дефекта, но чаще это маленькие дети. Более старшие его переживают тяжело и это вызывает у них чувство подавленности, ребенок стремится к уединению. На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств:
- глубина самого дефекта;
- интеллектуальный уровень самих родителей;
- просвещенность родителей в сфере знаний логопедии;
- понимание психологии ребенка;
- особенности характера;
- семейные отношения и другие.
Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношении ребенка к своей речи, так как родитель является авторитетом. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование речи ребенка, начиная с самых ранних лет жизни, а при ее нарушении обращаются к специалистам.
Практика по взаимодействию с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков, другие считают, что ребенок «выговорится», и лишь под давлением специалиста они приводят ребенка в логогруппу. Существует, к сожалению и третья категория родителей, которые стремятся попасть в специализированные группу, пребывание в которой для детей с ОНР, считается бесплатным.
Активное вовлечение родителей в коррекционно- педагогический процесс и организация преемственности в деятельности детского сада и семьи- важнейшие факторы эффективности всей коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Нецеленаправленность или несистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка, преобладание потворствующей позиции в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи сына или дочери на логопеда и воспитателей группы не способствуют установлению уважительной дистанции общения между педагогами и ребенком, приводят к формированию у дошкольника отрицательной или безразличной установки на педагогические воздействия, снижают авторитет взрослых. Единство в требованиях взрослых (педагогов и родителей), наоборот, значительно способствует психологическому настрою ребенка, повышению мотивации к занятиям. Успешность коррекционно- воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей. Сначала педагоги и родители организуют кратковременные совместные наблюдения за ребенком в различных ситуациях общения, с последующим анализом его вербального и невербального поведения. При этом родителям бывает полезно отстраниться от собственных представлений о ребенке и попробовать понять мотивы его общения с другими людьми (поиграть в интересную игру, стать лидером, не быть в одиночестве и т. д.)
II. Экспериментальная деятельность нашего учреждения направлена на обеспечение психоречевой готовности детей к школе. Основные проблемы, касающиеся диагностики и формирования готовности детей с ОНР к школе в условиях детского сада комбинированного вида, сводятся:
- к проведению диагностики речевой готовности детей с ОНР;
- модели взаимодействия педагогов и специалистов детского сада комбинированного вида по формированию психологической и педагогической готовности детей с ОНР и реализации ее на практике;
- методических рекомендаций для родителей по формированию психологической и педагогической готовности детей. После комплектования логопедической группы еще до начала учебного года был проведен социологический опрос и анализ семей воспитанников, в результате которого выявлено: 30% детей логогруппы – из неполных семей, а значит - эти семьи не имеют возможности получить в полном объеме необходимую информацию от специалистов.
В результате анкетирования родителей удалось установить ряд причин, препятствующих тесному контакту ДОУ с семьей:
- низкий уровень социально - психологической и педагогической культуры участников взаимодействия;
- непонимание родителями самоценности дошкольного детства и его значения на формирование личности в целом ; - недостаточная информация родителей об особенностях коррекционной работы с детьми;
- приятие родителями логопедической помощи, как должное со стороны логопеда, ДОУ без включения в этот процесс их самих.
Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и ее трудно переоценить. Проводя работу в этом направлении, мы наметили основные задачи:
-изучение научно-методической литературы по данной проблеме;
-определение механизма взаимодействия учителя-логопеда с родителями;
-расширение знаний родителей по преодолению речевых нарушений у ребенка, помочь им понять своеобразие его личности и умение правильно оценивать возможности ребенка;
-обучение родителей элементарным приемам психокоррекционной и воспитательной работы педагогов;
-координирование усилий родителей, контролирование качества проведения ими речевой работы с детьми;
-разработка методических рекомендаций для родителей по устранению речевых недостатков и перспективное планирование работы учителя-логопеда с семьей. В работе с семьей опиралась на следующие принципы:
- доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы с недостатками речи их детей;
- принцип личностной заинтересованности родителей – родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им строить общение и совместную деятельность;
- принцип эмансипации – освобождение родителей от стереотипных установок на воспитание и развитие ребенка, как несмышленого малыша, пробуждение их желания познать самих себя;
- принцип утверждения самоценности родителей – этот принцип предполагает: создание условий, при которых родители имеют возможность максимально плодотворно проявить свои положительные качества и способности; предельное уважение к каждому родителю, оказание им своевременной поддержки.
Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. При этом важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Руководствуясь этим принципом в своей работе, использовала разные формы преемственности с родителями:
-коллективная работа;
- индивидуальная работа;
- наглядно-информационная работа;
Все эти формы нашли свое отражение в перспективном плане работы с родителями. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но прежде всего, для родителей, чьи дети посещали дошкольное учреждение.
Коллективная работа проводилась в тех случаях, когда родителей можно было объединить по общности проблем, возникающих в связи с тяжелыми нарушениями речи у детей. Изначально знакомила родителей с сущностью речевого дефекта ребенка, а также со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы родители наладили общий и речевой режим в домашних условиях. А также выполняли задания логопеда дома. Коллективная работа включала в себя родительские собрания, открытые занятия, развлечения, праздники, лектории, семинары, тренинги общения. Особо отмечается роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий, она проявляется: в единстве требований к ребенку; помощи в адаптации к условиям детского сада; в оформлении тетради ребенка, дидактического материала и контроле за выполнением заданий; участии во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытых занятиях, праздниках, оформлениях помещений детского сада и стендов и так далее).
Индивидуальная форма работы подчинялась этическим аспектам общения педагога и родителей по поводу проблем ребенка и предполагала проведение для родителей индивидуальных бесед, консультаций, практикумов, игротренингов, анкетирования.
Наглядно – информационная форма включала в себя: информационные стенды, библиотеку для родителей, выпуск газеты, памятки, информационные листы, картотеку игр, выставку детского речевого творчества. Стенды для родителей оформляли совместно с воспитателями в течении года, привлекая самих родителей. На них помещались сведения, касающиеся развития ребенка в норме, различные виды аномалии, списки рекомендуемой литературы. Материал стенда периодически обновлялся, что позволяло проследить за динамикой речевого развития детей. Интерес у родителей вызывали организуемые нами выставки детского речевого творчества, включая разного рода высказывания детей на определенную тематику. Родители тоже по нашему предложению накапливали материал в рубрику: «Говорят дети». Хорошим подспорьем во взаимодействии с родителями явился выпуск газеты, которая выпускалась один раз в месяц и явилась своего рода для родителей обменной информацией.
Индивидуальная тетрадь – это тоже совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение заданий с ребенком позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течении всего года, позволяет закреплять знания, полученные ребенком на занятии.
В течение года в логопедической группе проводились 3 раза родительские собрания: в начале, в середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь в работе ДОУ, группы, активно включиться в процесс воспитания детей.
В конце сентября, после обследования детей, проводилось первое родительское собрание, в повестке которого рассматривались:
- анализ результатов психолого – педагогического и речевого обследования;
- задачи специального направления обучения детей;
-организация логопедической работы с детьми в течении учебного года;
- информация о содержании логопедических и воспитательских занятий в период обучения.
На этом собрании предлагала родителям прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.
При этом всегда подчеркивала, что раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи предупреждает затруднения при обучении в школе. Большое внимание уделяла освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специальной группы. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду. Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий, выборочно знакомила родителей с приемами педагогического воздействия, необходимых для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. При этом отмечалась особая роль родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий и пути реализации преодоления трудностей речевого развития в условиях взаимодействия педагогов логопедической группы и семей детей с общим недоразвитием речи:
- единство целей, задач и требований к ребенку;
- обеспечение параллельности осуществления коррекционного обучения ребенка и консультативно – методической работы в семье;
- установление и последовательное поддержание эмоционально –положительных взаимоотношений участников коррекционного процесса в семье и в логопедической группе детского сада;
- сочетание коллективных и индивидуальных форм работы с родителями;
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду.
