Конспект группового коррекционного занятия по теме: «Геометрические фигуры»
план-конспект

КОНСПЕКТ

коррекционного занятия для учащихся 3 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

 

Тема: «Геометрические фигуры»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dudkinoi_a.v._1.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

коррекционного занятия для учащихся 3 класса с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Тема: «Геометрические фигуры»

Цель занятия:  закрепить представления детей о  различных геометрических фигурах  (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал), систематизировать  их знания о данных геометрических фигурах.

Образовательные:

  • продолжать закреплять навык узнавания геометрических фигур;  
  • совершенствовать навык распознавания  форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых);
  • учить узнавать и называть геометрические  фигуры по тактильно-воспринимаемому образцу;
  • закрепить умение воссоздавать форму геометрических фигур по их отдельным элементам.

Коррекционно-развивающие:

            развитие зрительно-пространственного восприятия при составлении предметов из геометрических фигур;

  • понимание обращенной речи, развитие общей и мелкой моторики (манкография).

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в группе;
  • воспитывать умение слушать педагога и четко выполнять инструкцию.

Материально-техническое оснащение: 2 комплекта карточек с изображением геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, круг, овал),  комплект разрезанных геометрических фигур, набор металлических  геометрических фигур (Монтессори), карточки с изображением цифр (от 1 до 5), поднос с манкой, бубен, мешочек с набором геометрических фигур, прозрачные пластиковые емкости разных форм, набор карточек с изображением геометрических фигур небольшого размера, игрушка «груша»-очередь.

План занятия:

Часть занятия

Время (минуты)

I Организационный момент

5

II Основная часть.

1.   Упражнение на закрепление узнавания, называния и воссоздание формы геометрических фигур по их отдельным элементам.

2. Упражнение для развития мелкой моторики «Манкография».

3.   Физкультминутка

4. Упражнение для развития навыка узнавания геометрических  фигур по тактильно-воспринимаемому образцу и мелкой моторики «Чудесный мешочек».

5.    Упражнение для        развития   зрительно-пространственного восприятия при составлении картин из геометрических фигур.

 6. Игровое упражнение  для закрепления навыка узнавания геометрических фигур и умения слушать педагога и четко выполнять инструкцию.

  7. Упражнение  для        совершенствования навыка распознавания  форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых).

6

3

4

5

5

6

III. Итог занятия

6

Продолжительность занятия: 40 минут

Ход занятия:

I Организационный момент.

Педагог (далее П.):Ребята, проходите в кабинет. Наше занятие начинается.

 Далее следует ритуал приветствия.

Дети подходят к визуальному  расписанию занятия, ставят красную стрелку к картинке «бубен». Затем один из ребят  берет с полки бубен, стучит в него,  проговаривая слово «здравствуйте» и передает его другому ребенку глядя на него со словами: «На,(называет имя ребенка)» (эти слова произносятся при каждой передаче бубна). Следующий ребенок повторяет приветствие и передает бубен педагогу, который тоже выполняет такие же действия. Затем педагог стучит в бубен, называет свое имя и передает его ребенку. Когда все поздоровались, бубен кладут на место. Затем подходят к доске визуальной поддержки и по очереди ищут свои фотографии и имена и прикрепляют их, проговаривая или показывая жестами смотря на надпись: «Я здесь». Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.

П.: «Ребята, сегодня у нас гости. Мы с ними тоже должны поздороваться».

Дети здороваются с гостями. 

II Основная часть.

П.: «Наше занятие продолжается . Давайте посмотрим, ребята какая следующая  картинка?»

ДашаТ. подходит к визуальному расписанию и передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена  учебная ситуация и произносит: «учится».

П.: «Правильно, молодец!»

П.: «Ребята,  каждое задание обозначено цифрой. Какая здесь цифра первая стоит?»

Д.: «Один» (произносят или показывают).

П.: «Правильно, один. А теперь  внимательно посмотрим  вокруг и найдем в кабинете задание под №1.

Педагог вместе с детьми ищет задание. Все учебные задания лежат на подносах и пронумерованы от 1 до 5.  

П.: «Молодцы, быстро нашли первое задание».

     1.Упражнение для закрепления узнавания, называния, соотнесения и воссоздания  формы геометрических фигур по их отдельным элементам.

На подносе лежат 2 комплекта карточек с изображением контуров геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, круг, овал), а также комплект разрезанных геометрических фигур.  

П.: «Назовите геометрические фигуры, которые я буду вам показывать.  Называем фигуры по очереди. Это какая фигура?»

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т.(квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал).

