РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
рабочая программа на тему
Цель данной системы коррекционного обучения - усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи для создания полноценных предпосылок при усвоении учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_3_god_obuch.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Белоярский»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО учителей начальных Директор _______________ Е. А. Пакулев
классов Приказ № 878 от «30 августа» 2017г.
протокол № 6 от «29 августа» 2017г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ
У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Составитель: Пастухова С.А.,
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
СОШ №1 г. Белоярский
г. Белоярский
2017 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Предполагаемый результат.
- Содержание программы.
- Методическое обеспечение.
- Учебно-тематическое планирование.
- Учебно-методические средства обучения.
- Календарно-тематический план.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(3 класс)
Характеристика группы
Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах. Наиболее частые дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
- общее недоразвитие речи (ОНР);
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- дисграфию и дислексию;
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:
- снижение слухоречевой памяти;
- нарушение буквенного гнозиса;
- нарушение динамического праксиса руки;
- затруднено восприятие ритмической структуры слова;
- нечеткая дикция, плохая артикуляция;
6)нарушение лексико-грамматического строя речи;
7)различную неврологическую симптоматику (минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
8)пренатальную и постнаталъную патологию
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
IV. Развитие связной речи.
- Искажение логики и последовательности высказывания;
- Фрагментарность;
- Отвлечение от темы, ведущее к образованию побочных ассоциаций;
- Быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи;
- Бедность и шаблонность лексического и грамматического строя;
- Наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое, лексические повторы).
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в число неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
По истечении третьего этапа коррекционного обучения учащиеся должны научиться:
- Свободно ориентироваться в морфологическом составе слова, уметь определять способ образования новых слов, отличать форму слова от нового слова.
- В экспрессивной речи пользоваться различными способами словообразования.
- Отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания
- Определять связность предложений и смысловую зависимость между ними.
- Составлять план связного высказывания.
- Уметь определять слабую позицию звуков и часть слова, в которой они находятся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления работы
- Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
- Формирование связной речи:
Раздел «Предложение»:
- анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
- проводить качественный и количественный анализ предложений;
- обозначать границы предложений на письме;
- развивать умения распространять простые предложения;
- развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать;
- через различные виды деятельности с деформированным предложением формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Раздел «Текст»:
- формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного;
- развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы;
- совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов, составление плана;
- понимать, как составление плана помогает последовательно пересказывать;
- устанавливать логическую связь и последовательность, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);
- предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
- Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
- контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
- Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
- умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
- умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
- применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
- употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
- обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
- пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
- развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
- формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
- проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
- соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
- составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Цель данной системы коррекционного обучения - усвоение значений слова, расширение стоящих за словом системы связей, восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи для создания полноценных предпосылок при усвоении учебного материала.
Задачи:
- совершенствование орфографических навыков и умений, полученных на уроках родного языка;
- формирование у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова, антонимии и синонимии родного языка;
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться способами словообразования;
- расширение и уточнение значений используемых синтаксических конструкций;
- совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций;
- развитие устойчивости внимания, способности к запоминанию и переключению;
- развитие умения понять и принять учебную задачу;
- работа в определённом темпе;
- анализ и оценка продуктивности собственной деятельности и контроль за ней;
- развитие умения целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия, адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
- развитие умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией.
Предполагаемые сроки коррекционно-логопедического воздействия при дизорфографии предусмотрено проведение логопедических занятий 2 раза в неделю продолжительностью 40 минут, всего 68 академических часов.
В результате коррекционно-логопедического воздействия у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. :
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. :
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Формирование универсальных учебных действий
Метапредметные УУД
Регулятивные:
- Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с речевым материалом.
- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Учить принимать и сохранять учебную задачу.
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- Адекватно воспринимать оценку учителя.
- Различать способ и результат действия.
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
- Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
- Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
- Представлять информацию в виде схемы, таблиц.
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- Делать выводы на основе анализа объектов.
- Обобщать и классифицировать по признакам.
- Ориентироваться в речевом материале.
- Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
- Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять синтез, как составление целого из частей.
- Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.
- Устанавливать причинно-следственные связи, аналогии и строить на их основе логическое рассуждение.
- Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Коммуникативные:
- Развивать умение слушать и понимать других.
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Учитывать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.
- Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные УУД:
- Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
- Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
- Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
- Формировать установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
- Развивать этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
- Формировать адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
- Формировать адекватную самооценку на основе критериев «хорошего ученика».
- Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, ценностям семьи, любовь к природе, признание ценностей здоровья.
- Формировать способность и готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе и дома.
- Создать условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся.
- Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
- Создать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
- Создавать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе
- Создавать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательность
- Создавать на занятии условия, обеспечивающие формирование навыков самоконтроля
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности
Предметные УУД:
Обучающиеся должны знать:
- части слова: корень, окончание, суффикс, приставка;
- части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, их основные грамматические признаки;
- члены предложения: главные, второстепенные (без деления второстепенных членов на виды);
- слабую и сильную позицию звуков.
Обучающиеся должны уметь:
- согласовывать прилагательные и существительные во всех падежах с предлогом и без предлога;
- понимать и активно использовать в речи отработанную лексику, различать и подбирать антонимы, синонимы;
- составлять пересказ прочитанного или прослушанного текста с сокращением, расширением, изменением лица, времени;
- производить фонетический разбор слов;
- анализировать морфологическую структуру слова: определять приставку, корень, суффикс, окончание и опасное место в морфеме;
- осуществлять синтаксический разбор предложения;
- орфографически правильно списывать и писать под диктовку текст (60 – 70 слов);
- писать изложения по коллективно составленному план
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При реализации данной системы коррекционного обучения соблюдаются основные принципы коррекционной работы:
- принцип комплексности- дизорфография, дислексия, дисграфия не являются нарушениями, изолированными друг от друга. Они имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма);
- патогенетический принцип – предполагает учёт механизмов нарушения чтения и письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений чтения и письма обусловлены различными причинами; поэтому важное звено в коррекционном обучении отводится диагностическому этапу;
- принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма – нарушения чтения и письма различают не только по своим механизмам, но и по симптоматике, а характер ошибок зависит также от этапа овладения этими навыками;
- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути) – в основе этого принципа лежит учение о функциональных системах, о сложной структуре психических функций. Формирование ВПФ в онтогенезе представляет собой сложный процесс организации функциональных систем и первоначально ПФ предполагает участие различных анализаторов;
- принцип поэтапного формирования умственных действий – значимость этого принципа обусловлена тем, что правильное чтение и письмо возможно лишь при сформированности многих операций во внутреннем плане (в частности, фонематического анализа, дифференциации фонем, соотношения звука с буквой. В связи с этим формирование каких – либо действий осуществляется сначала с опорой на вспомогательные средства (фишки, схемы, памятки), затем в плане громкой речи и, наконец, во внутреннем плане (придумывание слов с определённым звуком и т.д.)
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С.Выготскому) – постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей обучающихся и с учётом «зоны актуального речевого развития»;
- принцип системности – методика устранения дизорфографии представляет собой ситему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
- онтогенетический принцип – предполагает учёт той последовательности формирования психических функций, которая имеет место в онтогенезе.
При коррекции дизорфографии учитываются также общие дидактические принципы: доступности, сознательности, конкретности, наглядности, индивидуального подхода и др.
Основными формами проведения занятий являются:
- фронтальные;
- практические занятия;
- нетрадиционные занятия с использованием игры, сказки, соревнований;
- занятие-беседа;
Типология логопедических занятий
на основе системно-деятельностного подхода
Логопедические занятия деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на 4 группы:
- занятия «открытия» нового знания;
- занятия рефлексии;
- занятия систематизации знаний;
- комбинированные занятия
Структура логопедического занятия
- Организационный момент
1. Психоэмоциональный настрой на занятие
II. Основная часть.
- Сообщение или определение темы занятия
- Задания, упражнения по основной теме занятия
- Расширение и актуализация словаря
- Проведение физминутки.
- Формирование языкового (звукобуквенного, звукослогового) анализа и синтеза
- Развитие лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи
III. Заключительная часть
- Смысловая рефлексия (Чему научились? Кому было непонятно?)
- Эмоциональная рефлексия (Что понравилось? Что не понравилось? Какое у вас настроение?)
- Пароль на выход (индивидуальные задания по теме занятия)
Структура логопедического занятия – «открытие» новых знаний
I этап – Мотивация
II этап – Актуализация знаний
III этап - Выявление затруднений
IV этап – Объяснение (добывание) нового знания
V этап – Закрепление во внешней речи
VI этап – Самостоятельная работа с самопроверкой
VII этап – Рефлексия, включение нового в систему знаний.
Методика устранения дизорфографии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного нарушения, на создание навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы на конкретном этапе, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Современные педагогические технологии,
применяемые при коррекционном обучении
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Личностно-ориентированное развивающее обучение
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов
- Игровые технологии
- Технологии на основе системно-деятельностного подхода в обучении
- Здоровьесберегающие технологии
- Модульно-блочные технологии
- Тест-технологии
Методы логопедического воздействия
- Словесные:
- беседа, рассказ, монолог, диалог, дискуссия;
- Наглядно-демонстрационные:
- рассматривание схем, картинок, памяток, рисунков, репродукций, показ образца выполнения упражнений, способа действия, прослушивание магнитофонных записей;
- Практические:
- по характеру языкового материала – орфоэпические, орфографические, грамматические, словообразовательные, морфологические, лексические, синтаксические;
- по характеру умственной деятельности – аналитико-синтетические, сопоставление, обобщение, сравнение, группирование;
- по форме проведения – устные и письменные;
- по уровню самостоятельности – с объяснением до выполнения задания, с проверкой после выполнения, полностью самостоятельные;
- метод решения грамматико-орфографических задач (упражнения на умение видеть орфограмму, на овладение операциями, обеспечивающими применение правил);
- метод языкового анализа и синтеза;
- имитативный метод (запоминание слов, не проверяемых правилами, письмо по зрительной памяти)
Приёмы логопедического воздействия:
- анализ;
- сравнение;
- сопоставление;
- группирование;
- для преодоления сниженной речевой активности используются двигательные реакции, сопряжённые с речью (перекидывание мяча, отстукивание ритма, стихотворные рифмы, сопровождаемые речью)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы/раздела | Количество часов |
1. | Диагностический этап | 6 |
2. | Изложения, диктанты, списывание. | 14 |
3. | Обозначение мягкости согласных | 9 |
4. | Значение слов | 4 |
5. | Словообразование | 7 |
6. | Морфология | 11 |
7. | Связная речь | 14 |
8. | Закрепление | 3 |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
- Шклярова Т.В. Как научить Вашего ребёнка писать без ошибок. Пособие для родителей. – М.: «Грамотей», 2000
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии. Методические рекомендации и упражнения. – М.: Школьная пресса, 2003
- Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых работ по русскому языку. 3-4 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. Методическое пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: АРКТИ, 1997
- Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб.пособие для студентов. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1994
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005
- Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003
13. Т.П.Саурина Программа коррекционно-логопедической работы с обучающимися 3 класса при «Дизорфографии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи (для детей с нарушением интеллекта) 9 класс
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ОНР, ФФНР (1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Основная цель программы – преодоление нарушений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфий и дислексий у учащихся....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПО СМЕШАННОМУ ТИПУ У ДЕТЕЙ С НВОНР, ФНР (2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
К числу важнейших задач логопедической работы в школе относится повышение эффективности и качества обучения учащихся. Поэтому программа рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихс...
Рабочая программа по ЧТЕНИЮ в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении.
Рабочая программа по чтению в 5 классе для детей со сложной структурой дефекта находящегося на надомном обучении....
Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по чтению для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена по учебнику: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. Чтение. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: «Просв...
Рабочая программа по чтению 7 кл., адаптированная для детей, имеющих иинтеллектуальные нарушения
Рабочая программа по чтению7 кл., адаптированная для детей, имеющих интеллектуальные нарушения...