Таким образом, создавала установку для сознательного включения родителей в коррекционный процесс. Но уже первые исследования в нашем учреждении показали, что лишь 50% родителей шли на сотрудничество, проявляли интерес к педагогическому процессу; другие (40%) занимали позицию одностороннего приятия, доверяя логопеду, признавая его компетентность, но в процесс обучения по разным причинам не включаются; третья категория родителей вообще уклонялась от взаимодействия, проявляя равнодушие - это 10%.
В середине учебного года совместно с воспитателями проводим второе родительское собрание. На нем подводились итоги работы за первое полугодие: кратко освещала динамику речевого продвижения каждого ребенка, знакомила с задачами и содержанием занятий в третьем периоде обучения. В этот период уже могу дать предположительный прогноз конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении его дальнейшего обучения.
В конце года провожу третье родительское собрание. На нем подвожу итоги всей коррекционной работы, даю рекомендации по дальнейшему обучению в детском саду или в школе. Если дети выпускаются в школу, для них организуется торжественное мероприятие по выпуску из детского сада, где каждый ребенок имеет возможность продемонстрировать свои успехи. Изменение педагогических стереотипов родителей происходило не сразу и требовало длительной и кропотливой работы. К сожалению не все родители были терпеливы к собственным детям. Поэтому приходилось поощрять словами благодарности тех родителей, которые в результате совместной деятельности проявляли активную позицию и четко выполняли намеченные задачи.
На протяжении учебного года систематически проводила с родителями воспитанников плановые и текущие консультации, беседы по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей. Считали важным, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как родители вряд ли захотели бы слушать долгие и назидательные доклады педагога. Консультации должны быть предельно четкими, содержать только необходимый родителям материал и проводиться не для «галочки», а для пользы дела. Тематика консультаций разнообразна: «Ранняя диагностика и коррекция задержки речевого развития», «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях», «Развиваем слуховое восприятие у детей», «Автоматизация звука», «Игровые упражнения по развитию мелкой моторики у ребенка», «Значение развития фонематического слуха у детей», «Обогащаем словарь детей», «Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками». К некоторым консультациям организуется выставка пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» представляю мозаику, палочки, нитки, шнуровки, бусы.
Большое значение для родителей имело посещение занятий логопеда и воспитателей в дни открытых дверей («Осенний калейдоскоп», «Гостиная народного фольклора», «Логопедическая карусель»), которые проводились один раз в квартал. Родители получали возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в выполнении заданий, знакомились с основными приемами постановки звуков, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе непосредственно – образовательной деятельности. Открытые логопедические занятия: «Путешествие в страну звуков», интегрированное занятие «Зимняя сказка», «На лесной полянке» помогали родителям знакомиться с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку, узнавали о пробелах в знаниях своих детей. Практикую также проведение занятия или фрагмента занятия на родительском собрании, используя при этом участие в них самих родителей. Использую в своей работе и такую нетрадиционную форму работы с родителями как видеопросмотры, которые позволяли родителям на консультациях или практикумах познакомиться с непонятными терминами для них (звуковой анализ, слоговая структура и другие). Такой видеоматериал служит своеобразной копилкой для родителей будущих воспитанников.
Еще на первом родительском собрании обратила внимание родителей на выполнение заданий логопеда в индивидуальной тетради ребенка. Индивидуальная тетрадь-это своего рода также связующее звено между ДОУ и родителями. Несмотря на то, что все задания в тетради рекомендованы в игровой форме, всегда обращаю внимание родителей на воспитание у детей определенных учебных навыков в процессе работы с тетрадью. Это такие навыки, как:
-аккуратность и бережное отношение к тетради;
-ответственность за своевременное выполнение заданий;
В конце тетради каждого воспитанника подклеила конверт для общения с родителями в форме вопросов и ответов, а также для разъяснительной работы по выполнению каких-либо заданий, если родители по какой-то причине не могут присутствовать на консультации логопеда. Также посредством такого конверта родители получали различного рода памятки, информационные листы, карточки, где кратко, в сжатой форме излагаются рекомендации (по проведению пальчиковых упражнений, артикуляционной гимнастике, по работе со схемами по проведению звукового анализа, по составлению описательных рассказов и т. д.
Учитывая индивидуальные особенности наших детей, в течении всего учебного года систематически проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями воспитанников. Тематика их различна: это и выполнение артикуляционных упражнений в домашних условиях, и рекомендации по автоматизации поставленных звуков, и грамотное выполнение лексико-грамматических заданий, и другие. Такого рода общение с родителями располагало их к искреннему, открытому диалогу, желанию поделиться теми проблемами, которые возникают в процессе занятий с детьми дома.
Чтобы объединить родительские возможности со своими профессиональными знаниями и умениями в деле профилактики речевых нарушений, родителям предоставлялись анкеты на различные темы: «Воспитание звуковой культуры речи у детей», «Готов ли ваш ребенок в школу?», «Стиль общения с ребенком» и другие. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания и обучения детей. Важным моментом в анкете является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях(например, по каким вопросам вы хотели бы получить консультацию).Тогда такие вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Так анализ проведенного анкетирования по теме: «Готов ли ваш ребенок в школу?» дает возможность полагать, что не все родители уделяют должное внимание своим детям, серьезно с ними занимаются дома, интересуются успехами своих детей – таких 20% от общего числа; 30%-просто не всегда знают, как поступить или выполнить то или иное задание; и лишь 50% родителей серьезно и целенаправленно занимаются своими детьми. Анализ анкет позволил сформулировать вопросы для обсуждения на родительских собраниях и организовать для родителей семинары-практикумы, игротренинги, актуальность которых стала очевидна. Тематика их разнообразна: «Взаимосвязь развитии речи и мелкой моторики рук» «Сказка о веселом язычке»; семинары –практикумы: «Формирование связной речи у дошкольников», «Развиваем у детей фонематический слух».Полезными для родителей стали посещения занятий логопеда и воспитателей, где они получали возможность следить за успехами их детей, трудностями в выполнении лексико–грамматических заданий, ознакомиться с основными приемами постановки звуков. В течении всего учебного года привлекала родителей к оформлению информационных стендов, на которых размещался материал по развитию грамматически правильной речи дошкольников.
Важным моментом в сотрудничестве с родителями было принятие решения на одном из родительских собраний о выпуске газеты для родителей наших воспитанников. Газета издается в нашем учреждении один раз в месяц в течение двух лет под названием «Учим говорить правильно». Газета явилась эффективным средством взаимодействия работников ДОУ и родителями наших воспитанников. Из нее родители узнают об инновационных технологиях в формировании речи детей, о проведении различных мероприятий для детей ДОУ, могут ознакомиться с советами по подготовке к школе, по развитию фонематического слуха и другие («Учим детей рассказывать», «Будущему первокласснику», «Развиваем внимание у дошколят», «Взаимосвязь пальчиковых игр и речи детей», «Обучать ли детей чтению» и другие).
Хорошим способом взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам исправления речи является картотека игр и упражнений в коррекционном процессе, которые включали в себя лексические, словарные, грамматические задания и задания на развитие психических процессов(внимания, восприятия памяти, мышления). На протяжении всего года привлекала родителей к использованию таких карточек в выполнении заданий с детьми в домашних условиях (« Домашняя игротека»). Помимо того предлагала родителям пополнять копилку играми со своими детьми из личного опыта самих родителей. И здесь стоит отметить, что большинство родителей стали активными помощниками в этом деле. Играя с детьми в парке, в лесу или по дороге в детский сад, они придумывали игры и даже давали им названия («Раз словечко, два словечко», «Узнай, что я купила в магазине», «Ступеньки» и т.д.).
Итогом работы по развитию коммуникативных умений и навыков у детей являлись речевые праздники («Осенняя ярмарка», «Новогоднее представление», «В мире звуков», «Весенний перезвон», «В школу»), в организации и процессе которых родители проявляли максимальную активность.