 При необходимости,  педагог помогает детям. «Подводит» ребенка к правильному ответу).

П.: «Молодцы, правильно назвали все геометрические фигуры. А теперь будем искать пару (такую же) каждой нашей фигуре.  По очереди».

Д. ищут пару (прикладыванием или зрительным соотнесением) каждой фигуре. Педагог по  необходимости оказывает организующую помощь.

П.: « Хорошо, вы быстро и верно подобрали пары, соблюдали очередь. Спасибо. А  еще коробочка лежит на подносе?  ДашаТ., открой ее. Что там?».

Д.. Предполагаемые голосовые ответы  « разрезанные фигуры».

П.: « Это элементы (2 части)  геометрических фигур, из  которых нам нужно собрать целую фигуру. Одну часть  фигуры я кладу, а вторую вам надо найти и приложить ее к первой.  По очереди».

Д. ищут вторую половину  (прикладыванием или зрительным соотнесением) каждой фигуры.

 Педагог по  необходимости оказывает организующую помощь.

П.: «Отлично, вы справились с первым заданием.  Убираем (педагог и по возможности Рома З. поют специальную песенку «убирает, убирает каждый  сам», а Рома Б. активно жестикулирует, помогает убирать). Учебный материал складывается на поднос.

П.: «Молодцы!»

П.: «С первым заданием вы справились, теперь переходим к следующему. Какая цифра следующая?»

Педагог показывает жестом необходимую цифру.

 Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т. «стрелка, два».

П.: «Правильно, передвигаем нашу стрелку к цифре два и ищем задание под №2».

Педагог вместе с детьми ищет задание 2.

    2.Упражнение для развития тонкой моторики пальцев «Манкография»

Поднос с манной крупой и комплект геометрических фигур.

 П.: «Какие вы молодцы, так быстро нашли второе задание. Мы пальчиком будем рисовать геометрические фигуры. Посмотрите, как я делаю».

Педагог рисует на манке пальцем  фигуру и просит детей ее назвать. Затем рисуют дети (называя или показывая фигуру) по очереди .

П.: «Понравилось вам рисовать фигуры?»

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даши Т. «да, понравилось»

П.: «Замечательно,   подойдем к расписанию и посмотрим, какая картинка следующая».

     3.Физминутка

Даша Т.  подходит к визуальному расписанию и передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена   «Физминутка» и произносит « разминка».

Включается музыкальное сопровождение.

Дети вместе с педагогом поют и одновременно  выполняют движения под музыку. Когда музыку выключают,  дети подходят к визуальному расписанию и один из них передвигает стрелку к следующей картинке, где изображена учебная ситуация произносит Даша Т.  «учится».

 П.: «Да. Хорошо. Учиться. Какая цифра стоит рядом с картинкой?

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «три».

П.: «Правильно, три. А теперь  внимательно посмотрим  вокруг и найдем в кабинете задание под №3.»

Педагог вместе с детьми ищет задание№ 3.

     4. Упражнение для развития навыка узнавания геометрических  фигур по тактильно-воспринимаемому образцу и мелкой моторики «Чудесный мешочек».

Поднос с набором геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), мешочек из ткани.

 П.: «Вы научились быстро искать наши задания, молодцы!»

 Педагог предлагает посмотреть фигуры, ощупать  руками, назвать их.

П.: «Замечательно. Теперь одну из фигур положу в мешочек.  Ребята, кто хочет быть фокусником? Кто хочет узнать какую фигуру я спрятала в мешочек?» 

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «я».

П.: «Хорошо, Даша Т.  подойди ко мне. Опусти руку в мешочек, ощупай фигуру, назови ее и достань.  А мы с Ромой Б. увидим,  правильно ли ты  узнала геометрическую фигуру».

Ребенок достает все три фигуры по очереди. Затем начинает другой. Педагог по  необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию задания,  педагог и по возможности Даша Т.. поют специальную песенку «убирает, убирает каждый  сам…». Учебный материал складывается обратно на поднос.

Далее дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к следующей карточке с цифрой 4 .

 П.: «Молодцы, какая цифра на карточке?»

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «четыре», Рома Б. может указать жестом.

П.: ««Правильно, четыре. А теперь  внимательно посмотрим  вокруг и найдем в кабинете задание под №4.»

Педагог стоит около визуального расписания, дети сами ищут задание№4 .

     5. Упражнение  для        развития зрительно-пространственного восприятия при составлении предметов из геометрических фигур         «Удивляйка».

Поднос  с из геометрических фигур.

П.: «Хорошо, что вы нашли самостоятельно».

