Конспект группового коррекционного занятия по теме: «Геометрические фигуры»
план-конспект
КОНСПЕКТ
коррекционного занятия для учащихся 3 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Тема: «Геометрические фигуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
коррекционного занятия для учащихся 3 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Тема: «Геометрические фигуры»
Цель занятия: закрепить представления детей о различных геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал), систематизировать их знания о данных геометрических фигурах.
Образовательные:
- продолжать закреплять навык узнавания геометрических фигур;
- совершенствовать навык распознавания форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых);
- учить узнавать и называть геометрические фигуры по тактильно-воспринимаемому образцу;
- закрепить умение воссоздавать форму геометрических фигур по их отдельным элементам.
Коррекционно-развивающие:
развитие зрительно-пространственного восприятия при составлении предметов из геометрических фигур;
- понимание обращенной речи, развитие общей и мелкой моторики (манкография).
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе;
- воспитывать умение слушать педагога и четко выполнять инструкцию.
Материально-техническое оснащение: 2 комплекта карточек с изображением геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, круг, овал), комплект разрезанных геометрических фигур, набор металлических геометрических фигур (Монтессори), карточки с изображением цифр (от 1 до 5), поднос с манкой, бубен, мешочек с набором геометрических фигур, прозрачные пластиковые емкости разных форм, набор карточек с изображением геометрических фигур небольшого размера, игрушка «груша»-очередь.
План занятия:
Часть занятия | Время (минуты) |
I Организационный момент | 5 |
II Основная часть. 1. Упражнение на закрепление узнавания, называния и воссоздание формы геометрических фигур по их отдельным элементам. 2. Упражнение для развития мелкой моторики «Манкография». 3. Физкультминутка 4. Упражнение для развития навыка узнавания геометрических фигур по тактильно-воспринимаемому образцу и мелкой моторики «Чудесный мешочек». 5. Упражнение для развития зрительно-пространственного восприятия при составлении картин из геометрических фигур. 6. Игровое упражнение для закрепления навыка узнавания геометрических фигур и умения слушать педагога и четко выполнять инструкцию. 7. Упражнение для совершенствования навыка распознавания форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых). | 6 3 4 5 5 6 |
III. Итог занятия | 6 |
Продолжительность занятия: 40 минут |
Ход занятия:
I Организационный момент.
Педагог (далее П.):Ребята, проходите в кабинет. Наше занятие начинается.
Далее следует ритуал приветствия.
Дети подходят к визуальному расписанию занятия, ставят красную стрелку к картинке «бубен». Затем один из ребят берет с полки бубен, стучит в него, проговаривая слово «здравствуйте» и передает его другому ребенку глядя на него со словами: «На,(называет имя ребенка)» (эти слова произносятся при каждой передаче бубна). Следующий ребенок повторяет приветствие и передает бубен педагогу, который тоже выполняет такие же действия. Затем педагог стучит в бубен, называет свое имя и передает его ребенку. Когда все поздоровались, бубен кладут на место. Затем подходят к доске визуальной поддержки и по очереди ищут свои фотографии и имена и прикрепляют их, проговаривая или показывая жестами смотря на надпись: «Я здесь». Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.
П.: «Ребята, сегодня у нас гости. Мы с ними тоже должны поздороваться».
Дети здороваются с гостями.
II Основная часть.
П.: «Наше занятие продолжается . Давайте посмотрим, ребята какая следующая картинка?»
ДашаТ. подходит к визуальному расписанию и передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена учебная ситуация и произносит: «учится».
П.: «Правильно, молодец!»
П.: «Ребята, каждое задание обозначено цифрой. Какая здесь цифра первая стоит?»
Д.: «Один» (произносят или показывают).
П.: «Правильно, один. А теперь внимательно посмотрим вокруг и найдем в кабинете задание под №1.
Педагог вместе с детьми ищет задание. Все учебные задания лежат на подносах и пронумерованы от 1 до 5.
П.: «Молодцы, быстро нашли первое задание».
1.Упражнение для закрепления узнавания, называния, соотнесения и воссоздания формы геометрических фигур по их отдельным элементам.
На подносе лежат 2 комплекта карточек с изображением контуров геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, круг, овал), а также комплект разрезанных геометрических фигур.
П.: «Назовите геометрические фигуры, которые я буду вам показывать. Называем фигуры по очереди. Это какая фигура?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т.(квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал).
При необходимости, педагог помогает детям. «Подводит» ребенка к правильному ответу).
