Конспект группового коррекционного занятия по теме: «Геометрические фигуры»
план-конспект
КОНСПЕКТ
коррекционного занятия для учащихся 3 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Тема: «Геометрические фигуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dudkinoi_a.v._1.docx | 48.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
коррекционного занятия для учащихся 3 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Тема: «Геометрические фигуры»
Цель занятия: закрепить представления детей о различных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал), систематизировать их знания о данных геометрических фигурах.
Образовательные:
- продолжать закреплять навык узнавания геометрических фигур;
- совершенствовать навык распознавания форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых);
- учить узнавать и называть геометрические фигуры по тактильно-воспринимаемому образцу;
- закрепить умение воссоздавать форму геометрических фигур по их отдельным элементам.
Коррекционно-развивающие:
развитие зрительно-пространственного восприятия при составлении предметов из геометрических фигур;
- понимание обращенной речи, развитие общей и мелкой моторики (манкография).
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе;
- воспитывать умение слушать педагога и четко выполнять инструкцию.
Материально-техническое оснащение: 2 комплекта карточек с изображением геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, круг, овал), комплект разрезанных геометрических фигур, набор металлических геометрических фигур (Монтессори), карточки с изображением цифр (от 1 до 5), поднос с манкой, бубен, мешочек с набором геометрических фигур, прозрачные пластиковые емкости разных форм, набор карточек с изображением геометрических фигур небольшого размера, игрушка «груша»-очередь.
План занятия:
Часть занятия | Время (минуты) |
I Организационный момент | 5 |
II Основная часть. 1. Упражнение на закрепление узнавания, называния и воссоздание формы геометрических фигур по их отдельным элементам. 2. Упражнение для развития мелкой моторики «Манкография». 3. Физкультминутка 4. Упражнение для развития навыка узнавания геометрических фигур по тактильно-воспринимаемому образцу и мелкой моторики «Чудесный мешочек». 5. Упражнение для развития зрительно-пространственного восприятия при составлении картин из геометрических фигур. 6. Игровое упражнение для закрепления навыка узнавания геометрических фигур и умения слушать педагога и четко выполнять инструкцию. 7. Упражнение для совершенствования навыка распознавания форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых). | 6 3 4 5 5 6 |
III. Итог занятия | 6 |
Продолжительность занятия: 40 минут |
Ход занятия:
I Организационный момент.
Педагог (далее П.):Ребята, проходите в кабинет. Наше занятие начинается.
Далее следует ритуал приветствия.
Дети подходят к визуальному расписанию занятия, ставят красную стрелку к картинке «бубен». Затем один из ребят берет с полки бубен, стучит в него, проговаривая слово «здравствуйте» и передает его другому ребенку глядя на него со словами: «На,(называет имя ребенка)» (эти слова произносятся при каждой передаче бубна). Следующий ребенок повторяет приветствие и передает бубен педагогу, который тоже выполняет такие же действия. Затем педагог стучит в бубен, называет свое имя и передает его ребенку. Когда все поздоровались, бубен кладут на место. Затем подходят к доске визуальной поддержки и по очереди ищут свои фотографии и имена и прикрепляют их, проговаривая или показывая жестами смотря на надпись: «Я здесь». Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.
П.: «Ребята, сегодня у нас гости. Мы с ними тоже должны поздороваться».
Дети здороваются с гостями.
II Основная часть.
П.: «Наше занятие продолжается . Давайте посмотрим, ребята какая следующая картинка?»
ДашаТ. подходит к визуальному расписанию и передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена учебная ситуация и произносит: «учится».
П.: «Правильно, молодец!»
П.: «Ребята, каждое задание обозначено цифрой. Какая здесь цифра первая стоит?»
Д.: «Один» (произносят или показывают).
П.: «Правильно, один. А теперь внимательно посмотрим вокруг и найдем в кабинете задание под №1.
Педагог вместе с детьми ищет задание. Все учебные задания лежат на подносах и пронумерованы от 1 до 5.
П.: «Молодцы, быстро нашли первое задание».
1.Упражнение для закрепления узнавания, называния, соотнесения и воссоздания формы геометрических фигур по их отдельным элементам.
На подносе лежат 2 комплекта карточек с изображением контуров геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, круг, овал), а также комплект разрезанных геометрических фигур.
П.: «Назовите геометрические фигуры, которые я буду вам показывать. Называем фигуры по очереди. Это какая фигура?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т.(квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал).
