РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
рабочая программа на тему
Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_1_god_obucheniya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей начальных Директор _______________ Е. А. Пакулев
классов Приказ № 878 от «30 августа» 2017 г.
протокол № 6 от «29 августа» 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Составитель: Пастухова С.А.,
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
СОШ №1 г. Белоярский
г. Белоярский
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Предполагаемый результат.
- Содержание программы.
- Учебно-тематическое планирование.
- Учебно-методические средства обучения.
- Календарно-тематический план.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
- инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.);
- нового подхода к организации логопедической работы в школе Елецкой О.В., Горбачевской Н.Ю. (Москва, 2006);
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. Данные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени общего образования как фундамента всего последующего образования.
Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса – это основная цель программы коррекционной работы. Цель работы учителя логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Итогом логопедического воздействия (вкупе с общепедагогическим) является формирование ключевых компетенций учащихся: образовательных, личностных, коммуникативных, информационных.
Наряду со знанием основных компонентов, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, регулятивных, и конечно, в познавательных и коммуникативных сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Относительно категории детей с речевыми нарушениями распространена форма коррекционной работы, предполагающая групповые и индивидуальные логопедические занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время. Предварительно проведенная диагностика обучающихся позволяет объединять младших школьников в группы с учетом видов речевых нарушений и индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, а затем планировать коррекционную работу.
Программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.
Особое внимание уделяется школьникам первых классов. Чем раньше начинается коррекция речевых нарушений у учащихся, тем выше ее результативность как в плане ликвидации собственно речевых недостатков, не осложненных первичными и вторичными последствиями, так и сопутствующей им педагогической запущенности.
Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи. Этапы занятий предполагают введение упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания и памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий.
Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.
Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Программа рассчитана на проведение трех занятий в неделю с определенным количеством детей в группах (ОНР III – до 4 человек, ОНР IV – до 5 человек, ФФНР(ФНР) – до 6 человек). Диагностика проводится два раза в год: вводная – в сентябре, итоговая – в мае.
ЦЕЛЬ. Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся.
ЗАДАЧИ:
- Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося происходит на основе усвоения УУД.
- Обучение различным формам словоизменения и способам словообразования.
- Обогащение словарного запаса и развитие связной речи учащихся.
- Обучение фонематическому анализу и синтезу, звуко-слоговому анализу.
- Развитие неречевых психических процессов:
- дыхания, артикуляционной и ручной моторики;
- совершенствование зрительного анализа и синтеза;
- развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания;
- расширение объема зрительной и слуховой памяти.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений,
способность к запоминанию, способность к переключению внимания;
- воспитание навыков и приемов самоконтроля;
- формирование познавательной деятельности.
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению,
формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций
учебной деятельности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения метапредметных результатов. Опираясь на Стандарт в программе установлены требования к результатам обучающихся:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Формирование УУД у учащихся начинается с первого класса, продолжается во втором и третьем классах. К концу четвертого класса УУД у учащихся должны быть сформированы.
В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов, и привнесение нового в содержание логопедической работы.
Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по родному языку и чтению.
В результате регулярных занятий улучшается артикуляционная моторика у детей, развивается мелкая и общая моторика, речь их становится более четкой, эмоционально-окрашенной и выразительной, обогащается и активизируется словарь учащихся. Программа по русскому языку легче усваивается, в письменной речи становится меньше ошибок (замен, искажений, пропусков букв, слогов).
В результате освоения учебного материала программы, обучающиеся должны приобрести совокупность способов действия, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений:
Артикуляторные:
- хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо;
- точность, сила и дифференцированность движений этих органов;
- выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Речевые:
- выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их
количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится;
- использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию),мимику;
- понимать вопросы и задания, инструкции учителя;
- создавать устные высказывания на основе схем, рисунков.
Фонетические:
- разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы;
- выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные.
Языковые (грамматические и фонетико-графические):
- определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (начало –прописной буквой, конец – точкой, вопросительным или восклицательным знаком);
- задавать вопросы к словам-предметам (в том числе разграничивать вопросы кто? что?), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки;
- различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове.
Гигиенические, графические, орфографические:
- соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке;
- правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их
соединение;
- осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных;
- применять правила оформления границ предложений, написание имен
собственных, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в слогах жи–ши, ча–ща, чу–щу;
- писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и
предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Цель и задачи, поставленные в программе, реализуются в процессе изучения следующих тем.