Нельзя не сказать о тех родителях, которые не проявляли интереса к проводимым мероприятиям в ДОУ, считали задания логопеда «неважными». Их были единицы, но сбрасывать их со счета было нельзя. С такими приходилось помимо всех выше перечисленных мероприятий, которые они чаще игнорировали, находить другие, более радикальные меры. Это и индивидуальные беседы с демонстрацией слайдов занятий, где родители могли видеть те пробелы в знаниях своих детей, на которые они просто не обращали внимание; это и приглашение родителей на заседания психолого-медико-педагогического консилиум (ПМПк), куда также приглашался учитель начальных классов, роль которого сводилась к разъяснительно - просветительской работе о возможных трудностях и психологическому дискомфорту ребенка в школе. Не могу сказать, что намеченные мероприятия дали сразу положительный результат. Не сразу удалось добиться единства в требованиях взрослых, как педагогов, так и родителей. Потребовалось немало усилий, чтобы педагоги ДОУ стали авторитетом для родителей, а родители заняли активную позицию в коррекционно-педагогическом процессе. По результатам анкетирования с 2010г.-по 2013г. на тему: «Учитель-логопед глазами родителей» можно сделать вывод, что родители высоко оценили деятельность учителя-логопеда и считают ее необходимой и важной в дошкольном учреждении. Со стороны родителей увеличилось количество вопросов к логопеду по формированию правильной речи у их детей, родители охотнее стали принимать участие в мероприятиях, организованных как логопедом, так и в ДОУ в целом: праздниках, логопедических утренниках, спортивных развлечениях, выпусках газет, оформлениях стендов.
Таким образом, использование системы сотрудничества ДОУ, логопеда и семьи, способствовали:
- повышению эффективности преодоления общего недоразвития речи у детей;
- гармоничному развитию личности ребенка с данным видом речевого нарушения в процессе работы по взаимодействию с родителями;
- изменению установок взрослых;
- снижению количества претензий, спорных ситуаций.
Но несмотря на положительные результаты во взаимодействии с родителями, работа в этом направлении продолжается. Современный подход с использованием инновационных технологий в коррекционной педагогике, требует поиска новых форм и приемов работы с родителями, предполагает создавать у них мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей их детей.
Положительные результаты по направлению тесного взаимодействия с родителями воспитанников создают предпосылки наметить перспективы:
-продолжать разработку материала для родителей по преодолению речевых недостатков у детей, используя информационно – компьютерные технологии (электронные презентации);
-провести конференцию: «Работа педагогов ДОУ глазами родителей».
-публикация статей по данному вопросу.
Приложения
Анкета
Уважаемые родители. Просим Вас принять участие в ответах на вопросы:
Тема: «Готов ли Ваш ребенок в школу?».
I.Есть ли у Вашего ребенка желание идти в школу?
да_________________________________________
нет_____________________________________________
затрудняюсь ответить_____________________________
II. Что сильнее привлекает Вашего ребенка в школу?
школьная атрибутика_____________________________
возможность многому научиться______________________________
III.Считаете ли Вы, что у ребенка сформированы учебные навыки (усидчивость, работоспособность):
Да_______________________________________________________
Нет____________________________________________________________
Не знаю__________________________________________________________
IV. Как развиты психические процессы у Вашего ребенка?
достаточно______________________________________________________
недостаточно________________________________________
V. Выполняет ли Ваш ребенок счетные операции?
счет до 10 и обратно_______________________________________
сравнение множеств__________________________________________
определяет ли и называет предметы по величине, форме, цвету_________________________________________________________________________________________________________________________________
VI.Владеет ли операциями обобщения, классификации, исключения___________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Развита ли у вашего ребенка мелкая моторика?
Достаточно___________________________________________________
Недостаточно_______________________________________________________
VIII. Умеет ли составить предложение (рассказ) по картинке?
Да__________________________________________________________
Нет_______________________________________________________________
С помощью______________________________________________________
Затрудняется______________________________________________________
Спасибо за участие в ответах на вопросы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципальное образование Темрюкский район
Консультация для родителей
Взаимосвязь развития речи детей и
мелкой моторики рук
Учитель-логопед Пинчук Ольга Петровна
Правильная речь имеет огромное значение для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего недостатка речи вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания.
Ученые экспериментально доказали, что в развитии речи детей огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук: головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой тесным образом.
М.М.Кольцова исследуя условия развития речи доказала, что «рука- это второй центр речи и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов исходящих от пальцев рук. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Люди уже в древности подмечали взаимосвязь этих процессов. На Руси с самого младенчества с детьми играли в народные игры типа «Сорока», «Ладушки». Это тоже гимнастика для рук.
Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить». Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и прежде всего, у него возникают проблемы с речью. Уже при проведении логопедического обследования детей с задержкой речевого развития наблюдается недостаточность двигательной сферы, малоподвижность мелкой моторики, неточность движений. Для детей с дизартрией показательны гиперкинезы, невозможность удержания заданной позы. -Поэтому в последние годы формирование и совершенствование общих движений тонкой моторики пальцев рук рассматриваются, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно – педагогического воздействия на детей с нарушениями речи. Работа по развитию мелкой моторики начинается с массажа кистей рук. Для большей эффективности используется природный материал: шишки, камешки, деревянные палочки. Одним из видов работы по развитию мелкой моторики пальцев рук являются «пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика».
Пальчиковые игры подбираются соответственно лексическим темам со словесным сопровождением. Например, к теме «Дом. Мебель»- пальчиковые игры:
Дом. Ворота.
На поляне дом стоит, Стук – стук молотком,
Ну а к дому путь закрыт. Строим, строим новый дом.
Мы ворота отворяем , Ты, пила, пили быстрей,
В домик, в гости приглашаем. Домик строим для людей.
По теме: « Овощи», «Фрукты»:
Мы капусту рубим, Мы шли, шли, шли и в сад пришли
Мы капусту жмем, Там в саду играли, фрукты собирали
Мы капусту солим, Яблоки и груши.
Мы морковку трем. Очень сладко. Кушай.
По теме « Животные»:
Под высокой сосной Дети по лесу гуляли,
Скачет зайка косой, Но вот сучья затрещали,
Под другою сосной Дети, дети, не зевайте,
Скачет зайка другой. Волк за елкой – убегайте!
Одним из разновидностей работы по развитию мелкой моторики рук является театр. Маленькие движущие персонажи, сделанные из природного и бросового материала, дети надевают на пальчики и разыгрывают небольшие сценки. Это богатейший прием в развитии мелодико – интонационной стороны речи и диалога. Для развития мелкой моторики используем и такие виды игр и упражнений, как плетение, шнурование, застегивание пуговиц, выкладывание из счетных палочек, ракушек, мозаики, использование разноцветных прищепок, самомассаж рук с шишками, камешками. С интересом дети играют в «пальчиковый бассейн», где перебирая пальчиками, отбирают по указанию взрослого нужные предметы, основываясь на тактильные ощущения. Пальчиковые упражнения включаются в различные виды занятий, физминуток. После освоения основных комплексов пальчиковой гимнастики, можно переходить к составлению рассказов, сказок (при этом можно добавлять артикуляционные упражнения, играя с «веселым язычком»).
Родители должны помнить о значимости развития мелкой моторики для детей с нарушениями речи, так как это:
- стимуляция действий речевых зон коры головного мозга;
- развитие психических процессов(памяти, внимания, восприятия и т.д.)
- развитие графо-моторных навыков.
У детей с нарушением речи развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, интонацию.
Одним из наиболее радикальных способов развития мелкой моторики является самомассаж кистей рук и пальцев:
-самомассаж тыльной стороны кистей рук;
-самомассаж ладоней;
- самомассаж пальцев рук.