При необходимости, педагог помогает детям. «Подводит» ребенка к правильному ответу).
П.: «Молодцы, правильно назвали все геометрические фигуры. А теперь будем искать пару (такую же) каждой нашей фигуре. По очереди».
Д. ищут пару (прикладыванием или зрительным соотнесением) каждой фигуре. Педагог по необходимости оказывает организующую помощь.
П.: « Хорошо, вы быстро и верно подобрали пары, соблюдали очередь. Спасибо. А еще коробочка лежит на подносе? ДашаТ., открой ее. Что там?».
Д.. Предполагаемые голосовые ответы « разрезанные фигуры».
П.: « Это элементы (2 части) геометрических фигур, из которых нам нужно собрать целую фигуру. Одну часть фигуры я кладу, а вторую вам надо найти и приложить ее к первой. По очереди».
Д. ищут вторую половину (прикладыванием или зрительным соотнесением) каждой фигуры.
Педагог по необходимости оказывает организующую помощь.
П.: «Отлично, вы справились с первым заданием. Убираем (педагог и по возможности Рома З. поют специальную песенку «убирает, убирает каждый сам», а Рома Б. активно жестикулирует, помогает убирать). Учебный материал складывается на поднос.
П.: «Молодцы!»
П.: «С первым заданием вы справились, теперь переходим к следующему. Какая цифра следующая?»
Педагог показывает жестом необходимую цифру.
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т. «стрелка, два».
П.: «Правильно, передвигаем нашу стрелку к цифре два и ищем задание под №2».
Педагог вместе с детьми ищет задание 2.
2.Упражнение для развития тонкой моторики пальцев «Манкография»
Поднос с манной крупой и комплект геометрических фигур.
П.: «Какие вы молодцы, так быстро нашли второе задание. Мы пальчиком будем рисовать геометрические фигуры. Посмотрите, как я делаю».
Педагог рисует на манке пальцем фигуру и просит детей ее назвать. Затем рисуют дети (называя или показывая фигуру) по очереди .
П.: «Понравилось вам рисовать фигуры?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т. «да, понравилось»
П.: «Замечательно, подойдем к расписанию и посмотрим, какая картинка следующая».
3.Физминутка
Даша Т. подходит к визуальному расписанию и передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена «Физминутка» и произносит « разминка».
Включается музыкальное сопровождение.
Дети вместе с педагогом поют и одновременно выполняют движения под музыку. Когда музыку выключают, дети подходят к визуальному расписанию и один из них передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена учебная ситуация произносит Даша Т. «учится».
П.: «Да. Хорошо. Учиться. Какая цифра стоит рядом с картинкой?
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «три».
П.: «Правильно, три. А теперь внимательно посмотрим вокруг и найдем в кабинете задание под №3.»
Педагог вместе с детьми ищет задание№ 3.
4. Упражнение для развития навыка узнавания геометрических фигур по тактильно-воспринимаемому образцу и мелкой моторики «Чудесный мешочек».
Поднос с набором геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), мешочек из ткани.
П.: «Вы научились быстро искать наши задания, молодцы!»
Педагог предлагает посмотреть фигуры, ощупать руками, назвать их.
П.: «Замечательно. Теперь одну из фигур положу в мешочек. Ребята, кто хочет быть фокусником? Кто хочет узнать какую фигуру я спрятала в мешочек?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «я».
П.: «Хорошо, Даша Т. подойди ко мне. Опусти руку в мешочек, ощупай фигуру, назови ее и достань. А мы с Ромой Б. увидим, правильно ли ты узнала геометрическую фигуру».
Ребенок достает все три фигуры по очереди. Затем начинает другой. Педагог по необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию задания, педагог и по возможности Даша Т.. поют специальную песенку «убирает, убирает каждый сам…». Учебный материал складывается обратно на поднос.
Далее дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к следующей карточке с цифрой 4 .
П.: «Молодцы, какая цифра на карточке?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «четыре», Рома Б. может указать жестом.
П.: ««Правильно, четыре. А теперь внимательно посмотрим вокруг и найдем в кабинете задание под №4.»
Педагог стоит около визуального расписания, дети сами ищут задание№4 .
5. Упражнение для развития зрительно-пространственного восприятия при составлении предметов из геометрических фигур «Удивляйка».
Поднос с из геометрических фигур.