П.: «Молодцы, правильно назвали все геометрические фигуры. А теперь будем искать пару (такую же) каждой нашей фигуре. По очереди».
Д. ищут пару (прикладыванием или зрительным соотнесением) каждой фигуре. Педагог по необходимости оказывает организующую помощь.
П.: « Хорошо, вы быстро и верно подобрали пары, соблюдали очередь. Спасибо. А еще коробочка лежит на подносе? ДашаТ., открой ее. Что там?».
Д.. Предполагаемые голосовые ответы « разрезанные фигуры».
П.: « Это элементы (2 части) геометрических фигур, из которых нам нужно собрать целую фигуру. Одну часть фигуры я кладу, а вторую вам надо найти и приложить ее к первой. По очереди».
Д. ищут вторую половину (прикладыванием или зрительным соотнесением) каждой фигуры.
Педагог по необходимости оказывает организующую помощь.
П.: «Отлично, вы справились с первым заданием. Убираем (педагог и по возможности Рома З. поют специальную песенку «убирает, убирает каждый сам», а Рома Б. активно жестикулирует, помогает убирать). Учебный материал складывается на поднос.
П.: «Молодцы!»
П.: «С первым заданием вы справились, теперь переходим к следующему. Какая цифра следующая?»
Педагог показывает жестом необходимую цифру.
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т. «стрелка, два».
П.: «Правильно, передвигаем нашу стрелку к цифре два и ищем задание под №2».
Педагог вместе с детьми ищет задание 2.
2.Упражнение для развития тонкой моторики пальцев «Манкография»
Поднос с манной крупой и комплект геометрических фигур.
П.: «Какие вы молодцы, так быстро нашли второе задание. Мы пальчиком будем рисовать геометрические фигуры. Посмотрите, как я делаю».
Педагог рисует на манке пальцем фигуру и просит детей ее назвать. Затем рисуют дети (называя или показывая фигуру) по очереди .
П.: «Понравилось вам рисовать фигуры?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т. «да, понравилось»
П.: «Замечательно, подойдем к расписанию и посмотрим, какая картинка следующая».
3.Физминутка
Даша Т. подходит к визуальному расписанию и передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена «Физминутка» и произносит « разминка».
Включается музыкальное сопровождение.
Дети вместе с педагогом поют и одновременно выполняют движения под музыку. Когда музыку выключают, дети подходят к визуальному расписанию и один из них передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена учебная ситуация произносит Даша Т. «учится».
П.: «Да. Хорошо. Учиться. Какая цифра стоит рядом с картинкой?
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «три».
П.: «Правильно, три. А теперь внимательно посмотрим вокруг и найдем в кабинете задание под №3.»
Педагог вместе с детьми ищет задание№ 3.
4. Упражнение для развития навыка узнавания геометрических фигур по тактильно-воспринимаемому образцу и мелкой моторики «Чудесный мешочек».
Поднос с набором геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), мешочек из ткани.
П.: «Вы научились быстро искать наши задания, молодцы!»
Педагог предлагает посмотреть фигуры, ощупать руками, назвать их.
П.: «Замечательно. Теперь одну из фигур положу в мешочек. Ребята, кто хочет быть фокусником? Кто хочет узнать какую фигуру я спрятала в мешочек?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «я».
П.: «Хорошо, Даша Т. подойди ко мне. Опусти руку в мешочек, ощупай фигуру, назови ее и достань. А мы с Ромой Б. увидим, правильно ли ты узнала геометрическую фигуру».
Ребенок достает все три фигуры по очереди. Затем начинает другой. Педагог по необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию задания, педагог и по возможности Даша Т.. поют специальную песенку «убирает, убирает каждый сам…». Учебный материал складывается обратно на поднос.
Далее дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к следующей карточке с цифрой 4 .
П.: «Молодцы, какая цифра на карточке?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «четыре», Рома Б. может указать жестом.
П.: ««Правильно, четыре. А теперь внимательно посмотрим вокруг и найдем в кабинете задание под №4.»
Педагог стоит около визуального расписания, дети сами ищут задание№4 .
5. Упражнение для развития зрительно-пространственного восприятия при составлении предметов из геометрических фигур «Удивляйка».
Поднос с из геометрических фигур.
П.: «Хорошо, что вы нашли самостоятельно».
Педагог дает каждому ребенку картину, на которой необходимо заполнить пустые места геометрическими фигурами (они лежат на подносе). Педагог по необходимости оказывает организующую помощь.