Педагог дает каждому ребенку картину, на которой необходимо заполнить пустые места геометрическими фигурами (они лежат на подносе). Педагог по  необходимости оказывает организующую помощь.

П.: «

П.: «Молодцы, вы быстро справились с заданием.

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «да».

П.: «А теперь мы поиграем. Где должна стоять  стрелка на  нашем расписании?»

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. « играть»,

П.: «Правильно, стрелку передвигаем к картинке «играем». Спасибо, Рома Б. Ты уже все сделал.

6.Игровое упражнение  для закрепления навыка узнавания геометрических фигур и умения слушать педагога и четко выполнять инструкцию.  

П.: « Сегодня будем с вами играть в  игру «Спрячься в домик».

Педагог раскладывает на полу два круга и две секции иск. травы (квадраты)

и рассказывает правила игры.  Упражнение повторяется 2-3 раза.

П.: «По команде – «Круг» вы должны стать в круги. Ребята, покажите, где здесь круги? (Дети показывают). А по команде – «Квадрат» в квадраты. Ребята, покажите, где здесь квадраты? (Дети показывают)  Начали».

Педагог по  необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию игрового упражнения  педагог и по возможности Даша Т. поют специальную песенку - «убирает, убирает каждый  сам…».

Затем дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к следующей карточке с цифрой 5.

П.: «Правильно, передвигаем нашу стрелку к цифре 5 и ищем задание под №5».

Педагог вместе с детьми ищет задание 5.

7. Упражнение  для        совершенствования навыка распознавания  форм геометрических фигур в реальных предметах (знакомых).

Поднос с набором геометрических фигур (металлических) – Монтессори и набор карточек с изображением предметов (домашнего обихода) разной геометрической формы.

П.: «Мы научились быстро находить наши задания. Молодцы!»

Педагог раскладывает геометрические фигуры, рядом с которыми находится  поднос с набором карточек.

П.: «Все фигуры разложены. Теперь нужно к  каждой геометрической фигуре подобрать и похожий по форме предмет и назвать его. Кто первый? Соблюдаем очередь».

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «я».

Педагог по  необходимости оказывает организующую помощь. По окончанию игрового упражнения,  педагог и по возможности ДашаТ. поют специальную песенку - «убирает, убирает каждый  сам…».

III. Итог занятия

П.: «Ребята, мы сегодня с вами хорошо позанимались. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры  вы теперь знаете?»

Д. Предполагаемые голосовые ответы ДашаТ.  « квадрат, круги др».

П.: « Рома Б. покажи их».

 Педагог по  необходимости оказывает организующую помощь.

П.: «Замечательно. Смотрите, какие я приготовила коробочки.  На что они похожи?»

Д. Предполагаемые голосовые ответы Даша Т. «квадрат, круг и др.».  

П.: «Правильно. Посмотрите на подносе лежат различные геометрические фигур, которые нужно распределить  по этим коробочкам. Начинаем».

Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.

П.: «Молодцы! Вы правильно разложили все фигуры по коробочкам. Квадраты к квадратам круги к кругам и т.д»

П.: «Мы все задания выполнили. Мы молодцы!»

Дети подходят к визуальному расписанию, и один из них передвигает стрелку к последней карточке «Прощание».

Дети подходят к доске визуальной поддержки и по очереди снимают  свои фотографии и имена, и убирают их в определенное место, проговаривая или показывая жестами смотря на надпись: «Я иду домой». Все действия детей поддерживаются организующей помощью педагога.

Затем один из ребят  берет с полки бубен, стучит в него,  проговаривая слово «до свидания» и передает его другому ребенку глядя на его лицо со словами: «На,(называет имя ребенка)» (эти слова произносятся при каждой передаче бубна). Следующий ребенок повторяет приветствие и передает бубен педагогу, который тоже выполняет такие же действия. Затем дети и педагог кладут вместе одну руку и произносят «до свидания».

Дети берут рюкзаки и уходят домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"

Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию...

План-конспект группового логопедического занятия-развлечения. Тема: сказка «Рукавичка».

Уважаемые коллеги! Представляю  план-конспект логопедического занятия - развлечения с учащимися 1 класса( логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3 уровня). Занятие вызвало у реб...

Коррекционное занятие "Конструирование из геометрических фигур".

Конспект из коррекционного курса "Развитие зрительного восприятия"....

Конспект индивидуального коррекционного занятия на тему "Геометрические фигуры"

Данный конспект разработан для  обучающегося 4УО класса вариант 1 с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями). Основные психические функции слабо развиты. Базовые учебные дей...