Рабочая программа по нарушениям ОДА
рабочая программа
Программа по физической культуре для детей с нарушением ОДА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по физической культуре для детей с нарушением ОДА | 24.41 КБ |
Программа по физической культуре для детей с нарушением ОДА | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
ШКОЛА 2124
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №486
Рабочая программа
по занятиям с детьми с нарушением ОДА
Автор-составитель:
Киреев Николай Александрович
Москва, 2015
Пояснительная записка
Цель программы:
овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
В детском возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).
Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца.
У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
^ Организационно- методические рекомендации.
Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статической нагрузке.
Занятия, проводимые,в спортзале, тренажерном зале при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором.
Занятия должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.
Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей . Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с родителями, медицинский и педагогический контроль.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.
К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Курс делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
Цель:
стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.
^ 1 период- вводный :
Задачи:
Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.
2 период – основной :
Задачи:
Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы
Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.
3 период – заключительный :
Задачи:
Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.
^ Формы контроля.
Для определения динамики эффективности занятий и уровня физического развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3-4 раза в год – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.
Учебно – тематический план
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Список литературы.
- Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
- Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
- Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
- Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение».
- Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.
- Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
- Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.
- Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.
- Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг физкультура», Москва, «Советский спорт», 1989.
10. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.
11. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской детской поликлиники).
12. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.
13. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
ШКОЛА 2124
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №486
Рабочая программа
по занятиям с детьми с нарушением ОДА
Автор-составитель:
Киреев Николай Александрович
Москва, 2015
Пояснительная записка
Цель программы:
овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
В детском возрасте осанка имеет неустойчивый характер: в момент усиленного роста тела ребенка в длину проявляется гетерохромное (неравномерное) развитие костного, суставного - связочного аппарата и мышечной системы ребенка. Это результат наследственного фактора, малой двигательной активности, особенностей образа жизни, нарушений возрастного питания (недостаток натрия, калия, кальция, фосфора).
Чаще всего отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям легких и сердца.
У данной категории людей ослаблен опорно-двигательный аппарат. Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.
Специально подобранные физические упражнения являются основным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его стороны, вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости, плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
^ Организационно- методические рекомендации.
Начиная занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и выносливости мышц спины и брюшного пресса к статической нагрузке.
Занятия, проводимые,в спортзале, тренажерном зале при правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является мощнейшим оптимизирующим фактором.
Занятия должны проводиться систематически ежедневно или не реже 2 раз в неделю (при этом осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий для улучшения координации движений и повышения эмоционального настроя урока.
Программа по лечебной физической культуре представляет особый комплекс мероприятий направленных на лечение и профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей . Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с родителями, медицинский и педагогический контроль.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.
К данному материалу необходимо подходить интегрально. Упражнения подбираются исходя из наличия оборудования и пособий. Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем подготовленности учащихся.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные особенности детей. Использовать программу можно и в других возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Курс делится на три периода: вводный, основной и заключительный.
Цель:
стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение его возможного прогрессирования.
^ 1 период- вводный :
Задачи:
Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую выносливость мышц к физическим нагрузкам.
Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка, его пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей психических свойств и качеств.
Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное участие в оздоровлении.
2 период – основной :
Задачи:
Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов позвоночника и всей костно-мышечной системы
Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации движений, осуществления самоконтроля.
Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к своему личному совершенствованию, улучшению результатов.
3 период – заключительный :
Задачи:
Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний и умений).
Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.
^ Формы контроля.
Для определения динамики эффективности занятий и уровня физического развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования: методы педагогического наблюдения, тестирование, медицинский контроль.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить контрольные тесты, проводимые 3-4 раза в год – для определения гибкости позвоночника и силы мышечных групп спины, живота, плечевого пояса, т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь удерживает осанку в правильном положении.
Учебно – тематический план
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
| |||||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
Список литературы.
- Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
- Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
- Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
- Крутецкий В.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «Просвещение».
- Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт», 1992.
- Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
- Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики», Екатеринбург, 1995.
- Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.
- Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг физкультура», Москва, «Советский спорт», 1989.
10. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.
11. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской детской поликлиники).
12. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.
13. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»
Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития.
Рабочая программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), тяжелыми множественными, нарушениями развития....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Цель данной системы коррекционного обучения - усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического ст...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью...
Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт ...