Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
материал по теме
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
Коммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. Исследования показывают, что логопеды редко используют сугубо официальную тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.
Цель рекомендации логопеда - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:
- объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;
- продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних занятий;
-- убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке;
-- предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут;
-- дать родителям пациента детальную инструкцию для проведения домашних занятий, снабдить их необходимым инструментарием.
Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно компетентный логопед?
Логопед – глазами родителей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_s_roditelyami.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
Коммуникативная тональность педагогической рекомендации сводится к определенным эмоциональным состояниям и ключам общения, которые можно отнести к типу доброжелательного отношения умеренной интенсивности и полной контролируемости. Исследования показывают, что логопеды редко используют сугубо официальную тональность, это происходит только в тех случаях, когда родители пациентов пытаются перейти на конфликтное общение либо обращаются к логопедам с просьбами частного характера, не относящимися к кругу его должностных обязанностей.
Цель рекомендации логопеда - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:
- объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;
- продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних занятий;
-- убедить родителей и ребенка в успехе лечения при условии систематических занятий с логопедом и в домашней обстановке;
-- предупредить родителей и ребенка о возможных трудностях при проведении домашних занятий и о возможном ухудшении ситуации, если занятия проводиться не будут;
-- дать родителям пациента детальную инструкцию для проведения домашних занятий, снабдить их необходимым инструментарием.
Но как же «простой человек» сможет понять, что перед ним действительно компетентный логопед?
Логопед – глазами родителей!
Один в поле не воин.
Логопед может рекомендовать пройти консультацию у невролога, невропатолога, сурдолога, психиатра, провести дополнительные обследования, например, электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Это значит, что ваш педагог относится к ребенку с должным вниманием. При некоторых нарушениях развития требуется комплексный медико-педагогический подход, то есть только при совместных усилиях врачей и педагогов можно добиться наибольших успехов.
Гарантии — нужны ли?
Если логопед сразу гарантирует вам отличный результат занятий в конце, то к этому нужно отнестись с осторожностью, особенно в тех случаях, когда у ребенка имеются достаточно тяжелые нарушения развития речи – ринолалия, дизартрия, заикание, интеллектуальная недостаточность, аутистические черты. Настоящий специалист может гарантировать лишь то, что будет добросовестно выполнять работу, что у него есть достаточно знаний, и он будет применять нужные методики и прикладывать максимум усилий, чтобы прийти к хорошему результату. К сожалению, иногда нарушение речи зачастую удается скорректировать лишь частично.
Сомнительные методы
Не спешите доверять логопеду, который настойчиво предлагает какие-нибудь экзотические способы лечения, например, биологически активные добавки к пище, неслыханный ранее массаж, которые якобы усилят развитие речи у детей, использование чудо-аппаратуры и т. п. Для начала попросите его предоставить полную информацию о «новшестве», а после этого посоветуйтесь с врачами.
Мнение ребенка
Для многих мам самое главное, чтобы ребёнку нравились занятия. Присмотритесь, не превращаются ли занятия в простое развлечение, носят ли игры развивающий характер, заметен ли результат. Если же ребёнок самозабвенно повторяет за логопедом новые слова, значит, этот специалист вам и нужен.
Если ребёнок кричит: «Не хочу, не буду заниматься!», не спешите делать выводы о некомпетентности логопеда. Задумайтесь о следующем:
Не слишком ли тревожен или избалован ребенок? Возможно, ему требуется время, чтобы привыкнуть к новому человеку.
Если малыш протестует и кричит на протяжении двух–трех занятий, а педагог чувствует себя растерянно или злится, то это повод, чтобы обратиться к другому логопеду.
Всегда приятно, когда логопед:
-вежлив и, даже если у ребенка есть трудности с обучением, никогда не скажет, что ребенок бездельник, лентяй, глупый, «да куда вам», «о чем вы думали», «вы в этом ничего не понимаете»;
-не увлекается беседами на бытовые темы, не связанные с его прямыми обязанностями;
не осуждает своих коллег, учеников и членов их семьи.
Аккуратность и пунктуальность.
Обратите внимание, насколько опрятен специалист.
Аккуратный логопед, прежде чем начать занятие, вымоет руки. Его пособия хорошо выглядят, не мятые и не рваные, все упорядочено, не требует поиска.
Добросовестный логопед держит в порядке свои инструменты – зонды, используемые для постановки звуков или логопедического массажа, и каждый раз перед применением протирает их спиртом.
Если логопед пользуется соской для постановки звука «р», то эта соска должна быть новой, индивидуальной. Пусть она хранится у вас дома в чистом месте.
Если логопедические зонды заменяются подручными средствами, например, шариковой ручкой с закругленным концом или барабанной палочкой, будьте внимательны: они сделаны из непищевой пластмассы и могут быть не полезны.