Можно научить детей самомассажу и с помощью обычного граненного карандаша, которым ребенок массирует кисти рук, запястья, межпальцевые зоны. При этом также можно использовать рифмовки, короткие стихи:
Мой веселый карандаш
Поиграй со мной сейчас.
Ловко делай ты вот так,
Эдак вот, и так, и сяк.
Пальцы станут смелыми,
Ловкими, умелыми.
Таким образом, все виды массажа доступны дошкольникам и могут быть использованы в наших с вами занятиях с детьми.
Памятка для родителей
Как выполнять домашние задания
-Для выполнения домашнего задания должно быть отведено специальное место и выделено время, чтобы ничто не отвлекало ребенка и взрослого во время занятий.
-Перед выполнением заданий следует вымыть руки. Приучите ребенка и он это будет делать всегда самостоятельно.
-Артикуляционную гимнастику следует выполнять перед зеркалом, не спеша, 3-5 раз в день.
-Автоматизируемые звуки в слоге, слове, предложении должны произноситься четко и точно.
-Если при выполнении лексико-грамматических заданий, ребенок испытывает затруднения, проговорите его несколько раз.
-При выполнении заданий с наклеиванием картинок, делайте это вместе с ребенком, отводя при этом ему активную роль и вместе с тем закрепляя лексический материал.
-Все задания с раскраской рисунков выполняете цветными карандашами, а упражнения с печатаньем, штриховкой - простым карандашом.
-В процессе занятия с ребенком, поощряйте, хвалите его за любой успех и не ругайте за неудачи.
-Задания выполняйте систематически и дайте понять ребенку, что он несет ответственность за его выполнение.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе по теме: Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».
Будьте добры, отметьте вариант ответа, совпадающий с Вашей точкой зрения.
Интересует ли Вас тема опроса?
-считаю важной
-считаю второстепенной
-не интересует совсем
Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?
-правильное речевое дыхание
-правильное произношение звуков родного языка
-владение культурой речи
-выразительное и правильное интонирование речи
-звуковая культура речи не является проблемой для моего ребенка.
Есть ли у Вашего ребенка нарушение в речевом развитии?
-да
-нет
-не знаю.
Что необходимо предпринять, если у ребенка есть нарушения в звуковой культуре речи?
-заниматься с ребенком самостоятельно
-проконсультироваться с логопедом
- не обращать внимания.
Считаете ли Вы, что неправильное произношение повлияет на жизнь ребенка в будущем?
-нет
-да
-затрудняюсь ответить.
Как Вы считаете, какова роль родителей в работе над звуковой культурой речи?
-родители должны принимать деятельное участие в этой работе
-иногда заниматься с детьми
-достаточно занятий с воспитателями и логопедом.
Какую дополнительную помощь в работе с вашим ребенком Вы хотели бы получить?
Благодарим за сотрудничество.
М.А. Поваляева «Справочник логопеда», Ростов – на Дону «Феникс»,2002г.
Л.Г.Парамонова «Логопедия для всех», М: ООО «Издательство АСТ, 2000г.
М.А.Поваляева «Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов», Ростов – на Дону «Феникс», 2002г.
В.О.Йощенко «Организация логопедической работы в ДОУ», ККИДППО г.Краснодар, 2007г.
Н.В.Нищева «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР», Детство Пресс, Санкт-Петербург, 2007г.
Г.В.Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М. АРКТИ, 2003г.
Н.А.Киселева «Методическое оснащение диагностической деятельности учителя-логопеда ДОУ», КГУ г.Краснодар, 2007г.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"
В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...
Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".
Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...
ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда «Формирование звукопроизношения у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи через театрализованную деятельность"
Выбранная мною проблема является актуальнейшей, т.к. по данным специалистов, количество дошкольников с задержкой психического развития составляет 25% от детской популяции. Кроме того, эти дети отстают...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи
Доклад на тему: Использование нетрадиционных методов работы и коррекции речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи разработан для выступления на семинаре-практикуме...
Кружковая работа учителя-логопеда « Ранняя коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи».
Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях стан...