П.: «
П.: «Молодцы, вы быстро справились с заданием.
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «да».
П.: «А теперь мы поиграем. Где должна стоять стрелка на нашем расписании?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. « играть»,
П.: «Правильно, стрелку передвигаем к картинке «играем». Спасибо, Рома Б. Ты уже все сделал.
6.Игровое упражнение для закрепления навыка узнавания геометрических фигур и умения слушать педагога и четко выполнять инструкцию.
П.: « Сегодня будем с вами играть в игру «Спрячься в домик».
Педагог раскладывает на полу два круга и две секции иск. травы (квадраты)
и рассказывает правила игры. Упражнение повторяется 2-3 раза.
П.: «По команде – «Круг» вы должны стать в круги. Ребята, покажите, где здесь круги? (Дети показывают). А по команде – «Квадрат» в квадраты. Ребята, покажите, где здесь квадраты? (Дети показывают) Начали».
Педагог по необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию игрового упражнения педагог и по возможности Даша Т. поют специальную песенку - «убирает, убирает каждый сам…».
Затем дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к следующей карточке с цифрой 5.
П.: «Правильно, передвигаем нашу стрелку к цифре 5 и ищем задание под №5».
Педагог вместе с детьми ищет задание 5.
7. Упражнение для совершенствования навыка распознавания форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых).
Поднос с набором геометрических фигур (металлических) – Монтессори и набор карточек с изображением предметов (домашнего обихода) разной геометрической формы.
П.: «Мы научились быстро находить наши задания. Молодцы!»
Педагог раскладывает геометрические фигуры, рядом с которыми находится поднос с набором карточек.
П.: «Все фигуры разложены. Теперь нужно к каждой геометрической фигуре подобрать и похожий по форме предмет и назвать его. Кто первый? Соблюдаем очередь».
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «я».
Педагог по необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию игрового упражнения, педагог и по возможности ДашаТ. поют специальную песенку - «убирает, убирает каждый сам…».
III. Итог занятия
П.: «Ребята, мы сегодня с вами хорошо позанимались. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы теперь знаете?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы ДашаТ. « квадрат, круги др».
П.: « Рома Б. покажи их».
Педагог по необходимости оказывает организующую помощь.
П.: «Замечательно. Смотрите, какие я приготовила коробочки. На что они похожи?»
Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «квадрат, круг и др.».
П.: «Правильно. Посмотрите на подносе лежат различные геометрические фигур, которые нужно распределить по этим коробочкам. Начинаем».
Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.
П.: «Молодцы! Вы правильно разложили все фигуры по коробочкам. Квадраты к квадратам круги к кругам и т.д»
П.: «Мы все задания выполнили. Мы молодцы!»
Дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к последней карточке «Прощание».
Дети подходят к доске визуальной поддержки и по очереди снимают свои фотографии и имена, и убирают их в определенное место, проговаривая или показывая жестами смотря на надпись: «Я иду домой». Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.
Затем один из ребят берет с полки бубен, стучит в него, проговаривая слово «до свидания» и передает его другому ребенку глядя на его лицо со словами: «На,(называет имя ребенка)» (эти слова произносятся при каждой передаче бубна). Следующий ребенок повторяет приветствие и передает бубен педагогу, который тоже выполняет такие же действия. Затем дети и педагог кладут вместе одну руку и произносят «до свидания».
Дети берут рюкзаки и уходят домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-117635-1350662175.jpg)
Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)
Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/22/picture-168539-1356194359.jpg)
Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"
Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/07/picture-732646-1452180817.jpg)
План-конспект группового логопедического занятия-развлечения. Тема: сказка «Рукавичка».
Уважаемые коллеги! Представляю план-конспект логопедического занятия - развлечения с учащимися 1 класса( логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3 уровня). Занятие вызвало у реб...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/27/picture-810536-1611732577.jpg)
Конспект группового логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [щ - ч] в словах и фразе".
Дифференциация Щ - Ч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/13/picture-750129-1463132333.jpg)
Коррекционное занятие "Конструирование из геометрических фигур".
Конспект из коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия"....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/29/picture-1466593-1680102793.jpg)
Конспект индивидуального дефектологического занятия на тему "Геометрические фигуры"
Дефектологическое занятие...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/13/picture-1495430-1699859531.jpg)
Конспект индивидуального коррекционного занятия на тему "Геометрические фигуры"
Данный конспект разработан для обучающегося 4УО класса вариант 1 с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями). Основные психические функции слабо развиты. Базовые учебные дей...