«Диагностический этап» (с 01.09-15.09, с 15.05.- 31.05)
«Коррекционный этап» (12 часов)
Развитие высших психических функций. Развитие фонематических процессов, слуховой памяти.
Уточнение созданных в процессе обучения предпосылок овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-простроанственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррекции почерка ( с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
«Предложение и слово» (12 часов). Предложение как способ выражения мысли; оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух и составление; наблюдения за интонацией конца предложений.
Правильное и красивое письмо – важное условие понятности и вежливости речи. Наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи. Группы слов: слова-предметы, их действия, признаки. Разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных.
«Предлоги» (14 часов)
«Управление (падежи)» (8 часов)
«Звуковой состав слова» (17 часов). Звуки русского языка: гласные и согласные; согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я. Приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Представление о слогообразующей роли гласных.
«Слог. Ударение» (2 часа). Слог как минимальная произносительная единица, выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Гласные ударные и безударные. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения.
«Связная речь» (24 часа)
Работа по формированию связной речи (практически ведется на каждом занятии) в программе предлагается системно блоками в начале каждого времени года. Первые четыре, пять, а иногда и шесть занятий в начале каждого временного сезона: осень – сентябрь месяц, зима – декабрь месяц, весна – март месяц, лето – конец мая; направлены на решение задач развития связной речи детей-логопатов. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
«Закрепление» (1 час). Логопедический праздник: повторение изученного за год.
Каждое занятие, помимо изучения грамматических тем, содержит в себе лексические темы. Благодаря этому развивается связная речь детей. Предусматривается проведение на занятиях упражнений на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, а также введение в этапы занятия ряда оздоровительных приемов, что будет способствовать внедрению здоровьесберегающих технологий в школе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы/раздела | Количество часов |
1. | Коррекционный этап | 12 |
2. | Предложение и слово | 12 |
3. | Предлоги | 14 |
4. | Управление (падежи) | 8 |
5. | Звуковой состав слова | 17 |
6. | Слог. Ударение. | 2 |
7. | Связная речь | 24 |
8. | Закрепление | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных
классов».
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия».
3. Лалаева Р.И. «Конспекты занятий».
4. Ястребова А.В. «Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы».
5. Флерова Н.М. «Логопедия».
6. Ткаченко Т.А. «Формирование лексико-грамматических представлений»
(Логопедическая тетрадь).
7. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» (Логопедическая тетрадь).
8. Лалаева Р.И. «Коррекция нарушения чтения и письма у умственно отсталых детей».
9. Коноваленко В.В. «Пишем и читаем» (Тетрадь по обучению грамоты №1,2,3).
10.Козырева Л.М. «И свистящие, и шипящие, и самые звонкие» (Тетрадь для
логопедических занятий).
11.Козырева Л.М. «Различаем глухие и звонкие согласные» (Тетрадь для
логопедических занятий).
12.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам
чистописания»(2 класс).
13.Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. «Дидактический материал к урокам чистописания
»(3 класс).
14.Астафьева Е.О. «Играем, читаем, пишем».
15.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо».
16.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Чтение и письмо».
17.Губарева Н. загадки в стихах «Во саду ли, в огороде».
18.Губарева Н. загадки в стихах «Времена года».
19.Дмитриева В. «Речь, моторика, кругозор».
20. Костюк Н. «Загадки».
21.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для школьников».
22.Русские народные загадки.
23. Светлова И. «Внимание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста
Основные задачи по профилактике нарушений письма у детей дошкольного возраста1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции общего недоразвития речи III уровня и профилактики нарушений чтения у детей дошкольного возраста 5-7- лет «Грамотей»
Цель программы : коррекция общего недоразвития речи III уровня у детей дошкольного возраста 5- 7- лет, профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.Практическая направленность прог...
Профилактика нарушений чтения и письма у детей с ТНР
Проблема подготовки детей к овладению навыками построения письменной речи является одной из наиболее сложных и актуальных в специальной педагогике. Дети с различными нарушениями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Цель данной системы коррекционного обучения - усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения 2018-2019 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей работы в группе детей имеющих нарушение слуха I года обучения2018-2019 учебный год...
Презентация"Профилактика нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». ...