П.: «Хорошо, что вы нашли самостоятельно».
Педагог дает каждому ребенку картину, на которой необходимо заполнить пустые места геометрическими фигурами (они лежат на подносе). Педагог по необходимости оказывает организующую помощь.
П.: «
П.: «Молодцы, вы быстро справились с заданием.
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «да».
П.: «А теперь мы поиграем. Где должна стоять стрелка на нашем расписании?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. « играть»,
П.: «Правильно, стрелку передвигаем к картинке «играем». Спасибо, Рома Б. Ты уже все сделал.
6.Игровое упражнение для закрепления навыка узнавания геометрических фигур и умения слушать педагога и четко выполнять инструкцию.
П.: « Сегодня будем с вами играть в игру «Спрячься в домик».
Педагог раскладывает на полу два круга и две секции иск. травы (квадраты)
и рассказывает правила игры. Упражнение повторяется 2-3 раза.
П.: «По команде – «Круг» вы должны стать в круги. Ребята, покажите, где здесь круги? (Дети показывают). А по команде – «Квадрат» в квадраты. Ребята, покажите, где здесь квадраты? (Дети показывают) Начали».
Педагог по необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию игрового упражнения педагог и по возможности Даша Т. поют специальную песенку - «убирает, убирает каждый сам…».
Затем дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к следующей карточке с цифрой 5.
П.: «Правильно, передвигаем нашу стрелку к цифре 5 и ищем задание под №5».
Педагог вместе с детьми ищет задание 5.
7. Упражнение для совершенствования навыка распознавания форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых).
Поднос с набором геометрических фигур (металлических) – Монтессори и набор карточек с изображением предметов (домашнего обихода) разной геометрической формы.
П.: «Мы научились быстро находить наши задания. Молодцы!»
Педагог раскладывает геометрические фигуры, рядом с которыми находится поднос с набором карточек.
П.: «Все фигуры разложены. Теперь нужно к каждой геометрической фигуре подобрать и похожий по форме предмет и назвать его. Кто первый? Соблюдаем очередь».
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «я».
Педагог по необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию игрового упражнения, педагог и по возможности ДашаТ. поют специальную песенку - «убирает, убирает каждый сам…».
III. Итог занятия
П.: «Ребята, мы сегодня с вами хорошо позанимались. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы теперь знаете?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы ДашаТ. « квадрат, круги др».
П.: « Рома Б. покажи их».
Педагог по необходимости оказывает организующую помощь.
П.: «Замечательно. Смотрите, какие я приготовила коробочки. На что они похожи?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «квадрат, круг и др.».
П.: «Правильно. Посмотрите на подносе лежат различные геометрические фигур, которые нужно распределить по этим коробочкам. Начинаем».
Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.
П.: «Молодцы! Вы правильно разложили все фигуры по коробочкам. Квадраты к квадратам круги к кругам и т.д»
П.: «Мы все задания выполнили. Мы молодцы!»
Дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к последней карточке «Прощание».
Дети подходят к доске визуальной поддержки и по очереди снимают свои фотографии и имена, и убирают их в определенное место, проговаривая или показывая жестами смотря на надпись: «Я иду домой». Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.
Затем один из ребят берет с полки бубен, стучит в него, проговаривая слово «до свидания» и передает его другому ребенку глядя на его лицо со словами: «На,(называет имя ребенка)» (эти слова произносятся при каждой передаче бубна). Следующий ребенок повторяет приветствие и передает бубен педагогу, который тоже выполняет такие же действия. Затем дети и педагог кладут вместе одну руку и произносят «до свидания».
Дети берут рюкзаки и уходят домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)
Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...
Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"
Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию...
План-конспект группового логопедического занятия-развлечения. Тема: сказка «Рукавичка».
Уважаемые коллеги! Представляю план-конспект логопедического занятия - развлечения с учащимися 1 класса( логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3 уровня). Занятие вызвало у реб...
Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [щ - ч] в словах и фразе".
Дифференциация Щ - Ч...
Коррекционное занятие "Конструирование из геометрических фигур".
Конспект из коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия"....
Конспект индивидуального дефектологического занятия на тему "Геометрические фигуры"
Дефектологическое занятие...
Конспект индивидуального коррекционного занятия на тему "Геометрические фигуры"
Данный конспект разработан для обучающегося 4УО класса вариант 1 с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями). Основные психические функции слабо развиты. Базовые учебные дей...