Хороший логопед всегда приходит вовремя, в оговоренный час, или же, если вы пришли на прием, находится на своем рабочем месте, предупреждает об изменениях в графике ваших встреч. У него нет привычки периодически отменять или переносить время занятий, менять расценки на свои услуги.
Ответственность сторон
Ответственный логопед предварительно готовится к занятию: подбирает необходимые упражнения, игрушки, распечатки, заготовки для графических заданий, у него все под рукой.
Если каждый раз логопед длительно просматривает книгу, ища в ней нужные задания, или рисует заготовки, значит, этот специалист уделил недостаточно времени подготовке к занятию..В результате время, отведенное на занятие, будет частично потрачено на организационные моменты.
У каждой мамы свой образ «идеального» логопеда, а у каждого логопеда свой стиль работы – вам нужно только найти друг друга.
Как понять, что перед вами действительно хороший логопед?
Поговорив с логопедом, вы почувствуете, что он понимает вас и вы понимаете его, он может исчерпывающе ответить на ваши вопросы.
Поприсутствовав на занятии, вы увидите, насколько хорошо педагог ладит с ребенком, умеет ли объяснять задания и добиваться, чтобы малыш его выполнил. Интерес к ребенку, вовлеченность, умение организовать игру, положительный настрой должны быть присущи любому педагогу.
После проведения занятия логопед вам расскажет, как оно прошло, что получилось, а что нет, что делать дальше, объяснит, какие игры и упражнения надо проводить с ребенком дома самим.
Виды некорректного поведения логопеда
1. Морализирование. Консультант ``сходит'' с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли ``всеведающего гуру'', дарующего просветление ``заблудшей овце''. При этом педагог забывает о том, что ``...главное для него -- объективно выслушать рассказ родителя, помочь ему ``исповедаться'' и ``провентилировать'' все стороны своей проблемы. Второе - помочь разобраться в формирующих факторах его личности, которые породили обсуждаемую проблему, и ,третье -- выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему справиться со своими затруднениями'.
2. Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку ``не видя'' клиента консультант тем самым ``обезличивает'' его, как бы превосходит над ним.
3. Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения.
4. Демонстрация негативных реакций. Подобное поведение является нарушением профессиональной этики - это еще и проявление отсутствия элементарной воспитанности.
Взаимодействие с родителями на основе типа темперамента
Холерический: реактивный, быстрый, подвижный, настойчивый. Он будет выяснять всё до мельчайших подробностей. С ними нужно предусмотреть действия: сдерживающие ,спокойные, успокаивающие.Обычно они говорят громко и много. «Лидер» в беседе.
Сангвистический: реактивный, горячий, живой, находчивый, увлекающийся, но легко переменчив, в случае неудачи часто опускает руки. В рекомендациях сангвинику нужно вселить чувство уверенности, не останавливаться на достигнутом.
Меланхолический: малоактивный, спокойный, малоподвижный, с повышенной ранимостью и эмоциональной уязвимостью. Долго могут помнить обиды, способны на скрытую неприязнь и скрытые действия. С ним нужно держать «ухо востро».
Флегматичный: малоэмоциональный ,с повышенной застенчивостью, но способный к энергичным действиям, спокойный, терпеливый, выдержанный. Это самый благодарный тип в нашей работе с родителями, к нему можно предъявлять повышенную требовательность.
Схема взаимодействия с родителями
Простое и бесхитростное взаимодействие:
Сангвиник- меланхолик
Меланхолик- флегматик
Общение в его потенциальном развёртывании:
Сангвиник – холерик
Сангвиник – флегматик
Общение как взаимная трансляция одного « Я» - другому « Я» своего внутреннего мира
Холерик- флегматик
Главное во взаимодействии логопеда и родителей – результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя - логопеда с родителями
Структура работы с родителями...
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
Система взаимодействия учителя-логопеда и родителей в целях эффективного решения коррекционных задач.
Презентация о методах работы учителя-логопеда с родителями...
Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в работе по развитию речи и формированию коммуникативных способностей детей старшего возраста.
В последнее время по ряду причин значительно увеличилось количество детей с выраженными недостатками развития речи. Дети не умеют правильно произносить звуки, недостаточно развиты фонематические проце...
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи"
В работе представлены формы работы с родителями воспитанников. Указаны причины по которым родители не всегда могут откликаться на просьбы специалистов ДОУ, намечены перспективы работы с родителями....
Опыт работы по теме "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в преодолении речевых нарушений у детей"
В работе представлены формы взаимодействия пелагогов ДОУ и родителей в преодолении речевых недостатков, причины недостаточно активного участия родителей в мероприятиях ДОУ, намечены перспективы ...
Эффективные стратегии взаимодействия учителей-логопедов и родителей в рамках ДОУ.
"Коррекция речевых дефектов относится к числу наиболее сложных видов оказания комплексно медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность эта обусловлена, прежде всего, тем, что речевой дефект,...